Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:18, курсовая работа
Цель моей работы: обзор и анализ системы функционирования государства как основного субъекта регулирования экономики.
Задачи работы:
указать основные причины и последствия вмешательства государства в экономику, подробно исследовать инструменты государственного регулирования
рассмотреть современные методы регулирования экономики
проанализировать структуру бюджета страны, основные статьи расходов России и других стран мира
выявить показатель доли государственных расходов от ВВП на примере России и других стран, сравнить выявленные показатели
проанализировать расходы бюджета на примере расходов на защиту окружающей среды
Введение………………………………………………………………………………..……4
Роль государства в регулировании экономики..............................................................6
Государственный сектор в экономике……………………………………………...6
1.1.1.Понятия государственного сектора и его роли в экономике…………...…6
Основные теоретические подходы и взгляды на регулирование в экономике, оптимального соотношения государственного и частного секторов……………………………………………………………………..8
Регулирование экономики государством………………………………………….9
Причины государственного вмешательства в экономику……………...9
Типы регулирования экономики…………………………………..……..11
Основные инструменты государственного регулирования экономики....................................................................................................12
Теории государственного регулирования экономики……………….………….15
Меркантилисты……………………………………………………….…..15
Классическая теория……………………………………………….……..15
Кейнсианская теория……..…………………………………………..…...16
Неоклассическая теория………………………...………………….…….17
Современные методы государственного регулирования…….………………….18
Прогнозирование экономики………………………………………....….18
Экономическое программирование
Практическая часть. ……………………………………………………………………21
Анализ процентной доли государственного бюджета к ВВП на примере России и некоторых стран………………………………………………………………….21
Анализ структуры расходов бюджета……………………………………………24
Анализ расходов на защиту окружающей среды из государственного бюджета……………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………………..….33
Список использованной литературы…………
Совершенно ясно, что
рынок как механизм, ориентирующий
экономику только на
Регулирование внешних эффектов
должно брать на себя государство. Погашение
негативного воздействия
Таким образом, корректировка
государством действий
Без активного вмешательства
государства «невозможно
Целесообразно рассмотреть
причины государственного вмешательства
в экономику. Еще в XVIII в. А. Смит определил
следующие функции
По мере развития рыночных
хозяйств возникли и обострились
экономические и социальные проблемы,
которые не могли быть решены автоматически
на базе частной собственности. Возникла
необходимость значительных инвестиций,
малорентабельных или нерентабельных
с точки зрения частного капитала,
но необходимых для продолжения
воспроизводства в национальных
масштабах. Отраслевые и общехозяйственные
кризисы, массовая безработица, нарушения
в денежном обращении, обострившаяся
конкуренция на мировых рынках требовали
общегосударственной
По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к ним добавились и новые. Но, что особенно показательно, центральные органы вмешиваются сегодня даже в процесс ценообразования. Конечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на отдельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно вмешиваться.
Стоит отметить, что среди экономистов нет единого мнения о том, в какой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распределения ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из такого прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке.
В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. При построении системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.
В рыночной экономике основным
регулятором экономических
Как уже отмечалось представления
различных экономистов и
Типы государственного регулирования
экономики могут быть такие: правовое
регулирование, финансовое регулирование,
социальное регулирование и
Правовое регулирование экономики состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур (биржи, банки, акционерные общества), предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т.д.
Финансовое регулирование всегда представляет государственно-организованную систему денежных отношений в обществе, т.к. организатором денежного обращения может выступать только государство. Размеры банкнотной (наличной) и депозитной - чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень ее обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определяя величину платежеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и ее валютный курс).
Особым направлением в государственном регулировании рыночной экономики является защита отдельных социальных групп. В такой защите нуждаются практически все рыночные субъекты, включая предпринимателей, которым должна быть гарантирована неприкосновенность их собственности, право на свободное распоряжение доходами и возможность предпринимательства в любой сфере рыночной экономики. Приоритетами являются следующие направления социальной защиты: гарантия минимума заработной платы, обеспечение занятости, индексация фиксированных доходов.
Государство выступает и
как крупный хозяйствующий
Также возможна классификация регулирования по масштабам его влияния - либо на отдельную отрасль экономики, либо на экономику в целом, то есть, имеет ли узкоотраслевую направленность или общеэкономическую. Некоторые виды влияния могут касаться только отдельных отраслей, тогда как большинство типов регулирования влияет на экономику в целом.
Государственное регулирование
экономики также можно
Классическим примером первого типа регулирования является естественная монополия. Она существует в отраслях, связанных с большим объемом продукции, где в силу технологических особенностей производства наиболее эффективное удовлетворение спроса достигается при отсутствии конкуренции, функционировании одного субъекта предпринимательства. Предоставление коммунальных услуг - типичный пример такой монополии, а регулирование доступа на рынок, цен и доходов субъектов предпринимательства - это пример государственного регулирования.
Второй тип регулирования отличается тем, что он не заменяет конкуренцию, а является дополнением к рынку и предназначен для достижения специфических целей. Он действует в тех случаях, когда нерегулируемый рынок не обеспечивает определенные общественные интересы (например, при недостаточной информации о ценах на рынке)
В любой экономической
системе, в том числе и рыночной
экономике, государство выступает
в известном смысле как экономический
агент, обладающий правом и возможностью
принуждения, например, в сфере налоговой
политики, государственного законодательства.
Принуждение часто
Основные инструменты государственного регулирования экономики можно разделить на административные и экономические.
Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера деятельности ограничивается в основном на охране окружающей среды, создание условий для социально слабо защищенных слоев населения. Административные средства не связаны с созданием дополнительного материального стимулирования или опасностью финансового ущерба. Они базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения.
Административные средства государственного регулирования:
1. Фискальная политика, то
есть политика в области
2. Денежная политика - способ
воздействия государства на
3. Политика регулирования
доходов или перераспределение
доходов. Это изъятие части
доходов у одних лиц с целью
их передачи другим лицам или
добровольная передача доходов
одними лицами другим, более в
них нуждающимся.
4. Социальная политика. Она
включает в себя систему
5. Государственное регулирование
ценообразования. Цены
6. Внешнеэкономическое