Макроэкономический анализ проблем регулирования национального производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - макроэкономический анализ проблем государственного регулирования национального производства.
Задачами нашего исследования являются:
- Изучение сущности проблем государственного регулирования общественного национального производства. Здесь будет рассмотрена необходимость вмешательства государства в экономику.
- Изучение методов государственного регулирования общественного национального производства. Здесь будет рассказано о задачах, направлениях и методах государственного регулирования.
- Освещение особенностей государственного регулирования материального национального производства в СССР. Эта задача следует из того, что анализ опыта управления (подготовка и проведение реформ, управление хозяйственной деятельностью и др.) имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Между прошлым, настоящим и будущим в развитии экономики и системы государственного управления существует тесная связь, которая подчас может быть и скрыта. Она проявляется в повторяемости тех или иных событий; преемственности подходов в решении проблем управленческого характера; консервативности, мешающей изменить старые, неправильные методы, преобразовать сложившиеся традиции регулирования национального производства.
- Изучение основных направлений государственного регулирования материального национального производства в России на современном этапе.

Содержание работы

Введение
1 Экономическая природа проблем государственного регулирования национального производства
1.1 Сущность государственного регулирования национального производства
1.2 Методы государственного регулирования национального производства
2 Проблемы государственного регулирования национального материального производства в России
2.1 Особенности государственного регулирования национального материального производства в России
2.2 Основные направления государственного регулирования национального материального производства в России на современном этапе
2.2.1 Государственное регулирование агропромышленного комплекса
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

на тему: «Макроэкономический анализ проблем регулирования национального  производства»

по курсу «Экономическая теория», часть 2- «Макроэкономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

 

1 Экономическая природа проблем государственного регулирования национального производства

 

1.1 Сущность государственного регулирования  национального производства

 

1.2 Методы государственного регулирования  национального производства

 

2 Проблемы государственного регулирования национального материального производства в России

 

2.1 Особенности государственного  регулирования национального материального  производства в России

 

2.2 Основные направления государственного  регулирования национального материального  производства в России на современном этапе

 

2.2.1 Государственное регулирование агропромышленного комплекса

 

Заключение 

 

Список использованных  источников

 

 

 

 

 

Введение

Проблемы государственного вмешательства  в экономику были и остаются актуальными  на протяжении всей истории государства. Крупное производство и рынок немыслимы без развитых экономических отношений, поэтому на современном этапе регулирование экономики является важнейшей функцией государства. Государственное регулирование осуществлялось и осуществляется в настоящее время во всех странах мира, в том числе и в развитых странах. Не может быть создана эффективная рыночная экономика без активной регулирующей роли государства. Из сказанного следует цель данной работы - макроэкономический анализ проблем государственного регулирования национального производства.

Задачами нашего исследования являются:

- Изучение сущности проблем государственного регулирования общественного национального производства. Здесь будет рассмотрена необходимость вмешательства государства в экономику.

- Изучение методов государственного регулирования общественного национального производства. Здесь будет рассказано о задачах, направлениях и методах государственного регулирования.

- Освещение особенностей государственного регулирования материального национального производства в СССР. Эта задача следует из того, что анализ опыта управления (подготовка и проведение реформ, управление хозяйственной деятельностью и др.) имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Между прошлым, настоящим и будущим в развитии экономики и системы государственного управления существует тесная связь, которая подчас может быть и скрыта. Она проявляется в повторяемости тех или иных событий; преемственности подходов в решении проблем управленческого характера; консервативности, мешающей изменить старые, неправильные методы, преобразовать сложившиеся традиции регулирования национального производства.

- Изучение основных направлений государственного регулирования материального национального производства в России на современном этапе.

