Лекции по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:17, курс лекций

Описание работы

1 Предмет и функции «Экономической теории».
Предмет эк. теории как самост науки обособился около 300 лет назад. За это время менялись подходы к определению предмета эк. Теории: 1) в начале - меркант-ты, – наука, основной задачей кот. явл-ся выявление источников богатства общества.
2) классики и марксистское направление – эт в работах представлена в виде исследования объективных по своей природе соц-эк отношений. Предмет – производственные отношения и закономерности их развития - это отношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Производственные отношения нельзя изучать в отрыве от производительных сил.

Файлы: 1 файл

2_kurs_Zima_Leto_Makroekonomika_Klinova_Shp (3).doc

— 585.50 Кб (Скачать файл)

В соотв с теорией Кейнса  для повыш дел активности и вывода эк-ки из кризиса необх активное вмеш-во гос-ва в эк-ку, для этого необх возд-ть на сов спрос путем увелич инвестиций и гос расходов. Если произойдет рост инвест-й, то сов спрос увелич, т.о. эк-ка достигнет более выс ур-ня нац пр-ва. К этому же рез-ту приведет увелич-е др автономных расходов, вход в состав сов спроса (автон потребления Са, госрасходов G, чистого экспорта Хп). Более того и рост инвестиц, и рост проч автон расходов действ с мультиплиц эффектом (Изменение любого копм-та  автономн расходов ∆(Са+I+G+Xn) даст большее приращение сов дохода благодаря эфф-ту мультипликатора. М-р автономных расходов представл собой отнош-е изменения равновесн ВВП к изм-ю любого компанента автон расходов. Считается, что эф-т муль-ра является фактором экон нестабильности, усил колебания дел активности, поэтому необх предусмотреть меры гос политики, направл на ослабление действия этого эффекта)

Предпол, что рассматр зактрыт модель эк-ки (отсутст чистый экспорт) и нет гос расходов. Тогда сов расходы представлены р-дами населения на личное потребление (С) и расходами фирм на производительное потребление (I), т.о. график сов спроса AD=C+I. Равенство сов спроса (расходов) AD1=C+I1 и сов предложения (доходов) AS=Y, представленного на графике линией под углом 45°, установится в точке Е1 при объеме выпуска Y1. Если инвест вырастут с I1 до I2, то произ сдвиг кривой сов спроса вверх , новое равновесн состояние будет достигн в точке Е2 при более выс ур-не нац пр-ва У2.

Введем в модель гос расходы и чист экспорт. Планир расходы Е представл собой сумму, которую домох-ва, фирмы, гос-во и внеш мир планир истратить на товары и услуги.

Ф-ция планир расходов Е = С + I + G + Xn, графически она изображ как ф-ция потребления С = Са+b*Yd, которая поднята вверх на величину I+G+Xn.График расходов пересек линию дохода Y=E в точке, где достигается макроэкон равновесие.

Если фактич ур-нь пр-ва выше равновесного, то покупатели приобр товаров меньше, чем фирмы произв-т, AS>AD. Нереализ продукция увелич ТМЗ, а их рост заставл фирмы сокр пр-во и занятость, т.е. сокращать ВВП(Y) до уровня равновесного. Если AD>AS, то повыш спрос создает стимулы для пр-ва, ВВП увелич до равновесного ур-ня.

Величину, на которую должен возрасти сов спрос, чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляц ур-ня полной занятости, назыв рецессион разрывом. Если потенц объем выпуска выше фактич равновесного, то сов спрос неэффективен, сов расходы не достат для обесп полной зан рес-сов, хотя в экономике сущ равновесие. Для того, чтобы обесп полную занятость рес-сов, необх воздейств на сов спрос, чтобы объем ВВП оказ на ур-не ВВП потенц

Величину, на которую должен сокр сов спрос для того, чтобы уменьш ВВП до неинфляц ур-ня полной занятости , наз инфляционным разрывом. Причиной роста ур-ня цен является невозможность расширения пр-ва из-за полного задействования рес-сов. Чтобы преодолеть инфл разрыв, необходимо сдерж-е сов спроса, пока не будет достигнут уровень потенц ВВП.

 

  
17 Теория налогообложения и налоговая система государства.

Налоги -  обязательные платежи, взимаемые гос-вом с юр или физ лиц в гос или местные бюджеты в порядке и на условиях, определенных законодательством.

Налоги выражают отношения м-ду людьми по поводу перераспределения Нац дохода м-ду классами и группами населения.

Сущность налогов выр-ся в их ф-ях (фискальная, регулирующая, контрольная, стимулирующая, воспр-ная, распределительная) и принципах налогообложения (всеобщность налогов и их соответствие доходам, определенность, простота и удобство взимания, минимизация издержек по сбору налога).

