Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:03, курс лекций
Объектом исследования экономической теории является экономика – особая сфера жизнедеятельности общества, связанная с эффективным использованием имеющихся ресурсов при производстве товаров, их обращением и распределением для удовлетворения общественных потребностей. Экономика имеет сложную структуру, в которой можно выделить сферу производства товаров, сферу потребления и воспроизводства рабочей силы, и соединяющую эти сферы рыночную сферу товарно-денежного обращения и распределения доходов.
Производство можно считать ведущей сферой, поскольку оно формирует потребности людей, создает их и удовлетворяет, а также реализует главную потребность человека в целесообразной деятельности.
Издержками производства в экономической теории называют денежные выплаты, которые осуществляет предприятие для того, чтобы удержать ресурсы в существующем направлении использования.
Различают бухгалтерские издержки и экономические издержки.
Бухгалтерские издержки – денежные выплаты собственникам факторов производства необходимые для начала или продолжения процесса производства. Бухгалтерские издержки называют внешними, поскольку они выплачиваются не собственникам фирмы, а собственникам ресурсов привлекаемых фирмой.
В результате производственной деятельности фирма после реализации продукции получает выручку, равную произведению рыночной цены на величину производства.
Для того, чтобы фирма продолжала
существовать эта выручка должна
превышать бухгалтерские
Если выручка будет превышать экономические издержки, то предприятие получает экономическую или чистую прибыль и развивается.
В зависимости от объема выпускаемой продукции издержки производства классифицируются на постоянные и переменные.
Переменные издержки зависят от текущего объема выпускаемой продукции. Обозначаются – VC.
Постоянные издержки производитель несет независимо от текущей деятельности по производству продукции. Обозначаются – FC.
Чем быстрее растут переменные издержки с увеличением объема производства, тем производительность меньше (производство с убывающей производительностью).
Полные и средние издержки.
Общие или полные издержки складываются из постоянных и переменных.
TC=TVC+TFC
При определении цены товара большое значение имеют издержки, приходящиеся на единицу продукции или средние издержки. Они обозначаются АТС – средние полные издержки.
АТС = ТС/Q, где Q – количество продукции.
АТС= ТVС/Q +ТFС/Q = AVC+AFC
График средних полных издержек (АТС) образуется из графиков средних переменных издержек (АVС) и средних постоянных издержек (АFС). Переменные издержки с ростом производства начинают расти из-за роста издержек обращения.
Предельные издержки (МС) показывают, какие выплаты предприятие несет в связи с производством еще одной дополнительной единицы продукции. Поэтому они важны для принятия оперативных решений.
МС= DТС/DQ = DТVС/ DQ, где DQ =1
Если (ТVС/Q)¢ =0, то ТVС/Q = DТVС/DQ, то есть средние издержки равны предельным в точке минимума средних издержек.
В долгосрочном периоде нет постоянных издержек.
Любая фирма стремится
Максимальная прибыль
Равенство предельных издержек предельному доходу означает, что выручка от реализации дополнительной единицы продукции равна издержкам необходимым для производства этой единицы продукции.
Различают 4 типа рынков:
Рынок совершенной конкуренции – характеризуется отсутствием препятствий для входа и выхода с рынка, как для производителей, так и для покупателей. На таком рынке много покупателей и продавцов, объем торговли каждого из которых значительно ниже рыночного спроса и предложения. На рынках совершенной конкуренции торгуют стандартизированной продукцией.
На рынке чистой монополии присутствует один продавец уникальной продукции. Он может устанавливать цену исходя из своих интересов.
Олигополию характеризует 2-4 производителя, производящие основную массу продукции. Количество производителей до 24-х. Продукция может быть как стандартизированная, так и дифференцированная. Вход на рынки олигополии очень сложный, существует множество препятствий как технических, так и экономических.
На рынке монополистической конкуренции каждый из производителей является монополистом своей продукции, легко замещаемой продукцией других монополистов. На рынке много производителей, которые ведут неценовую конкуренцию.
На рынке совершенной
Полный доход определяется как РQ.
