Лидерство в управлении человеческими ресурсами российских и зарубежных компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие роли лидерства при управлении человеческими ресурсами и его формирование в российских организациях.
Для реализации поставленной цели необходимо выявить следующие задачи:
Изучить появление и природу лидерства;
Рассмотреть типологию лидерства;
Проанализировать современные концепции лидерства;
Выявить сходства и различия между менеджером и лидером;
Рассмотреть роль лидера в конфликтных ситуациях;
Охарактеризовать особенности российского лидерства.

Содержание работы

Введение………………………………………….…..……………..…..…………….3
Глава 1. Теоретические основы лидерства……………………………………5
1.1 Понятие и содержание лидерства………………………………………….5
Типология лидерства……………………………………………………….7
1.3 Современные концепции лидерства………………………………………12
Глава 2. Роль лидера в управлении человеческими ресурсами……………………………………………………………………….17
2.1 Различия и сходства между лидером и руководителем…………………17
2.2 взаимодействие формальных и неформальных лидеров…………………23
2.3 роль лидера в конфликтных ситуациях …………………………………27
Глава 3. Лидерство в управлении человеческими ресурсами российских и зарубежных компаний…………………………………..………………………32
3.1 Особенности лидера-руководителя на примере компании Магнит…………………………………………………………………………..32
3.2 Особенности лидера-руководителя на примере компании Эппл………………………………………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………40
Список используемой литературы……………………………………………42

Файлы: 1 файл

лидерство курсачперед.docx

— 82.15 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………….…..……………..…..…………….3

Глава 1. Теоретические основы лидерства……………………………………5

1.1 Понятие и содержание лидерства………………………………………….5

    1. Типология лидерства……………………………………………………….7

1.3 Современные концепции лидерства………………………………………12

Глава 2. Роль лидера в управлении человеческими ресурсами……………………………………………………………………….17

2.1 Различия  и сходства между лидером и руководителем…………………17

2.2 взаимодействие  формальных и неформальных лидеров…………………23

2.3 роль лидера  в конфликтных ситуациях …………………………………27

Глава 3. Лидерство в управлении человеческими ресурсами российских и зарубежных компаний…………………………………..………………………32

3.1 Особенности лидера-руководителя на примере компании Магнит…………………………………………………………………………..32

3.2 Особенности лидера-руководителя на примере компании Эппл………………………………………………………………………………36

Заключение………………………………………………………………………40

Список используемой литературы……………………………………………42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что лидерство как    компонент эффективного руководства прошло долгий и противоречивый путь развития, и рассматривать его нужно с учетом исторического опыта, целей и задач, которые ставились на разных этапах его развития.

Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе. Начиная с 70- х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак - Грегора Бернса, Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа. В это время в нашей стране не было условий для формирования лидеров и спроса на них, а следовательно, не было исследования проблем, связанных с лидерством. В связи с этим большинство работ в области исследования лидерства принадлежит западным ученым.

Природа лидерства неразрывно связана с управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации - это не одно и тоже. Лидерство- специфический тип отношении управления, основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости их участников. В отличии от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник - подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер - последователь».

Объектом курсовой работы является феномен  лидерства.

Предметом курсовой работы являются особенности лидерства при управлении человеческими ресурсами в отечественных и зарубежных компаниях.

Целью работы является  раскрытие роли лидерства при управлении человеческими ресурсами и его формирование в российских организациях.

Для реализации поставленной цели необходимо выявить следующие задачи:

  1. Изучить появление и природу лидерства;
  2. Рассмотреть типологию лидерства;
  3. Проанализировать современные концепции лидерства;
  4. Выявить сходства и различия между менеджером и лидером;
  5. Рассмотреть роль лидера в конфликтных ситуациях;
  6. Охарактеризовать особенности российского лидерства.

 

 

 

1. Теоретические основы лидерства

1.1 Понятие и содержание лидерства

Управление людьми во все времена не представляло простого процесса. Сложность планирования, организации, координации, мотивации, контроля деятельности подчиненных в деятельности по достижению поставленных целей наталкивала руководителей искать пути управления людьми, выбирая тот или иной стиль. Однако, находились и такие, за кем шли независимо от наличия у него власти, независимо от того, какую социальную позицию он занимал в обществе. Таких людей начали называть лидерами (от английского «to lead» — «вести»)1.

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Несмотря на простоту этого понятия, в современной науке, при наличии общности исходных позиций различных авторов, лидерство характеризуется неоднозначно.

         Так  же лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Понятие «лидер» не может существовать без понятия «цель». Действительно, нелепо бы выглядел лидер, который не ставит перед собой никакой цели и не ищет путей к ее достижению. Иметь цель и достичь ее самостоятельно, в одиночку — недостаточно, чтобы быть лидером. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей между людьми в системе, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели. Т.е. лидер — это элемент упорядочивания системы людей.