На основе принципов разработаны 2 концепции налогообл-я: 1) Физ и юр лица должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, кот они получают от гос-ва (те кто пользуется хорошими дорогами д уплачивать больше на ремонт этих дорог); 2) зависимость налога от размера дохода.

При создании современных налоговых систем исп-ся обе концепции в завис-ти от эк и соц целесообразности и налоговой политики гос-ва.

       Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, форм и методов их построения, а также принципов их организации и гос органов управления в лице налоговой и фин служб, образует налоговую систему.

       Методы построения налоговых систем вкл в себя элементы налога: субъект, объект, источник, ставка, единица обложения, налоговые льготы.

       По способу  взимания различают налоги : - прямые  – непоср-но влимаются с дохода или имущ-ва : реальные – без учета личности плательщика (на ЦБ, земельный и тп), личные (подоходный наслед и дар на имущ-во и тп).

- косвенные – надбавки к цене  на т и у (НДС, акцизы, тамож  пошлины).

      Структура НС включает: Н на доходы, на имущество, на потребление, на капитал.

По уровню управления: Федеральные налоги и сборы: НДС, акцизы на отдельные виды товаров, налог на прибыль предприятий, налог на доходы от капитала, подоходный налог с ФЛ, взносы в социальные ВБФ, гос.пошлина и таможенные сборы, налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный, экологический, федеральные лицензионные сборы. Региональные:  налог на имущество организаций, налог на недвижимость, дорожный налог, транспортный налог, налог с продаж, на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы (при введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций и ФЛ и земельного налога). Местные: земельный налог, налог на имущество ФЛ, налог на рекламу, налог на наследование или дарение, мест. лицензионные сборы.

Принципы налогообл-я, установленные НК РФ:   1) Об-ть уплаты каждым лицом законно уст-ных н и с. 2) всеобщность. 3) равенство перед налоговым законод-вом всех и каждого. 4 не допуск уст-ть дифференцированнае ставки н исходя из гражданства, веры, нац-ти, форм соб-ти и т.п.5) эк-кая обоснованность. 6)   не допуск уст-ть н нарушаюшие единое эк пространство.

     Необходимо прилагать  все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП. Этот принцип относится к регулирующей функции налогообложения.

Легче всего собирать налоги с заработной платы и жалованья. Здесь налоги взимаются автоматически в момент выплаты причитающихся денег; никакой отсрочки в уплате налогов не предоставляется и практически нет возможностей укрытия от налогов. То же самое относится к остальным социальным взносам. Легко взимать акцизы и НДС, но, хотя они дают поступления немедленно, существует при этом возможность искусственного завышения материальных издержек и приуменьшения облагаемого прироста стоимости. Наибольшие трудности возникают при получении налогов с фирм в связи с разнообразными возможностями снижения облагаемой балансовой прибыли за счет искусственного завышения издержек и использования различных льгот, скидок, отсрочек, инвестиционных премий, необходимых отчислений в различные фонды, разрешаемых государственными органами, ответственными за регулирование экономики. Существуют проблемы объективной оценки стоимости земли и другой недвижимости при взимании налогов с этого вида капитала.

Недостатки налоговой системы: большое налоговое бремя на хозяйствующие субъекты, частое изменение, большое количество налогов, льгот, сложный механизм исчисления налога, незначительная роль поступлений за природные ресурсы.  

18. Определение цены и  объема производства в условиях чистой монополии (в двух временных периодах).

Монополист в отличии от совершенной конкуренции может не только определять объем производства, но и назначать цену. Следовательно, цена превышает предельный доход. Если в условиях совершенной конкуренции Р = МR, то на монополизированном рынке Р > МR.

Когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки. Когда спрос неэластичен, снижение цены ведет к падению совокупной выручки. Поэтому рационально мыслящий монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

При возникновении чистой монополии ситуация может быть изображена следующим образом:

я        Р.                                               О

На конкурентном рынке равновесие может быть достигнуто в точке Е, где Рс = МС. В условиях монополистического рынка мы перемещаемся к монопольной цене Рm и количеству продукции <Qm. Поскольку монопольная цена превышает предельные издержки (Рm > МС}, то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются. Площадь треугольника АВЕ соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии.

В середине 50-х гг. А. Харбергер был первым, кто попытался определить величину этих. Используя математический аппарат, он показал, что такие потери в промышленном секторе США в 1929 г. составили менее 0,1% ВНП.

Обычно считают, что монопольные цены – самые высокие. Действительно, они как правило выше конкурентных, однако, следует помнить, что монополист стремиться к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. И главное рост цен не беспределен, он ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы.

