Малый бизнес в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России. Исходя из цели, можно обозначить задачи, поставленные в курсовой работе:
•выявить специфические особенности малого бизнеса
•обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом
•подвести итоги развития малого бизнеса на современном этапе

Содержание работы

Введение 3
1 Необходимость развития малого бизнеса в России 4
1.1 Сущность малого бизнеса и его развитие 4
1.2 Виды предприятий малого бизнеса, их особенности 8
2 Малый бизнес в России на современном этапе 12
2.1 Состояние и основные проблемы малого бизнеса 12
2.2 Итоги развития малого бизнеса на современном этапе 20
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

малый бизнес в россии.docx

— 112.05 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Основные существующие или возможные проблемы у субъектов малого предпринимательства носят финансовый характер:

    • отсутствие оборотных средств;
    • отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;
    • отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетным финансированием этих фондов;
    • снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек грозит ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;
    • риск неплатежей от контрагентов отказ от работы с некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков «затоваривания» [18, ст. 28-42].

В соответствии с программой антикризисных мер  принятие закона, позволяющего образовательным  и научным организациям создавать  малые предприятия, частично разрешит проблему трудоустройства выпускников  учреждений профессионального образования, а также будет способствовать распространению практики целевой  контрактной подготовки студентов  старших курсов на основе договоров  с предприятиями [21].

Таблица 4 Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях по федеральным округам Российской Федерации в январе-июне 2012 г. [19]

Федеральные округа

Среднесписочная численность работников МП

Доля занятых на МП в общей среднесписочной  численности занятых

                                       Тыс.чел

в % к январю-июню 2011 г.

%

изменение относительно января-июня 2011 г., п.п.

РФ 

6312,9

108,7

13,6

1,10

Центральный

1848,1

110,9

13,9

1,41

Северо-Западный

727,9

106,3

14,3

0,85

Южный

505,3

102,3

13,5

0,40

Северо-Кавказский

168,4

101,7

10,1

0,14

Приволжский

1348,1

106,2

13,9

0,88

Уральский

580,5

131,3

12,9

3,01

Сибирский

828,1

106,4

13,6

0,78

Дальневосточный

306,6

99,7

13,7

-0,24


 

Объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в 1 полугодии 2012 года в целом по Российской Федерации составил 139 293,0 млн рублей, что на 41,9% выше аналогичного показателя 2011 года. Положительная динамика объема инвестиций в основной капитал отмечена во всех федеральных округах. Наиболее значительный рост показателя отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе (на 91,5%), Центральном федеральном округе (на 66,6%) и Северо-Западном федеральном округе (на 66,3%). В Дальневосточном федеральном округе рост показателя составил 56,3%, в Уральском федеральном округе – 51,6%, в Приволжском федеральном округе – 30,9%, в Сибирском федеральном округе – 20,4%. Наименьший рост показателя отмечен в Южном федеральном округе (на 7,1%). В Дальневосточном федеральном округе среднесписочная численность занятых на малых предприятиях сократилась на 0,3% и составляет 13,7% от общей численности занятых в экономике округа.

 

Таблица 5 Изменение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях по регионам в январе-июне 2012 г. по сравнению с январем-июнем 2011 г [19]

 

Изменение среднесписочной численности  работников МП

Количество регионов

Сильное сокращение (свыше 30%)

1

Среднее сокращение (10-30%)

3

Небольшое сокращение (менее 10%)

26

Небольшое увеличение (менее 10%)

31

Среднее увеличение (10-30%)

14

Сильное увеличение (свыше 30%)

8


 

В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемых периодах не осуществлялись, либо их объемы оказывались  малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относится Чеченская Республика.

По итогам января-июня 2012 года в 58 регионах отмечена положительная динамика объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ.

К лидерам по темпам роста показателя относятся следующие регионы: Псковская  область (показатель вырос в 16,7 раза), г. Москва (в 11,1 раза), Ставропольский край (в 5,9 раза), Ненецкий АО (в 5,1 раза), Камчатский край (в 3,6 раза), Челябинская область (в 3,5 раза), Приморский край (в 3,0 раза), Республика Калмыкия (в 2,9 раза), Омская область (в 2,9 раза), Орловская область (в 2,8 раза), Курская область (в 2,7 раза), Еврейская авт.область (в 2,5 раза), Ханты-Мансийский АО (в 2, 5 раза), Республика Марий Эл (в 2,4 раза), Тамбовская область (в 2,2 раза), Республика Мордовия (в 2,1 раза), Кабардино-Балкарская Республика (в 2,1 раза), Красноярский край (в 2,1 раза), Липецкая область (в 2,0 раза), Ивановская область (в 2,1 раза), Республика Северная Осетия-Алания (в 2,1 раза), Ленинградская область (в 2,1 раза).

