Марксистская политэкономия как направление в экономической мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:32, курсовая работа

Описание работы

Карл Маркс оставил заметный след в истории экономической мысли, как создатель марксисткой политической экономии. По признанию самого Карла Маркса методологически он исходит одновременно из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита-Рикардо, немецкой классической политической философии Гегеля-Фейербаха и французского утопического социализма.
Актуальность темы данной работы определяется в первую очередь возникшим в последнее время интересом к данному кругу проблем в экономической среде.
Даже вне развития на протяжении вот уже более 150 лет идей марксизма мы можем зафиксировать как минимум двоякую актуальность работ самого Маркса.

Содержание работы

Введение
Часть 1.
1.Исторические условия возникновения Марксизма.
2.Основные идеи К.Маркса.
3.Исхоные положения в экономической теории К.Маркса.
4.Предмет изучения.
5.Метод изучения.
Часть 2.
1.Экономическое учение К.Маркса.
1.1Теория классов.
1.2Товар.
1.3теория стоимости.
1.4Прибавочная стоимость.
1.5Теория доходов.
1.6Теория производства труда.
1.7Тоерия воспроизводства.
Часть 3.
1.Социальный акцент Марксистской политэкономии.
2.Критика Марксистской политэкономии.
3.Недостатки Марксистской политэкономии.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 84.11 Кб (Скачать файл)

                                                    Метод изучения 

1) Общая характеристика  методологии

По признанию  самого К.Маркса, как ученый методологически он исходил одновременно из трех научных источников: английской классической политической экономии Смита—Рикардо, немецкой классической философии Гегеля—Фейербаха и французского утопического социализма. У представителей первых им заимствованы в числе многих других концепция экономического либерализма, трудовая теория стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда и др., у вторых — идеи диалектики и. материализма, у третьих — понятие классовой борьбы, элементы социального устройства общества и др. Поэтому автор «Капитала» является не единственным в числе исследователей начала и середины XIX в., рассматривавших политику и государство как вторичные явления по отношению к социально-экономическим, предпочитавших, следуя каузальному подходу, классифицировать экономические категории на первичные и вторичные, считавших экономические законы, капитализм и соответственно рыночный механизм хозяйствования преходящими и т.п. 

2) Концепция о базисе  и надстройке

Центральное место  в методологии исследования К.Маркса занимает его концепция о базисе и надстройке, о которой он заявил еще в 1859 г. в «Критике политической экономии». Основная идея в работе сформулирована была так: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

Обращаясь к  сути рассматриваемой концепции  К.Маркса, следует заметить, что идея анализа общественного развития как чередования базиса и надстройки не проста в применении. Например, «производительные силы зависят одновременно от технической оснащенности и от организации совместного труда, которая в свою очередь зависит от законов собственности. Последние принадлежат к юридической сфере. Но... право это часть государства, а последнее относится к надстройке. Мы снова сталкиваемся с трудностью отделения базиса и надстройки». Но, несмотря на это с тех пор, да и сейчас, «для марксиста экономический подход означает, что организация производства играет решающую роль, предопределяя социальную и политическую структуру, и основной упор он делает на материальных благах, целях и процессах, конфликте между рабочими и капиталистами и всеобщем подчинении одного класса другому». 

3) Модель идеального  общества

Между тем по большому счету в концепции о  базисе и надстройке сделана попытка дать экономическую интерпретацию истории с учетом диалектики производительных сил и производственных отношений, которая подсказывает, по замыслу К.Маркса, процесс перехода от капитализма к социализму, ибо «буржуазной общественной формацией, — пишет он, — завершается предыстория человеческого общества». По Марксу, недиалектический подход и необоснованное признание законов капиталистической экономики универсальными не позволили понять представителям классической политической экономии, которые, собственно, открыли эти законы, что они имеют специфический и преходящий характер.

