Малый бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России. Исходя из цели, можно обозначить задачи, поставленные в курсовой работе:
•выявить специфические особенности малого бизнеса
•обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом
•подвести итоги развития малого бизнеса на современном этапе

Содержание работы

Введение 3
1 Необходимость развития малого бизнеса в России 4
1.1 Сущность малого бизнеса и его развитие 4
1.2 Виды предприятий малого бизнеса, их особенности 8
2 Малый бизнес в России на современном этапе 12
2.1 Состояние и основные проблемы малого бизнеса 12
2.2 Итоги развития малого бизнеса на современном этапе 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

малый бизнес в россии.docx

— 112.05 Кб (Скачать файл)

Все вышеизложенное, позволяет  сделать вывод о том, что малый  бизнес в Российской Федерации является неотъемлемой частью рыночной экономики. Он играет важную роль в развитии страны не только в экономической сфере, но и также политической, научно-технической  и самое главное в социальной сфере, где на главном месте человек. Для того чтобы бизнес процветал, малые предприятия развивались, необходима поддержка со стороны государства.

 

1.2 Виды предприятий малого бизнеса, их особенности

 

Те, кто впервые сталкивается с  малыми предприятиями, обычно допускают  типичную ошибку: считают малые предприятия  одним из видов предприятий, подобно  государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые  предприятия в этот перечень не могут  быть включены. Малые - это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие - всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть  по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые  государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых  предприятий.

В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для  всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все  эти системы функционирования предприятия  определяются по их видам.

Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его  учредителем. Безусловной связи  здесь нет. Малые предприятия  могут создаваться гражданами, членами  семьи и совместно с другими  лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными  организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться  совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами. Если учредителем малого предприятия  является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое  образование будет именно малым  государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в  аренду кооперативом. Вид созданного предприятия - кооператив. Могут быть и другие варианты.

В то же время индивидуальные и  семейные частные предприятия, названные  так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий  учредительство и вид малых предприятий  совпадают.

 

Таблица 1 Виды предприятий малого бизнеса [13, ст. 123]

 

 
Классификационный признак

 
Виды предприятий малого бизнеса

 
Форма собственности

 
1.Частные предприятия 
 
2.Государственные предприятия 
 
3.Муниципальные предприятия 
 
4.Предприятия иной формы собственности

 
Сочетание форм собственности

 
1.Предприятия с одной формой  собственности 
 
2.Предприятия со смешанной формой собственности

 
Право на владение, пользование и  распоряжение имуществом

 
1.Предприятия, являющиеся собственниками  своего имущества 
 
2.Предприятия, имущество которых является собственностью других лиц

 
Пространственное положение 

 
1.Стационарные предприятия 
 
2.Перебазируемые предприятия

 

Теснота интеграционных связей

 

1.Предприятия, зависящие от крупного бизнеса 
2.Предприятия, не зависящие от крупного бизнеса

 

Положение на рынке

 
1.Предприятия с относительно  небольшим объемом продаж 
 
2.Предприятия, занимающие монопольное положение на специализированном рынке 
 
3.Быстрорастущие предприятия

Прогрессивность технико-экономических  возможностей

 
1.Традиционные предприятия 
 
2.Инновационные предприятия


 

В гражданском кодексе РФ [6] основными  организационно-правовыми формами  являются

    • хозяйственные товарищества,
    • хозяйственные общества,
    • производственные кооперативы,
    • государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Организационно-правовая форма предприятия  зависит от ряда признаков:

    • порядка формирования и минимальной величины уставного капитала,
    • ответственности за обязательства предприятия,
    • перечня и прав учредителей и участников и др.

 Товарищество на вере является  разновидностью полного товарищества. По сравнению с полным товариществом  оно имеет следующие особенности:  состоит из двух групп участников: полные товарищи - осуществляют предпринимательскую  деятельность от имени самого  товарищества и несут неограниченную  и солидарную ответственность  по обязательствам товарищества; вкладчики (коммандиты) - лишь делают вклады в имущество товарищества, но не отвечают своим личным имуществом по его обязательствам.

