Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 19:17, курс лекций
1 Предмет и функции «Экономической теории».
Предмет эк. теории как самост науки обособился около 300 лет назад. За это время менялись подходы к определению предмета эк. Теории: 1) в начале - меркант-ты, – наука, основной задачей кот. явл-ся выявление источников богатства общества.
2) классики и марксистское направление – эт в работах представлена в виде исследования объективных по своей природе соц-эк отношений. Предмет – производственные отношения и закономерности их развития - это отношения людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Производственные отношения нельзя изучать в отрыве от производительных сил.
3) занятость.
4) процентная ставка.
12 Сущность и цели общественного производства.
Процесс производства - это процесс создания мат благ и духовных ценностей, необх-мых для существования и развития общ-ва. Соединение личных и вещественных факторов (земля, труд и капитал) составляет процесс производства.
Обществ пр-во имеет две неразрывно связанные стороны: производительные силы и пр-ные отношения. Пр-ные силы – это личные и вещ-ные ф-ры пр-ва в своей сов-ти и взаимодействии. Пр-ные отношения – сов-ть отнош м-д людьми, склад в процессе обществ пр-ва, распределения, обмена, потребления мат благ. Различают 2 вида пр отношений: 1) орг-но-эк-кие – показ степень разв-я и организации пр сил, комбинацию их эл-тов. К ним относ раздел труда, специализация, кооперация пр-ва. 2) социально-эк – пр-ные отнош-я, хар-щие общественную форму пр-ва. Их основу сост-ют отношения соб-ти на ср-ва пр-ва, кот хар-ют способ соединения личных и вещ-ных ф-ров пр-ва и опр-ют отношения обмена и потребления.
Единство пр сил и пр-ных отношений хар-ет способ пр-ва.
С точки зрения видов деятельности пр-во делится на:материальную сферу – пр-во т, у; немат сферу – здравоохр, ф-к, образование, транспорт и т.п.
Результат производства – продукт. В завист-ти от того какие потребности он уд-ет продукт: ср-ва пр-ва и предметы потребления.
Цели пр-ва делятся на конечную и непосредственную.
Конечной целью является удовлетворение потребностей. Без потребностей - нет производства.
Объектом потребности выступают материальные и духовные блага. Носителями потребностей может выступать отдельный человек, коллектив, семья, государство, человечество в целом.
Потребности можно разделить на личные и общественные. К личным потребностям относятся потребности, которые необходимо удовлетворять, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность человека. Это материальные потр-ти (предметы первой необходимости и предметы роскоши), социальгные (в труде, отдыхе, охране здоровья), духовные (в образовании, творчестве). Общественные потребности делятся на: производственные и не производственные. Производственные потребности - связанные с обеспечением непрерывности процесса производства (потребности предприятий в средствах производства, рабочей силе, новой технологии). Непроизводственные общественные потребности – п-ти, требующие ресурсов на управление, оборону страны, развитие социальной инфраструктуры, на уд-е совместных потр-тей людей.
Непосредственная цель – обусловлена формой соб-ти на ср-ва пр-ва и выражает конкретные эк. интересы соб-ков. В феодальном общ-ве пр-во служит интересам помещиков – этой цели отвечает пр-во прибавочного продукта в форме земельной ренты. В буржуазном – непоср-ная цель – получение прибыли путем исп-я труда наемных рабочих. Здесь общественной формой продукта выступает товар, содержащий прибавочную стоимость.
Важнейшей тенденцией развития общественного пр-ва явл-ся сближение конечной и непоср-ной целей пр-ва.
Рез-т общ п-ва – СОП. Состоит из: ср-ва п-ва и предм потреб. Или из мат затраты (затраты прош тр, переносимые на вновь созд продукт) и чистый продукт. ЧП делится на необходимый (необх для восп-ва раб силы, в форме з\п) и прибавочный (сверх необх, в форме П, ренты, ссуд %, производ формы: див, стип, пособия и т.д.) Для измер СОП разные показ (ВОП, НД, ВВП, ВНП).
13 Совокупный спрос и совокупное предложение
Краткосрочные экономич колебания не регул-ны. Для их объявсн и анализа исп модели сов спроса и предложения
Сов спрос (AD) – это различ реальные объемы товаров и услуг, кот потребители, предприятия и прав-во готовы купить при каждом возможном ур-не цен. Чем ниже ур-нь цен, тем больше объем товаров и услуг захотят приобрести потреб-ли как внутри страны, так и зарубежом. Граф-ки (на верт – общ ур-нь цен, на гор – доход, выпуск, ВНП)
Отрицат наклон кривой сов спроса объясн эффектом проц ставки, эффектом богатства и эффектом импортн закупок
Изменение ценовых факторов – движение вдоль кривой спроса
Эф-т проц ставки – более низкий уровень цен ведет к снижению проц ставки и увелич спроса на товары и услуги. При сниж ур-ня цен денег для приобретения одного и того же объема товаров треб меньше. Дом х-ва будут стрем-ся уменьшить ден запас и обратят их в активы, приносящ д-д. При этом сниж ставка процента, что стимулир заимств и фирм, и дом х-в
Эффект богатства – при сниж цен ценность денег возрастает, т.е. за одну и ту же сумму м купить больше товаров, богатство возрастает. Потребители увелич свои расходы, т.е. предъявл более выс спрос
Эффект импортных закупок (эффект обменного курса) – рост цен внутри страны при стаб ценах на импортн товары приведет к росту спроса на них, что сократит экспорт и снизит сов спрос.