 

1 Экономическая природа  проблем государственного регулирования  национального производства

 

1.1 Сущность проблем  государственного регулирования  национального производства

Крупномасштабное производство, которое  стало формироваться в современном  мире со времени появления машин, немыслимо без наличия развитых хозяйственных связей и специфических экономических отношений. Такого рода связи и отношения устанавливаются и реализуются неодинаково. Их содержание зависит от степени социально-экономической развитости данного общества и от избранной им экономической модели - административно-командной или рыночной. Так для административно-командной экономики главным средством регулирования связей и отношений служит государственный директивный план. Основой этой модели является марксистско-ленинская теория социализма, очень важное место, в которой занимает государство и государственное регулирование и управление. Это связано с двумя положениями: “во-первых, государству, использованию государственной власти, установлению диктатуры пролетариата отводится революционная роль в проведении социального переустройства общества; во-вторых, само это переустройство включает в себя в качестве составной и неотъемлемой части, согласно марксистско-ленинскому учению, коренное изменение природы государства, содержания его деятельности и начало его отмирания ”. Теория представления о государстве и государственном управлении входит в качестве важнейшего элемента в теорию социализма. В рыночной экономике функцию регулирования выполняет рыночный механизм. Практика показала, что каждой из этих моделей присущи как положительные, так и отрицательные свойства. Многие ученые пришли к выводу, что в современных условиях наиболее эффективной является рыночная модель (ее модификации) с присущим ей рыночным механизмом, обеспечивающим регулирование хозяйственных связей. Исходя из этого, в данной работе (кроме главы, посвященной регулированию национального производства в СССР) будут рассмотрены положения, касающиеся государственного вмешательства в рыночную экономику.

Рыночная модель не является абсолютно  идеальной: она имеет существенные дефекты, стремление к избавлению от которых на протяжении всей истории  рынка приводит к поиску средств  и методов по усовершенствованию ее действия. Поэтому на практике использование рыночной модели всегда связано не только с действием рыночного механизма, но и с другими дополнительными средствами и приемами, способными более эффективно регулировать экономические связи. Для определения форм и методов регулирования экономики необходимо установить наиболее уязвимые места в работе рыночного механизма, которые требуют дополнительных мер.

Наиболее существенные недостатки рыночной модели можно объединить в  две группы. К первой относится  все те, что связаны с ограниченным масштабом действия рыночных отношений. Так, целый ряд важных для общества отраслей деятельности полностью или частично выпадает из зоны действия рынка вообще и рыночного механизма - в частности. Это, например, национальная оборона, охрана общественного порядка, услуги пожарных, санитарно-эпидемиологическая служба, охрана и репродукция окружающей среды. Ко второй группе относятся дефекты, связанные с тем, что рынок не только не в состоянии обеспечить социальную справедливость, а напротив, способствует усилению дифференциации доходов и тем самым - расслоению общества на бедных и богатых. Решающую роль здесь конечно, играют цены, которые действуют через конкуренцию. Несовершенная конкуренция имеет своим следствием уменьшение объема выпуска и, следовательно, уменьшение прибыли и эффективности производства.

Динамика эффективности в значительной степени определяется так называемыми  внешними эффектами, т. е. результатами взаимодействия между субъектами рынка, когда фирмы или отдельные  граждане получают возможность за пределами рынка навязывать другим членам общества дополнительные выгоды или, что бывает значительно чаще дополнительные затраты. Например, использование метеорологических спутников позволяет предсказывать погоду, и соответственно приносят выгоду производителям аграрной продукции. Нарушается нормальное течение рыночных связей, нарушается свобода выбора действий производителей и потребителей.

Существенным фактором, нарушающим рыночное равновесие и конкуренцию, являются общественные блага. Общественные блага - это такие товары, затраты на которые их использование, получение пользы отдельному гражданину равны нулю или крайне малы, но общество не в состоянии запретить пользоваться ими. Нередко члены общества не могут отказаться от производства таких товаров. Наиболее распространенным общественным благом является система обеспечения общественного порядка, т. е. милиции или полиции. Общество вынуждено затрачивать большие средства на содержание органов правопорядка и отказаться от них невозможно.

Поскольку сам рынок не в состоянии преодолеть негативные тенденции, а это необходимо для обеспечения общественных интересов, то общество должно создать общественную силу способную преодолеть их. Кроме явных ограничений возможностей рынка существует и еще ряд обстоятельств, объективно определяющих необходимость государственного вмешательства в работу рынка, которое способно существенно дополнить и усовершенствовать рыночный механизм и повысить его эффективность. Поэтому создание государства, его постоянное развитие - актуальнейшая задача общественных наук.

