Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование функционирования малого бизнеса в условиях рыночной экономики России, исследование проблем и перспектив развития малого предпринимательства.
Для достижения цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;

Содержание работы

Введение……………………….……………………………………………………..3
1Малый бизнес, понятие и сущность………………..……………………………..5
1.1 Понятие и формы организации малого бизнеса…………………….....5
1.2 Функции малого бизнеса, его роль в экономике……………………...10
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………………13
2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России………………...16
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в России. Существование малого бизнеса в условиях мирового кризиса…………………………………………….16
2.2 Роль государства в развитии малого бизнеса. Государственная политика развития малых предприятий в России………………………………..22
2.3 Перспективы развития малого бизнеса в России………….................34
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 182.16 Кб (Скачать файл)

Потеря административного  управления, экономический хаос и  законодательная неразбериха привели  к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно  трудном положении, неся большие  затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных  мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Высокие налоги, всевозрастающая плата за помещение  и оборудование, отсутствие фондового  рискового капитала – все это  затрудняет положение эффективной  деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание. [16]

Также серьезным  сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная  черта современной пирамиды в  России – формирование и хроническое  воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия  охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой  перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение.[7]

Но главная  причина сокращения числа малых  предприятий – низкий уровень  финансовой обеспеченности большинства  малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность  налоговой системы. Негативное воздействие  на развитие малого бизнеса в сфере  материального производства оказывают  неразвитость производственной структуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы. [16]

Существует  и ряд других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы,  связанные с получением деловой информации и т.д.

Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная  способность персонала принимать  решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.[7]

Для решения  этих проблем необходима активная и  эффективная государственная политика по поддержке малого бизнеса на всех уровнях власти. В настоящее время  такая политика в России только разрабатывается, определяются ее цели, направления, механизмы  реализации. Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования комплексной политики поддержки и развития малых предприятий  и создания механизмов ее реализации. Многие меры государственного регулирования  деятельности малого бизнеса носят  противоречивый характер. Опыт большинства  зарубежных стран, однако, показывает, что это важное самостоятельное  системное направление социально-экономической  политики государства, которая строится на принципе наибольше6го благоприятствования  развитию сектора малого бизнеса, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический  эффект в стране и регионе [16].

Рассматривая  факторы, негативно влияющие на развитие малого бизнеса, нельзя не учитывать  влияние кризиса.

В результате экономического кризиса в стране значительно ухудшилось положение малых предприятий. Несовершенство законодательства Российской Федерации, регулирующего функционирование малого бизнеса, непосильное налоговое бремя, чрезмерно усложненные учет и отчетность, недоступность инвестиционных ресурсов усугубляют проблемы малого предпринимательства.

Дальнейшее  развитие ситуации без активного  вмешательства государства, как на федеральном, так и региональном уровнях может привести к свертыванию этого сектора экономики с соответствующим понижением благосостояния граждан, сокращением рабочих мест и доходной части бюджетов.

Проблема малого предпринимательства носит в основном финансовый характер: отсутствие оборотных средств; отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов; отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов; снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса; риск неплатежей от контрагентов – отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания».

Также это:

1) Сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.

Несмотря на то, что в настоящий момент зависимость от банковского сектора и банковского финансирования малых предприятий в отличие от крупных и средних предприятий не является сильно выраженной, кризис ликвидности в банковском секторе сократит возможности банков для выделения дополнительных кредитов малым предприятиям. Как правило, представители малого бизнеса в меньшей степени пользуются кредитами (по сравнению с более крупными коллегами) для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Субъекты малого предпринимательства используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящий момент испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять кредиты субъектам МП.

Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам, что приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства, желающие получить кредит и имеющие соответствующее обеспечение, смогут рассчитывать на его получение.

2) Высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса

Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги малых предприятий окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к сокращению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятия урезать издержки за счет сокращения объема выпуска продукции, сокращения штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности.

Для малого бизнеса (особенно в сфере розничной и мелкооптовой торговли, производства строительных материалов) станет нецелесообразным использование при работе с крупными производителями и поставщиками схемы «предоплата за продукцию – отгрузка продукции»), поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме.