Существует множество характеристик лидерства:

1) лидерство есть разновидность  власти, спецификой которой является  направленность сверху вниз, и  носителем такой власти выступает  не большинство, но один человек или небольшая группа лиц — «лидерство-власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами» (Ж. Блондель);

2) лидерство есть управленческий  статус, социальная позиция, связанная  с принятием решений, это руководящая  должность. Общество есть сложная, иерархически организованная система  социальных статусов и соответствующих  им социальных ролей. Социальный  статус руководителя предполагает  и даже, требует выполнения социальной  роли в манере лидера; лидерство  — это «положение в обществе, которое характеризуется способностью  занимающего его лица направлять  и организовывать коллективное  поведение некоторых или всех  его членов» (Л. Даунтон);

3) лидерство — это влияние  на других людей (В. Кац, Л. Эдингер), но не любое, а отвечающее следующим условиям: а) постоянство влияния — это не разовое кратковременное воздействие (террорист, захвативший самолет, не может считаться лидером), б) широта влияния — воздействие осуществляется на всех членов труппы; в) явный приоритет во влиянии, отношения лидера и ведомых асимметричны, односторонняя направленность от лидера к членам группы, г) организационный лидер опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или на признание правомерности руководства.

4) лидерство — естественный  социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

5) лидерство есть неформальное  явление, это символ эмоционально-психологической  общности группы и образец  поведения для ее членов.

Итак, лидерство определяется как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей2.

1.2 Типология лидерства

Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии, исходя из различных критериев, можно выделить разные типы лидеров.

Общепризнанной и сохраняющей свою актуальность является типология лидерства М. Вебера. Он понимал под лидерством вид авторитетного, властного руководства, смысл которого заключается в способности отдавать приказы и вызывать повиновение. В качестве основания типологии лидеров он использовал понятие «авторитет» - это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия руководителя на коллектив или вероятность того, что приказания встретят повиновение у определенной группы людей.

Способность отдавать приказы и ожидать их выполнения основана на различных ресурсах. В зависимости от видов ресурсов М. Вебер выделил при типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное.

Традиционное лидерство опирается на механизм традиций, ритуалов, силу привычки. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции и передачи власти по наследству. Право же на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Этот тип лидерства олицетворяет правление вождей, старейшин, монархов.

Рационально-легальное лидерство опирается на представление о разумности, законности порядка избрания лидера, передачи ему определенных властных полномочий. Его власть основывается на своде правовых норм, признанных всем обществом. Компетенция каждого носителя власти четко очерчивается конституцией и нормативно-правовыми актами.

Харизматическое лидерство основано на вере в бога или в исключительные качества конкретной личности. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, на­пример, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро3.

Известны и другие типы лидеров:

1) Деловое лидерство - характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

2) Эмоциональное лидерство - возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.

3) Ситуативное лидерство - может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации.

Л.И. Уманский выделяет следующие типы лидера:

1) лидер-организатор - выполняет функцию групповой интеграции;

2) лидер-инициатор - главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи;

3) лидер-генератор - эмоционального настроя доминирует в формировании настроения группы;

4) лидер-эрудит - отличается обширностью знаний;

5) лидер-эталон - является центром эмоционального притяжения, служит образцом, идеалом;

6) лидер-мастер, умелец - специалист в каком-то виде деятельности.

Интересной является типология лидерства, предложенная Б. Д. Прыгиным. В ее основу положены три различных критерия: по содержанию, по стилю, по характеру деятельности лидера.

По содержанию различают:

  • лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;
  • лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;
  • лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

По стилю различают:

1) Авторитарный стиль лидерства - лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие - "железная требовательность", угроза наказания, чувство страха. Отнюдь не все авторитарные лидеры грубые, импульсивные люди, по их роднит холодность, властность. Психологический климат в группе, где практикуется этот стиль лидерства, характеризуется недостатком доброжелательности и взаимного уважения между лидером и его последователями. Авторитарный стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании подавляется инициатива последователей, и они превращаются в пассивных исполнителей.

2) Демократический стиль лидерства - этот стиль, по мнению большинства исследователей, оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера - внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива. При данном стиле усиливаются личные обязательства последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.

3)Пассивный стиль лидерства -  такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера - по возможности незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Этот стиль позволяет начать дело так как видится возможно более компетентным подчиненным без вмешательства лидера. Однако группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства. Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером.

Информация о работе Лидерство в управлении человеческими ресурсами российских и зарубежных компаний