Малый бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России. Исходя из цели, можно обозначить задачи, поставленные в курсовой работе:
•выявить специфические особенности малого бизнеса
•обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом
•подвести итоги развития малого бизнеса на современном этапе

Содержание работы

Введение 3
1 Необходимость развития малого бизнеса в России 4
1.1 Сущность малого бизнеса и его развитие 4
1.2 Виды предприятий малого бизнеса, их особенности 8
2 Малый бизнес в России на современном этапе 12
2.1 Состояние и основные проблемы малого бизнеса 12
2.2 Итоги развития малого бизнеса на современном этапе 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

малый бизнес в россии.docx

— 112.05 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                                             3

1 Необходимость  развития малого бизнеса в  России                                                                   4

   1.1 Сущность малого бизнеса и его развитие                                                                               4

   1.2 Виды предприятий малого бизнеса, их особенности                                                            8

2 Малый бизнес  в России на современном этапе                                                                         12

   2.1 Состояние и основные проблемы малого бизнеса                                                               12

   2.2 Итоги развития малого бизнеса на современном этапе                                                       20

Заключение                                                                                                                                       25

Список использованной литературы                                                                                             27

 

Введение

 

Малое предпринимательство – один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния  занятости населения, структуру  и качество валового национального  продукта. Развитие малого бизнеса  отвечает общемировым тенденциям к  формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности  и адекватной им модели хозяйства, в  которой реализуется сложный  синтез конкурентного рыночного  механизма и государственного регулирования  крупного, среднего и мелкого производства.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой  национальной экономике высокоразвитого  и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора  экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально  тащит за собой экономическое  и социальное развитие.

Бизнес – это любой вид  непосредственной деятельности с целью  получения дохода, предусматривающий  привлечение собственных средств, или опосредованное участие в  такой деятельности путем вложения в дело собственного капитала.

Бизнес предполагает полную самостоятельность  в принятии хозяйственных решений  и соответствующую ответственность  за результаты этих решений. Бизнес –  всегда риск. Даже решение держать  акции данной компании или своевременно продать, связано с риском.

Организации бизнеса – это, в  основном, частные фирмы различного хозяйственного статуса – от индивидуальных до крупнейших акционерных компаний.

   Основная цель  данной работы состоит в том,  чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России. Исходя из цели, можно обозначить задачи, поставленные в курсовой работе:

    • выявить специфические особенности малого бизнеса
    • обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом
    • подвести итоги развития малого бизнеса на современном этапе

 

 

 

 

 

1 Необходимость  развития малого бизнеса в  России

 

    1. Сущность малого бизнеса и его развитие

 

С переходом экономики  РФ на рыночные отношения, началом развития малого бизнеса стали входить  такие понятия, как «малый бизнес», «малые предприятия», «предприниматели малого бизнеса», «предпринимательство и малый бизнес». «Бизнес-это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций». Бизнес в небольших масштабах на малых предприятиях называется малым. Сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие-небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое прежде всего ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю в общем по стране, региону объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия». В большинстве определений подчеркивается, что бизнес-деятельность частных лиц и организаций, т. е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса [10, ст. 87, 88].

К малому предприятию  относится коммерческая организация  в любой сфере деятельности, которая  по своим критериям, установленным  государством, относится к малому бизнесу. Предприниматели без образования  юридического лица также относятся  к малому бизнесу. Экономика любого государства не может нормально  развиваться без оптимального сочетания  крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира. Роль и значение малого предпринимательства  необходимо рассматривать с нескольких позиций, экономической, научно-технической, социальной, политической. С экономической  стороны роль и значение малого бизнеса  можно определить при помощи следующих  показателей:

  • доли валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
  • доли национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
  • доли мелких предприятий в общем количестве коммерческих предприятий;
  • доли трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
  • доли малого бизнеса в экспорте продукции;
  • доли налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
  • доли основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
  • доли отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем их объеме и др.

С увеличением  значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в  экономике страны. Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения; в Японии на хозяйственные единицы с числом занятых до 300 человек (это 99,5% всех предприятий) приходится 78% занятых, 51,8% продаж, 56,6% условно чистой продукции в обрабатывающих отраслях промышленности. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС-67%, Японии-55%. Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики [10, ст. 90].