3)  Кризисные явления увеличивают риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий. Так, в случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые организации инфраструктуры могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг.

4) Кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий

В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск: на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление с целью сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.

Безусловно, кризис повлияет не на все малые предприятия. Ущерб от экономического кризиса для отдельных субъектов малого предпринимательства будет не очень сильным. К таким предприятиям, прежде всего, относятся:

— предприятия, производящие недорогую продукцию массового спроса и предоставляющие относительно дешевые услуги населению;

— предприятия, производящие товары/услуги с неэластичным спросом;

— предприятия, не использующие в своей работе заемные средства;

— предприятия, имеющие постоянные и налаженные отношения с банками, которые — могут предоставить кредиты в сложный момент;

— предприятия, имеющие административную поддержку и работающие по государственному / муниципальному заказу.[20]

Однако, не смотря на ряд проблем, количество предприятий  малого бизнеса неуклонно возрастает, что не может не быть позитивной тенденцией для данного сектора. Данные приведены в таблице. (Приложение 2)

 

2.2 Роль государства  в развитии малого бизнеса.  Государственная политика развития малых предприятий в России

 

Опыт развитых стран показывает, что для вовлечения предпринимательского потенциала в  развитие экономики требуется содействие государства в создании необходимых  предпосылок для нормального  функционирования малого и среднего бизнеса, в устранении возникающих  проблем и отклонений от намеченных целей.

Для обеспечения  реального динамизма развития малого предпринимательства необходим  импульс, исходящий из структур внешней  бизнес-среды, и прежде всего со стороны государства, призванного содействовать ускоренному развитию малого предпринимательства в интересах стабилизации социально-экономического положения в обществе и достижения целевых установок национальной экономики, трансформированной на устойчивое развитие. Мировой опыт свидетельствует и о том, что без государственной поддержки развитие малого предпринимательства происходит очень медленно.

В отличие от других форм государственного регулирования  предпринимательской деятельности, посредством которых, как правило, устанавливаются определенные рамки  функционирования хозяйствующих субъектов, государственная поддержка предпринимательской  деятельности направлена на расширение их возможностей.

Основными целями государственной политики по развитию малого предпринимательства являются: создание благоприятных условий  для осуществления эффективного бизнеса; ускоренное развитие малого предпринимательства  как основы и фактора формирования конкурентной среды; расширение самозанятости населения; увеличение доли участия в формировании валового регионального и валового внутреннего продукта, в налоговых доходах федерального, регионального и местного бюджетов [13].

Существует  ряд функций государства, благодаря  которым должна осуществляться государственная  поддержка малого предпринимательства. Во-первых, государство выступает  как властная структура, устанавливающая  рамочные условия функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и  контроль за соблюдением нормативно-правовых актов. Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основанием для распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом. И, в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малого и среднего бизнеса по следующим направлениям:

1) создание институциональных основ;

2) управленческая научно-методическая поддержка;

3) правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;

4) финансово-кредитная поддержка;

5) налоговая политика;

6) антимонопольная политика.

Формы государственной  поддержки предпринимательской  деятельности можно классифицировать по различным основаниям.

Во-первых, соответственно формам государственного регулирования  экономики и предпринимательской  деятельности формы государственной  поддержки предпринимательской  деятельности могут быть правовыми, экономическими и организационными. Так, меры государственного поощрения  в своем большинстве являются организационными формами государственной  поддержки.

Во-вторых, формы  государственной поддержки могут  носить материальный или моральный  характер. Материальными формами  государственной поддержки предпринимательской  деятельности являются, например, государственные  инвестиции, бюджетное и налоговое кредитование.

Моральными  формами государственной поддержки  предпринимательской деятельности являются определенные меры государственного поощрения, влияющие на деловую репутацию  субъектов предпринимательской  деятельности. Кроме того, к моральным  формам поддержки можно отнести  информационную и консультационную помощь субъектам предпринимательской  деятельности.

Под государственной  финансовой поддержкой малого предпринимательства  принято подразумевать комплекс мер, направленных на повышение доступности  для субъектов малого предпринимательства  финансово-кредитных ресурсов [14].

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике