Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:17, курс лекций

Описание работы

1 Предмет и функции «Экономической теории».
Предмет эк. теории как самост науки обособился около 300 лет назад. За это время менялись подходы к определению предмета эк. Теории: 1) в начале - меркант-ты, – наука, основной задачей кот. явл-ся выявление источников богатства общества.
2) классики и марксистское направление – эт в работах представлена в виде исследования объективных по своей природе соц-эк отношений. Предмет – производственные отношения и закономерности их развития - это отношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Производственные отношения нельзя изучать в отрыве от производительных сил.

Файлы: 1 файл

2_kurs_Zima_Leto_Makroekonomika_Klinova_Shp (3).doc

— 585.50 Кб (Скачать файл)

Мат. пр-во уходит в основание. Происх. переход к информац. об-ву и вместе с этим меняется тип обществ. развития. На смену воспроизводственному, формационному типу, основ. на разреш. противореч, м-ду производ.  силами и производств. отн-ями и на переходе от одного  способа производства к др., прих. процессуальный, инновационный тип, основ. на пост. обновл. форм и сочетании

Россия сейчас находится в состоянии перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Но пока она все-таки ближе к  индустриальной стадии, поскольку еще не преодолела традиционное разделение труда в его тейлористско-фордистской форме.

 

 

5 Собственность и экономические  интересы

Эконом рост, сопров-ся утверждением новых более прогрессивных произв отношений, связан со сменой форм соб-ти. Новые отношения соб-ти должны раскрыть все богатство своего содержания и обрасти адекватными им орг-экон формами. Указанная взаимосвязь действует не только при переходе от одного сп-ба пр-ва к другому, но и внутри каждого из них. Развитие произ сил предполагает постоянное совершенствование форм соб- ти, орг-экон отнош, форм и методов хоз-я.

Произв отнош-я – это всегда отн-я м/до пред соц субъектами – произв-лями и потреб-лями мат благ, СС их потребностями и интересами. М возникнуть впечатление, что от потребностей и интересов з-т состояние произв отношений. В действит-ти все обстоит иначе: интересы формир-ся в процессе совм труда людей, т.е. в рамках опред произв отношений. И произ отношения, будучи первичными по отнош к интересам, в любом об-ве проявл через интересы.

Экон интересы – это побудит мотивы хоз д-ти людей. Поэтому они выступают движ силами экон прогресса.

Т.о. будучи производными от произ отношений, экон интересы «двигают» экономический прогресс, побуждая изменения произ отношений и произ сил, изменяя тем самым отношения соб-ти.

Экон интересы у разных классов, соц групп далеко не одинаковы. Интересы порождены не биол природой или абстрактной сущ-тью человека. Они опред положением соотв класса или соц группы в об-ве, их местом в экон укладе обществ жизни, а в конечн счете господств формами соб-ти. При все многообр индив вкусов и запросов у произ-ля одни интересы,а у наемного работника – другие.

Экон интересы имеют весьма сложн структуру. Ведь человек одновременно выступ как индивидуум и как представитель той или иной соц группы. В соотв с этим он явл носителем разл интересов.

Способы воздейст-я на интересы людей, с пом которых обеспечивается их участие в пр-ве, многообразны, опред своеобразием той или иной общ-экон формации. Главные способы воздействия – внеэкон принуждение, экон воз-е на интересы людей, моральное и соц побуждение к труд активности. Они всегда сочет друг с другом. 

6 Сущность, функции и структура рынка.

В уз см – рын – обмен тов и усл по зак тов-ден отнош. В шир см - саморег сис восп-ва, все звенья кот нах под воздей спр и предл.

Суб рын отнош – фл и юр л, объекты – все блага и усл, по пов кот возник данные отнош.

Сущ рын проявл в его фун.1. саморегулирования тов п-ва (при росте спр, растет об п-ва и наоб)

2. стимулирующая - нацеливает на снижение издержек производства, внедрение новой техники и технологии, рациональное использование ресурсов, обеспечение высокого качества товаров и обслуживания.

3. регулирующая - проявляется в распределении и перераспределении ресурсов в соответствии с платёжеспособным спросом, в установлении свободных равновесных цен; определяет структуру предложения.

4. информационная - рынок выявляет общественные потребности, спрос на товары и услуги, а также даёт производителям и продавцам информацию об ориентировочной цене и качестве продуктов.

5. Санирующая (развитие эфф п-в  и разорении неэф)

Рын им отриц и положит стороны. Преимущ рын эк: более эфф исп-е рес, более гибкое и быстр адаптирование к измен усл п-ва, способствует разраб и внедр достиж НТП, свобода выб п-ля и потреб, нацеливает п-лей на удовлет потреб потреб, на повыш кач. Недостатки: не сохр невосп-мые рес, загрязн окр ср, повышение неравенства, не способ развитию фун науки, ис-ва, кул, не спос п-ву общ необх продуктов, не гарантир предпринимательство на труд, отдых, дох, не гарантир полной занятости и стаб ур цен.

