Лидерство в управлении человеческими ресурсами российских и зарубежных компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие роли лидерства при управлении человеческими ресурсами и его формирование в российских организациях.
Для реализации поставленной цели необходимо выявить следующие задачи:
Изучить появление и природу лидерства;
Рассмотреть типологию лидерства;
Проанализировать современные концепции лидерства;
Выявить сходства и различия между менеджером и лидером;
Рассмотреть роль лидера в конфликтных ситуациях;
Охарактеризовать особенности российского лидерства.

Содержание работы

Введение………………………………………….…..……………..…..…………….3
Глава 1. Теоретические основы лидерства……………………………………5
1.1 Понятие и содержание лидерства………………………………………….5
Типология лидерства……………………………………………………….7
1.3 Современные концепции лидерства………………………………………12
Глава 2. Роль лидера в управлении человеческими ресурсами……………………………………………………………………….17
2.1 Различия и сходства между лидером и руководителем…………………17
2.2 взаимодействие формальных и неформальных лидеров…………………23
2.3 роль лидера в конфликтных ситуациях …………………………………27
Глава 3. Лидерство в управлении человеческими ресурсами российских и зарубежных компаний…………………………………..………………………32
3.1 Особенности лидера-руководителя на примере компании Магнит…………………………………………………………………………..32
3.2 Особенности лидера-руководителя на примере компании Эппл………………………………………………………………………………36
Заключение………………………………………………………………………40
Список используемой литературы……………………………………………42

Файлы: 1 файл

лидерство курсачперед.docx

— 82.15 Кб (Скачать файл)

По характеру деятельности различают:

  • Универсальный тип, т. е. Постоянно проявляющий качества лидера;
  • Ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

Довольно часто используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой, согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

  • "Один из нас". Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как "первый среди равных" в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива.
  • Лучший из нас - лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания.
  • Хороший человек - лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.
  • Служитель - такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как "одного из нас", другие же воспринимают его одновременно и как "лучшего из нас", и как "служителя" и т.п. Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками4.

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:

  • Конструктивное - функциональное, т.е. способствующее осуществлению целей организации;
  • Деструктивное - дисфункциональное, т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);
  • Нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

Лидерство можно назвать одним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным с осуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованном обществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности5.

 

    1. Современные концепции лидерства

Изучением лидерских качеств в мире занимаются довольно давно, в результате чего выделились три подхода к изучению лидерства: традиционные концепции, ситуационные концепции и новые теории лидерства. Рассмотрим современные  концепции , пытающиеся объяснить феномен лидерства:

  • Концепция атрибутивного лидерства - опирается прежде всего на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего. Концепции и модели, разработанные на этой основе, пытаются ответить на вопрос, почему люди ведут себя так, а не иначе.

При этом учитывается то, что в большинстве случаев лидер не имеет возможности непосредственно наблюдать за работой подчиненного.

В рамках данного подхода лидер главным образом выполняет роль информационного процессора. Он ведет поиск информационных подсказок, помогающих ему ответить на вопрос, почему то или иное происходит. В зависимости от этого он делает свои выводы о поведении каждого из работников и выбирает стиль своего поведения таким образом, чтобы адекватно реагировать на поведение подчиненного

Определение лидером причин поведения подчиненного базируется на трех составляющих: личность, сама работа, организационное окружение или обстоятельства. В поиске причин лидер пытается получить три различных вида информации о поведении подчиненного: степень отличия, последовательность и степень уникальности. Первое связано с желанием руководителя понять связь между поведением и работой с той точки зрения, насколько данное поведение можно приписать отличительным особенностям задания. Во-вторых, лидера интересует то, насколько подчиненный последователен в проявлении данного поведения или как часто такое поведение у него проявляется. И наконец, лидер учитывает, насколько другие подчиненные ведут себя таким же образом. То есть, является ли данное поведение уникальным, характерным для одного подчиненного, или наблюдается у многих.

Последующие исследования показали, что в рамках данной модели скорее всего происходит не воздействие лидера на поведение подчиненного, а взаимодействие между лидером и подчиненным, то есть подчиненный своей реакцией на меры руководителя оказывает влияние на последующее поведение последнего.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего.

  • Концепция харизматического лидерства рассматривает харизму лидера. Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей.

Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. Лидеры этого типа испытывают высокую потребность во власти, имеют сильную потребность в деятельности и убеждены в моральной правоте того, во что они верят. Их вера в свою правоту усиливает эту потребность. Желание у такого человека быть деятельным передает людям чувство того, что он способен быть лидером.

Исследования свидетельствуют, что у харизмы есть негативная сторона, связанная с узурпацией личной власти или полным фокусом лидера на самого себя, и позитивная – связанная с упором на разделяемую власть и тенденции делегирования части ее последователям. В целом харизматическому лидеру приписывают наличие уверенности в себе, высокой чувствительности к внешнему окружению, видения решения проблемы за пределами статус-кво, умение вести это видение до уровня, понятного последователям и побуждающего их к действиям; неординарного поведения в реализации своего видения.

