Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:30, курсовая работа
Современная теория равновесия совокупного спроса и предложения представляется моделью AD-AS. На рынках спроса и предложения механизм ценообразования решает три основных вопроса рыночного хозяйства: что, как и для кого производить.
Цель работы состоит в анализе базовой макроэкономической модели и макроэкономического равновесия. В своей курсовой работе я рассмотриваю совокупный спрос и предложение, их структуру, факторы, определяющие и влияющие на них, а так же макроэкономическое равновесие и его особенности в России.
Введение…………………………………………………………………………………………3
1. Базовая макроэкономическая модель………………………………………………………..5
1.1. Понятие совокупного спроса, неценовые факторы совокупного спроса…………....5
1.2. Понятие совокупного предложения, неценовые факторы совокупного
предложения…………………………………………………………………………………11
2. Макроэкономическое равновесие в модели AD – AS…………………………………….15
2.1. Классическая модель…………………………………………………………………....15
2.2. Кейнсианская модель…………………………………………………………………...17
2.3. Равновесный объём производства и равновесный уровень цен……………………..20
2.4. Эффект храповика………………………………………………………………………21
3. Изменения в равновесии…………………………………………………………………….23
3.1. Последствия сдвига кривой совокупного спроса…………………………………….23
3.2. Последствия сдвига кривой совокупного предложения……………………………..24
4. Особенности макроэкономического равновесия в современной России………………...27
Заключение……………………………………………………………………………………...31
Список использованной литературы………………………………………………………….33
Приложение……………………………………………………………………………………..34
Рассмотрим неценовые факторы, оказывающие влияние на кривую совокупного спроса.
К неценовым факторам, влияющим на совокупный спрос, относится все, что воздействует на потребительские расходы (C), инвестиционные расходы фирм (I), государственные расходы (G), чистый экспорт (Xn).
Когда на любой из этих компонентов AD влияют неценовые факторы, кривая AD сдвигается вправо при увеличении, влево при уменьшении, что вызывает и изменение уровня цен и уровня производства (рис. 2).
Рис.2. Кривая совокупного спроса
1. Факторы, воздействующие на потребительские расходы (C).
– благосостояние потребителя, т.е. величина доходов, включающих финансовые активы (наличные деньги, ценные бумаги, недвижимость). В результате увеличения доходов потребительские расходы при данном уровне цен возрастают (кривая совокупного спроса смещается вправо). Однако по мере роста доходов предельная склонность к потреблению начинает снижаться, поэтому рост спроса всегда отстает от роста доходов. От эффекта Пигу и богатства этот фактор отличается тем, что действует при неизменном уровне цен, т.е. в данном случае рассматривается рост благосостояния, например, в результате роста курса акций.
– ожидания потребителя. Если население считает, что в будущем его реальные доходы увеличатся, то его расходы, а следовательно, и совокупный спрос тоже возрастут. Подобным образом инфляционное ожидание может увеличить совокупный спрос.
– задолженность потребителей. Высокий уровень задолженности потребителя, образовавшийся в результате прежних покупок в кредит, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Кривая спроса опять сместиться влево.
– налоги также играют немаловажную роль в потребительских расходах. Уменьшение ставок подоходного налога влечёт за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен и наоборот.
2. Факторы, воздействующие на инвестиционные расходы фирм (I).
– процентные ставки. При прочих равных условиях, увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведёт к уменьшению инвестиционных расходов т.е. закупок средств производства и сокращению совокупного спроса.
– ожидаемые прибыли от инвестиций. Более оптимистичные прогнозы на получение прибыли на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо.
– налоги с предприятий. Их увеличение приведёт к уменьшению прибыли, а, следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса.
– новые технологии. Кроме того, стимулом к увеличению инвестирования является необходимость внедрения предприятиями новых технологий для поддержания своей конкурентоспособности.
3. Факторы, воздействующие на государственные расходы (G):
Увеличение государственных закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. И наоборот, уменьшение государственных расходов приведёт к сокращению совокупного спроса.
4. Факторы, воздействующие на чистый экспорт (Xn):
– величина ВНП в данной стране;
– национальный доход других стран. Возрастание национального дохода других стран увеличивает спрос на товары нашей страны и поэтому увеличивает совокупный спрос. Это происходит потому, что когда уровень дохода за рубежом повышается, их граждане получают возможность покупать больше товаров как отечественного, так и зарубежного производства. Следовательно, экспорт нашей страны увеличивается вместе с уровнем национального дохода наших торговых партнёров.
