Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование функционирования малого бизнеса в условиях рыночной экономики России, исследование проблем и перспектив развития малого предпринимательства.
Для достижения цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;

Содержание работы

Введение……………………….……………………………………………………..3
1Малый бизнес, понятие и сущность………………..……………………………..5
1.1 Понятие и формы организации малого бизнеса…………………….....5
1.2 Функции малого бизнеса, его роль в экономике……………………...10
1.3 Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………………13
2 Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России………………...16
2.1 Проблемы развития малого бизнеса в России. Существование малого бизнеса в условиях мирового кризиса…………………………………………….16
2.2 Роль государства в развитии малого бизнеса. Государственная политика развития малых предприятий в России………………………………..22
2.3 Перспективы развития малого бизнеса в России………….................34
Заключение………………………………………………………………………….39
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 182.16 Кб (Скачать файл)

Закон № 209-ФЗ предусматривает  создание инфраструктуры поддержки  субъектов малого и среднего предпринимательства  — системы коммерческих и некоммерческих организаций, которые осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  или муниципальных нужд при реализации федеральных и иных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, и иные организации [2].

Требования  к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства, устанавливаются  в программах развития субъектов  малого и среднего предпринимательства.

Закон предусматривает  оказание финансовой помощи субъектам  малого и среднего предпринимательства  и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и  среднего предпринимательства за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств  местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных  и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства.

Для каждой из категорий  субъектов малого бизнеса федеральными, муниципальными и местными программами  могут быть предусмотрены свои меры поддержки, например гранты на развитие бизнеса, получение на льготных условиях производственных помещений. Кроме  того, малые и микропредприятия могут в упрощенном порядке вести бухгалтерский учет. Также они избавлены от необходимости представлять большинство форм статистической отчетности.

Стимулирование  развития малого бизнеса в России на государственном уровне осуществляется по нескольким направлениям: создается  институциональная среда, реализуются  специальные государственные программы, и особое внимание уделяется кредитованию малого бизнеса государственными банками.

Важную роль в стимулировании малого бизнеса  призваны сыграть и меры налогового порядка. Имеется в виду, прежде всего, что система его налогообложения должна быть щадящей — не тормозящей его развитие. Очевидно, что нынешняя система налогообложения такому критерию не отвечает. Вместе с тем снижение налогового бремени и упрощение налоговой отчетности для малого бизнеса должны сопрягаться с увеличением доли налогов, уплачиваемых субъектами малого бизнеса, в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Очевидно, что решение таких противоречивых задач возможно только при максимально возможном вовлечении предпринимателей в легальный бизнес, увеличении их численности и численности работников на предприятиях малого бизнеса, росте объемов производства и товарооборота в них [11].

Таким образом, системы налогообложения малого бизнеса могут и должны способствовать его развитию. Вместе с тем стимулирование через этот инструмент воздействия  на налогоплательщиков должно быть исключительно  адресным, чтобы связанные с этим инструментом стимулирующие возможности не использовались бы для необоснованного занижения их налоговых обязательств.

Из всего  сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских  отношений между государством и  бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический  и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства  не может носить спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым  и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного  развития малого предпринимательства  все стороны обязаны прилагать  постоянно возрастающие усилия, действовать  заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.

 

2.3 Перспективы  развития малого бизнеса в  России

 

Малый бизнес является одним из основных факторов развития экономики во многих зарубежных странах, но, к сожалению, малый бизнес в Российской Федерации делает только первые шаги. Количество предприятий малого бизнеса показано в таблице (Приложение 3). Несмотря на то, что многие малые предприятия в России не могут просуществовать и двух лет, перспективы малого бизнеса в России выглядят весьма оптимистично. 

Правительство Российской Федерации предпринимает  множество мер, которые должны помочь встать на ноги начинающим предпринимателям. Одним из направлений работы государственных  и местных органов власти является снятие административных барьеров и  выделение денежных средств на развитие малого бизнеса.  

