Макроэкономический анализ проблем регулирования национального производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - макроэкономический анализ проблем государственного регулирования национального производства.
Задачами нашего исследования являются:
- Изучение сущности проблем государственного регулирования общественного национального производства. Здесь будет рассмотрена необходимость вмешательства государства в экономику.
- Изучение методов государственного регулирования общественного национального производства. Здесь будет рассказано о задачах, направлениях и методах государственного регулирования.
- Освещение особенностей государственного регулирования материального национального производства в СССР. Эта задача следует из того, что анализ опыта управления (подготовка и проведение реформ, управление хозяйственной деятельностью и др.) имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Между прошлым, настоящим и будущим в развитии экономики и системы государственного управления существует тесная связь, которая подчас может быть и скрыта. Она проявляется в повторяемости тех или иных событий; преемственности подходов в решении проблем управленческого характера; консервативности, мешающей изменить старые, неправильные методы, преобразовать сложившиеся традиции регулирования национального производства.
- Изучение основных направлений государственного регулирования материального национального производства в России на современном этапе.

Содержание работы

Введение
1 Экономическая природа проблем государственного регулирования национального производства
1.1 Сущность государственного регулирования национального производства
1.2 Методы государственного регулирования национального производства
2 Проблемы государственного регулирования национального материального производства в России
2.1 Особенности государственного регулирования национального материального производства в России
2.2 Основные направления государственного регулирования национального материального производства в России на современном этапе
2.2.1 Государственное регулирование агропромышленного комплекса
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

макроэкономика.doc

— 157.00 Кб (Скачать файл)

В силу неоднородности различных стран  по уровню социально-экономического развития, по национальным, историческим и другим особенностям, нет и не может быть единого критерия определения масштаба и способов государственного вмешательства в экономику. Однако в самой общей форме здесь можно выделить два основных направления: во-первых, это непосредственное участие государства в экономической сфере деятельности как собственника и предпринимателя', во-вторых - осуществление органами государственной власти регулирования экономических процессов.

В современных условиях России государство играет важную роль в функционировании экономики.

В настоящее время при переходе к рыночной экономике основными  задачами государственного регулирования  производства, средств производства и предметов потребления являются:

-стабилизация основных показателей развития отраслей материального производства;

-прогрессивная структурная перестройка сферы материального производства путем изменения соотношений между добывающими и перерабатывающими отраслями, повышение роли наукоемких производств, восстановление позиций машиностроительного комплекса;

-техническое перевооружение отраслей материального производства;

-взаимовыгодная интеграция в мировую экономику в нем доли продукции обрабатывающих отраслей промышленности;

-ослабление сырьевой направленности экспорта.

Основой сохранения за государством контрольных функций и рычагов  регулирования сферы материального  производства является владение им материальными  факторами производства. Важнейшие  из них: водные и земельные ресурсы, лесной фонд, недра и содержащиеся в них минеральные ископаемые, развитая производственная инфраструктура, ресурсы континентального шельфа, энергетические ресурсы и др. Все перечисленные факторы производства являются государственной собственностью. Они не могут быть объектами приватизации, предметами купли-продажи или иных действии, меняющих их правовой статус. Государство сохраняет за собой важные рычаги воздействия на весь сырьевой комплекс страны. Естественно, что эксплуатация сырьевых ресурсов, принадлежащих на правах собственности государству, им же и осуществляется. В то же время государство заинтересовано в привлечении инвесторов (пользователей недр и ресурсов) в сырьевые отрасли. Эксплуатация недр требует больших инвестиций, которые окупаются медленнее, чем в обрабатывающих отраслях экономики.

В регулировании отношений государства  и пользователей недр и ресурсов особое значение имеет Федеральный  закон «О соглашениях о разделе  продукции». Этот закон принят в  развитие закон РФ (в частности, закона «О недрах») в области недропользования. Закон устанавливает правовые основы отношений, но возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе.

Перечни участков недр, предоставляемых в пользование на условиях раздела продукции, устанавливаются федеральными законами, например Законом «Об участках недр, право пользования, которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (на Лугинецком, Федоровском и других нефтегазоконденсатных месторождениях)», принятом в мае 1999 г. В пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными за, субъекты РФ осуществляют законодательное регулирование своего участия в соглашениях о разделе продукции при использовании недр на своих территориях.