– валютные курсы. Изменение курса рубля по отношению к другим валютам является вторым фактором, который оказывает влияние на чистый экспорт, а, следовательно, и на совокупный спрос. Предположим, что цена иены в рублях возрастает. В результате нового соотношения японские потребители смогут получить больше рублей за определённую сумму иен, для них российские товары станут дешевле японских. Между тем, в России смогут купить меньше японских товаров. При таких обстоятельствах можно ожидать, что наш экспорт возрастёт, а импорт уменьшится. Следовательно, увеличится чистый экспорт, а за ним и совокупный спрос.
Из уравнения количественной теории денег (2) можно сделать вывод, что на совокупный спрос влияют величина денежной массы (M) и скорость обращения денег (V) между секторами экономики, т.к.
Y = MV/Р или AD = MV/Р
Из уравнения видно еще два неценовых фактора M и V. На совокупный спрос влияют величина денежной массы и скорость обращения денег между секторами экономики. Следовательно, AD является функцией М и V,
AD = f(M, V)
Влияние вышеперечисленных неценовых факторов на совокупный спрос в конечном итоге можно свести к изменениям денежной массы и скорости обращения денег.
Часто непосредственное воздействие какого-либо неценового фактора на совокупный спрос оказывается не единственным, и для оценки итогового эффекта требуется дополнительный анализ. Так, увеличение государственных расходов непосредственно ведет к росту совокупного спроса. Но, финансируя эти расходы через продажу облигаций, государство забирает часть ресурсов с денежного рынка, что при неизменном общем предложении денег в экономике и спросе на них со стороны частного сектора увеличивает ставку процента. Это, в свою очередь, затрудняет инвестиционную деятельность частного сектора, покупку дорогостоящих товаров потребителями и т.д., то есть сокращает другие компоненты совокупного спроса.
1.2. Понятие совокупного предложения, неценовые факторы, совокупного предложения
Совокупное предложение AS (от английского aggregate supply) – экономический агрегат, равный сумме денежных значений всех конечных товаров и услуг, представляемых к продаже при каждом возможном уровне цен. Другими словами, это объем товаров и услуг, которые фирмы готовы изготовить и предложить на рынке при определенном уровне цен (при прочих равных условиях, в стоимостном выражении). Совокупное предложение часто используется как синоним ВНП (ВВП), т.е. AS = ВНП = ВВП.
Совокупное предложение - это реальный объем национального производства, который может быть произведен при каждом возможном уровне цен.
Чем выше уровень цен, тем больше товаров готовы предложить к продаже все производители, и наоборот, т.е. существует прямая зависимость между уровнем цен и объемом предложения.
Графически модель совокупного предложения представлена кривой (рис. 3), выражающей прямую зависимость между уровнем цен и реальным объемом производства. Кривая AS имеет различный вид в краткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная заработная плата, номинальная ставка процента) под воздействием рыночных колебаний изменяются медленно, обычно говорят об их относительной "жесткости". Реальные величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная ставка процента) — более подвижные, "гибкие". В долгосрочном периоде, наоборот, номинальные величины в итоге изменяются достаточно сильно — их считают "гибкими", а реальные меняются крайне медленно, так что для удобства анализа их часто рассматривают как постоянные.
В современном макроанализе выделяют три отрезка кривой совокупного предложения (рис. 3):
а) горизонтальный, или кейнсианский;
б) восходящий, или промежуточный;
в) вертикальный, или классический
Рис. 3. Кривая совокупного предложения
Кейнский отрезок кривой AS является горизонтальным при каком-то уровне цен. Это говорит о том, что фирмы готовы обеспечить любой востребованный объем продукции при данном уровне цен. Кейнсианский отрезок описывает краткосрочный период, когда экономика функционирует в условиях неполной занятости факторов производства; номинальные величины относительно жесткие; реальные величины более подвижны, быстрее реагируют на рыночные колебания.
Причинами относительной жесткости номинальных величин в краткосрочном периоде служат: длительность трудовых договоров, сроки действия контрактов на поставки сырья и готовой продукции, государственное регулирование минимальной заработной платы, ступенчатый характер изменения цен и заработной платы (когда фирмы меняют цены и заработную плату постепенно, с оглядкой на конкурентов) и т.д.
