Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 13:03, курс лекций

Описание работы

Объектом исследования экономической теории является экономика – особая сфера жизнедеятельности общества, связанная с эффективным использованием имеющихся ресурсов при производстве товаров, их обращением и распределением для удовлетворения общественных потребностей. Экономика имеет сложную структуру, в которой можно выделить сферу производства товаров, сферу потребления и воспроизводства рабочей силы, и соединяющую эти сферы рыночную сферу товарно-денежного обращения и распределения доходов.
Производство можно считать ведущей сферой, поскольку оно формирует потребности людей, создает их и удовлетворяет, а также реализует главную потребность человека в целесообразной деятельности.

Файлы: 1 файл

лекции по экономической теории.doc

— 524.00 Кб (Скачать файл)

Регулирование цен государством должно содействовать снижению цены и увеличению объема производства и сокращению экономической прибыли монополий, но не должно приводить к их банкротству.

Государство может установить верхнюю  цену равную предельным издержкам Цк. При такой административно установленной цене монополия сможет только минимизировать убытки, производя Qк единиц продукции. Очевидно, что нельзя устанавливать цену, которая не покрывает средних общих издержек, поскольку это приведет к банкротству естественной монополии в долгосрочном интервале.

Поскольку валовые издержки включают в себя нормальную прибыль, цена должна совпадать со средними общими издержками. Такой справедливой ценой является ЦN.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 22 Предприятие в условиях монополистической конкуренции и олигополии

  1.  Особенности рынка монополистической конкуренции

Для монополистической конкуренции  характерно значительное число производителей, однако, каждый обладает контролем над ценой, так как производит товар отличный от товаров других производителей. Например, рынок верхней одежды. Наличие многих производителей, выпускающих аналогичные товары, а также возможность относительно свободного входа в отрасль вносят в процесс ценообразования элемент конкуренции.

  1. Максимизация прибыли и минимизация убытков на рынке монополистической конкуренции

Предприятие будет максимизировать  прибыль или минимизировать убытки в краткосрочном периоде, устанавливая объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. При этом, если кривая средних общих издержек ниже кривой спроса предприятие получает максимальную прибыль. Если же кривая средних общих издержек выше кривой спроса, то фирма понесет убытки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В случае наличия экономической  прибыли начнется прилив капитала в отрасль и в долгосрочном периоде прибыль исчезнет. При наличии убытков произойдет отток капитала, в результате создаются условия для получения нормальной прибыли.

В долгосрочном периоде в результате миграции капиталов и других факторов производства предприятия получают нормальную прибыль, а экономическая прибыль становится равной нулю. На рисунке это положение соответствует кривой средних общих издержек, касающейся кривой спроса.

  1. Ценовая и неценовая конкуренция на рынке монополистической конкуренции

При монополистической конкуренции  возможна ценовая конкуренция, несмотря на многообразие товаров и услуг, удовлетворяющих одну потребность. Вместе с тем, для данной рыночной структуры характерна и неценовая  конкуренция.

Основными формами неценовой конкуренции при монополистической конкуренции является дифференциация продукта, улучшение его качественных и потребительских свойств, реклама.

  1. Особенности олигополистического рынка

Олигополистический рынок характеризуется  наличием нескольких производителей создающих основную массу товаров отрасли. Если на рынке 2 производителя, то говорят о дуополии. Плотные олигополии возникают, если количество производителей не больше 8. Разреженные олигополии имеют больше 8 производителей.

Для плотной олигополии характерны различные сговоры в отношении поведения на рынке, для разреженной олигополии это невозможно.

Исходя из характера товара, олигополия является ординарной (при стандартизированной продукции) или дифференцированной (при многообразии ассортимента).

  1. Ценообразование на рынке олигополии

Специфика олигополии обусловливает  рыночное поведение производителей и ценообразование. Ценообразование осуществляется для разреженной олигополии на основании ценовой конкуренции.

Для плотной олигополии характерна неценовая конкуренция в виде тайного сговора в цене, лидерства в ценах или ценовой накидки. Тайный сговор олигополистов направлен на проведение единой ценовой политики его участниками. Лидерство в ценах заключается в изменении цены за лидером. Ценовая накидка сводится к прибавлению в случае дифференцированной продукции к средним издержкам соответствующей величины надбавки.