Заметим также, что, по убеждению К.Маркса, капитализм, эра которого «берет свое начало в  XVI веке», исключает гуманизацию общества и демократию из-за частной собственности на средства производства и анархии рынка. В этой системе трудятся ради прибыли, имеет место эксплуатация одного класса другим, а человек (и предприниматель и рабочий) становится чуждым самому себе, так как не может самореализоваться в труде, деградировавшем лишь в средство существования в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкурентной борьбы. Что касается подлинной свободы вне труда, т.е. свободного времени, то оно, по Марксу, «мерилом богатства» станет не при капитализме, а при коммунизме.

При этом следует  подчеркнуть, что в доводах К.Маркса о неизбежном крахе капитализма главным является не нарушение рыночных принципов распределения доходов между классами общества, а то, что эта система не обеспечивает полной занятости, тяготеет к колониальной эксплуатации и к войнам. Поэтому общественным идеалом он считает социализм и коммунизм, называя их фазами неантагонистического коммунистического общества, при котором средства производства не будут более объектом индивидуального присвоения и каждый человек обретет свободу. 
 

                                     Экономическое учение К. Маркса 

Карл  Маркс (1818—1883) как один из завершителей классической политической экономии оставил заметный след в истории экономической мысли.

Он был вторым из девяти детей немецкого адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи  раввинов, перешедшего в 1816 г. из иудейства  в протестантизм.

В 1830—1835 гг. учился в гимназии города Трира. С 1935 г. учился на отделении права Боннского  университета, а с 1836 по 1841 г. изучал право, философию, историю и историю  искусств в Берлинском университете, по завершении которого (1841) получил степень доктора на философском факультете Йенского университета.

В 1842 г. К.Маркс  переехал в Бонн и вплоть до 1843 г. работает сотрудником, а затем редактором «Рейнской газеты» в Кельне.

В 1843 г. последовали  одновременно несколько событий: закрытие газеты, которую он редактировал, женитьба на дочери немецкого барона Женни фон Вестфален, переезд в Париж.

Следующие два  года (1844—1845) стали для К.Маркса началом  углубленных занятий политической экономией, философией и социологией. Он знакомится и бывает у Г.Гейне, П.Прудона, М.Бакунина, завязывает дружбу с Ф.Энгельсом, с которым издает «Святое семейство, или Критика критической критики», ставшее их первой совместной работой.

В 1845-1848 гг. К.Маркс  находился в Брюсселе.

В Германию К.Маркс  возвращается в 1848 г. после кратковременного пребывания в Париже. Направившись в Кельн, он возглавляет «Новую Рейнскую газету» в надежде повлиять на нарастание в стране революционного движения. Через свою газету в 1849 г. публикует работу «Наемный труд и капитал», после чего последовало его изгнание из Германии, как оказалось, навсегда. И после кратковременного пребывания вновь в Париже К.Маркс всю остальную свою жизнь (1850—1883) находит убежище в Лондоне. Именно в лондонский период жизни К.Маркс пишет в числе многих произведений и «Капитал», который рассматривал как труд всей своей жизни.

К.Маркса не стало 14 марта 1883 г. — спустя два года после  смерти в 1881 г. его жены Женни Маркс. Весь труд по сбору и подготовке к публикации второго (вышел в свет в 1885 г.) и третьего (издан в 1894 г,) томов «Капитала» взял на себя Ф.Энгельс. По-видимому, в самом деле «довольно трудно установить, какая часть приходится на долю Энгельса в произведениях Маркса, но, очевидно, она немаловажная». Но, что касается «Капитала», то несомненно и другое: «Тома второй и третий — посмертные. Их содержание было извлечено Энгельсом из объемистых рукописей Маркса, далеко не законченных». 

                                                   Теория классов 

Убежденность  К.Маркса в торжестве идеалов  бесклассового общества зиждется прежде всего на теории классов, ставшей  достоянием классической политической экономии еще со времен физиократов и А.Смита. Считая себя последователем «классиков», он действительно занимался «в основном проблемой экономического роста, а именно роста благосостояния и дохода, а также проблемой распределения этого растущего дохода между трудом, капиталом и землевладельцами», т.е. между классами. Но в его теории классов центральной идеей является классовая борьба с тенденцией к упрощению и поляризации общественных групп вокруг главных классов общества.