 Общество с ограниченной  ответственностью (ООО) - это учрежденное  одним или несколькими лицами  общество, уставный капитал которого  разделен на доли, определенные  учредительными документами; участники  общества с ограниченной ответственностью  не отвечают по его обязательствам  и несут риск убытков, связанных  с деятельностью общества, в пределах  стоимости внесенных ими вкладов. 

Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)- такое общество является разновидностью ООО, однако отличительной особенностью ОДО является то, что при недостаточности  имущества данного общества для  удовлетворения претензий его кредиторов участники общества могут быть привлечены к имущественной ответственности, причем солидарно друг с другом. Однако размер этой ответственности ограничен - он касается не всего их личного имущества, что характерно для полных товарищей, а лишь для его части одинакового для всех кратного размера и сумм внесенных вкладов. С этой точки зрения такое общество занимает промежуточное место между обществами и товариществами.

Акционерное общество (АО) - это общество, уставный капитал которого разделен на определенное количество акций. Участники  АО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных  с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. АО, участники которого могут отчуждать  принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым АО (ОАО). АО, акции которого распределяются только среди учредителей или  иного заранее определенного  круга лиц, признается закрытым АО (ЗАО).

 Согласно ГК РФ унитарным  предприятием признается коммерческая  организация, не наделенная правом  собственности на закрепленное  за ней собственником имущество.  Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может  быть распределено по вкладам  (долям, паям), в том числе между  работниками предприятия. 

Производственный кооператив (ПК) - это добровольное объединение граждан  для совместной деятельности в таких  сферах, как производство, переработка, сбыт, торговля, бытовое обслуживание, медицинские услуги и т.п. Имущество, находящееся в собственности  ПК, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Прибыль кооператива распределяется между его участниками в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок  не предусмотрен уставом кооператива. [13, ст. 5,6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Малый бизнес в России на современном этапе

 

    1. Состояние и основные проблемы малого бизнеса

 

Сравнительный анализ состояния малых предприятий  в Российской Федерации показывает, что фиксируется абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых  и инвестиций в основной капитал  у субъектов предпринимательской  деятельности. Принятые и реализуемые  меры поддержки малого и среднего предпринимательства были преимущественно  ориентированы на стимулирование роста  числа субъектов хозяйствования в российской экономике и повышение  доступности для них финансовых ресурсов. В то же время практически  отсутствовали меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих  малых и средних предприятий, что идет вразрез с решением задачи по формированию современной инновационной - производственной структуры российской экономики.

Таблица 1 Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 июля 2012 г. [19]

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП на 1 июля 2012 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения

                                                  единиц

Прирост/сокращение за период 2011-2012

в % от

среднего по РФ

РФ 

166,5

4,66

100,0

Центральный

185,9

1,12

111,7

Северо-Западный

244,5

-18,19

146,9

Южный

131,9

6,42

79,2

Северо-Кавказский

58,8

-6,27

35,3

Приволжский

162,2

3,84

97,4

Уральский

170,7

33,83

102,5

Сибирский

152,2

10,27

91,4

Дальневосточный

172,9

19,30

103,9


 

По  состоянию на 1 июля 2012 года в России было зарегистрировано 238,2 тыс. малых  предприятий, что на 3,0% больше, чем  по состоянию на 1 июля 2011 года. Количество малых предприятий в расчете  на 100 тыс. жителей увеличилось на 4,7 ед. и составило 161,5 ед.

Рост числа  малых предприятий, как в абсолютном значении, так и в расчете на 100 тыс. жителей, зафиксирован в шести  федеральных округах. Наибольший рост отмечен в Уральском федеральном  округе (на 25,3% или на 33,8 малых предприятия  на каждые 100 тыс. жителей), Дальневосточном  федеральном округе (на 12,2% или на 19,3 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей) и Сибирском федеральном  округе (на 7,3% или на 10,3 малых предприятия  на каждые 100 тыс. жителей). В меньшей степени количество малых предприятий выросло в Южном федеральном округе (на 5,4% или 6,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей), Приволжском федеральном округе (на 2,2% или 3,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей) и Центральном федеральном округе (на 0,9% или 1,1 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). Наиболее сильное сокращение числа малых предприятий отмечено в Северо-Западном федеральном округе (на 6,7% или 18,2 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей). [19]

Таблица 2 Распределение регионов по группам с различной динамикой количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тыс. жителей за период с 1 июля 2011 г. по 1 июля 2012 г.[19]

 Изменение числа МП на 100 тыс. жителей

Количество регионов

Сильное сокращение (свыше 30 ед.)

