Механизм функционирования денежного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:03, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является:
- изучение денежного рынка и его механизм функционирования,
-составление единого, общего представления о деньгах,
- их происхождении, роли в экономике и жизни каждого человека.

Содержание работы

Введение
1.
История появления денег

1.1. Деньги и их сущность
Функции денег, состав и особенности
2.
Денежный рынок

2.1. Спрос на деньги

2.2. Предложение денег и денежный мультипликатор

2.3 Равновесие на денежном рынке

1 - Краткосрочное равновесие на денежном рынке

2 - Долгосрочное равновесие денежного рынка
3.
Экономическое учение Дж. М. Кейнса и его последователей

3.1. Тенденции в современном кейнсианстве

3.2. Вклад Дж. М. Кейнса в экономическую теорию
4.
Денежно-кредитная система и экономический рост
Заключение
Литература
Приложения
Рецензия

Файлы: 1 файл

Курсовичок.doc

— 370.00 Кб (Скачать файл)

Нельзя не согласиться  с мнением о том, что у нас  деньги пускаются в обращение  посредством скупки валюты, поэтому  они как бы потеряли кредитный  характер. Несовместимость курса финансово-денежной политики с реальным состоянием российской экономики находит отражение в усилении противоречий между развитием нефинансового и финансового секторов, закреплении структурных деформаций и торможении развития экономики в целом. За рамками финансово-денежной и в целом государственной экономической политики остаются важнейшие моменты торможения развития экономики и ее составляющих - нефинансового и финансового секторов.

Проблемы ограничения  воспроизводственного потенциала бюджетной  и денежно-кредитной политики

Бюджетная и денежно-кредитная  политика в российской экономике  стала определяющей силой в основном в финансовом секторе. Проводимый курс был с начала 1991 г. предопределен реализацией ускоренного слома прежней финансовой системы, соподчинен реализации монетарной политики, механизм и инструменты которой были четко определены международными организациями, в частности МВФ. В этот период была сформирована корневая система бюджетной и денежно-кредитной политики, определившая направленность ее в русло обеспечения условий вхождения России в мировой рынок как поставщика сырья и импортера продукции массового производств Сырьевая ориентация российской экономики неуклонно утверждается проводимым курсом ограничения денежной сферы преимущественно несырьевого сектора, имея в виду, что сырьевой сектор функционирует и за ее пределами. Сырьевые экспортеры, а не денежные власти определяют внутренний денежный и кредитный рынок, массу денег и границы внутреннего валютного (денежного) оборота, а финансовые власти способствуют закреплению структурно-отраслевой деформации экономики на перспективу.

Другая сторона проблемы - усиление зависимости российской экономики от импорта продукции  не только массового потребления, но и наукоемкой. Она остается слабо исследованной, а главное, не связывается, как правило, с закреплением экспортно-сырьевой направленности и влиянием на этот процесс проводимой бюджетной и денежно-кредитной политики.

В действительности, зависимость экономики от экспорта и импорта - две стороны одного процесса, а именно углубления структурных диспропорций по всему вектору социально-экономических позиций развития страны и необратимости зависимости России от соподчинения интересам так называемых развитых стран.

Монетарный курс бюджетной  и денежно-кредитной политики, влияя  на ограничение ресурсов банков и  кредитования экономики, на фоне низких процентных ставок западных банков инициирует рост внешних источников заимствования, внешних долгов, создание ситуации, характерной для преддверия кризиса 1998 г. Под влиянием факторов подвижности международных финансовых ресурсов средства иностранных инвесторов получают свободу движения - ввода и вывода из страны. Меры валютного регулирования допускают широкий диапазон трансграничных операций с расчетами между российскими компаниями за пределами страны. Инициируемый отток средств не только снижает уровень финансовой (кредитный потенциал) базы российской экономики, но и определяет перспективу неустойчивости денежной системы и ограничения экономического роста.

Усиление зависимости  бюджетной и денежно-кредитной  политики от экспортно-сырьевой ориентации экономики и притока валюты на внутренний рынок нашло отражение  в предопределенности выбора инструментов их реализации выведении части денежного капитала в форме так называемого стабилизационного фонда с внутреннего на внешний финансовый рынок. Кроме того, доминанта валютного курса в регулировании границ спроса и предложения определяет снижение продуктивности инструментария денежно-кредитной политики в обеспечении кредитного потенциала экономического роста. При этом важно иметь в виду, что ЦБ РФ владеет инструментами регулирования рынка национальной валюты в ограниченном пространстве ее функционирования - внутреннего рынка. Нельзя также не учитывать, что инструменты денежной власти согласно действующему законодательству составляют основу регулирования рублевых денежных потоков, а не иностранной валюты. Все это обусловливает заведомо конъюнктурный характер фактически управляемого (безальтернативного) накопления валютных резервов в крупных размерах. Эффект их в перспективе может резко снизиться в связи с досрочным погашением государственного внешнего долга и наступлением платежей по резко возрастающим внешним займам российских банков и корпораций.