Развитие в  России малого бизнеса имеет большое  народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:

    • малый бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в потребительских товарах и услугах;
    • для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
    • развитие малого бизнеса это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
    • малые предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;
    • малые фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;
    • развитие малого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
    • с развитием малого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;

Малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего, гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей; « в современных условиях РФ, когда процесс становления малого бизнеса в нашей стране находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики» [14, ст. 30]. Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:

    • в снижении уровня безработицы;
    • в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;
    • в улучшении качества обслуживания;
    • в более высокой удовлетворенности людей, особенно высоко необразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу прежде всего как средство самовыражения;
    • в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
    • в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
    • в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе.

Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие, самые различные оттенки. Развитие малого бизнеса в той или иной стране способствует развитию позитивных процессов в экономике, демократизации общества, увеличению политического  веса на международной арене, что, в  свою очередь, приносит этому государству  не только политические, но и экономические  дивиденды [15, ст. 150].

Развитие малого предпринимательства  в России осуществлялось в основном за счет разукрупнения государственных  предприятий и организаций и  возникновения новых малых предприятий  с участием физических и юридических  лиц. Первые малые предприятия в  нашей стране создавались как  кооперативы на основе Закона «О кооперации», опубликованного в 1986 г. Процесс  создания малых предприятий значительно  ускорился с публикацией постановления Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 «О мерах по созданию и развитию малых предприятий». В нем впервые разрешалось в ограниченных размерах использование на малых предприятиях наемного труда. В Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [1] к числу малых предприятий относятся предприятия с предельной численностью работающих:

    • в промышленности, строительстве и на транспорте-100 человек;
    • сельском хозяйстве-60 человек;
    • инновационной деятельности-60 человек;
    • оптовой торговле-50 человек;
    • научно-технической сфере-60 человек;
    • розничной торговле и бытовом обслуживании-30 человек;
    • остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности-50 человек.

Этим же законом  статус «малого» не предоставляется  предприятию, в учредительном капитале которого доля юридического лица (или  лиц) превышает 25%. Другими словами, малыми предприятиями считаются  предприятия, не связанные в своем  функционировании решениями других юридических (или физических) лиц  в выборе стратегии и тактики  действий. Постановление также вводило  ряд льгот для малых предприятий, действующих в приоритетных для  экономики сферах производства. Это  способствовало переоформлению многих кооперативов в малые предприятия. Кроме того, предоставление льгот  малым предприятиям стимулировало  процессы разукрупнения государственных  предприятий и организаций, создания малых предприятий в государственном  секторе. Малый бизнес все сильнее  воздействует на экономику и процесс  ее стабилизации. Исключительное влияние  малое предпринимательство оказывает  на социальную сферу, оставаясь основным источником создания новых рабочих  мест. В региональной структуре малого бизнеса лидирующее положение занимает Центральный экономический район. Весьма быстро растет число малых  предприятий в регионе Северного  Кавказа, где складывается одна из наиболее сложных ситуаций в области занятости  населения. Однако в целом распределение  малых предприятий по регионам страны постепенно выравнивается [11, ст. 40, 41]. В стране происходит структурная  перестройка промышленного производства. Ее цель создание конкурентоспособных  предприятий, интегрированных в  мировую экономику. В этих условиях предприятия различных организационно-правовых форм на временной или постоянной основе объединяют свои усилия (кооперация или концентрация). Кооперация предполагает принятие предприятиями совместных решений для достижения общих целей без создания при этом единого органа управления. Обычно этот процесс происходит на договорной основе без потери предприятиями своей хозяйственной и юридической самостоятельности. Интеграция предприятий на основе концентрации проводится посредством централизации и концентрации их хозяйственных средств или капиталов. Этот процесс связан с частичным или полным отказом предприятий от своей финансово-хозяйственной самостоятельности в пользу другого предприятия или вновь создаваемого общего органа управления. Объединение предприятий на основе кооперации может быть временным или постоянным в виде различных организационных форм (картелей, синдикатов, пулов и др.) [11, ст. 42 ].

Информация о работе Малый бизнес в России