Структура рын по различ призн. По геогр призн: локальный, регион внутри стр, нац рын, рын ряда стран, мировой. По законности: легал(белый), серый(закон тов, с наруш правил), черный (незак тов). По сост рын: сбалансир, дефицит, избыточ. По эк назнач. А) рын тов и усл: рын потреб тов, рын ср-в п-ва б) рын тр: по квалиф, по полу, по возр в) фин рын: рын кап (инвест), рын цб(фондовый), валют рын. Г) рын немат акт: рын НИОКР, рын дух и кул ценностей. По  хар рын струк (по ст огранич конкур): чистая конкур (бол колво продавцов и покуп относит разм рын), совершен конкур (тоже + мобил рес, доступ к инф, своб вход и вых), монополия (одна фирма, уникал продукт, вход блокир, значит контр над ценой, н-р ком хоз), монополист конкур (много мел фирм, разнород предпринимательство, относит своб вход, некот контр над ценой, но незначит), олигополия (нес круп фирм, однород или разнород тов, преп входа, конт над ценой ограничен зависимостью фирм, м б при тайном сговоре), квазиконкур (нет чист конкур, ное сть своб вход вых. При малом колич продавцов конкур поведение), монопсония (один потреб и нес п-лей, н-р военная промышл).

 

Рынок - это общественная форма организации хозяйственной деятельности, при которой продукты и услуги перемещаются от продавца к потребителю под воздействием законов товарно-денежных отношений.

Через рынок обеспечивается контроль потребителя над производителем, выясняется необходимость затраченного труда и полезность произведенных продуктов. Рынок непосредственно соединяет продавца и покупателя, которые общаются на языке цен.

Условия существования рынка:

1. наличие свободного товаропроизводителя  с собственностью на средства производства и произведенные товары, а также наемных работников и потребителей - собственников денег;

2. конкуренция как стимул постоянного  повышения эффективности деятельности;

3. свободные равновесные цены, регулируемые с помощью законов спроса и предложения.

 

 

7 Товар и деньги как элемент рыночной экономики.

Товар—это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и изготовленный для продажи (обмена). 2 подхода. Марксистский: Товар—это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и изготовленный для продажи (обмена). Неокласс: теже 3 + тов, продукт, имеющ в кол , мен чем потребность в нем. 

Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и меновой стоимостью.

Потребительная стоимость товара заключается в способности ее удовлетворять личные, производственные или какие-либо другие потребности. Следует различать индивидуальную потребительную стоимость, когда продукт производится для удовлетворения собственных потребностей, и общественную потребительную стоимость — потребительную стоимость для других. В процессе обмена на рынке потребительная стоимость выступает в качестве материального носителя меновой стоимости.

Меновая стоимость — это свойство товара обмениваться в определенных пропорциях на другие товары. Эти пропорции закономерны, и в их основе лежит воплощенный в товаре общественный труд. Если одна потребительная стоимость обменивается на другую, то в них воплощено равное количество общественного труда. Общественный труд, воплощенный в товаре, образует стоимость товара. Стоимость измеряется количеством труда, воплощенного в товаре, а меновая стоимость отражает пропорцию, в которой один товар обменивается на другой. В продукте может быть воплощен труд, но он не предназначен для продажи, поэтому строго теоретически этот продукт не имеет стоимости.  По своему содержанию труд разнообразен в соответствии с количеством профессий и специальностей. По сфере применения труд может быть производительным и непроизводительным. Существует также физический и умственный труд. Труд, не требующий специальной подготовки, называется простым, если же требует дополнительных затрат на подготовку работника - сложным. Абстрагируясь от всех различий труда, можно выделить свойства, делающие многообразие видов и форм труда сравнимыми между собой. Одним из таких свойств являются затраты вообще - абстрактный труд. Другим свойством труда является его качественная определённость - конкретный труд.

Деньги являются результатом исторического развития обмена и форм стоимости. Стоимость есть общественное свойство вещи, ее ценность по сравнению с другими вещами.

Формы стоимости: 1)простая, единичная или случайная форма. Эта форма стоимости присуща периоду зарождения обмена, когда один товар меняется на другой от случая к случаю. 2)полная или развернутая форма стоимости. С углублением разделения труда обмен приобретает регулярный, постоянный характер. 3)всеобщая. Дальнейшее развитие разделения общественного труда, рост регулярности обмена привело к выделению товара, на который обменивались все другие товары. Этот товар получил название всеобщего эквивалента, т. е. товара, обладающего свойством всеобщей обмениваемости.  4) денежная. Деньги—это особый товар, выполняющий функцию всеобщего эквивалента, форма стоимости всех др товаров. Роль денег выполняли различные товары, постепенно эта роль закрепилась за золотом (в силу однородности, делимости, сохраняемости,  редкости) хотя в разное время были медные, серебряные и другие деньги. На его добычу тратилось больше труда, чем на любой другой материал. В настоящее время золото является обычным товаром.