Модели харизматического лидерства различаются количеством стадий развития самой харизмы и отношений с последователями. Считается, что в начале необходимо развить чувствительность к обнаружению проблемы, на которую можно было бы обрушиться с критикой. Затем необходимо развить в себе видение идеализированных путей решения этой проблемы. В видение должно быть включено что-то новое, ранее никем не предлагавшееся и относительно которого кажется, что оно может немедленно продвинуть решение проблемы. Следующий шаг связан со способностью лидера передать значение своего видения посредством межличностной коммуникации (публикации, речь, жесты и т.д.) последователям таким образом, чтобы это произвело на них сильное впечатление и стимулировало к действиям. Далее лидеру для сплочения последователей вокруг себя важно развить отношения доверия с ними, проявляя такие качества, как знание дела, умение добиваться успеха, принятие на себя риска и совершение неординарных действий или поступков. На заключительном этапе лидер обязан продемонстрировать способность к реализации своего видения через делегирование полномочий последователям. Это возможно сделать, ставя последователям напряженные и значимые задачи, привлекая их к участию в управлении, ослабляя бюрократические путы, вознаграждая их за результаты соответствующим образом.

  • Концепция преобразующего лидерства - понятие преобразующего или реформаторского лидерства имеет много общего с харизматическим лидерством, но трактуется совсем иначе. Лидер - реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития

Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации. Модель имеет ряд отличительных моментов. Во-первых, признается необходимым для лидера влиять на последователей через привлечение их к участию в управлении, быть самому частью группы, организации. От последователей требуется не слепое следование за лидером, а критическая оценка предоставляемых возможностей и осознанный подход к своим действиям, уменьшение влияния эмоций и увеличение значимости рациональности в поведении. Во-вторых, поскольку атмосфера доверия развивает сильную взаимосвязь между лидером и последователями, то возникает серьезная опасность того, что руководитель окружит себя соглашателями, либо же, наоборот, руководитель пойдет на поводу у подчиненных. Эти два традиционных подхода не пригодны для лидера - преобразователя6.

Таким образом, современные концепции дают нам понять, сто лидерство это не однозначное понятие, оно зависит от ряда факторов, которые либо принадлежат личности с рождения, либо личность развивает в себе задатки этих качеств на протяжении определенного времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Роль лидера в управлении человеческими ресурсами

       2.1 Различия и сходства между лидером и руководителем

В любой организации или компании существует как лидер так и руководитель, эти понятия очень схожи между собой, но в то же время очень разные. На самом деле существует тонкая грань между этими на первый взгляд кажущимися одинаковыми по значению словами.

Руководитель - это лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые в обязательном порядке должны ему подчиняться и в рамках, определенных полномочиями, выполнять все его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике проблемы.

Сегодня главная задача руководителя состоит в том, чтобы осуществлять организаторскую работу, представляющую собой особый вид творческой деятельности. По мере увеличения сложности объекта управления и уровня должности, роль творческого подхода увеличивается.

Главные роли, которые в процессе производства, выполняет руководитель принято делить на три группы. К первой относят: межличностные, где человек выступает в качестве:

1) главного руководителя (глава организации, наделённый правовой и социальной властью);

2) лидера (осуществляет все управленческие  функции, отвечает за подбор, расстановку, воспитание и мотивацию работников);

3) связующего звена – посредника (осуществляет переписку, участвует  в совещаниях, презентациях, выставках, контактирует с внутренним и  внешним окружением организации).

Информационные роли, здесь руководитель выполняет следующие обязанности:

1) приёмщик информации (поиск, сбор, обработка  информации, работа с периодическими  изданиями и др.);

2) распространитель информации (передаёт  её внутри организации, используя  разные способы передачи);

3) представитель (передаёт информацию  во внешнюю среду, выстраивая  взаимоотношения со сторонними  организациями, клиентами, партнёрами  и т.д.).

  К третей группе ролей относятся роли, связанные с принятием решений, где руководитель выступает в качестве:

1) предпринимателя (ищущий повышения эффективности предприятия, разрабатывающий стратегию развития основных направлений деятельности компании);

2) устраняющего нарушения (выступающий координатором деятельности подразделений, в том числе в кризисные периоды);

3) распределителя ресурсов (отвечает за распределение ресурсов организации, участвующий в формировании бюджета, программы работы предприятия);

4) ведущего переговоры ( представляет компанию на всех переговорах)7.

Крупные организации нуждаются в выполнении очень больших объемов управленческой работы. Это требует деления управленческого труда на горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный принцип разделения труда - это расстановка руководителей во главе отдельных подразделений, отделов. Вертикальный принцип разделения труда - это создание иерархии уровней управления, чтобы скоординировать горизонтально разделенную управленческую работу для достижения целей организации.

Руководителей делят на три категории:

1)Руководители  низшего звена- это самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда.

2)Руководители  среднего звена - контролируют работу  руководителей низшего звена  и передают обработанную информацию  для руководителей высшего звена. К данному звену относятся: заведующие  отделом, декан и т.д. На руководителей  среднего звена ложится существенно большая доля ответственности.

3)Руководители  высшего звена - самая малочисленная  категория. Они отвечают за разработку  и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для  нее решений. К руководителям  высшего звена относятся: президент  компании, министр, ректор и т.д. Работа  руководителя высшего звена является  весьма ответственной, так как  фронт работы большой, а темп  деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной  деятельности. Они постоянно должны  принимать управленческие решения.

Информация о работе Лидерство в управлении человеческими ресурсами российских и зарубежных компаний