5

Среднее сокращение (от 10 до 30 ед.)

8

Небольшое сокращение (от 0,1 до 10 ед.)

18

Небольшое увеличение (от 0,1 до 10 ед.)

27

Среднее увеличение (от 10 до 30 ед.)

15

Сильное увеличение (свыше30 ед.)

10


На 1 июля 2012 г. по сравнению с 1 июля 2011 г. количество малых предприятий в расчете  на 100 тыс. человек населения выросло  в 52 регионах.

Наиболее  значительный рост показателя отмечен  в Чукотском АО (показатель вырос  на 143,0 ед.), Белгородской области (на 69,3 ед.), Свердловской области (на 67,3 ед.), Приморском крае (на 62,7 ед.), Алтайском крае (на 44,1 ед.), Мурманской области (на 37,3 ед.), Самарской  области (на 36,9 ед.), Камчатском крае (на 33,9 ед.), Кемеровской области (на 33,7 ед.) и Волгоградской области (на 33,6 ед.).

Заметно (более  чем на 15 ед.) количество малых предприятий  в расчете на 100 тыс. жителей также  выросло в Кировской области (на 25,2 ед.), г. Москве (на 23,1 ед.), Ненецком АО (на 20,2 ед.), Челябинской (на 19,8 ед.), Владимирской (на 19,0 ед.), Орловской (на 18,5 ед.), Архангельской (на 17,8 ед.), Тюменской (на 17,2 ед.), Вологодской (на 15,8 ед.) и Воронежской (на 15,3 ед.) областях.

В 31 регионе количество малых предприятий  в расчете на 100 тыс. жителей снизилось. Максимальное сокращение показателя зафиксировано в г. Санкт-Петербурге (на 55,1 ед.), Московской области (на 50,2 ед.), Республике Карелия (на 38,1 ед.), Пензенской (на 35,2 ед.), Тульской (на 34,2 ед.) и Магаданской (на 26,2 ед.) областях, Хабаровском крае (на 24,4 ед.), Ивановской области (на 18,9 ед.), Удмуртской Республике (на 17,9 ед.) и Ленинградской области (на 16,6 ед.).[19]

При проведении анализ специфики кризисных явлений  и специфики малого бизнеса можно выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства Российской Федерации.

 

Таблица 3 Проблемы субъектов малого предпринимательства [7, ст. 15 ]

Категория субъектов малого предпринимательства (МП)

Проблемные точки

 

Субъекты МП, которые активно  используют заемные средства для  производства, оказания услуг

отсутствие доступа к банковскому  финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшения условий  кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию в форме нелегальных кредитных  услуг ростовщиков и организованных преступных группировок

Субъекты МП, производящие продукцию  для средних и крупных предприятий

снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов

Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и прочие услуги

снижение спроса на услуги, риск неплатежей

Субъекты МП, действующие в сфере  строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ)

снижение спроса на продукцию и  услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли  быть закуплены по высоким ценам  начала-середины года

Субъекты МП, действующие в оптовой  и розничной торговле

повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе  снижение спроса на продукцию

Субъекты МП, действующие в сфере  общественного питания и ресторанном  бизнесе

снижение спроса на продукцию и  услуги, снижение рентабельности и  ликвидация отдельных предприятий

Субъекты МП, оказывающие услуги в  сфере транспорта

снижение спроса на продукцию и  услуги, снижение рентабельности и  ликвидация отдельных предприятий

Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу

повышение конкуренции за государственный  и муниципальный заказ

 

Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты направленные на модернизацию, расширение производства

отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития

 

Все субъекты МП

административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников

 

Информация о работе Малый бизнес в России