Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:30, курсовая работа
Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить.
Цель работы состоит в анализе базовой макроэкономической модели и макроэкономического равновесия. В своей курсовой работе я рассмотриваю совокупный спрос и предложение, их структуру, факторы, определяющие и влияющие на них, а так же макроэкономическое равновесие и его особенности в России.
Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Базовая макроэкономическая модель………………………………………………………..5
1.1. Понятие совокупного спроса, неценовые факторы совокупного спроса…………....5
1.2. Понятие совокупного предложения, неценовые факторы совокупного
предложения…………………………………………………………………………………11
2. Макроэкономическое равновесие в модели AD – AS…………………………………….15
2.1. Классическая модель…………………………………………………………………....15
2.2. Кейнсианская модель…………………………………………………………………...17
2.3. Равновесный объём производства и равновесный уровень цен……………………..20
2.4. Эффект храповика………………………………………………………………………21
3. Изменения в равновесии…………………………………………………………………….23
3.1. Последствия сдвига кривой совокупного спроса…………………………………….23
3.2. Последствия сдвига кривой совокупного предложения……………………………..24
4. Особенности макроэкономического равновесия в современной России………………...27
Заключение……………………………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………………………….33
Приложение……………………………………………………………………………………..34
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Базовая макроэкономическая модель………………………………………………………..5
1.1. Понятие совокупного спроса, неценовые факторы совокупного спроса…………....5
1.2. Понятие совокупного предложения, неценовые факторы совокупного
предложения…………………………………………………
4. Особенности макроэкономического равновесия в современной России………………...27
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
В условиях перехода Российской экономики на рыночные отношения все чаще возникают вопросы о ходе и направлении экономических реформ, о тех экономических теориях, которые положены в их основу.
Сейчас, в период глубокого экономического кризиса в России всех волнуют экономические проблемы. То и дело слышатся слова "инфляция", "курс рубля" и тому подобные экономические термины. Для того чтобы разобраться в этой ситуации надо знать основные экономические законы, а так как мы хотим разобраться в ситуации в стране в целом, то мы должны также знать макроэкономические закономерности.
Ключевой проблемой экономической теории и экономической политики любого государства является макроэкономическое равновесие, поэтому рассмотрение этой проблемы имеет первостепенное значение как с теоретической, так и с практической точек зрения.
Макроэкономическое равновесие – это прежде всего уравновешивание спроса всех покупателей и предложения всех продавцов. Макроэкономика пользуется агрегированными показателями, что необходимо для анализа поведения экономики в целом, выявления закономерностей ее функционирования, и в конечном счете, выработки рекомендаций для экономической политики, прогнозирования последствий принятия тех или иных экономических решений на длительную перспективу (15-25 лет), среднесрочный период (4-5 лет), в пределах краткосрочного периода (до 1 года). Этим, в первую очередь, объясняется необходимость общей экономической модели «совокупный спрос – совокупное предложение». Изучение процессов совокупного спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны. Данные категории являются одними из важнейших в макроэкономике.
Модели совокупного спроса и совокупного предложения, в отличие от модели спроса и предложения для одного товара, позволяют ответить на многие принципиальные вопросы: почему вообще увеличиваются или уменьшаются цены? Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды и резко повышается в другие? Что определяет все равновесное количество определенных товаров на внутреннем рынке, то есть реальный объем национального производства? Почему реальный объем национального производства уменьшается в определенные периоды по сравнению с предшествующим уровнем, а в другие быстро увеличивается? Для такого ответа нужно объединить или агрегировать все отдельные рынки страны в единый общий рынок. Точнее, нужно объединить тысячи отдельных цен на персональные компьютеры, золото, металлопрокат, зерно, нефть, алмазы и т.д. - в единую совокупную цену, или уровень цен. То же нужно сделать и для производства, собрав воедино равновесное количество отдельных товаров и введя в рассмотрение понятие реального объема национального производства.
Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить.
Цель работы состоит в анализе базовой макроэкономической модели и макроэкономического равновесия. В своей курсовой работе я рассмотриваю совокупный спрос и предложение, их структуру, факторы, определяющие и влияющие на них, а так же макроэкономическое равновесие и его особенности в России.
1. Базовая макроэкономическая модель
Модель совокупного спроса и совокупного предложения AD-AS, является базовой для изучения колебаний объема выпуска всей совокупности товаров и услуг в зависимости от уровня цен в экономике в целом; а также для изучения причин и последствий этих изменений. С ее помощью могут быть описаны различные варианты экономической политики государства.
1.1. Понятие совокупного спроса, неценовые факторы совокупного спроса
Совокупный спрос AD (от английского aggregate demand)– экономический агрегат, суммирующий величины индивидуальных (локальных) спросов на все конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Другими словами, это реальный объем национального производства, который потребители (частные лица, предприятия и государство) готовы купить при различных возможных уровнях цен. В идеальной модели макроэкономики совокупный спрос должен быть равен реальному объему национального производства, который может быть куплен при любом уровне цен.
Совокупный спрос имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную.
Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает потребность в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т. д.).
Совокупный спрос в стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Иначе говоря, это сумма потребностей в обществе, выраженная в денежной форме и представленная на рынке. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике.
В структуре совокупного спроса можно выделить 4 макроэкономических субъекта, влияющих на объем спроса:
1) совокупный спрос домохозяйств – потребительский спрос (C);
2) спрос фирм на инвестиции (I);
3) спрос на товары и услуги со стороны государства (G);
4) чистый экспорт (Xn) – разница между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на импортные товары (экспорт «минус» импорт: X-M= Xn).