Рост валютных резервов к концу 2005 г. означает жесткую привязку укрепления национальной валюты к накоплению иностранных резервов (вместо развития экономического потенциала) и одноканальное  насыщение экономического оборота денежной массой, ее концентрацию в финансовых структурах, обслуживающих компании-экспортеров. Критически опасная для экономики бюджетная; и денежно-кредитная политика ограничения денежной массы, бюджетный; профицит, формирование стабилизационного и других фондов, отсутствие законодательно-правовой основы ее осуществления - все это практически означает потерю способности государственного управления экономикой.

В условиях осуществления  монетарного курса финансовой и  денежно-кредитной политики на фоне малоэффективной экономики и соответственно отсутствия значимых финансовых потоков, проходящих через сеть коммерческих банков, передача денег через финансовые рынки в реальный сектор остается блокированной. Это находит отражение в следующих обстоятельствах.

Денежно-кредитная политика и стратегия развития национальных банков практически не связаны не только между собой, но и ориентирами экономической политики. Очевидно, что четкие приоритеты в развитии национальных банков должны совпадать с приоритетами развития экономики и быть основой направлений и инструментов денежно-кредитной политики.

Концентрация усилий ЦБ РФ на валютной политике в ущерб  остальным составляющим денежно-кредитного регулирования не только не способствует укреплению покупательной способности национальной денежной единицы, но и в значительной степени провоцирует тотальную долларизацию экономики России, ослабляя регулятивные способности финансовой власти.

 Независимость Центрального  банка фактически превратилась  в независимость от ответственности его руководства за обеспечение условий развития банковского сектора страны и выполнение воспроизводственной функции национальными банками наряду с коммерческими установлениями их деятельности. Антиинфляционная направленность денежно-кредитной политики, проявляемая в ограничениях предложения денег, дополненных инструментами бюджетной политики, определила беспрецедентное абсорбирования денежных средств национальных банков и блокирование роста кредитных ресурсов-банковских активов и финансовых ресурсов подъема экономики в целом.

Банковская сфера является основным проводником реализации денежно-кредитной  политики. С учетом этого базового положения заслуживают более  подробного анализа отдельные моменты  проводимого курса государственной  денежно-кредитной политики, определивших не только торможение и подавление кредитной активности, подчеркнем, национальных банков, но и снижение их конкурентоспособности.

Гиперболизация  способности государства обеспечивать устойчивость национальной валюты и сбалансированность спроса и предложения денег путем изменения объемов денежной массы через механизм эмиссии и курсовую политику привела к полному игнорированию влияния на этот процесс состояния банковского сектора, активизации сложнейшего механизма взаимодействия элементов макро- и микроэкономики. Практически не принимается во внимание, что регулирование параметров денежного рынка происходит на макроэкономическом уровне, кредитно-денежная система России в целом складывается из региональных сегментов, каждый из которых обладает собственными возможностями определенного саморегулирования на основе коррекции соотношений между денежной массой и спросом на деньги в масштабах регионального хозяйства. Не учитывается разнообразие национальных банков по типам бизнеса, уровню активов и капитала (крупные, средние и малые банки) и несоответствия ему законодательно-нормативной базы, ориентированной на универсализацию их деятельности.

Курс на рестрикционную денежно-кредитную политику фактически привел в действие механизм "порочного круга": банки не имеют достаточной возможности и стимулов кредитовать производство, что ухудшает положение хозяйствующих субъектов. В свою очередь усугубляются такие тенденции в банковской системе, как рост доли невозвращенных кредитов, ухудшение общей ликвидности, что еще больше снижает возможности кредитного сектора инвестировать производство.

Кроме того, осуществление  монетарного курса денежно-кредитной  политики сосредоточено преимущественно  на инструментах регулирования денежно-кредитной  сферы и направлено на ограничение денежного предложения. Это проявляется в резервной и процентной политике Банка России. Установление нормативов обязательных резервов базируется в основном на сокращении резервов банков и мультипликационном уменьшении денежного предложения. В отличие от практики развитых стран, где наряду с обязательными резервами и операциями на открытом рынке размер учетной ставки является одним из главных инструментов денежно-кредитной и конкретно процентной политики центрального банка, в России эти инструменты используются в целях ограничения кредитной деятельности банков. В ряде стран коммерческие банки непосредственно обращаются к центральному банку как кредитору

в последней инстанции  Активность участия Министерства финансов РФ в процессе ограничения денежной массы в денежном обороте страны с использованием инструментов бюджетной политики дополняется введением в сферу собственно его влияния ряда регуляторов деятельности коммерческих банков.

