Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:18, курсовая работа
Цель моей работы: обзор и анализ системы функционирования государства как основного субъекта регулирования экономики.
Задачи работы:
указать основные причины и последствия вмешательства государства в экономику, подробно исследовать инструменты государственного регулирования
рассмотреть современные методы регулирования экономики
проанализировать структуру бюджета страны, основные статьи расходов России и других стран мира
выявить показатель доли государственных расходов от ВВП на примере России и других стран, сравнить выявленные показатели
проанализировать расходы бюджета на примере расходов на защиту окружающей среды
Введение………………………………………………………………………………..……4
Роль государства в регулировании экономики..............................................................6
Государственный сектор в экономике……………………………………………...6
1.1.1.Понятия государственного сектора и его роли в экономике…………...…6
Основные теоретические подходы и взгляды на регулирование в экономике, оптимального соотношения государственного и частного секторов……………………………………………………………………..8
Регулирование экономики государством………………………………………….9
Причины государственного вмешательства в экономику……………...9
Типы регулирования экономики…………………………………..……..11
Основные инструменты государственного регулирования экономики....................................................................................................12
Теории государственного регулирования экономики……………….………….15
Меркантилисты……………………………………………………….…..15
Классическая теория……………………………………………….……..15
Кейнсианская теория……..…………………………………………..…...16
Неоклассическая теория………………………...………………….…….17
Современные методы государственного регулирования…….………………….18
Прогнозирование экономики………………………………………....….18
Экономическое программирование
Практическая часть. ……………………………………………………………………21
Анализ процентной доли государственного бюджета к ВВП на примере России и некоторых стран………………………………………………………………….21
Анализ структуры расходов бюджета……………………………………………24
Анализ расходов на защиту окружающей среды из государственного бюджета……………………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………………..….33
Список использованной литературы…………
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Основные экономические средства это:
1. Регулирование учетной ставки (осуществляется центральным банком). Учётная ставка - это сумма, указанная в процентном выражении к величине денежного обязательства (векселя), которую взимает приобретатель обязательства. Это цена, взимаемая за приобретение обязательства до наступления срока уплаты, как и процентная ставка, учётная ставка определяет величину платы за аренду денег, плата в данном случае называется дисконтом.
2. Установление и изменение
размеров минимальных резервов,
которые финансовые институты
страны обязаны хранить в
3. Операции государственных
учреждений на рынке ценных
бумаг, такие как эмиссия
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.
История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил» (принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство"1
В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом.
В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной" так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров. Он предлагал несколько инструментов. Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - не эластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении. При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия. Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную напряженность.
Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются:
- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет;
- создание обширной зоны
государственного
- широкое использование
бюджетно-финансовых и
Теоретической основой неконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.
Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.
Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.
Следующий комплекс мер - реализация политики де регулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, де регулирование рынка рабочей силы и др.
Таким образом, в неконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам.
По мере значимости и
масштабам воздействия на экономику
можно выделить такие методы государственного
регулирования, как прогнозирование
и экономическое
Для принятия грамотных
экономических решений
1 этап прогноза – «поисковый» прогноз. Он показывает, каким может быть развитие экономики (или ее отдельной подсистемы) при условии, что характер государственного воздействия на экономические процессы останется неизменным. Другими словами, общество получает ответ на вопрос: что будет, если не принимать никаких мер государственного воздействия?
2 этап – это разработка
«нормативного», или «целевого», прогноза,
в котором государство
3 этап – подготовка
для правительства конкретных
предложений и рекомендаций по
использованию тех или иных
экономических регуляторов,
1) Налоги, налоговые льготы, нормы и порядок начисления амортизации, процент за кредит, таможенные сборы и т.д.;
2) Финансовые средства государства, бюджетные инвестиции, субсидии, дотации и т.д.;
3) Законодательно установленные ограничения материально-вещественных потоков: лицензии, квоты, контрактные государственные заказы.
Оперируя экономическими регуляторами, государство стремится максимально приблизить развитие экономики к показателям «нормативного прогноза», но так, чтобы ни в коей мере не блокировать механизм рынка.
4 этап – корректировка
«нормативного прогноза» с
Выделение таких этапов в процессе прогнозирования есть первое методологическое требование ко всей работе по составлению прогнозов государствам. Второе методологическое требование к такого рода работе – это составление сценария и вариантов самих прогнозов.
Сценарий прогноза включает
в себя комплекс исходных условий: прогноз
погодных условий, определяющих урожайность,
прогноз общественно-
Наиболее продуктивным
в практике прогнозирования рыночной
экономики является сведение разных
прогнозов в систему, в обобщающий
прогноз. Перспективным считается
следующий «набор»
Наряду с краткосрочными методами воздействия на экономику (прогнозами) современное государство использует и долговременные методы ее регулирования (программы). Во многих европейских странах, в США, Японии и других регионах мира получил широкое развитие метод экономического программирования в масштабах все страны. Весьма разнообразные по срокам выполнения и по целям программы опираются на реальные факторы экономической жизни – правительственные и частные инвестиции, бюджетные субсидии и носят в основном индикативный (рекомендательный) характер.
Структурная политика государства преследует главную цель – обеспечить наиболее высокий уровень экономического роста на данном этапе развития национальной экономики. Сюда входит и стимулирование новой производственной структуры и преодоление социально-экономической отсталости отдельных регионов; повышение эффективности и конкурентной способности национального капитала; активная поддержка мелкого и среднего бизнеса и предпринимательства; наконец, политика приватизации и разгосударствления, антимонопольное законодательство и т.д.
Государственный бюджет - представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
Доходы государственного бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.
Расходы государственного бюджета — это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.