Соглашения о разделе продукции  заключаются с инвестором, победившим в конкурсе или на аукционе. Инвесторами  могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане, юридические  лица, объединения юридических лиц, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.

Конкурсный порядок заключения соглашений позволяет государству  включать в них ряд дополнительных обязательств инвестора: соблюдение научно-технического уровня проведения работ по геологическому изучению и использованию недр; полноту извлечения минеральных ископаемых; обязательный вклад в социально-экономическое развитие региона; осуществление мер по предотвращению вредного влияния работ на окружающую природную среду, а также ликвидация последствий такого влияния; ликвидация всех сооружений, установок по завершению работ, а также очистка от загрязнения территории, на которой проводились работы по соглашению.

Право пользования участком недр на основе соглашения о разделе продукции  предоставляется только путем лицензирования. Лицензия выдается инвестору органом  исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и федеральным органом  управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением. Лицензия выдается на срок от 5 до 25 лет.

В соответствии с соглашением произведенная  продукция подлежит разделу между государством и инвестором. Соглашение предусматривает условия и порядок:

-определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;

-определения компенсационной продукции (в том числе ее предельного уровня), которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению;

-раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная продукция за вычетом части этой продукции, используемой для уплаты платежей за пользование недрами и компенсационной продукции;

-передачи государству принадлежащей ему части произведенной продукции или его стоимостного эквивалент получения инвестором части произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.

Часть произведенной продукции, поступающая  в федеральную собственность, может  быть использована для федеральных нужд с зачислением выручки от ее реализации в федеральный бюджет. Использование части произведенной продукции, поступающей в собственность соответствующего субъекта РФ, осуществляется на основе его законодательства. Часть произведенной продукции, поступающая в собственность инвестора, может быть вывезена из России в порядке, определенном для экспорта продукции собственного производства, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О государственном регулирований внешнеторговой деятельности».

Одним из способов воздействия государства  на сферу материального производства является система государственного заказа.

Государственный заказ - один из важнейших  инструментов регулирования рыночной экономики. Государство выступает  прямым крупнейшим заказчиком продукции, работ и услуг. Государственный заказ способен вызвать мультипликативный спрос, тем самым, оживляя производство. Особенно важна роль госзаказов в поддержке отечественных товаропроизводителей, «точек роста». Поэтому доля госзакупок в конечном спросе весьма велика. В развитых странах госзакупки составляют 20-30 % ВВП, причем особо значительная доля госзакупок в продукции ВПК - свыше 50%.

Основной инструмент государственного регулирования оборонного комплекса - государственный оборонный заказ на поставку продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности страны. В федеральном бюджете предусматриваются расходы по оборонному заказу в составе защищенных статей, подлежащих финансированию в полном объеме. (Порядок формирования оборонного заказа, его содержание изложены выше).

 

2.2.1 Государственное регулирование агропромышленного комплекса

Агропромышленный комплекс (АПК) - совокупность отраслей экономики, связанных с агропромышленным производством.

В структуре АПК выделяют три  сферы:

- отрасли, производящие средства  производства для сельского хозяйства;

- сельское хозяйство (земледелие  и животноводство) и лесное хозяйство; 

- отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, а также отрасли, заготовку, хранение, транспортировку и реализацию продукции агропромышленного комплекса.

Агропромышленный комплекс - крупнейший народно-хозяйственный комплекс страны. На его долю приходится шестая часть  валового внутреннего продукта, четверть основных фондов страны, из сельхозпродукции формируется 2/3 потребительских товаров.

Радикальное реформирование аграрного  сектора экономики страны началось с принятием в ноябре 1990 г. законов  «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О земельной реформе». Законодательное декларирование многообразия форм собственности хозяйствования на земле явилось исходной мерой качественного обновления земельных экономических отношений на принципах рыночной экономики.

В ходе аграрной реформы радикально изменены организационно-экономические, финансовые и правовые условия агропромышленного производства. Сельскохозяйственные товаропроизводители получили право самостоятельного выбора организационно-правовых форм хозяйствования, планирования своей производственно-финансовой деятельности, распоряжения произведенной продукцией и доходами, установления цен на реализуемую продукцию.

