Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:03, курс лекций

Описание работы

Объектом исследования экономической теории является экономика – особая сфера жизнедеятельности общества, связанная с эффективным использованием имеющихся ресурсов при производстве товаров, их обращением и распределением для удовлетворения общественных потребностей. Экономика имеет сложную структуру, в которой можно выделить сферу производства товаров, сферу потребления и воспроизводства рабочей силы, и соединяющую эти сферы рыночную сферу товарно-денежного обращения и распределения доходов.
Производство можно считать ведущей сферой, поскольку оно формирует потребности людей, создает их и удовлетворяет, а также реализует главную потребность человека в целесообразной деятельности.

Файлы: 1 файл

лекции по экономической теории.doc

— 524.00 Кб (Скачать файл)

Издержками производства в экономической  теории называют денежные выплаты, которые  осуществляет предприятие для  того, чтобы удержать ресурсы в существующем направлении использования.

Различают бухгалтерские издержки и экономические издержки.

Бухгалтерские издержки – денежные выплаты собственникам факторов производства необходимые для начала или продолжения процесса производства. Бухгалтерские издержки называют внешними, поскольку они выплачиваются не собственникам фирмы, а собственникам ресурсов привлекаемых фирмой.

В результате производственной деятельности фирма после реализации продукции  получает выручку, равную произведению рыночной цены на величину производства.

Для того, чтобы фирма продолжала существовать эта выручка должна превышать бухгалтерские издержки на величину нормальной прибыли (нормальной с точки зрения собственников  фирмы). Таким образом для продолжения существования фирмы она должна нести издержки или осуществлять выплаты не только внешним собственникам факторов производства, но и собственникам самой фирмы (акционерам). Эти выплаты называют экономическими издержками, они равны бухгалтерским издержкам и нормальной прибыли.

Если выручка будет превышать  экономические издержки, то предприятие  получает экономическую или чистую прибыль и развивается.

2. Классификация издержек.

В зависимости от объема выпускаемой  продукции издержки производства классифицируются на постоянные и переменные.

Переменные издержки зависят от текущего объема выпускаемой продукции. Обозначаются – VC.

Постоянные издержки производитель  несет независимо от текущей деятельности по производству продукции. Обозначаются – FC.

 

 

 

 

 

Чем быстрее растут переменные издержки с увеличением объема производства, тем производительность меньше (производство с убывающей производительностью).

Полные и средние издержки.

Общие или полные издержки складываются из постоянных и переменных.

TC=TVC+TFC  

При определении цены товара большое значение имеют издержки, приходящиеся на единицу продукции или средние издержки. Они обозначаются АТС – средние полные издержки.

АТС = ТС/Q, где Q – количество продукции. 

АТС= ТVС/Q +ТFС/Q = AVC+AFC

График средних полных издержек (АТС) образуется из графиков средних переменных издержек (АVС) и средних постоянных издержек (АFС). Переменные издержки с ростом производства начинают расти из-за роста издержек обращения.

 

 

 

 

 

 

Предельные издержки.

Предельные издержки (МС) показывают, какие выплаты предприятие несет в связи с производством еще одной дополнительной единицы продукции. Поэтому они важны для принятия оперативных решений.

МС= DТС/DQ  = DТVС/ DQ, где DQ =1

 

 

 

 

 

 

Если (ТVС/Q)¢ =0, то ТVС/Q = DТVС/DQ, то есть средние издержки равны предельным в точке минимума средних издержек.

Издержки производства в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде нет постоянных издержек.

 

 

 

 

 

 

 

3. Критерии поведения фирмы на  рынке

Любая фирма стремится максимизировать  полученную прибыль. Прибыль возникает из разницы между выручкой от реализации и издержками.

 

 

 

 

 

 

Максимальная прибыль возникает  при  объеме производства равном Q. Он может не соответствовать максимальной выручке. Это условие равновесия фирмы основано на сравнении полной выручки и полных издержек. Это же условие можно сформулировать и для предельных величин DR/DQ=DТС/DQ или МR = МС

Условие равновесия фирмы

Равенство предельных издержек предельному  доходу означает, что выручка от реализации дополнительной единицы продукции равна издержкам необходимым для производства этой единицы продукции.