Другим стереотипом является мнение, что монополист стремиться ограничивать выпуск продукции. Это также не совсем верно. По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как правило, изменяются. На издержки действуют два прямо противоположных фактора: 1) понижающий – в результате создания монополии можно более полно использовать положительный эффект от роста масштаба производства; 2) повышающий связан с разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблением стимулов к инновациям и риску вообще (X-неэффективность возникает, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек).

В этих условиях фирма увеличивает производство до той точки, где пересекутся предельные и средние издержки, в нашем случае — до минимума АТС на рис. она обозначена как точка А. Если реальные издержки превышают минимальные АТС на величину АВ, то при производстве Qc возникает Х-неэффективность. Однако в условиях свободной конкуренции подобная ситуация есть исключение из правил, ибо фирмы с Х-неэффективностью обречены на гибель. Совсем иная ситуация складывается на монополизированном рынке. Объем производства сокращается с Qс до Qm , а Х-неэффективность (отрезок СВ) заметно увеличивается

Показатель монопольной власти – индекс Лернера:

I = (Pm – MC) / Pm = 1 / E = (P – AC)  / P = p / TR.

 

 

19 ЦЕНА И ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ.

Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса (Dc) параллельна оси абсцисс, то при монополистической конвенции она приобретает небольшой отрицательный наклон -Dm Это означает, что кривая спроса менее эластична, м при совершенной конкуренции, но более эластична, чем у чистой монополии. Степень эластичности в условиях монополистической конкуренции зависит как от числа конкурентов, так и от глубины дифференциации продукта (услуг).

Таким образом, дифференциация продукта отражается в дифференциации цены. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуги, не сразу откажется от его покупки даже при небольшом росте цены. Изменит фирме лишь самый расчетливый и меркантильный покупатель.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях монополистической конкуренции производится меньше продукта. Если при совершенной конкуренции производится Qc по цене Рс, то в условиях монополистической конкуренции — Qm по цене Рm

В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. Однако отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивую экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются другие предприниматели. В результате в длительном периоде создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков (экономическая прибыль равна нулю).В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше.

 

 

20 Денежно-кредитная политика в переходной экономике.

ДКП - политика гос-ва по стабилизации объема пр-ва с помощью изменения денежного предложения. Различают: общие и селективные методы.

Общие влияют на операции всех коммерческих банков и на рынок ссудных капиталов в целом. Общие:

  1. регулирование учётной ставки - основывается на регулировании финансового рынка путём изменения учётного % по ссудам предоставляемым ЦБанком коммерческим банкам. Если ЦБ проводит ДКП, направленную на увеличение денежной массы (экспансионная политика), то учётная ставка будет уменьшаться. При сокращении объёма денежной массы (рестрикционная политика) учётная ставка будет увеличиваться.
  2. операции на открытом рынке - заключается в покупке и продаже ЦБ-ом гос ценных бумаг коммерч банкам и населению. Если ЦБ проводит рестрикционную политику, то он будет продавать ценные бумаги по курсу ниже рыночного, связывая таким образом ликвидность банков 2-го уровня (это делается для оттока кредитных ресурсов с ссудного рынка). Если ЦБ проводит экспансионную политику, то он будет покупать ценные бумаги по курсу несколько выше рыночного. Успех политики открытого рынка зависит от ряда факторов: КБ будут покупать бумаги открытого рынка только при малом спросе на кредиты, а также тогда, когда ЦБ будет предлагать бумаги открытого рынка на более выгодных условиях, чем условия предоставления кредита. Это самый гибкий инструмент ДКП.
  3. управление нормами обязательных резервов- вклады КБ-ов в ЦБ, размер которых устанавливается законодательством в определённом соотношении к банковским обязательствам, т.е. вкладам клиентов. Минимальные резервы - наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все КО-и либо в форме наличных денег, либо в виде депозитов в ЦБ. Минимальные резервы имеют двоякое значение: они должны поддерживать определённый уровень ликвидности КБ-ов; они являются инструментом денежно-кредитного регулирования. В случае проведения рестрикционной политики норма обязательного резервирования будет увеличиваться, значит банки 2-го уровня будут иметь меньше ресурсов для кредитования предприятий. В настоящее время для рос.банков установлены следующие нормативы обязательного резервирования: по привлечённым средствам ЮЛ в руб. и иностр.валюте и привлечённым средствам ФЛ в иностр.валюте - 10%, по денежным средствам ФЛ в руб. - 7%. Нормативы обязательных резервов для рос.КБ-ов не могут превышать 20% их обязательств.
  4. установление экономических нормативов - Цб регулирует деятельность КО-D, устанавливая для них показатели, экономические нормативы, обязательные для исполнения. Минимальный размер собственного капитала КО-й = 5млн.евро (для банков, имеющих генеральную, валютную лицензию).

Информация о работе Лекции по "Экономической теории"