Перспективы развития малого бизнеса в России  лучше видны в крупных городах. Сфера услуг остается тем рынком, на котором достаточно свободных ниш. Также стоит отметить, что  многие люди, потерявшие работу в кризис, часто стараются найти возможность открыть собственное дело. Многие предприятия, которые не смогли выдержать натиска финансового кризиса, вынуждены очень дешево сдавать свои помещения и распродавать оборудование, что позволяет начинающим бизнесменам довольно быстро открыть собственное дело. [21]  

На пути своего развития малый бизнес зачастую сталкивается с проблемой реализации продукции, поэтому, рассматривая перспективы малого бизнеса в России, связанного с производством и реализацией  продукции, необходимо рассматривать, прежде всего,  рынки сбыта. Зачастую, продукция многих производителей  не может  попасть на полки супермаркетов не из-за низкого качества производимой продукции, а из-за высоких, порой недостижимых, требований розничных торговцев, которые хотят извлечь как можно больше прибыли.  Для того чтобы поддержать малый и средний бизнес, многие региональные власти открывают специализированные ярмарки или магазины, где частные предприниматели могут реализовать свою  продукцию.  

Перспективы малого бизнеса в России в большей  степени зависят от законопроектов, принимаемых правительством страны на федеральном и муниципальном уровнях. Из-за введения новых налогов и усложнения процедуры лицензирования, малые предприятия зачастую вынуждены повышать цены на свои товары или услуги, или же вовсе покидать рынок в связи с нерентабельностью производства.

Во всех цивилизованных государствах малый бизнес является одним из основных двигателей экономики  страны. Осознав необходимость поддержки  малого бизнеса, решение проблем  малого бизнеса и выявление перспектив его развития и в Российской Федерации происходит на государственном уровне. При этом государственное регулирование малого бизнеса должно быть тщательно продумано, а результат подобного регулирования должен приносить пользу экономике страны.

В связи с  необходимостью развития сектора малого предпринимательства, в законодательство были введены некоторые поправки, а также были приняты некоторые законы, призванные облегчить жизнь малым предприятиям, вывести малый бизнес из состояния кризиса и поспособствовать его дальнейшему развитию.

Многие предприниматели  считают, что в современных условиях малый бизнес развивать достаточно сложно. Мировой финансовый кризис отразился в той или иной степени на всех сферах экономики, у людей снизились доходы и, как следствие, уменьшился спрос на продукты, товары и предлагаемые услуги. Малым предприятиям приходится прилагать больше усилий, чтобы «остаться на плаву» и получать доходы от своей деятельности. В этих условиях, Министерство экономического развития РФ разработало новую концепцию развития малого и среднего бизнеса России на 2009–2012 годы. Согласно этому документу, в течение указанного временного периода на развитие малого и среднего бизнеса страны будет потрачено около 924 миллиарда рублей, в том числе 288 миллиардов рублей будут взяты из федерального бюджета

В июле 2009 года вступил в силу новый Федеральный закон, отменяющий использование контрольно-кассовых аппаратов для представителей малого бизнеса, уплачивающих единый налог на вменённый доход, что будет способствовать снижению издержек для предпринимателей. В 2009 году были подписаны и вступили в силу и иные законодательные, и нормативные акты, касающиеся аренды, госзаказов, проверок малого бизнеса, и другие. Все эти действия со стороны государства показывают, что программа поддержки малого предпринимательства действует, и государство прилагает достаточно сил для того, чтобы оказать максимальную помощь малому бизнесу.

Разработанные Правительством программы софинансирования, кредитования и поддержки малого бизнеса помогут создать дополнительные рабочие места, что будет способствовать уменьшению безработицы, увеличению ВВП и, соответственно, доходов государства.[22]

Владельцы малого бизнеса получили финансовое послабление. Они теперь вправе формировать бухгалтерскую  отчётность в упрощённом виде. Правда, эти права получили только малые  предприятия и некоммерческие организации, у которых поступления денежных средств и имущества за предыдущий отчётный год не превышают 3 миллионов рублей. Кроме того, закон распространяется на организации, получившие статус участников проектов инновационного  центра "Сколково".

Владимир Путин  подписал Федеральный закон "О  внесении изменений в Федеральный  закон "О бухгалтерском учёте". Об этом сообщает сайт Кремля.

Как поясняет государственно-правового  управление Кремля, новый закон направлен  на снижение расходов малых компаний и отдельных некоммерческих организаций  при ведении  бухучёта.

