Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование функционирования малого бизнеса в условиях рыночной экономики России, исследование проблем и перспектив развития малого предпринимательства.
Для достижения цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;
Введение……………………….……………………………………………………..3
1Малый бизнес, понятие и сущность………………..……………………………..5
1.1 Понятие и формы организации малого бизнеса…………………….....5
1.2 Функции малого бизнеса, его роль в экономике……………………...10
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………………13
2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России………………...16
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в России. Существование малого бизнеса в условиях мирового кризиса…………………………………………….16
2.2 Роль государства в развитии малого бизнеса. Государственная политика развития малых предприятий в России………………………………..22
2.3 Перспективы развития малого бизнеса в России………….................34
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников
Учредительным документом как открытого, так и закрытого акционерного общества служит устав, утвержденный учредителями. В нем помимо общих сведений должны содержаться условия о категориях выпускаемых обществом акций, об их номинальной стоимости и количестве, о размере уставного капитала общества, о правах акционеров, о составе и компетенции органов управления обществом и порядке принятия ими решений и др.
Своеобразной
организационно-правовой формой предприятий
малого бизнеса являются производственные
кооперативы. Производственным кооперативом,
или артелью, признается добровольное
объединение граждан для
В производственном кооперативе объединяются имущественные паевые взносы его членов. Сферой деятельности такого кооператива помимо производства могут быть переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг.
Учредительным документом производственного кооператива является устав, утверждаемый общим собранием его членов. Важная особенность производственного кооператива состоит в том, что он не вправе выпускать акции, а также в том, что каждый его член имеет один голос при принятии решений общим собранием.
В особом ряду среди
организационно-правовых форм предприятий
малого бизнеса стоят государственные
и муниципальные унитарные
В форме унитарных могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Их имущество находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, называется федеральным казенным предприятием.[19]
Благодаря многообразию форм, предприятия малого бизнеса способны функционировать практически в любой сфере производства, а также в сфере предоставления услуг.
1.2 Функции малого бизнеса, его роль в экономике
Малый бизнес - важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта.
Роль и место
малого предпринимательства в
Во-первых, малое
предпринимательство формирует
конкурентную среду. Известно, что в
условиях свободной рыночной экономики
конкуренция отражает отношения
соревнования между хозяйственными
элементами, когда их самостоятельная
деятельность эффективно ограничивает
возможности каждого из них повлиять
на общие условия обращения
Во-вторых, малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Эта его черта приобрела в современных условиях особое значение вследствие быстрой индивидуализации и дифференциации потребительского спроса, ускорения научно-технического прогресса (НТП), роста номенклатуры промышленных товаров и услуг.
В-третьих, огромным является вклад малого предпринимательства в осуществление прорыва по ряду важных направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики, информатики. Способствуя ускорению реализации новейших технических и коммерческих идей, выпуска наукоемкой продукции, малый бизнес, тем самым, выступает проводником НТП.
В-четвертых, малое
предпринимательство вносит весомый
вклад в решение проблемы занятости.
Эта функция проявляется в
способности малого предпринимательства
создавать новые рабочие места
и поглощать избыточную рабочую
силу во время циклических спадов
и структурных сдвигов в
В-пятых, важная
функция малого предпринимательства
заключается в смягчении
Таким образом, можно сделать вывод, что функции малого бизнеса заключаются не только в том, что он является одним из решающих факторов экономического развития страны, но и в том, что он оказывает содействие в поддержании социально-политической стабильности общества.
Говоря о
роли малого бизнеса, следует подчеркнуть,
что малые предприятия – это
побочная сфера экономики. Малый
бизнес ограниченно включается в
хозяйственную структуру, конкурентную
среду и в общественное разделение
труда. Причем роль его в современной
динамичной жизни неуклонно возрастает.
Как показывает опыт развитых стран,
если в прошлом малые предприятия
создавались, как результат стремления
многих открыть собственное дело,
то в настоящее время создание
малых предприятий нередко
Помимо того, что малые предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.
Роль малого бизнеса в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
Малый бизнес не
противостоит крупным и средним
компаниям, а тесно взаимодействует
с ними, участвует в ускорении
инновационного процесса и в структурной
перестройке народного
Малое предпринимательство
– необходимый элемент рыночной
экономики, позволяющий решать важные
социально-экономические
Роль малого бизнеса в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.[15]
Из всего вышесказанного следует, что без наличия малого предпринимательства сложно представить не только экономическое развитие страны, но и развитие страны в целом. Малый бизнес - одна из наиболее многочисленных составляющих экономики и рынка. Из данной сферы идет довольно крупный поток налоговых поступлений в бюджет страны, а так же, основное производство товаров и услуг лежит в руках малого бизнеса, что, в случае его активного развития и поддержки со стороны государства, приводит к росту основного экономического показателя-ВВП, который в свою очередь является показателем экономического благополучия страны.
Субъекты малого
предпринимательства как
1.Более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
2.большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;
3.гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;
4.относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;
5.большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
6.более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;
7.относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Хотя малые фирмы и имеют значительные преимущества по сравнению с крупными, у них есть также серьезные недостатки. Причины этих недостатков разные.
Неодинаковый доступ к ресурсам. Малые фирмы не всегда конкурируют с крупными, находясь с ними в неравных условиях. Прежде всего, это касается рынка капиталов. Банки и другие источники ссуд воспринимают малый бизнес как более рискованный, чем большой. Малые предприятия также не пользуются скидкой, которая предоставляется оптовым поставщикам.
Отсутствие эффекта масштаба. Считается, что бизнес добивается экономии, обусловленной масштабом производства, если средние издержки на единицу продукции снижаются, а уровень выхода продукции растет.
Отсутствие внутренней специализации. Специализация может быть преимуществом малой фирмы, которая начинает свою деятельность на малых рыночных сегментах, которые игнорируются крупными фирмами. Однако малые фирмы многое теряют от того, что у них нет внутренней специализации.
Государственное
регулирование. Бремя государственного
регулирования предприятий
Ни один недостаток и ни одно преимущество малого бизнеса не проявляются в полной мере. Для каждой сферы производства характерны свои, сугубо индивидуальные черты. В зависимости от этих особенностей можно сделать вывод об эффективности ведения малого бизнеса в той или иной сфере.
2 Проблемы и перспективы
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в России. Существование малого бизнеса в условиях мирового кризиса
Развитие малого бизнеса в России характеризуется крайней противоречивостью и подошло к такому рубежу, когда объективно необходимо решить задачи, связанные с переводом его в качественно новое состояние путем поиска «точек роста». Одной из причин медленного развития малого бизнеса является проводимая государством политика в этой сфере, которая носит в основном декларативный характер, а практика ее реализации представляет собой отдельные, не связанные в единую систему меры.
Сложившаяся экономическая
ситуация пока негативно воздействует
на малое предпринимательство по
всем направлениям. Уровень инфляции
и рост цен на все факторы производства
ставят многие малые предприятия
на грань банкротства. И в их числе,
в первую очередь, предприятия, функционирующие
в сфере производства отечественных
товаров и бытовых услуг для
населения, потребляющие сырье, материалы,
стоимость которых постоянно
растет. Налоговый пресс давит
на производственные предприятия в
сфере малого бизнеса. Сложившиеся
экономические условия
Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике