Масштаб вмешательства государства в экономику и анализ структуры расходов бюджета на примере статьи по защите окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы: обзор и анализ системы функционирования государства как основного субъекта регулирования экономики.
Задачи работы:
указать основные причины и последствия вмешательства государства в экономику, подробно исследовать инструменты государственного регулирования
рассмотреть современные методы регулирования экономики
проанализировать структуру бюджета страны, основные статьи расходов России и других стран мира
выявить показатель доли государственных расходов от ВВП на примере России и других стран, сравнить выявленные показатели
проанализировать расходы бюджета на примере расходов на защиту окружающей среды

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..……4
Роль государства в регулировании экономики..............................................................6
Государственный сектор в экономике……………………………………………...6
1.1.1.Понятия государственного сектора и его роли в экономике…………...…6
Основные теоретические подходы и взгляды на регулирование в экономике, оптимального соотношения государственного и частного секторов……………………………………………………………………..8
Регулирование экономики государством………………………………………….9
Причины государственного вмешательства в экономику……………...9
Типы регулирования экономики…………………………………..……..11
Основные инструменты государственного регулирования экономики....................................................................................................12
Теории государственного регулирования экономики……………….………….15
Меркантилисты……………………………………………………….…..15
Классическая теория……………………………………………….……..15
Кейнсианская теория……..…………………………………………..…...16
Неоклассическая теория………………………...………………….…….17
Современные методы государственного регулирования…….………………….18
Прогнозирование экономики………………………………………....….18
Экономическое программирование
Практическая часть. ……………………………………………………………………21
Анализ процентной доли государственного бюджета к ВВП на примере России и некоторых стран………………………………………………………………….21
Анализ структуры расходов бюджета……………………………………………24
Анализ расходов на защиту окружающей среды из государственного бюджета……………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………………..….33
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

КР-ЭТ.docx

— 104.87 Кб (Скачать файл)

 Совершенно ясно, что  рынок как механизм, ориентирующий  экономику только на возрастающий  платежеспособный спрос, не может  нейтрализовать «внешние эффекты». Суть их заключается в том,  что деятельность предприятий  в рыночной экономике имеет  кроме положительных результатов  еще и отрицательные, которые  реально влияют на благосостояние  других членов общества. В качестве  примера можно привести внешние  эффекты, связанные с загрязнением  окружающей среды, исчерпанием  природных ресурсов в результате  все возрастающего вовлечения  их в хозяйственный оборот, диспропорции  в производстве и пр.

Регулирование внешних эффектов должно брать на себя государство. Погашение  негативного воздействия внешних  эффектов государство осуществляет перераспределением доходов через  госбюджет или перераспределением выгод, полученных от положительных  внешних эффектов, административного  запрета на применение вредных технологий, эксплуатации природных ресурсов и  т.п.

 Таким образом, корректировка  государством действий рыночного  механизма смягчает или вовсе  может ликвидировать негативные  последствия рыночных сил, проявляющихся  во внешних эффектах.

Без активного вмешательства  государства «невозможно обойтись и при решении других проблем, которые классический рынок решить не в состоянии. Это и крупные  инвестиционные проекты, не дающие скорой прибыли и связанные с большим  риском; неравномерность регионального развития; необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом и др.

    1. Регулирование экономики государством
      1. Причины государственного вмешательства в экономику

Целесообразно рассмотреть  причины государственного вмешательства  в экономику. Еще в XVIII в. А. Смит определил  следующие функции правительства:

  • обеспечение национальной обороны;
  • отправление правосудия;
  • организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
  • образование юношества;
  • сбор налогов для оплаты нужд государства.

По мере развития рыночных хозяйств возникли и обострились  экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически  на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения  воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные  кризисы, массовая безработица, нарушения  в денежном обращении, обострившаяся  конкуренция на мировых рынках требовали  общегосударственной экономической  политики.

По сей день никто  не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к ним добавились и  новые. Но, что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно вмешиваться.

Стоит отметить, что среди  экономистов нет единого мнения о том, в какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке.

В плановой экономике государство  играет решающую роль в определении  всех экономических пропорций. При  построении системы государственного регулирования экономики здесь  господствует принцип «максимальной  возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.

В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций  является рынок. Государственное регулирование  играет вспомогательную роль. Оно  строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно  государственное регулирование.

Как уже отмечалось представления  различных экономистов и политиков  о том, какие именно процессы могут  регулироваться государством и какие - рынком, не совпадают. Поэтому степень  государственного вмешательства в  экономику неодинакова в различных  странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии  государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. В каждой стране сложилась своя модель госрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах собственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50-80-х гг.) значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации стратегических целей в экономике.

 

 

      1. Типы регулирования экономики

Типы государственного регулирования  экономики могут быть такие: правовое регулирование, финансовое регулирование, социальное регулирование и государственное  предпринимательство.

Правовое регулирование  экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные  общества), предпринимательства и  коммерции, защиту прав покупателей  и интересов общества, равноправие  рыночных субъектов, посредничество между  предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и  т.д.

Финансовое регулирование  всегда представляет государственно-организованную систему денежных отношений в обществе, т.к. организатором денежного обращения может выступать только государство. Размеры банкнотной (наличной) и депозитной - чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень ее обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платежеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и ее валютный курс).

Особым направлением в  государственном регулировании  рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой  защите нуждаются практически все  рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики. Приоритетами являются следующие направления социальной защиты: гарантия минимума заработной платы, обеспечение занятости, индексация фиксированных доходов.

Государство выступает и  как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в  рыночной экономике. В результате предпринимательства  государство регулирует рыночную экономику  не только как внешняя по отношению  к ней сила, но и непосредственным участием в производственно - коммерческих операциях.

Также возможна классификация  регулирования по масштабам его  влияния - либо на отдельную отрасль  экономики, либо на экономику в целом, то есть, имеет ли узкоотраслевую направленность или общеэкономическую. Некоторые виды влияния могут касаться только отдельных отраслей, тогда как большинство типов регулирования влияет на экономику в целом.

Государственное регулирование  экономики также можно разделить  на два типа: в зависимости от того, нацелено оно на замену конкуренции  или является дополнением к рыночным механизмам и предназначено для  достижения других специфических целей.

Классическим примером первого  типа регулирования является естественная монополия. Она существует в отраслях, связанных с большим объемом  продукции, где в силу технологических  особенностей производства наиболее эффективное  удовлетворение спроса достигается  при отсутствии конкуренции, функционировании одного субъекта предпринимательства. Предоставление коммунальных услуг - типичный пример такой монополии, а регулирование  доступа на рынок, цен и доходов  субъектов предпринимательства - это  пример государственного регулирования.

Второй тип регулирования  отличается тем, что он не заменяет конкуренцию, а является дополнением  к рынку и предназначен для  достижения специфических целей. Он действует в тех случаях, когда  нерегулируемый рынок не обеспечивает определенные общественные интересы (например, при недостаточной информации о  ценах на рынке)

В любой экономической  системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает  в известном смысле как экономический  агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой  политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей  подчинения личных интересов общественным. Принуждение, если оно расширительно трактуется государством, сводит на нет все преимущества свободного предпринимательства, основанного на конкуренции и рыночном ценообразовании.

      1. Основные инструменты государственного регулирования экономики

Основные инструменты  государственного регулирования экономики  можно разделить на административные и экономические.

Административные средства регулирования в развитых странах  с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера  деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения. Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.

Административные средства государственного регулирования:

1. Фискальная политика, то  есть политика в области правовых  расходов и налогов. Главным  инструментом мобилизации финансовых  средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют две роли: а) это главный источник финансирования государственных расходов б) это инструмент регулирования, так как в задачу государственных бюджетных органов входит не просто обложить налогами источники поступления, но и создать тонкий механизм воздействия на хозяйственное поведение.

2. Денежная политика - способ  воздействия государства на национальную  экономику с использованием учетной  ставки процента и размеров  денежной массы. Цель этой политики  обычно заключается в стабилизации  цен путем принятия антициклических мер в сфере денежного обращения, которые в будущем должны способствовать экономическому росту. Поскольку основную часть денежной массы в современной кредитной системе составляют банковские депозиты, создаваемые путем увеличения кредитов и инвестиций, Денежная политика оказывает влияние на денежное обращение путем воздействия на чрезмерные банковские ресурсы, которые служат источником увеличения кредитов и инвестиций, что ведет к росту банковских депозитов.

3. Политика регулирования  доходов или перераспределение  доходов. Это изъятие части  доходов у одних лиц с целью  их передачи другим лицам или  добровольная передача доходов  одними лицами другим, более в  них нуждающимся. Перераспределение  доходов может иметь место  в масштабе государства и регионов  посредством налогов.

4. Социальная политика. Она  включает в себя систему практических  мероприятий, проводимых правительством  через местные и региональные  органы власти, направленных на  улучшение качества и уровня  жизни больших социальных групп,  финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

5. Государственное регулирование  ценообразования. Цены являются  объектом постоянного внимания  и регулирования со стороны  государства. Государство может  вмешиваться в механизм ценообразования,  как правило, путем фиксирования  цен. Цена фиксируется на определенном  уровне, выше или ниже которой она не может меняться. Государство это делает, чтобы обеспечить доступ большинству потребителей к потреблению определенного товара, предотвратить дефицит, обеспечить определенный уровень доходов некоторым группам поставщиков ресурсов или помочь производителям покрыть свои издержки.

6. Внешнеэкономическое государственное  регулирование. Оно воздействует  на все важнейшие аспекты внешнеэкономической  деятельности развитых стран:  их участие в международной  торговле товарами и услугами, миграции капитала и рабочей  силы, а также валютно-расчетные  отношения. Внешнеторговый режим  развитых стран характеризуется  высшей степенью либерализации,  что является закономерным следствием  высокой международной конкурентоспособности  их национальных экономик.

Информация о работе Масштаб вмешательства государства в экономику и анализ структуры расходов бюджета на примере статьи по защите окружающей среды