История существования рынка показала, только государство может создать  полный набор институтов, предназначенных  для реализации мер и средств, улучшающих действие рынка.

“Опыт развитых стран показывает, что в современных условиях для обеспечения нормального правового регулирования экономических отношений требуется от трех до шести тысяч государственных законов и подзаконных актов”.

Из всего сказанного можно дать определение государственному регулированию  экономики.

 

Государственное регулирование рыночной экономики представляет собой процесс воздействия на социально-экономическую систему данного общества правомочными государственными органами при помощи системы законодательных, административных и контрольных мер с целью повышения эффективности действенности рыночного механизма и обеспечения экономической стабильности.

Укрепляя государство, обеспечивая  его роль, нельзя забывать: место  в экономической системе, адекватные современным рыночным механизмам, необходимо помнить, что во всяком государстве генетически заложена «склонность» к патернализму; несовместимому с действием механизмов саморегулирования. Поэтому необходимо с самого начала развивать соответствующие компенсационные механизмы, нейтрализующие тенденции огосударствления. В свою очередь это означает развитие институтов политической демократии и прежде всего институтов гражданского общества.

В западноевропейской и североамериканских цивилизациях эти институты образуют важнейшую органическую часть механизма саморегулирования экономической жизни общества. Именно через них в значительной степени осуществляется общественный контроль над государством, за его ролью и местом в экономической жизни, в том числе через передачу его регулирующих функций нерыночным институтом гражданского общества, реализуются отношения общественного присвоения, ограничение экспансии частных, своекорыстных интересов.

 

 

1.2 Виды государственной  регуляции национального производства

Сфера материального производства - важнейший объект государственного регулирования. К сфере материального производства относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы потребления. В отрасли материального производства создается новая стоимость продукта (промышленность, сельское хозяйство, строительство) или увеличивается стоимость ранее произведенного продукта (торговля, транспорт и др.).

Государственное регулирование производства осуществляется в ряде крупных отраслей, подотраслей, предприятий, межотраслевых  комплексов, а так же в разрезе  добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности.

В соответствии с классификацией экономики  в состав материального производства включается 14 крупных отраслей: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая служба.

В составе материального производства выделяют межотраслевые комплексы: топливно-энергетический, горно-металлургический, машиностроительный, агропромышленный, химико-лесной.

Основные задачи государственного регулирования сферы материального производства периодически меняются с учетом генеральной цели государственного регулирования социально-экономического развития страны, изменений во внешнеэкономических связях и мировом хозяйстве. Так как невозможно определить задачи, абсолютно приемлемые для всех стран и вовсе времена, в данной работе в соответствующей части будут рассмотрены задачи государственного регулирования современной России. Так же в той же главе будут рассмотрены специфические для российской экономики пути, способы и методы регулирования.

Методы государственного регулирования  принято делить на правовые (экономические) и административные, а также по направленности воздействия - на прямые и косвенные.

Правовые методы регулирования  представляют собой свод установленных органами государственной власти «правил игры», определяющих регламент экономических отношений в данном обществе. Инструментами практической реализации правовых методов являются законы и подзаконные государственные акты, регламентирующие экономическую деятельность. Сюда входит Основной закон страны (Конституция), а также законы о собственности, о предпринимательской деятельности, антимонопольный закон, а также земельный, налоговый, трудовой, гражданский, таможенный, уголовный и другие кодексы. Подзаконные акты представляют собой постановления и решения Правительства, конкретизирующие формы, инструменты и сроки исполнения законов.

Социально-экономические законы не могут быть вечными. В отличие  от законов естествознания они, в зависимости от времени и сложившихся в обществе и мире в целом обстоятельств, требуют периодической корректировки и дополнений. Для этого также необходимы средства и время. Поэтому деятельность государства по экономическому законодательству является постоянным процессом.

Информация о работе Макроэкономический анализ проблем регулирования национального производства