Разумность и реальность предположений об относительной жесткости цен на коротких временных интервалах подтверждается типичным поведением бизнеса. В обычных условиях у большинства фирм имеются избыточные мощности, запасы готовой продукции на складах, а также возможность использовать сверхурочную работу или нанять дополнительных работников (особенно в условиях неполной занятости). Эти неиспользуемые ресурсы, как трудовые, так и материальные, можно привести в действие и при этом не оказать или почти не оказать никакого давления на уровень цен. Когда на этом отрезке объем национального продукта начинает увеличиваться, то, производственные издержки при расширении производства существенно не возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары. И наоборот, этот отрезок также предполагает, что если реальный объем производства сократится, то цены на товары и ресурсы останутся на том же уровне. Это значит, что реальный объем производства уменьшится, но цены на товары и заработная плата останутся неизменными.
Промежуточный (восходящий) участок соответствует постепенному вовлечению в производство свободных факторов, имеющих определенные границы. Дальнейшее вовлечение их в производство дает в конечном счете увеличение затрат, что сказывается на стоимости продукции. Происходит общий постепенный рост цен на товары и услуги, а производство растет не так быстро, как прежде.
Кривая AS ограничена справа уровнем потенциального выпуска Y* - это такой объем выпуска, который может быть произведен при использовании всех имеющихся факторов производства.
Классический (вертикальный). Здесь производство достигло своего максимального уровня (Y*), когда экономика функционирует на пределе своих производственных возможностей, все ресурсы задействованы и достигнута полная занятость населения. За короткое время невозможно достичь дальнейшего увеличения объемов производства. Если на этом этапе будет происходить рост спроса, то производство не сможет ответить на него увеличением предложения и следствием будет инфляция.
Анализ кривой совокупного предложения показал, что реальный объем ВНП увеличивается, когда экономика движется слева направо, проходя кейнсианский и промежуточный отрезки совокупного предложения. Эти изменения в объеме национального производства являются результатом движения по кривой совокупного предложения, то есть мы рассматривали зависимость между реальным объемом ВНП и уровнем цен при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах).
Если ценовые факторы показывают движение по кривой совокупного предложения (AS) (рис. 4), то неценовые смещают кривую вправо (AS’’) при уменьшении издержек и влево (AS’) – при их увеличении (рис. 4). Например, предоставление со стороны государства таможенных льгот на ввоз ресурсов, увеличит объем производства и совокупное предложение. Кривая AS сместиться вправо (рис.4). На промежуточном и классическом отрезках кривая AS сдвигается вправо, указывая на то, что предприятия будут производить больший реальный объем ВНП при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой AS увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема ВНП.
Рис. 4. Кривая совокупного предложения
К неценовым факторам относятся те, которые могут изменить издержки:
– изменение цен на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные) - их повышение увеличивает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложение,
– изменение в технологии или производительности - рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым совокупное предложение,
– изменение правовых норм:
налоги, субсидии - увеличение первых ведёт к повышению издержек и снижению совокупного предложения, а субсидии бизнесу, то есть прямые правительственные платежи фирме уменьшают издержки производства и увеличивают совокупное предложение;
государственное регулирование также увеличивает издержки производства на единицу продукции, сдвигая кривую совокупного предложения влево.
В самом общем виде равновесие в экономике — это сбалансированность и пропорциональность ее основных параметров, иначе говоря, ситуация, когда у участников хозяйственной деятельности нет стимулов к изменению существующего положения. По отношению к рынку равновесие — это соответствие между производством благ и платежеспособным спросом на них. Обычно равновесие достигается посредством либо ограничения потребностей (на рынке они всегда выступают в виде платежеспособного спроса), либо увеличения и оптимизации использования ресурсов.
Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения образуют макроэкономическое равновесие – реальный объем выпуска при определенном уровне цен. Здесь используются кейнсианская и классическая модели.
Следует отметить, что классическая и кейнсианская модели характеризуют экономику в разных временных интервалах. Классический подход позволяет анализировать экономику в долгосрочном периоде, в котором номинальные цены на ресурсы и товары, являясь относительно «гибкими», успевают приспособиться друг к другу. Для краткосрочного периода, рассматриваемого в кейнсианской модели, характерна относительная жёсткость номинальных цен. Но главные различия в интерпретации кривой AS в классической и кейнсианской школах отражают различия в ответе на основной вопрос анализа равновесия на макроуровне – какому уровню занятости, использования производственного потенциала соответствует равновесный объём производства, насколько полно в условиях макроэкономического равновесия используются имеющиеся у общества ресурсы. Рассмотрим обе модели более подробно.