Сильное увеличение (50-100%) показателя отмечено также в  Ярославской области (показатель вырос  на 91,1%), Чувашской Республике (на 79,3%), Ростовской (на 78,2%), Иркутской (на 75,4%), Костромской (на 71,8%), Белгородской (на 68,4%), Калининградской (на 65,5%), Свердловской (на 58,3%), Кировской (на 55,8%), Нижегородской (на 55,0%) и Воронежской (на 53,5%) областях.

В структуре инвестиций в основной капитал по видам экономической  деятельности в январе–марте 2011 г. более 3/5 приходилось на строительство, операции с недвижимым имуществом и оптовую и розничную торговлю. Инвестиции в основной капитал МП в промышленности составляли 18,0%, а сельского хозяйства – 8,2% Ключевым направлением Программы антикризисных мер является поддержка малого и среднего предпринимательства. На эти цели в 2011 г. было направлено 40,5 млрд руб., что в 11 раз больше, чем в 2010 г. В текущем году расходы федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого предпринимательства будут увеличены до 10,5 млрд. руб., т.е. в дополнение к ранее запланированным средствам будет выделено 6,2 млрд. руб. [19]

Таблица 6 Распределение регионов по группам с различной динамикой инвестиций в основной капитал на малых предприятиях в январе-июне 2012 г. относительно января-июня 2011 г. (с учетом ИПЦ) [19]

 

Изменение объемов инвестиций

Количество регионов

Регионы, данные по которым отсутствуют 

1

Сильное сокращение (50-100%)

7

Среднее сокращение (30-50%)

4

Небольшое сокращение (до 30%)

13

Небольшое увеличение (до 30%)

19

Среднее увеличение (30-50%)

6

Сильное увеличение (50-100%)

11

Очень сильное увеличение (свыше 100%)

22


 

Наибольшее сокращение объема инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ наблюдается в 7 регионах, среди них Республика Тыва (показатель сократился на 98,7%), Чукотский АО (на 96,3%), Республика Хакасия (на 84,2%), Карачаево-Черкесская Республика (на 74,0%), Забайкальский край (на 61,4%), Ямало-Ненецкий АО (на 61,4%) и  Магаданская область (на 53,1%).

Среднее сокращение (30-50%) показателя зафиксировано в Хабаровском  крае (на 47,5%), Саратовской (на 41,4%), Амурской (на 32,6%) и Астраханской (на 31,8%) областях.

 

Правительство Российской Федерации  и общественные организации активно  участвуют в реализации мер по поддержке малого предпринимательства  в России, и рассматривают новые  инициативы и предложения по улучшению  инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса. Развивающийся  сектор малого бизнеса остается одним  из важнейших резервов роста национальной экономики, и он подвергается множеству  проблем и для его процветания  не обходимо применять множество  различных мер. В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений и законов. Они определили приоритетные направления развития малого бизнеса и предусматривают помощь в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовке кадров, а также установление налоговых льгот для субъектов малого бизнеса. Федеральный закон "О государственной поддержке малого бизнеса" направлен на координацию деятельности органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Но, к сожалению, программа поддержки носит во многом декларативный характер. [19]

Отсутствует реальное финансирование малого бизнеса из средств государственного бюджета. Провозглашение необходимости  поддержки малого бизнеса часто  диктуется не экономическими, а политическими  соображениями (предвыборной кампанией, необходимостью создания имиджа демократичного политика в глазах иностранных партнеров  и т.д.). В российской экономике  отсутствуют, сколько-нибудь влиятельные  структуры, которые были бы заинтересованы в защите экономических и политических интересов малого бизнеса

Беря во внимание все вышеперечисленные  факты, рассмотрим итоги развития малого бизнеса на современном этапе.