Ценовая конкуренция на рынке олигополии

Понижение цены одним из олигополистов  вызовет стремление остальных понизить цены, чтобы не допустить расширения рынка продаж инициатора за счет остальных.

В тоже время повышение цен одним  олигополистом конкуренты оставляют  без внимания, рассчитывая на перераспределение  покупателей и увеличение своей  доли в общем объёме продаж. Таким образом, при ценовой конкуренции у олигополиста имеется ломаная кривая спроса С1АС2.



 



 

 

 

 

 

 

 

 

 


С1С1 – кривая спроса, когда конкуренты выравнивают свои цены по ценам олигополиста. С2С2 – кривая спроса, когда конкуренты игнорируют изменение цены олигополиста.

Кривая предельного дохода при ломаной кривой спроса состоит из двух отрезков, соответствующих различным участкам кривой спроса. Перелом кривой спроса обусловливает разрыв кривой предельного дохода. Разрыв ВЕ означает, что любые изменения предельных издержек в границах между И1пред и И2пред не будут влиять на цену и объём производства. Это говорит о жесткости цен на таких рынках. 

Тема 23 Спрос на ресурсы и их эффективное использование

В данной теме речь идет о выборе различных  ресурсов при производстве продукции для получения максимальной прибыли. Анализируются рынки факторов производства. Цена ресурса определяется соотношением спроса и предложения.

  1. Спрос на ресурсы

Спрос на ресурс зависит от спроса на продукт, производимый с помощью  данного ресурса. Главным фактором, определяющим спрос на ресурсы, является эффективность их использования (достижение максимальной отдачи от них). Чем ниже цена факторов производства и чем выше их производительность, тем меньше издержки несет предприятие и тем больший предельный продукт производит.

Эластичность спроса на ресурсы

Кривые спроса на ресурсы выражают зависимость величины спроса от цены. Спрос на ресурсы обладает большей  или меньшей эластичностью по цене.

Эс = (DQp/Qp)/(DЦpp)

Она показывает, на сколько процентов  изменится величина спроса при изменении цены на 1%.

 

 

 

 

 

 

 

 

Важнейшие факторы, определяющие эластичность спроса на ресурс: 
а) динамика предельного дохода от использования ресурса (предельный доход равен произведению предельного продукта на цену продукта); 
в) степень возможности ресурсозамещения; 
с) эластичность спроса на продукт; 
d) доля ресурса в общих издержках производства.

а) Чем незначительнее будет уменьшение предельного продукта от наращивания  используемого ресурса, тем более  эластичным будет спрос на ресурс по цене. Незначительное снижение цены на такой ресурс приводит к заметному увеличению спроса на него. Ускоренное падение предельной производительности ресурса (величины предельного продукта) вызывает столь же быстрое снижение предельной доходности ресурса, представляемое крутой кривой спроса на ресурс.

в) Чем больше возможностей замещения  ресурса другими ресурсами, тем  выше эластичность спроса на него, так  как любое незначительное увеличение цены ресурса резко сокращает спрос на него в результате переориентации товаропроизводителей на другие ресурсы. Напротив, отсутствие ресурсозамещения делает спрос на ресурс неэластичным, так как производители вынуждены покупать этот ресурс, несмотря на увеличение цены.

с) Незначительное увеличение цены на продукт с высокой эластичностью  вызовет резкое увеличение выпуска продукта, что приведет к большому увеличению спроса на ресурс.

d) По мере сокращения "веса" ресурса в общих издержках эластичность спроса на него снижается и, наоборот.

Изменение спроса ресурса

Рассмотрим факторы, вызывающие сдвиг кривой спроса на ресурс.

  1. Спрос на ресурс является производным от спроса на продукты и услуги, которые производятся с его помощью. Так при увеличении спроса на продукт цена на него повысится, что вызовет повышение предельной доходности ресурса и подтолкнет к наращиванию закупок ресурса. Кривая «С» сместится от центра координат в положение «С¢». Сокращение спроса продукта приведет к снижению спроса на ресурс и смещению кривой спроса на ресурс ближе к центру координат в положение «С¢¢».