Почему это равенство является условием равновесия фирмы? Если фирма  пожелала бы произвести еще единицу продукции, то издержки оказались бы больше дохода от реализации, в то же время, если бы фирма произвела на единицу меньше – она уменьшила бы свою прибыль, т.е. выручка от реализации последней единицы продукции больше издержек ее производства. 
Тема 20 Предприятие в условиях совершенной (чистой) конкуренции

1.  Классификация моделей рыночных структур

Различают 4 типа рынков:

    1. Рынки совершенной конкуренции
    2. Рынки монополистической конкуренции
    3. Олигополия
    4. Чистая монополия

Рынок совершенной конкуренции  – характеризуется отсутствием  препятствий для входа и выхода с рынка, как для производителей, так и для покупателей. На таком рынке много покупателей и продавцов, объем торговли каждого из которых значительно ниже рыночного спроса и предложения. На рынках совершенной конкуренции торгуют стандартизированной продукцией.

На рынке чистой монополии присутствует один продавец уникальной продукции. Он может устанавливать цену исходя из своих интересов.

Олигополию характеризует 2-4 производителя, производящие основную массу продукции. Количество производителей до 24-х. Продукция  может быть как стандартизированная, так и дифференцированная. Вход на рынки олигополии очень сложный, существует множество препятствий как технических, так и экономических.

На рынке монополистической  конкуренции каждый из производителей является монополистом своей продукции, легко замещаемой продукцией других монополистов. На рынке много производителей, которые ведут неценовую конкуренцию.

2. Доход конкурентной фирмы на  рынке совершенной конкуренции

На рынке совершенной конкуренции  цена определяется самим рынком и  отдельная фирма не может повлиять на нее. Поэтому спрос на продукцию фирмы будет абсолютно эластичным, не будет изменяться рыночная цена при любом изменении объема производства фирмы.

 

 

 

 

 

Полный доход определяется как  РQ.

Средний и предельный доход равны  рыночной цене и совпадают с кривой спроса на продукцию фирмы.

3. Положение конкурентной фирмы  в зависимости от рыночной  цены.

А. Рыночная цена превышает минимум  средних полных издержек.

Б. Рыночная цена ниже минимума средних  полных издержек.

В. Цена равна минимуму средних  переменных издержек.

С. Рыночная цена равна минимуму средних  полных издержек. Долгосрочное равновесие отрасли.

4. Долгосрочное равновесие в  условиях чистой конкуренции.

 

 

Тема 21 Предприятие в условиях чистой монополии

  1.  Особенности рынка чистой монополии

Абсолютная или чистая монополия означает, что предприятие является единственным производителем уникального продукта, не имеющего заменителей или субститутов. Поскольку продукт монополиста не имеет заменителей, то покупатель может либо купить товар у монополиста или же будет вынужден обходиться без него.

Предприятие монополист представляет целую отрасль, поэтому поведение  монополиста противоположно поведению конкурентной фирмы. В отличие от конкурентного предприятия монополист осуществляет контроль над ценой на рынке. При нисходящей кривой рыночного спроса монополист может изменять цены на продукт одновременно с объёмом его реализации.

Сохранение монополии обусловлено  техническими, юридическими и экономическими барьерами вступления в отрасль. По степени ограниченности доступа в отрасль монополии бывают закрытые, естественные и открытые.

Закрытые монополии существуют, когда нормативно-законодательные  акты препятствуют другим предприятиям вступать в отрасль (например, закон об интеллектуальной собственности).

Естественные монополии образуются, когда долгосрочные издержки минимизируются при объёме производства равном рыночному предложению. В такой ситуации разделение рыночного предложения между несколькими производителями увеличит издержки производства и вызовет потери у потребителей в результате роста цен.