Кроме того, сущ и другие факторы, помимо цены , изменяющие сов спрос – неценовые факторы – это факторы, привод к изменению потребит, инвестиционн, гос расходов и расх на чист экспорт. Изм-е каждого из нецен факторов ведет к измен сов спроса и отклон кривую сов спроса от ее первон распол-я. Изм-я в в потреб расходах происх под влиянием изм-ния благосот потреб-ля, его ожиданий или зад-ти, из-я в инвестиц расходах зав-т от сущ проц ставок, ожид прибыли, налогов, изм-я в гос расходах - от изм-ний величины гос закупок , устан налогов, расходы на чист экспорт – от измя нац д-да заруб стран и слож вал курсов.
Изм в потреб расходах з-т от ожид потребит-лей. Если люди счит, что их д=ды в буд-щем будут расти, они будут больше тратить сегодня, и кривая сов спроса сместится вправо. Также это произойдет, если люди ожид роста цен. Образовавшаяся зад-тьпотреб-лей при приобр в кредит заставит сокр их тек расходыи крив сов спроса смест влево. Уменьш ставок подох налога - вправо.
Факторы, измен инвест расходы, могут меняться при изм-нии проц ставок, ожид прибыли налогов с предприятий и технологий.
Увелич-е гос расходов (на закупку военн техники, прим) приведет к росту сов спроса прир условии неизм нал и проц ставок
Величина расх на чистый экспорт мен при изм нац дохода заруб стран и сложив-ся вал курса. Экспорт увелич, если возр нац д-д стран, жел-щих купить нашу прод-цию, кривая спроса – вправо. Обесц рубля по отн к доллару прив к тому, что отеч товары стали деш-ле и их можно купить больше на ту же доллар сумму. Можно предпол, что экспорт рос товаров возр-т
Сов предл (AS) - зав-ть м/д кол-вом товаров и услуг, предл продавцами, и ур-нем цен.
На верт оси – ур-нь цен, на гориз – ВНП. В долгосроч периоде крив сов предл вертик-на, т.к. объем ВНП з-т от примен объемов труда, капитала и имеющ-ся технологий, как бы не рос объем произ-ва, он не может превыс своего потенциала. Т. У1 показ потенц объем пр-ва или экон потенциал.
Нецен факторы изм-я предложения – изм-е цен на рес-сы, изм-е в произ-ти и изм прав норм. Рост труд рес-сов приводит к уменьш цены раб силы , а из уменьш – к росту цены, поэтому уменьш предложения раб силы может сокр сов предложения. При росте произ-ти издержки на ед-цу прод-ции уменьшаются и крив сов предложения смест вправо. Изм прав норм вкл изм-я налогов и дотаций и гос регулирование
В краткосрочном периоде, в теч которого
кол-во применяемых факторов не меняется,
крив сов предл будет иметь вид гориз прямой.
Это полож объясн тем, что в краткоср периоде
цены относ неподвижны и номин ЗП не меняется.
14 Макроэкономическое равновесие на рынке товаров (Модель AD-AS)
Пересечение крив сов спроса и сов предл дает точку экон равновесия
Проблема макроэкон равновесия – это проблема выбора, устраив всех в об-ве, при котором способ исп-я огр произ-ных рес-сов (капитал, земля и труд) и распред произв-ного продукта м/д разл членами об-ва сбалансированы.
Макроэкон равновесие явл ключевой проблемой экон теории и практики. В наст время сущ реальные модели макроэк равновесия разных авторов, представл разл экон направления. Основные реальн модели макроэкон равновесия представлены классич и кейнсианской школами.
Предст классич направления (Риккардо, Милль) описывали поведение экономики в долгосрочн периоде. Исходили из того, что все имеющ рес-сы исп полностью и эк-ка работает на полную мощность. Объем выпуска з-т только от кол-ва прим труда и капитала и имеющ технологий. В этих усл кривая сов предложения вертикальна.
Классики исх из предпол о том, что рын экономика не нужд в гос регул вос спроса и сов предл. По иэх мнению инструментами саморегулир служат цены, ЗП, и проц ставка.
Кейнсиан модель опис ф-ние экономики в кратк периоде, крив сов предл в этом случ принимает вид гориз линии. Эта модель базир на том, что эк-ка ф-ние в усл непол зан-ти факторов. При этом цены, номин ЗП относит постоянны, а объем про-ва и зан-ти переменные. Кейнс счит, что ЗП при коллект-договорн сис-ме мен не часто, след, сниж издержек не происх, цены на тов и усл не сниз-ся, не увелич и объем производства.