Центральное звено аграрной реформы - изменение отношений собственности  и формирование на этой основе многоукладного аграрного сектора экономики страны. Большинство колхозов и совхозов реорганизовано и перерегистрировано в соответствии с действующим законодательством. Появились многочисленные формы хозяйствования, основанные на частной и коллективно-долевой собственности на землю и имущество. На долю предприятий, основанных на частной собственности, приходится около 90% производимой продукции АПК. Функционируют более 270 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. Возросло значение личного подсобного хозяйства, его доля в валовой продукции сельского хозяйства за 1990-1998 гг. увеличилась с 24 до 53. Такой внушительный рост достигнут за счет не только наращивания производства в этих хозяйствах, но и сокращения его в крупных сельскохозяйственных предприятиях.

 

 

 Заключение

В процессе написания курсовой работы я пришла к следующим выводам:

Крупномасштабное производство, которое  стало формироваться в современном  мире со времени появления машин, немыслимо без наличия развитых хозяйственных связей и специфических  экономических отношений. Рыночная модель не является абсолютно идеальной: она имеет существенные дефекты, стремление к избавлению от которых на протяжении всей истории рынка приводит к поиску средств и методов по усовершенствованию ее действия. Наиболее существенные недостатки рыночной модели можно объединить в две группы. К первой относится все те, что связаны с ограниченным масштабом действия рыночных отношений. Ко второй группе относятся дефекты, связанные с тем, что рынок не только не в состоянии обеспечить социальную справедливость, а напротив, способствует усилению дифференциации доходов и тем самым - расслоению общества на бедных и богатых.

Государственное регулирование рыночной экономики представляет собой процесс  воздействия на социально-экономическую  систему данного общества правомочными государственными органами при помощи системы законодательных, административных и контрольных мер с целью повышения эффективности действенности рыночного механизма и обеспечения экономической стабильности

Основные задачи государственного регулирования сферы материального производства периодически меняются с учетом генеральной цели государственного регулирования социально-экономического развития страны, изменений во внешнеэкономических связях и мировом хозяйстве. Методы государственного регулирования принято делить на правовые (экономические) и административные, а также по направленности воздействия - на прямые и косвенные. На настоящий момент можно выделить несколько направлений государственного регулирования экономики, одним из важнейших является регулирование материального производства.

При командно-административной экономике  степень эффективности управления ставилась в прямую зависимость  от уровня централизации производства. Она дала возможность осуществлять единую политику в соответствующей  отрасли. Централизация в распоряжении ресурсами позволяла концентрировать их на выполнении ими наиболее важной задачи, и, при необходимости маневрировать ими. Создавая ряд преимуществ, централизация порождала и определенные потери экономического и морального характера. Централизационный порядок рассмотрения вопросов касался производственных единиц, не учитывая их условия и особенности, что понижало эффективность решений. При излишне высокой централизации управления на долго затягивалось решение неотложных вопросов, неизбежно увеличивался объем управленческой деятельности в высших звеньях системы управления. В результате росла численность работников аппарата. Если на отдельном этапе развития подобная специализация отвечала потребностям в более глубокой централизации производства, то с течением времени стали проявляться определенные недостатки узкоотраслевой системы управления промышленностью. Необходима была реорганизация, основной задачей ее было приближение руководства к промышленным предприятиям и стройкам, повышение конкретности его функций и полномочий, повышение оперативности и своевременности принимаемых управленческих решений, расширение прав автономных и союзных республик в области управления народным хозяйством.

Важнейшей проблемой формирования и деятельности промышленно-хозяйственных комплексов была проблема создания адекватного организационно-правового механизма, который бы обеспечил координацию деятельности организации управления, относящийся к различным отраслям, звеньям, регионам, уровням. Не смотря на проблемы территориально-производственных и иных промышленно-хозяйственных комплексов, положительный опыт организации их деятельности может быть использован в процессе дальнейшего хозяйствования. Проводимая в течение 70-х, начале 80-х годов попытки поиска новых организационных форм промышленности на основе территориальной и межотраслевой интеграции не была осуществлена в полной мере. Они не завершились созданием системы промышленного управления в целом, осуществляемой на правовой основе, не отлились в конкретные достаточно эффективные организационно-правовые формы.

Информация о работе Макроэкономический анализ проблем регулирования национального производства