Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 15:53, курсовая работа
Цель данной работы - макроэкономический анализ проблем государственного регулирования национального производства.
Задачами нашего исследования являются:
- Изучение сущности проблем государственного регулирования общественного национального производства. Здесь будет рассмотрена необходимость вмешательства государства в экономику.
- Изучение методов государственного регулирования общественного национального производства. Здесь будет рассказано о задачах, направлениях и методах государственного регулирования.
- Освещение особенностей государственного регулирования материального национального производства в СССР. Эта задача следует из того, что анализ опыта управления (подготовка и проведение реформ, управление хозяйственной деятельностью и др.) имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Между прошлым, настоящим и будущим в развитии экономики и системы государственного управления существует тесная связь, которая подчас может быть и скрыта. Она проявляется в повторяемости тех или иных событий; преемственности подходов в решении проблем управленческого характера; консервативности, мешающей изменить старые, неправильные методы, преобразовать сложившиеся традиции регулирования национального производства.
- Изучение основных направлений государственного регулирования материального национального производства в России на современном этапе.
Введение
1 Экономическая природа проблем государственного регулирования национального производства
1.1 Сущность государственного регулирования национального производства
1.2 Методы государственного регулирования национального производства
2 Проблемы государственного регулирования национального материального производства в России
2.1 Особенности государственного регулирования национального материального производства в России
2.2 Основные направления государственного регулирования национального материального производства в России на современном этапе
2.2.1 Государственное регулирование агропромышленного комплекса
Заключение
Список использованных источников
В силу неоднородности различных стран по уровню социально-экономического развития, по национальным, историческим и другим особенностям, нет и не может быть единого критерия определения масштаба и способов государственного вмешательства в экономику. Однако в самой общей форме здесь можно выделить два основных направления: во-первых, это непосредственное участие государства в экономической сфере деятельности как собственника и предпринимателя', во-вторых - осуществление органами государственной власти регулирования экономических процессов.
В современных условиях России государство играет важную роль в функционировании экономики.
В настоящее время при переходе к рыночной экономике основными задачами государственного регулирования производства, средств производства и предметов потребления являются:
-стабилизация основных показателей развития отраслей материального производства;
-прогрессивная структурная перестройка сферы материального производства путем изменения соотношений между добывающими и перерабатывающими отраслями, повышение роли наукоемких производств, восстановление позиций машиностроительного комплекса;
-техническое перевооружение отраслей материального производства;
-взаимовыгодная интеграция в мировую экономику в нем доли продукции обрабатывающих отраслей промышленности;
-ослабление сырьевой направленности экспорта.
Основой сохранения за государством
контрольных функций и рычагов
регулирования сферы
В регулировании отношений
Перечни участков недр, предоставляемых в пользование на условиях раздела продукции, устанавливаются федеральными законами, например Законом «Об участках недр, право пользования, которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (на Лугинецком, Федоровском и других нефтегазоконденсатных месторождениях)», принятом в мае 1999 г. В пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными за, субъекты РФ осуществляют законодательное регулирование своего участия в соглашениях о разделе продукции при использовании недр на своих территориях.
Соглашения о разделе
Конкурсный порядок заключения соглашений позволяет государству включать в них ряд дополнительных обязательств инвестора: соблюдение научно-технического уровня проведения работ по геологическому изучению и использованию недр; полноту извлечения минеральных ископаемых; обязательный вклад в социально-экономическое развитие региона; осуществление мер по предотвращению вредного влияния работ на окружающую природную среду, а также ликвидация последствий такого влияния; ликвидация всех сооружений, установок по завершению работ, а также очистка от загрязнения территории, на которой проводились работы по соглашению.
Право пользования участком недр на основе соглашения о разделе продукции предоставляется только путем лицензирования. Лицензия выдается инвестору органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением. Лицензия выдается на срок от 5 до 25 лет.
В соответствии с соглашением произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором. Соглашение предусматривает условия и порядок:
-определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости;
-определения компенсационной продукции (в том числе ее предельного уровня), которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению;
-раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная продукция за вычетом части этой продукции, используемой для уплаты платежей за пользование недрами и компенсационной продукции;
-передачи государству принадлежащей ему части произведенной продукции или его стоимостного эквивалент получения инвестором части произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.