5 функций денег:

1) мера стоимости -оценка стоимости товаров путём установления цен. Основой установления цен товаров является величина их стоимости, зависящая прежде всего от величины затрат общественно необходимого труда на изготовление товаров. В случаях одинаковых цен на отдельные виды товаров преимущества имеют производители, у которых затраты на изготовление ниже общественно необходимых.

2) средство обращения - деньги используются для оплаты приобретаемых товаров. Деньги играют роль посредника обмена по формуле Д-Т-Д1.

3) средство платежа - ср-во погашения долговых обяз-в (покупка в кредит, уплата налогов и др. случаи безналичных расчетов)

4) средство накопления - эту функцию деньги выполняют, непосредственно не участвуя в обороте, они образуют денежные накопления (остатки наличных денег, хранящиеся у отдельных граждан, а также остатки денег на счетах в банках). Выполнение этой функции является важной предпосылкой развития кредитных отношений, с помощью которых становится возможным использование временно свободных средств, образующихся в различных звеньях хозяйства и у населения для предоставления их взаймы предприятиям и организациям других звеньев хозяйства и отдельным гражданам. Наличные деньги, с одной стороны, не приносят доход, с другой стороны, подвержены опасности обесценения.

5) мировые деньги - эта функция проявляется во взаимоотношениях между странами или между ЮЛ и ФЛ, находящимися в разных странах. Деньги используются для оплаты приобретаемых товаров, при совершении кредитных и некоторых других операций. Эту функцию могут выполнять денежные единицы СКВ (доллар, фунт стерлинг, дойч марка, иена) или Евро.

Современная ден система вкл элементы: ден единица, масштаб цен, эмиссионная система, виды ден знаков, институты ден систем (банки и т.п)

В соответствии с формой обращения денег выдел 2 формы ден систем: обращение ме денег (моно или биметаллизм) и кредитных денег.

 

Сущ 3 теор ст-ти: труд теор ст, затратная концепция, теория предел полезн. ТТС (маркс и класс). В основе ст-ти лежат затраты тр. Тр двойствинен: конкретный тр (тр по специал с прим особых срв и технол, он формирпотребит ст-ть) и абстрактный (затраты физ и умств спос чел, лежит в основе ст-ти). Тр м б частным (чел самост осущ тр по своему выбору) и обществ (взаимоот с др людьми, когда предл свой тов общ). Продукт, кот нашел потреб хар-ся как продукт, в кот воплощ необх затраты тр, кот формир ст-ть.определение величины общест-необ затрат (смитмера ст-ти, тот тр, кот м купить за тот или иной тов, рикардо мера ст – раб вр в худ усл тр, маркс – при норм усл, тейлор – на лучш раб). Недост: нельзя найти изм тр затрат, не прим для искусства, бочки с вином, робототех. Закон ст-ти:обмен тов осущ на основе ст-ти, т.е общест необх затрат тр. Затратная конц. Милль ст-ть=издер п-ва (ср п-ва и з\п) недостаток: у всех разные затраты. Теор MU. Ст-ть опред их суб оценки полезности продукта, кот зависит от редкоси, ст насыщения. Ценность каж ед им тенденцию к пониж, ценность послед будет наим (предел), она в основе ст-ти. Недост: нет ед измер. 

8 Законы товарно-денежного обращения.

Денежное обращение  - использование денег в функции средства обращения и средства платежа.

Общий закон денежного обращения – закон количества необходимых для обращения денег.  Кг=(Т-К+П-В)/ среднее число оборотов денег,  где Кг — количество денег, необходимых для обращения, Т—сумма цен товаров и услуг, К—сумма цен товаров и услуг, проданных в кредит, П—сумма платежей по кредитам, В—сумма взаимопогашающихся платежей. Основными факторами, определяющими количество денег, необходимых для обращения, являются количество проданных товаров, уровень цен и скорость обращения денег.

Общий закон денежного обращения заключается в том, что количество денег, необходимых для обращения, прямо пропорционально количеству обращающихся товаров и уровню цен и обратно пропорционально скорости обращения денег. При этом ведущую роль играет обращение товаров, а не денег, не цены товаров определяются количеством денег, а количество денег зависит от цен на товары (з-н Фишера)

Этот закон относится к любому виду денег. Пропорции между товарной и денежной массой могут быть нарушены: 1) при увеличении или уменьшении товарной массы; 2) при расширении или сокращении кредита; 3) при просрочке уплаты платежей по кредитам; 4) при расширении безналичных взаимопогашающихся платежей при существующей величине обращающихся денег; 5) при ускорении денежного обращения, введении, наряду с находящимися в обращении бумажными деньгами, электронных денег. Кроме того, нарушение товарной и денежной сбалансированности обусловлено структурой производства. Увеличение в структуре производства военного производства ведет к увеличению затрат, но не расширяет реальный рынок средств производства и предметов потребления. Факторы, нарушающие товарные и денежные пропорции: неурожаи, стихийные бедствия, нарушение сроков выплаты крупных сумм, нарушение пропорций накопления и потребления, т. е. это могут быть факторы глобальные или значительные по масштабам, являющиеся результатом объективных причин или просчетов в экономической политике.

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"