Предыстория принятия нового закона такова. По закону "О  бухгалтерском учете" с 1 января 2013 года все организации и предприятия  должны в обязательном порядке вести  бухучёт.  Причем, независимо от применяемой ими системы налогообложения. С вступлением в силу закона траты малых предприятий и некоммерческих организаций, в том числе на оплату труда квалифицированных  бухгалтеров, значительно увеличились. Чтобы снизить нагрузку на малый  бизнес, ему дана возможность применять упрощенные способы бухгалтерского учета, включая упрощенную (финансовую) отчетность.

Законом также  дополняется перечень лиц, освобожденных  от ведения бухгалтерского учета. В  этом перечне теперь и индивидуальные предприниматели-плательщики единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Также упрощенную бухгалтерию  могут применять  малые предприятия вне зависимости от осуществляемых ими видов деятельности. До сих пор такие преференции предоставлялись индивидуальным предпринимателям, занимающимся  частной практикой,  и филиалам  иностранных  организаций.

Банк России предлагает ввести с 1 января 2014 года упрощенный порядок ведения кассовых операций для индивидуальных предпринимателей (ИП) и субъектов малого бизнеса, следует из проекта указания ЦБ, опубликованного на сайте регулятора.

ИП смогут не оформлять кассовые документы, если ведут учет доходов и расходов в книге учета на основании  первичных документов.

Как юридические  лица, так и ИП смогут вести кассовые операции с применением банкоматов и других технических комплексов. При этом, если конструкция таких комплексов предусматривает прием банкнот, то они должны распознавать  не менее четырех  защитных признаков банкнот Банка России. Это требование планируется ввести в действие с 1 января 2015 года.[23]

Итак, можно  сделать вывод, что, несмотря на некоторые  недостатки налоговой политики, касательно малого предпринимательства, правительство и России активно совершенствует политику поддержки малого бизнеса, увеличивая финансирование и издавая новые законодательные акты. Несомненно, это дает настоящим и будущим предпринимателям надежду на успешное будущее их предприятий, а также дает стимул для дальнейшего развития и расширения производства, что не может не сказаться позитивно на экономической ситуации в стране в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основании  вышеизложенного, хотелось бы сделать некоторые выводы. Малый бизнес является неотъемлемой ячейкой рынка, без которой трудно представить успешное развитие экономики страны. Он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, обеспечивающих его высокую эффективность. Малый бизнес, благодаря присущей ему мобильности и сравнительной легкости в организации, способен сравнительно быстро окупаться и заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере. Очень важен вклад малого бизнеса в развитие конкурентной среды, без которой невозможно существование рынка. Также, обеспечивая население достаточным количеством рабочих мест и выплачивая налоги, он служит главной опорой социальной политики государства. В периоды спада экономики именно малый бизнес оказывает стабилизирующее влияние на производство, компенсируя растущую безработицу и подавляя пагубное влияние кризисных явлений в отдельных отраслях и регионах.

Таким образом, малый бизнес является одной из основных составляющих частей рыночной экономики, и государству никоим образом  не стоит упускать из виду поддержку  и развитие малого предпринимательства.

Однако в  России малый бизнес сталкивается с рядом проблем, которые сдерживают его развитие. Неоправданно высокая ставка налога ведет к замедлению роста количества предприятий малого бизнеса, в связи с опасениями предпринимателей относительно его рентабельности. Подавляющая налоговая политика государства ведет к образованию «черной бухгалтерии» и теневизации целого сектора экономики, что, в свою очередь, пагубно влияет на экономическое развитие страны в целом, так как результаты деятельности теневых предприятий, в конечном счете, не учитывается в валовом внутреннем продукте. Также существование малых предприятий усложняется неодинаковым доступом к ресурсам в сравнении с крупными предприятиями. Банки с недоверием относятся к малому бизнесу в связи с достаточно высоким уровнем риска и неохотно выдают кредиты на большие суммы начинающим предпринимателям и предпринимателям, нуждающимся в средствах на расширение производства. Малые предприятия, в свою очередь, не стремятся брать большие суммы на развитие в связи большой процентной ставкой. К сожалению, правительство Российской Федерации долгое время «закрывало глаза» на проблемы малого бизнеса, поэтому многие из них и по сей день остаются нерешенными.

Однако нельзя не отметить, что правительство России делает некоторые шаги навстречу  малому предпринимательству. Разрабатываются различные программы кредитования и финансирования малого бизнеса, а также совершенствуется законодательство, направленное на облегчение ведения бухгалтерского учета.

Информация о работе Малый бизнес и его роль в рыночной экономике