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Смещение кривой спроса вызывается изменением производительности ресурса. Изменение спроса происходит однонаправлено с изменением производительности ресурса: чем выше его производительность и соответственно выше предельный доход, тем больше спрос на ресурс и соответственно цена ресурса.
  2. Значительное место в изменении спроса на ресурс занимают цены на другие ресурсы. При этом необходимо различать взаимозаменяемые и взаимодополняющие ресурсы, хотя в различных ситуациях одни и те же ресурсы могут выступать в роли и тех и других.

Взаимозаменяемые ресурсы

Если имеет место ресурсозамещение, то на спрос заменяемого ресурса  воздействуют два противоположных эффекта: эффект замещения и эффект объема выпуска.

С одной стороны снижение цены на ресурс-заменитель (например, на оборудование) объективно вызовет сокращение спроса на данный ресурс (например, на труд) в интересах выпуска заданного количества продукции с наименьшими издержками.

С другой стороны, если предприятие  стремится использовать благоприятную  рыночную ситуацию, вызванную снижением цены на один из взаимозаменяемых ресурсов при неизменности цены на другой, в интересах расширения масштабов производства, то такое увеличение объема производства приведет к росту спроса на оба ресурса.

Эффект замещения и эффект масштаба производства воздействуют на спрос на заменяемый ресурс в противоположных направлениях. Если превалирует эффект замещения, то спрос на заменяемый ресурс изменяется однонаправлено с изменением цены ресурсозаменителя. Если эффект объема выпуска превышает эффект замещения, то изменение спроса на ресурс противоположно изменению цены ресурсозаменителя.

Взаимодополняющие ресурсы

Изменение цены на один из взаимодополняющих  ресурсов под воздействием эффекта масштаба производства приведет к обратному изменению спроса на другой ресурс.

  1. Предельная доходность и предельные издержки ресурса

Для предприятия важно проявление закона убывающей отдачи от ресурсов, поскольку при постоянной и возрастающей отдаче, оно неизменно получает прибыль. При убывающей отдаче предприятие будет расширять производство продукции, пока прирост дохода будет превышать прирост издержек.

Предельная доходность ресурса – прирост дохода предприятия за счет вовлечения в производство дополнительной единицы ресурса. ПДр = (DQ)Цп /DР = (DQ)Цп при DР = 1.

При снижении отдачи прирост дохода сокращается. У конкурентного предприятия снижение предельной доходности менее интенсивно, чем у монополизированного. Масштабы использования предприятием ресурсов зависят от динамики и предельной доходности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предельные издержки ресурса представляют собой прирост издержек в результате вовлечения в производство дополнительной единицы переменного ресурса. Если ресурс закупается на рынке совершенной конкуренции, то предельные издержки, приобретающего его предприятия равны цене ресурса, а кривая спроса предприятия на ресурс будет горизонтальной.

  1. Равновесие на рынках факторов производства

Ограничение и наращивание использования  ресурса

Принцип определения предприятием объема использования ресурса аналогичен принципу оптимизации объема выпуска продукции с точки зрения максимизации прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

В условиях  несовершенной конкуренции  равенству предельной доходности ресурса его предельным издержкам соответствует точка А и меньшее количество вовлекаемых в производство ресурсов, чем при совершенной конкуренции (точка Б).

В действительности предприятие комбинирует  ресурсы, поэтому задача заключается в выборе оптимального сочетания ресурсов. Руководствуясь ценами на ресурсы, предприятие замешает дорогие ресурсы более дешевыми.

Оптимизация издержек при двух переменных факторах.

Рассмотрим издержки и выпуск продукции  при двух переменных факторах.

Изокванта – кривая, объединяющая множество сочетаний двух ресурсов, при которых можно произвести заданное количество продукции. Для изокванты увеличение прироста продукта за счет прироста одного ресурса должно компенсироваться уменьшением продукта за счет сокращения использования другого ресурса.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"