 

    1. Итоги развития малого бизнеса на современном этапе

 

Как показало время, малое предпринимательство  постепенно (хотя и не настолько  быстро, как предполагалось) начинает занимать определенное место в хозяйстве  страны. В последние два года в  российской политике и экономике  наметились положительные тенденции, внушающие надежду на улучшение  общей среды деятельности субъектов  малого предпринимательства. Этому  послужили рассмотрение и одобрение  Государственным Советом РФ Концепции  государственной политики поддержки  и развития малого предпринимательства, большое внимание, уделяемое Президентом  РФ созданию благоприятных условий  развития малого бизнеса в стране, а также принятый Правительством РФ комплекс мер по дебюрократизации экономики.

Количество малых предприятий РФ на 1 января 2012 года составило 180,365 тыс. шт., что на 3,7 % больше, чем на начало 2010 года.

По итогам первого полугодия 2012 года по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года в целом по стране наблюдается положительная  динамика всех рассматриваемых показателей  развития малого предпринимательства.

Так на 1 июля 2012 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом  по России увеличилось по сравнению  с 1 июля предыдущего года на 3,0%, среднесписочная  численность занятых на малых  предприятиях выросла на 8,7%, а удельный вес работников малых предприятий  в общей среднесписочной численности  занятых достиг уровня 13,6%. Объем оборота малых предприятий вырос на 21,8% (с учетом ИПЦ рост составил 16,8%). Инвестиции в основной капитал на малых предприятиях выросли относительно показателя прошлого года на 41,9% (с учетом ИПЦ рост составил 36,1%). [23, ст. 45]

 

Итоги деятельности малых предприятий  в январе-июне 2012 года в региональном разрезе можно рассматривать  как позитивные. В 52 регионах увеличилось  количество зарегистрированных малых  предприятий в расчете на 100 тыс. жителей; увеличение среднесписочной  численности занятых на малых  предприятиях отмечено в 53 регионах; объем  оборота малых предприятий с  учетом ИПЦ вырос в 62 регионах; инвестиции в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ выросли в 58 регионах.

Малый бизнес ориентируется, прежде всего, на потребности местного рынка, объем  и структуру локального спроса, поэтому  именно он становится основным фактором оптимизации структуры региональной экономики.

Вклад малых предприятий в макроэкономические показатели региона (например, численность  занятых в экономике, ВРП, инвестиции в основной капитал) на 01.01.20011 составил:

 

    • по Москве - 13,2%;
    • по Московской области - 23,2%;
    • по Санкт-Петербургу - 12,2%;
    • по ЦФО- 68,9%;
    • по России в целом - 21,2%.  [19]

 

Таким образом, прослеживается четкая закономерность, при которой доля количества малых предприятий в  общем количестве предприятий малого бизнеса выше в регионах, чем в  крупных городах, что свидетельствует  о значимости сектора микро-предприятий  в мегаполисах.

 

Отраслевая структура малого бизнеса постепенно меняется. Основная часть малых предприятий России занимается предоставлением услуг и сервисом – 60-80%. Вернемся снова к статистике малого бизнеса России в 2011 году. По данным Росстата на октябрь 2011 года (без микро предприятий) структура нашего малого бизнеса была такой:

Рисунок 1 Структура малого бизнеса в России, 2011 год [19]

 

Около 50% составляет торговля и услуги населению. В отличие  от производства и строительства, которое  трудно перевести в область теневой  экономики, доминирующие у нас отрасли  малого бизнеса довольно легко могут  уйти «в тень». Ведь потребители предпочтут отремонтировать свой телевизор, например, у частного мастера, чем в официально работающей организации, если цена значительно  отличается.

Это может привести –  к тому, что качество услуг ухудшится, появится много недобросовестных предпринимателей. А это приведет к новому витку  «закручивания гаек», что вызовет  очередную волну миграции «в сумрак»  тех предпринимателей, которые пытаются еще заниматься честным бизнесом. [14, ст. 69 ]

Поддержка малого предпринимательства  осуществляется в нескольких направлениях, призванных решать основные проблемы малого бизнеса. Первое направление  включает подготовку законодательных  и нормативных правовых актов, устанавливающих  предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения  и бухгалтерского учета; поддержку  отечественных производителей; защиту от посягательств на безопасность функционирования малых предприятий 

Информация о работе Малый бизнес в России