Чтобы увелич объем произв-ва, необх увел сов спрос. Это станет возм, если прав-во будет стим его путем увелич гос расх, сниж налогов, и проч.
В противоположность классикам, Кейнс и его сторонники счит вмеш в эк-ку не только желат, но и необх
+ 3. Модель IS впервые разработал Дж. Хикс в 30-е годы. Любая точка на кривой IS отражает уровень инвестиций и уровень сбережений. При помощи этой модели можно понять условия равновесия на рынке товаров и услуг, реальном рынке, так как I=S и есть условие этого равновесия. Все точки на кривой IS характеризуют частные равновесия на товарном рынке. Кривая IS показывает, что если произойдет изменение в уровне процентной ставки, то как должен измениться Y для сохранения равновесия на товарном рынке.
4. Существует множество парных значений уровня национального дохода и ставки процента, соответствующие равновесию на рынке благ (линия IS) и на рынке денег (линия LM) в кейнсианской концепции. При достижении равновесия на денежном рынке одновременно устанавливается равновесие и на рынке ценных бумаг. Есть лишь одно сочетание значений величины национального дохода и ставки процента (y0, i0), при котором достигается равновесие одновременно на трех рассматриваемых рынках. Модель IS-LM была впервые предложена Дж. Р. Хиксом в качестве наглядного способа изложения сути макроэкономической концепции Кейнса и получила широкое распространение после выхода книги А. Хансена. Поэтому эту модель иногда называют моделью Хикса-Хансена. Для алгебраического определения комбинации значений величины национального дохода и ставки процента, обеспечивающей совместное равновесие на трех рассматриваемых рынках, решается система из двух уравнений с двумя неизвестными – уравнений линии IS и линии LM.
15 Инфляция: сущность, причины и социально-экономические последствия
Инфляция – обесценение денег, снижение их покупательной способности. Это переполнение каналов денежного обращения избыточной, по сравнению с потребностью, ден массой, вызывающей их обесценение. Говорить об инфляции можно лишь при росте общего уровня цен. Инфляция возник в следствие того, что выпуск денег для обращения значительно превышает производство товаров.
Инфляция связана с
Инфляций бывает открытой (ценовой) и подавленной (скрытой).
Первая проявляется в росте цен, вторая – политика замораживание цен - в дефиците товаров, снижении их качества, вынужденном накоплении ден ср-в, теневая эк-ка, бартер.
Открытую инфляцию измеряют при помощи индексов: И потребительских цен – как отношение стоимости неизменного набора товаров (потребительской корзины) в ценах текущего года к стоимости в ценах базисного года.
Дефлятор ВНП – рассчитывается для корзины, включающей все конечные т и у.
Уровень инфляции (инфляционный прирост цен) = (инфляционный прирост цен = (ИПЦ тек года – ИПЦ прошлого года)/ИПЦ прошлого года *100%.
С позиции темпа роста цен выделяются четыре вида инфляции: — ползучая инфляция (3— 4% в год); — умеренная (менее 10% в г); — галопирующая (20—200% в г); — гиперинфляция (свыше 200% в г).
Различают сбалансированную и несбалансированную инфляцию. При сбалансированной инфляции цены различных товаров растут пропорционально, при несбалансированной — цены растут неравномерно по различным ценовым группам.
По источникам возникновения: инфляция спроса и инфляция издержек.
Инфляция спроса объясняется избыточным совокупным спросом - «много денег охотится за за слишком малым кол-вом товара». На нее оказ влияние рост составляющих совокупного спроса – потребительские, гос расходы, инвестиции, чистый экспорт, если этот рост достигает объема пр-ва, близкого к полной занятости (промежуточный и вертикалиный участки кривой Совок Предл-я).
Инфляция издержек вызвана факторами, кот приводят к увеличению издержек на ед прод-и (увелич номинальной з-пр и цен на сырье).
Причины инфляции: гос монополия на эмиссию бум денег, профсоюзная монополия, задающая р-р з-п, монополия фирм на опр-е цен своих товаров, дефицит гос б-та финансируемый за счет выпуска бум денег и т.п.
Социальные последствия инфляции: 1) перераспределение доходов и богатства (должники богатеют за счет кредиторов), обесценение сбережений населения, скрытая конфискация ДС через налоги; 2) товарный голод, возрождение бартера; 3) «Издержки стоптанных ботинок» - чаще приходится ходить в банк и снимать деньги; 4) ухудшение условий жизни работников бюджетной сферы, социально слабых слоев населения (пенсионеров, студентов); 5) сокращение финансирования соц сферы (инфляция обесценивает поступления от налогообложения); подрыв доверия к правительству.
Для инфляционного регулирования исп-ся 2 типа эк политики: жесткая кредитно-денежная, сокращающая бюджетный дефицит; регулирования цен и доходов в т.ч. индексации доходов с учетом динамики индекса цен.
16 Модель равновесия «Доходы – расходы»
Кейнс модель макроэк равновес-я или модель кейнс креста