Масштаб вмешательства государства в экономику и анализ структуры расходов бюджета на примере статьи по защите окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:18, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы: обзор и анализ системы функционирования государства как основного субъекта регулирования экономики.
Задачи работы:
указать основные причины и последствия вмешательства государства в экономику, подробно исследовать инструменты государственного регулирования
рассмотреть современные методы регулирования экономики
проанализировать структуру бюджета страны, основные статьи расходов России и других стран мира
выявить показатель доли государственных расходов от ВВП на примере России и других стран, сравнить выявленные показатели
проанализировать расходы бюджета на примере расходов на защиту окружающей среды

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..……4
Роль государства в регулировании экономики..............................................................6
Государственный сектор в экономике……………………………………………...6
1.1.1.Понятия государственного сектора и его роли в экономике…………...…6
Основные теоретические подходы и взгляды на регулирование в экономике, оптимального соотношения государственного и частного секторов……………………………………………………………………..8
Регулирование экономики государством………………………………………….9
Причины государственного вмешательства в экономику……………...9
Типы регулирования экономики…………………………………..……..11
Основные инструменты государственного регулирования экономики....................................................................................................12
Теории государственного регулирования экономики……………….………….15
Меркантилисты……………………………………………………….…..15
Классическая теория……………………………………………….……..15
Кейнсианская теория……..…………………………………………..…...16
Неоклассическая теория………………………...………………….…….17
Современные методы государственного регулирования…….………………….18
Прогнозирование экономики………………………………………....….18
Экономическое программирование
Практическая часть. ……………………………………………………………………21
Анализ процентной доли государственного бюджета к ВВП на примере России и некоторых стран………………………………………………………………….21
Анализ структуры расходов бюджета……………………………………………24
Анализ расходов на защиту окружающей среды из государственного бюджета……………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………………..….33
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

КР-ЭТ.docx

— 104.87 Кб (Скачать файл)

Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной  политики.

Основные экономические  средства это:

1. Регулирование учетной  ставки (осуществляется центральным  банком). Учётная ставка - это сумма, указанная в процентном выражении к величине денежного обязательства (векселя), которую взимает приобретатель обязательства. Это цена, взимаемая за приобретение обязательства до наступления срока уплаты, как и процентная ставка, учётная ставка определяет величину платы за аренду денег, плата в данном случае называется дисконтом.

2. Установление и изменение  размеров минимальных резервов, которые финансовые институты  страны обязаны хранить в центральном  банке. Для расчета минимального  уставного капитала применяется  свое определенное количество  минимальных размеров оплаты труда для каждого вида предприятий.

3. Операции государственных  учреждений на рынке ценных  бумаг, такие как эмиссия государственных  обязательств, торговля ими и  погашение.

При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения  на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное  регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.

 

    1. Теории государственного регулирования экономики
      1. Меркантилисты

История государственного регулирования восходит к концу  средневековья. В то время основной экономической школой была школа  меркантилистов. Она провозглашала  активное вмешательство государства  в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства  страны - количество золота. В связи  с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

 

                                                1.3.2 Классическая теория

Следующей ступенью развития представлений о роли государства  стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства  народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил» (принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство"1

В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его  собственность, разрешать споры, иными  словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить  самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что  именно стремление предпринимателя  к достижению своих частных интересов  является главной движущей силой  экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.

 

      1. Кейнсианская теория

В 30-е года нашего века, после  глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - не эластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.

Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:

- высокая доля национального  дохода, перераспределяемая через  госбюджет; 

- создание обширной зоны  государственного предпринимательства  на основе образования государственных  и смешанных предприятий; 

- широкое использование  бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых  регуляторов для стабилизации  экономической конъюнктуры, сглаживания  циклических колебаний, поддержания  высоких темпов роста и высокого  уровня занятости. 

 

      1. Неоклассическая теория

Теоретической основой  неконсервативной модели послужили  концепции неоклассического направления  экономической мысли. Трансформация  модели государственного регулирования  заключалась в отказе от воздействия  на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных  мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения  считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.

Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие  налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и  тем самым затрудняет использование  заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.

Сокращение налоговых  ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.

Следующий комплекс мер - реализация политики де регулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам  и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, де регулирование рынка рабочей  силы и др.

Таким образом, в неконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.

 

 

 

 

 

    1. Современные методы государственного регулирования
      1. Прогнозирование экономики

По мере значимости и  масштабам воздействия на экономику  можно выделить такие методы государственного регулирования, как прогнозирование  и экономическое программирование.