Средний и предельный доход равны рыночной цене и совпадают с кривой спроса на продукцию фирмы.
А. Рыночная цена превышает минимум средних полных издержек.
Б. Рыночная цена ниже минимума средних полных издержек.
В. Цена равна минимуму средних переменных издержек.
С. Рыночная цена равна минимуму средних полных издержек. Долгосрочное равновесие отрасли.
Абсолютная или чистая монополия означает, что предприятие является единственным производителем уникального продукта, не имеющего заменителей или субститутов. Поскольку продукт монополиста не имеет заменителей, то покупатель может либо купить товар у монополиста или же будет вынужден обходиться без него.
Предприятие монополист представляет целую отрасль, поэтому поведение монополиста противоположно поведению конкурентной фирмы. В отличие от конкурентного предприятия монополист осуществляет контроль над ценой на рынке. При нисходящей кривой рыночного спроса монополист может изменять цены на продукт одновременно с объёмом его реализации.
Сохранение монополии
Закрытые монополии существуют,
когда нормативно-
Естественные монополии образуются, когда долгосрочные издержки минимизируются при объёме производства равном рыночному предложению. В такой ситуации разделение рыночного предложения между несколькими производителями увеличит издержки производства и вызовет потери у потребителей в результате роста цен.
Открытая монополия возникает
благодаря новизне
Со временем все монополии разрушаются, так как легальные барьеры опротестовываются, обходятся, либо отменяются, а естественные барьеры преодолеваются с изменениями в технологии или с появлением новых субститутов.
Монополист устанавливает цену товара и определяет величину среднего дохода. Поэтому кривая среднего дохода совпадает с кривой спроса, показывающей максимально допустимые цены, по которым покупатель готов покупать различные количества товара.
При переходе к большему объёму производства монополист должен понизить цену чтобы реализовать весь товар. Это снижение цены ведет к потере дохода от реализации прежнего объёма производства, хотя валовой доход, тем не менее, увеличивается до тех пор пока предельный доход имеет положительное значение.
Предельный доход представляет собой изменение валового дохода. Когда предельный доход становится отрицательным, валовой доход начинает сокращаться.
Как видно на рисунке максимальной
выручке соответствует
Монополист ищет комбинацию цены и объема производства, которая принесла бы максимальную прибыль. Размер прибыли определяется вычитанием из валового дохода общих издержек.
Максимальную прибыль надо отличать от максимального дохода. Если доход продолжает расти, но издержки растут быстрее, то прибыль уменьшается.
До тех пор пока предельный доход превышает предельные издержки, увеличение выпуска продукции увеличивает прибыль. Максимум прибыли получают при объёме производства когда предельный доход равен предельным издержкам. Точка К на рисунке.
Прибыль, получаемая от реализации единицы продукции, умноженная на объём выпуска, равна совокупной прибыли. Она показана заштрихованным прямоугольником.
В противоположность
При неблагоприятных рыночных условиях монополист в краткосрочном периоде может не получать прибыль, в этом случае он будет минимизировать убытки.
Линия спроса лежит ниже средних общих издержек для любого объёма производства. При равенстве предельного дохода предельным издержкам объём выпуска обеспечивает минимум убытков АВNM.
Монополист будет выпускать продукцию, пока цена на нее будет превышать средние переменные издержки. Если он закроется, то будет нести убытки равные постоянным издержкам (LNBE).
Полные постоянные издержки значительно больше убытков (МАВN) которые несет монополист, продолжая производство.
Анализируя монополию, мы предполагали, что вся продукция продается по одной цене. Часто имеет место дискриминация – установление монополистом разных цен на один и тот же товар для разных покупателей.
Для этого необходимы два условия:
В этом случае покупателям, спрос которых неэластичен, будет предложена более высокая цена. Монополист продает товар на нескольких рынках разным группам покупателей и добивается максимизации прибыли благодаря ценовой дискриминации.
Большинству монополий в рыночной
экономике присущи черты
Предположим, монополист несет большие постоянные издержки, отчего кривая спроса пересекает кривую средних издержек в точке, где общие средние издержки все еще снижаются.
Монополист выберет объем