Смещение функций  регулирования (контроля и надзора) деятельности коммерческих банков от Банка России к финансовой власти (Министерству финансов РФ) находит отражение не только в том, что председателем Банковского совета является Министр финансов РФ и ориентиры денежно-кредитной политики формируются под воздействием установлений бюджетной политики. Банк России осуществляет в основном установки Министерства финансов РФ по ограничению финансово-денежных потоков на внутреннем рынке, его политику относительно выведения из внутреннего финансово-денежного оборота ресурсов в размерах, сопоставимых с денежными ресурсами, представленными на внутреннем рынке банковских услуг Режим введения системы страхования вкладов практически определил собственно доминанту относительно институциональной базы функционирования коммерческих банков в рамках Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Это касается необходимости получения второй лицензии действующей кредитной организации на осуществление деятельности в режиме, определяемом Федеральным законом "О страховании вкладов" и соответствия нормам, предписанным этим законом. Фактически создается институциональная база ограничения деятельности коммерческих банков и усиления внешнего на них воздействия в ущерб правовым нормам и интересам: малых и средних банков, составляющих контингент в основном региональных банков; клиентов этих банков относительно свободы выбора банка, учредителей и сотрудников этого сегмента банковского сектора. Нарушается, кроме того, единство законодательно-правовых норм, действующих в банковской сфере: в одном законе утверждается универсальный статус коммерческого банка, а в другом ставятся внешние ограничения на возможность его реализации (в данном случае осуществлять деятельность на рынке банковских услуг по привлечению вкладов физических лиц). В целом Закон "О страховании вкладов" нечетко определяет функции надзорных органов и ответственность по его реализации между Банком России и Министерством финансов (в части деятельности Агентства по страхованию вкладов) скорее дезорганизует, чем упорядочивает деятельность национальных банков.

Согласованность направлений  денежно-кредитной политики и ее реализации с позиции стратегии  повышения потенциала национальных банков в обеспечении роста и  структурной сбалансированности экономики - основа эффективности каждого из направлений денежно-кредитной политики в целом в отличие от обособления целей и инструментов реализации каждого из направлений. Если эмиссионная политика направлена на ограничение инфляции, курсовая - на поддержание устойчивости национальной денежной единицы вне зависимости от влияния этих направлений на поддержание устойчивости кредитной системы и ее воспроизводственного эффекта - расширения сферы участия на финансовом рынке, то заведомо каждое из направлений вносит элемент нестабильности в развитие экономики.

Стабилизационный фонд - инструмент торможения экономического роста.

Масштабность акции  по ограничению финансовых и валютных потоков в стране с использованием инструментов преимущественно бюджетной  политики, закрепленной Федеральным  законом "О формировании стабилизационного фонда" вызывает неоднозначную оценку. С позиции влияния этой акции на сужение финансового и денежного пространства внутреннего рынка и торможение развития российской экономики следует принять во внимание ряд положений.

 Доминирующим в формировании и использовании стабилизационного фонда является природа его источников - доходы федерального бюджета, т. е. финансовые ресурсы, мобилизуемые для выполнения бюджетных обязательств в соответствии с социально-экономической политикой и требованиями законов РФ. В части размеров отчислений доходов бюджета в фонд, а соответственно накопленных его объемов (до 30% доходов бюджета), наблюдается высокая степень произвола (величина "отсечения" цены на нефть) и инициирование финансовой нестабильности (снижения прозрачности финансово-денежных и валютных потоков) и непредсказуемости перспективы финансирования государственных расходов. Вместо использования конъюнктурных доходов в целях упреждения негативных последствий, связанных со снижением основного на сегодня источника доходов федерального бюджета, существенная часть доходов бюджета выводится из экономического оборота, что наносит трудно преодолимый на перспективу урон, в основном закрепляет экспортную зависимость формирования финансовых ресурсов страны на средне- и долгосрочную перспективу.

Необходимость преодоления  на перспективу экспортно-сырьевой зависимости бюджетной, денежно-кредитной  и валютной политики требует принятия стратегии использования конъюнктурных  доходов бюджета в целях комплексного (системного) развития экономики России. В этой связи ведущим направлением использования средств стабилизационного фонда является создание "компенсационного эффекта" относительно возможного падения мировых цен на нефть и другие энергоресурсы - снижения в этой связи доходов бюджета и обеспечения должного уровня особо настоятельных социальных расходов.

Информация о работе Механизм функционирования денежного рынка