Для принятия грамотных  экономических решений государство  нуждается в научно обоснованном прогнозе. Задача такого прогноза –  дать объективное, достоверное представление  о том, что произойдет в экономике  при тех или иных условиях. В  прогнозировании экономики можно  выделить четыре этапа.

1 этап  прогноза – «поисковый» прогноз. Он показывает, каким может быть развитие экономики (или ее отдельной подсистемы) при условии, что характер государственного воздействия на экономические процессы останется неизменным. Другими словами, общество получает ответ на вопрос: что будет, если не принимать никаких мер государственного воздействия?

2 этап – это разработка  «нормативного», или «целевого», прогноза, в котором государство определяет  цель развития экономики страны. Эти цели становятся своего  рода нормативов, от которого  начинается вся цепочка расчетов. Поэтому для постановки реальных  целей необходимо иметь достоверную  информацию, основу для которой  дает так называемый «поисковый  прогноз». Он определяет параметры  будущего развития.

3 этап – подготовка  для правительства конкретных  предложений и рекомендаций по  использованию тех или иных  экономических регуляторов, которые  побуждают государство вести  хозяйственную деятельность, адекватную  его политике. Существуют 3 группы  таких экономических регуляторов:

1)    Налоги, налоговые льготы, нормы и порядок начисления амортизации, процент за кредит, таможенные сборы и т.д.;

2)    Финансовые средства государства, бюджетные инвестиции, субсидии, дотации и т.д.;

3)    Законодательно установленные ограничения материально-вещественных потоков: лицензии, квоты, контрактные государственные заказы.

Оперируя экономическими регуляторами, государство стремится  максимально приблизить развитие экономики  к показателям «нормативного прогноза», но так, чтобы ни в коей мере не блокировать механизм рынка.

4 этап – корректировка  «нормативного прогноза» с учетом  действия выбранных экономических  регуляторов.

Выделение таких этапов в процессе прогнозирования есть первое методологическое требование ко всей работе по составлению прогнозов  государствам. Второе методологическое требование к такого рода работе – это составление сценария и вариантов самих прогнозов.

Сценарий прогноза включает в себя комплекс исходных условий: прогноз  погодных условий, определяющих урожайность, прогноз общественно-политической, внешнеэкономической, международной  ситуаций, прогноз правовых условий  и т.д. Вариантов прогноза может быть очень много, нужны прогнозы любого уровня, любой совокупности, развития видов производств, территорий, отраслей и т.д., но следует разумно ограничивать их число, иначе принять решение будет сложно.

Наиболее продуктивным в практике прогнозирования рыночной экономики является сведение разных прогнозов в систему, в обобщающий прогноз. Перспективным считается  следующий «набор» воздействующих прогнозов:

  1. Прогноз последствий от разных ситуаций в стране и за рубежом;
  2. Прогнозы развития таких сфер экономики, как финансы, денежное обращение, трудовые ресурсы и т.д.;
  3. Социальные и политические прогнозы;
  4. Прогнозы развития конкретных видов производства и отраслей; научно-технические прогнозы;
  5. Внешнеэкономические прогнозы;
  6. Экологические прогнозы;
  7. Прогнозы развития отдельных производственно-управленческих и территориальных  структур

 

      1. Экономическое программирование

Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику (прогнозами) современное государство  использует и долговременные методы ее регулирования (программы). Во многих европейских странах, в США, Японии и других регионах мира получил широкое  развитие метод экономического программирования в масштабах все страны. Весьма разнообразные по срокам выполнения и по целям программы опираются  на реальные факторы экономической  жизни – правительственные и  частные инвестиции, бюджетные субсидии и носят в основном индикативный (рекомендательный) характер.

Структурная политика государства  преследует главную цель – обеспечить наиболее высокий уровень экономического роста на данном этапе развития национальной экономики. Сюда входит и стимулирование новой производственной структуры и преодоление социально-экономической отсталости отдельных регионов; повышение эффективности и конкурентной способности национального капитала; активная поддержка мелкого и среднего бизнеса и предпринимательства; наконец, политика приватизации и разгосударствления, антимонопольное законодательство и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Практическая часть.
    1. Анализ доли государственного бюджета к ВВП на примере России и некоторых стран

Государственный бюджет - представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

  • Федеральный бюджет
  • бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
  • бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.

Информация о работе Масштаб вмешательства государства в экономику и анализ структуры расходов бюджета на примере статьи по защите окружающей среды