Часть произведенной продукции, поступающая в федеральную собственность, может быть использована для федеральных нужд с зачислением выручки от ее реализации в федеральный бюджет. Использование части произведенной продукции, поступающей в собственность соответствующего субъекта РФ, осуществляется на основе его законодательства. Часть произведенной продукции, поступающая в собственность инвестора, может быть вывезена из России в порядке, определенном для экспорта продукции собственного производства, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О государственном регулирований внешнеторговой деятельности».
Одним из способов воздействия государства
на сферу материального
Государственный заказ - один из важнейших инструментов регулирования рыночной экономики. Государство выступает прямым крупнейшим заказчиком продукции, работ и услуг. Государственный заказ способен вызвать мультипликативный спрос, тем самым, оживляя производство. Особенно важна роль госзаказов в поддержке отечественных товаропроизводителей, «точек роста». Поэтому доля госзакупок в конечном спросе весьма велика. В развитых странах госзакупки составляют 20-30 % ВВП, причем особо значительная доля госзакупок в продукции ВПК - свыше 50%.
Основной инструмент государственного регулирования оборонного комплекса - государственный оборонный заказ на поставку продукции (работ, услуг) для федеральных государственных нужд в целях поддержания необходимого уровня обороноспособности страны. В федеральном бюджете предусматриваются расходы по оборонному заказу в составе защищенных статей, подлежащих финансированию в полном объеме. (Порядок формирования оборонного заказа, его содержание изложены выше).
2.2.1 Государственное регулирование агропромышленного комплекса
Агропромышленный комплекс (АПК) - совокупность отраслей экономики, связанных с агропромышленным производством.
В структуре АПК выделяют три сферы:
- отрасли, производящие
- сельское хозяйство (
- отрасли, перерабатывающие
Агропромышленный комплекс - крупнейший народно-хозяйственный комплекс страны. На его долю приходится шестая часть валового внутреннего продукта, четверть основных фондов страны, из сельхозпродукции формируется 2/3 потребительских товаров.
Радикальное реформирование аграрного сектора экономики страны началось с принятием в ноябре 1990 г. законов «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «О земельной реформе». Законодательное декларирование многообразия форм собственности хозяйствования на земле явилось исходной мерой качественного обновления земельных экономических отношений на принципах рыночной экономики.
В ходе аграрной реформы радикально изменены организационно-экономические, финансовые и правовые условия агропромышленного производства. Сельскохозяйственные товаропроизводители получили право самостоятельного выбора организационно-правовых форм хозяйствования, планирования своей производственно-финансовой деятельности, распоряжения произведенной продукцией и доходами, установления цен на реализуемую продукцию.
Центральное звено аграрной реформы
- изменение отношений
Заключение
В процессе написания курсовой работы я пришла к следующим выводам:
Крупномасштабное производство, которое
стало формироваться в
Государственное регулирование рыночной экономики представляет собой процесс воздействия на социально-экономическую систему данного общества правомочными государственными органами при помощи системы законодательных, административных и контрольных мер с целью повышения эффективности действенности рыночного механизма и обеспечения экономической стабильности
Основные задачи государственного регулирования сферы материального производства периодически меняются с учетом генеральной цели государственного регулирования социально-экономического развития страны, изменений во внешнеэкономических связях и мировом хозяйстве. Методы государственного регулирования принято делить на правовые (экономические) и административные, а также по направленности воздействия - на прямые и косвенные. На настоящий момент можно выделить несколько направлений государственного регулирования экономики, одним из важнейших является регулирование материального производства.
При командно-административной экономике
степень эффективности
Важнейшей проблемой формирования
и деятельности промышленно-хозяйственных
комплексов была проблема создания адекватного
организационно-правового механизма,
который бы обеспечил координацию деятельности
организации управления, относящийся
к различным отраслям, звеньям, регионам,
уровням. Не смотря на проблемы территориально-
Информация о работе Макроэкономический анализ проблем регулирования национального производства