Открытая монополия возникает  благодаря новизне предлагаемого  товара.

Со временем все монополии разрушаются, так как легальные барьеры  опротестовываются, обходятся, либо отменяются, а естественные барьеры преодолеваются с изменениями в технологии или с появлением новых субститутов.

  1. Предельный средний и валовой доход чистой монополии

Монополист устанавливает цену товара и определяет величину среднего дохода. Поэтому кривая среднего дохода совпадает с кривой спроса, показывающей максимально допустимые цены, по которым покупатель готов покупать различные количества товара.

При переходе к большему объёму производства монополист должен понизить цену чтобы  реализовать весь товар. Это снижение цены ведет к потере дохода от реализации прежнего объёма производства, хотя валовой доход, тем не менее, увеличивается до тех пор пока предельный доход имеет положительное значение.

Предельный доход представляет собой изменение валового дохода. Когда предельный доход становится отрицательным, валовой доход начинает сокращаться.

Как видно на рисунке максимальной выручке соответствует единичный  коэффициент эластичности. Кривая спроса делится на две части. В пределах эластичного спроса предельный доход имеет положительное значение.

  1.  Максимизация прибыли монополиста по критерию валовых величин.

Монополист ищет комбинацию цены и  объема производства, которая принесла бы максимальную прибыль. Размер прибыли  определяется вычитанием из валового дохода общих издержек.

 

 

 

 

 

Максимальную прибыль надо отличать от максимального дохода. Если доход продолжает расти, но издержки растут быстрее, то прибыль уменьшается.

  1. Максимизация прибыли монополиста по критерию предельных величин.

До тех пор пока предельный доход  превышает предельные издержки, увеличение выпуска продукции увеличивает прибыль. Максимум прибыли получают при объёме производства когда предельный доход равен предельным издержкам. Точка К на рисунке.

 

 

 

 

 

 

 

Прибыль, получаемая от реализации единицы  продукции, умноженная на объём выпуска, равна совокупной прибыли. Она показана заштрихованным прямоугольником.

В противоположность конкурентному  предприятию монополист выбирает цену не равную предельным издержкам, а превышающую  их, так как кривая предельного  дохода не совпадает с кривой спроса и находится ниже нее.

  1. Минимизация убытков монополиста по критерию предельных величин.

При неблагоприятных рыночных условиях монополист в краткосрочном периоде  может не получать прибыль, в этом случае он будет минимизировать убытки.

Линия спроса лежит ниже средних общих издержек для любого объёма производства. При равенстве предельного дохода предельным издержкам объём выпуска обеспечивает минимум убытков АВNM.

Монополист будет выпускать  продукцию, пока цена на нее будет  превышать средние переменные издержки. Если он закроется, то будет нести убытки равные постоянным издержкам (LNBE).

Полные постоянные издержки значительно  больше убытков (МАВN) которые несет монополист, продолжая производство.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Ценовая дискриминация

Анализируя монополию, мы предполагали, что вся продукция продается по одной цене. Часто имеет место дискриминация – установление монополистом разных цен на один и тот же товар для разных покупателей.

Для этого необходимы два условия:

    1. Покупатели не могут перепродавать товар;
    2. Покупатели подразделяются на группы, имеющие различную эластичность спроса на товар.

В этом случае покупателям, спрос которых  неэластичен, будет предложена более  высокая цена. Монополист продает  товар на нескольких рынках разным группам покупателей и добивается максимизации прибыли благодаря ценовой дискриминации.

  1. Регулирование монополии

Большинству монополий в рыночной экономике присущи черты естественной монополии. В связи с этим необходимо регулирование цен и тарифов государством.

Предположим, монополист несет большие постоянные издержки, отчего кривая спроса пересекает кривую средних издержек в точке, где общие средние издержки все еще снижаются.

Монополист выберет объем выпуска  Qм, что позволяет получить экономическую прибыль (отрезок ML). Однако цена Цм вызывает ограниченный спрос.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"