Еще в «Манифесте Коммунистической партии» К.Маркс  писал: «История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов»33. Не явится исключением, по Марксу, и капиталистическое общество с его нарастающими противоречиями: буржуазия как господствующий класс создает более производительные средства производства, а составляющий большинство пролетариат остается в нищете. Отсюда, по его мнению, неминуем революционный кризис, поскольку вызванное развитием производительных сил обнищание (пауперизация) в конце концов, станет настолько всеобъемлющим, что возрастающая за счет других слоев общества численность пролетариата (пролетаризация) позволит ему конституироваться в класс большинства населения и совершит пролетарскую революцию по взятию власти не ради меньшинства, что было свойственно революциям прошлого, а в пользу всех. В результате пролетарской революции и диктатуры пролетариата, таким образом, не станет ни капитализма, ни классов, поскольку, говоря словами К.Маркса, «на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием развития всех».

Почему в теории классов К.Маркса речь идет о двух классах, взаимодействующих в исторической драме капитализма? Дело в том, полагает автор «Капитала», что значение ренты  как источника дохода в силу растущей индустриализации всей экономики будет уменьшаться, поэтому останутся два больших источника доходов — прибыль и заработная плата, и два больших класса — владеющий рабочей силой пролетариат и присваивающие прибавочную стоимость капиталисты.

Товар. Двойственный характер стоимости товара. Двойственный характер труда

Товар есть внешний  предмет (вещь), которая удовлетворяет  какие-либо

человеческие  потребности, в силу ее свойств. Любой  товар имеет две стороны:

потребительную  ценность и меновую ценность.  Товарное тело (железо) есть

потребительная  стоимость, или благо. Потребительная стоимость осуществляется

лишь в пользовании  или потреблении. Меновая стоимость  представляется в виде

количественного соотношения, в виде пропорций, в  которых потребительные

стоимости одного рода обмениваются на потребительные стоимости другого рода.

Как потребительные стоимости товары различаются прежде всего качественно, как

меновые стоимости  они могут иметь лишь количественные различия.

Вещь может  быть потребительной стоимостью и не быть стоимостью. Так бывает,

когда ее полезность для человека не опосредована трудом (воздух). Вещь не

может быть стоимостью, не будучи предметом потребления.

Величина данной потребительной стоимости определяется лишь количеством труда,

или количеством  рабочего времени, общественно необходимого для ее

изготовления. Общественно  необходимое рабочее время есть то рабочее время,

которое требуется  для изготовления какой-либо потребительной стоимости при

наличных общественно  нормальных условиях производства и  при среднем в данном

обществе уровне умелости и интенсивности труда.

Как потребительные ценности товары, по Марксу, несравнимы. Сопоставимыми их

делает то, что  все они - продукты труда. В потребительной стоимости каждого

товара содержится определенная целесообразная производительная деятельность

или полезный труд. Потребительные стоимости не могут  противостоять друг другу

как товары, если в них не содержатся качественно  различные виды полезного

труда.

Маркс говорит  о двойственном характер труда, воплощенного в товаре. С одной

стороны, это  всегда определенный конкретный труд, и в этом качестве он

создает конкретную потребительную ценность. Но всякий труд, независимо от его

конкретного вида, есть затрата человеческой энергии, мускулов, нервов, и это

делает продукты труда сравнительными. Труд, рассматриваемый  в таком плане,

Маркс называет абстрактным трудом. Абстрактный  труд создает стоимость товара,

проявляющуюся в меновой ценности (или меновой  стоимости), т. е. пропорции, в

которой товар  обменивается на другой товар.

Информация о работе Марксистская политэкономия как направление в экономической мысли