Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 21:12, курсовая работа
Целью работы является раскрытие роли лидерства при управлении человеческими ресурсами и его формирование в российских организациях.
Для реализации поставленной цели необходимо выявить следующие задачи:
Изучить появление и природу лидерства;
Рассмотреть типологию лидерства;
Проанализировать современные концепции лидерства;
Выявить сходства и различия между менеджером и лидером;
Рассмотреть роль лидера в конфликтных ситуациях;
Охарактеризовать особенности российского лидерства.
Введение………………………………………….…..……………..…..…………….3
Глава 1. Теоретические основы лидерства……………………………………5
1.1 Понятие и содержание лидерства………………………………………….5
Типология лидерства……………………………………………………….7
1.3 Современные концепции лидерства………………………………………12
Глава 2. Роль лидера в управлении человеческими ресурсами……………………………………………………………………….17
2.1 Различия и сходства между лидером и руководителем…………………17
2.2 взаимодействие формальных и неформальных лидеров…………………23
2.3 роль лидера в конфликтных ситуациях …………………………………27
Глава 3. Лидерство в управлении человеческими ресурсами российских и зарубежных компаний…………………………………..………………………32
3.1 Особенности лидера-руководителя на примере компании Магнит…………………………………………………………………………..32
3.2 Особенности лидера-руководителя на примере компании Эппл………………………………………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………40
Список используемой литературы……………………………………………42
По характеру деятельности различают:
Довольно часто используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой, согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:
Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как "одного из нас", другие же воспринимают его одновременно и как "лучшего из нас", и как "служителя" и т.п. Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками4.
В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:
Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности5.
Изучением лидерских качеств в мире занимаются довольно давно, в результате чего выделились три подхода к изучению лидерства: традиционные концепции, ситуационные концепции и новые теории лидерства. Рассмотрим современные концепции , пытающиеся объяснить феномен лидерства:
При этом учитывается то, что в большинстве случаев лидер не имеет возможности непосредственно наблюдать за работой подчиненного.
В рамках данного подхода лидер главным образом выполняет роль информационного процессора. Он ведет поиск информационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос, почему то или иное происходит. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного
Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, сама работа, организационное окружение или обстоятельства. В поиске причин лидер пытается получить три различных вида информации о поведении подчиненного: степень отличия, последовательность и степень уникальности. Первое связано с желанием руководителя понять связь между поведением и работой с той точки зрения, насколько данное поведение можно приписать отличительным особенностям задания. Во-вторых, лидера интересует то, насколько подчиненный последователен в проявлении данного поведения или как часто такое поведение у него проявляется. И наконец, лидер учитывает, насколько другие подчиненные ведут себя таким же образом. То есть, является ли данное поведение уникальным, характерным для одного подчиненного, или наблюдается у многих.
Последующие исследования показали, что в рамках данной модели скорее всего происходит не воздействие лидера на поведение подчиненного, а взаимодействие между лидером и подчиненным, то есть подчиненный своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние на последующее поведение последнего.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего.
Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Их вера в свою правоту усиливает эту потребность. Желание у такого человека быть деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером.
Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная – связанная с упором на разделяемую власть и тенденции делегирования части ее последователям. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умение вести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.
Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями. Считается, что в начале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее никем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы. Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации (публикации, речь, жесты и т.д.) последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятие на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.
Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации. Модель имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы, организации. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимосвязь между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же, наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера - преобразователя6.
Таким образом, современные концепции дают нам понять, сто лидерство это не однозначное понятие, оно зависит от ряда факторов, которые либо принадлежат личности с рождения, либо личность развивает в себе задатки этих качеств на протяжении определенного времени.
Глава 2. Роль лидера в управлении человеческими ресурсами
2.1 Различия и сходства между лидером и руководителем
В любой организации или компании существует как лидер так и руководитель, эти понятия очень схожи между собой, но в то же время очень разные. На самом деле существует тонкая грань между этими на первый взгляд кажущимися одинаковыми по значению словами.
Руководитель - это лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике проблемы.
Сегодня главная задача руководителя состоит в том, чтобы осуществлять организаторскую работу, представляющую собой особый вид творческой деятельности. По мере увеличения сложности объекта управления и уровня должности, роль творческого подхода увеличивается.
Главные роли, которые в процессе производства, выполняет руководитель принято делить на три группы. К первой относят: межличностные, где человек выступает в качестве:
1) главного руководителя (глава организации, наделённый правовой и социальной властью);
2)
лидера (осуществляет все
3) связующего звена – посредника
(осуществляет переписку, участвует
в совещаниях, презентациях, выставках,
контактирует с внутренним и
внешним окружением
Информационные роли, здесь руководитель выполняет следующие обязанности:
1) приёмщик информации (поиск, сбор, обработка информации, работа с периодическими изданиями и др.);
2) распространитель информации (передаёт её внутри организации, используя разные способы передачи);
3) представитель (передаёт информацию во внешнюю среду, выстраивая взаимоотношения со сторонними организациями, клиентами, партнёрами и т.д.).
К третей группе ролей относятся роли, связанные с принятием решений, где руководитель выступает в качестве:
1) предпринимателя (ищущий повышения эффективности предприятия, разрабатывающий стратегию развития основных направлений деятельности компании);
2) устраняющего нарушения (выступающий координатором деятельности подразделений, в том числе в кризисные периоды);
3) распределителя ресурсов (отвечает за распределение ресурсов организации, участвующий в формировании бюджета, программы работы предприятия);
4) ведущего переговоры ( представляет компанию на всех переговорах)7.
Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. Вертикальный принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.
Руководителей делят на три категории:
1)Руководители низшего звена- это самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.
2)Руководители
среднего звена - контролируют работу
руководителей низшего звена
и передают обработанную
3)Руководители
высшего звена - самая малочисленная
категория. Они отвечают за разработку
и реализацию стратегии
Информация о работе Лидерство в управлении человеческими ресурсами российских и зарубежных компаний