Чтобы определить объем совокупного спроса, необходимо определить объём спроса каждого из этих субъектов. Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится больше половины объёма конечного совокупного спроса. Потребительский спрос или расходы изменяются медленно, относительно стабильны. Другие компоненты совокупного спроса более динамичны, например инвестиционный спрос, их изменения вызывают колебания экономической активности. Уравнение совокупного спроса имеет вид:
AD = C + I + G + Xn
где AD - расходы, которые намерены сделать хозяйствующие субъекты;
С- потребительский спрос
I - спрос фирм на инвестиции
G - спрос на товары и услуги со стороны государства
Xn - чистый экспорт
В правой части она содержит те же слагаемые, что и формула основного макроэкономического тождества (ВНП по расходам). Их отличие заключается в том, что AD – это расходы, которые намерены сделать хозяйствующие субъекты, а не фактические расходы, которые уже сделаны в течение года.
Графически модель совокупного спроса представляется в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен. Кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии (рис. 1).
Рис.1. Кривая совокупного спроса
Изменение общего уровня цен (ценовых факторов) при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияет на объем совокупного спроса и обуславливает движение по кривой AD.
Наиболее простое выражения этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег (уравнение Фишера):
MV = PY,
отсюда Р = MV/ Y или Y = MV/ P, где
P – уровень цен в экономике, в данном случае – индекс цен;
Y – реальный объем выпуска (производства), на который предъявлен спрос;
М – количество денег в экономике;
V – скорость обращения денег.
Отрицательный наклон кривой AD (рис. 1) объясняется следующим образом: чем выше уровень цен Р, тем меньше реальные запасы денежных средств, (кривая AD строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V), а следовательно, меньше и количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.
Анализ содержания совокупного спроса позволяет выделить его основные факторы, которые можно подразделить на ценовые и неценовые. Ценовые факторы совокупного спроса вызывают изменение величины AD. Графически это отражается движением по заданной кривой AD вверх или вниз (рис. 2). Неценовые факторы совокупного спроса смещают первоначальную кривую AD вправо или влево (рис. 2).
К ценовым факторам совокупного спроса относятся следующие:
1) Эффект реального богатства или эффект Пигу.
Под реальным богатством понимается отношение номинального финансового богатства (М) к общему уровню цен (Р). Это отношение есть реальная покупательная способность накопленного номинального богатства (наличные деньги, ценные бумаги). Рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью, что делает их владельцев беднее и побуждает к сокращению потребительских расходов (C), объем совокупного спроса сокращается. Падение же уровня цен ведёт к увеличению реальной стоимости денег, т.е. потребители могут за те же суммы приобрести большее количество товаров и услуг. Рост покупательной способности создаёт ощущение увеличения богатства.
2) Эффект процентной ставки или эффект Кейнса.
Рост уровня цен заставляет и потребителей, и производителей брать деньги в долг, т.е. возрастает спрос на деньги. Это обстоятельство повышает процентную ставку. Поэтому покупатели откладывают свои покупки (C), а предприниматели сокращают инвестиции (I). В результате совокупный спрос уменьшается. Соответственно более низкая процентная ставка поощряет к заимствованиям, как население, так и фирмы, что ведёт к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары.
3) Эффект импортных товаров или эффект Флеминга.
Рост цен внутри страны при стабильных ценах на импорт перекладывает часть спроса с внутренних товаров на импортные и сокращает экспорт. В экономике данной страны снижается чистый экспорт (Xn) и совокупный спрос. Соответственно в результате снижения курса национальной валюты товары, произведённые в данной стране, становятся относительно более дешёвыми. Подобное изменение относительных цен ведёт к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт, а, следовательно, совокупный спрос.
Таким образом, существует три различные, но связанные между собой причины, по которым снижение уровня цен ведёт к увеличению предъявляемого в экономике объёма спроса на товары и услуги: (1) потребители ощущают возросшее богатство, что стимулирует спрос на потребительские товары; (2) снижение процентных ставок стимулирует спрос на инвестиционные товары; (3) понижение обменного курса национальной валюты стимулирует чистый экспорт. Взаимодействие этих стимулов предопределяет отрицательный наклон кривой совокупного спроса.
Все эффекты, связанные с изменением уровня цен, графически изображаются движением по кривой совокупного спроса. Важно иметь в виду, что кривая совокупного спроса изображается при «прочих равных условиях». Иными словами, мы рассмотрели, как изменение уровня цен воздействует на спрос на товары и услуги, считая количество денег в экономике постоянным.
Все три названных эффекта достаточно наглядно проявляются в экономике России. Так, высокие процентные ставки - одна из причин уменьшения инвестиционного, а следовательно, и совокупного спроса. Причем их величина, препятствуя росту инвестиций, способствовала переходу экономики к "квазиденьгам", взаимозачетам, бартеру, что негативно отражается на состоянии производства в современной России.
Что касается эффекта богатства, то в послереформенной России накопилось немало как позитивных, так и негативных примеров. Так, негативные последствия для материального положения населения и совокупного спроса имела либерализация цен в 1992 г. Ее следствием стало обеднение населения и сокращение совокупного спроса. Противоположная тенденция проявлялась в 2000-2007 гг., когда при относительной стабильности цен и росте доходов отмечено увеличение совокупного спроса.
Третья причина - рост импортных закупок. Граждане России отдавали предпочтение импортным товарам в ущерб национальным именно тогда, когда цены на национальные товары росли, а на импортные оставались относительно стабильными. Импорт уменьшал российский чистый экспорт, а следовательно и национальный доход и совокупный спрос. Ситуация изменилась на противоположную после дефолта 1998 г. и девальвации рубля, когда увеличение цен на ряд импортных товаров привело к сокращению ввоза товаров, к росту совокупного спроса и национального дохода.