Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 09:43, курсовая работа
Одним из закономерных следствий механизма совершенной конкуренции является дифференциация субъектов рынка, связанная с разорением одних, обогащением и преуспеванием других.
Продуктом совершенной конкуренции является монополия, вырастающая из свободной конкуренции, сосуществующая рядом с ней и становящаяся ее антиподом.
Возникновение, а затем и господство монополий, вмешательство государства в экономику приводят к переходу от совершенной (свободной, не ограниченной) к несовершенной (ограниченной) конкуренции, изменяющей механизмы взаимодействия субъектов экономики.
Введение
1. Теоретические аспекты сущности и содержания монополистической конкуренции
1.1 Понятие монополистической конкуренции
1.2 Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
1.3 Признаки и периоды рынка монополистической конкуренции
2. Монополистическая конкуренция в экономике России
2.1 Монополистическая конкуренция и общество
2.2 Особенности рынка монополистической конкуренции в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Основные признаки, характеризующие монополистическую конкуренцию
14
Оглавление
Введение
1. Теоретические аспекты сущности и содержания монополистической конкуренции
1.1 Понятие монополистической конкуренции
1.2 Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
1.3 Признаки и периоды рынка монополистической конкуренции
2. Монополистическая конкуренция в экономике России
2.1 Монополистическая конкуренция и общество
2.2 Особенности рынка монополистической конкуренции в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Основные признаки, характеризующие монополистическую конкуренцию
Одним из закономерных следствий механизма совершенной конкуренции является дифференциация субъектов рынка, связанная с разорением одних, обогащением и преуспеванием других.
Продуктом совершенной конкуренции является монополия, вырастающая из свободной конкуренции, сосуществующая рядом с ней и становящаяся ее антиподом.
Возникновение, а затем и господство монополий, вмешательство государства в экономику приводят к переходу от совершенной (свободной, не ограниченной) к несовершенной (ограниченной) конкуренции, изменяющей механизмы взаимодействия субъектов экономики.
Понимание механизмов несовершенной конкуренции представляет важность, поскольку в современных условиях в большинстве развитых стран имеет место именно эта конкуренция, ограничивающая "свободу рынка".
Для современной России также актуальна проблема несовершенной конкуренции, соответствующая ее сегодняшним реалиям.
Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.
Актуальность исследования данной темы заключается в том, что монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, шоколадные наборы, кафе, театры, эстрада. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителей, скидки. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам.
В условиях дифференциации экономических благ трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда невозможно, так как наблюдается нечто вроде континуума продуктов и услуг.
Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта.
В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик.
Цель курсовой работы: исследовать механизм монополистической конкуренции, ее сущность и формы конкурентной борьбы в российской экономике.
Задачами курсовой работы являются: рассмотреть теоретические аспекты сущности и содержания монополистической конкуренции, виды и формы борьбы на рынке монополистической конкуренции, особенности рынка монополистической конкуренции в России
В написании курсовой работы были использованы научные труды Э.Х. Чемберлина, Ю.В. Сухотина, Г. Рузанова, Р. Макконнелла, В.В. Качалина и других авторов, а так же журналы («Деньги и Крудит», «Общество и Экономика», «Экономист», «Российский Экономический Журнал», «Вопросы Экономики») и интернет сайты.
Монополистическая конкуренция – это такое состояние рынка, когда имеется достаточно большое количество производителей (20-70 фирм), предлагающих похожую, но не идентичную (с точки зрения покупателей) продукцию. Эта форма конкуренции наиболее близка к совершенной или чистой конкуренции. Здесь фирма становится своеобразным монополистом своей марки товара (например, шоколад «Сникерс», зубная паста «Колгейт»). Здесь контроль фирмы над ценой небольшой, почти невозможен тайный сговор фирм в отношении объёма производства и цен.[1]
Виды монополии. В экономической теории выделяют четыре вида монополии: естественную, организационную, технологическую и экономическую. [2]
Монополистическая, несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX века в связи с образованием монополий. Монополистическая конкуренция пришла на смену свободной конкуренции. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, устанавливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами.
В противоположность чистой конкуренции, одним из основных признаков монополистической конкуренции является также дифференциация продукта. Фирмы в условиях чистой конкуренции производят стандартизированную, или однородную, продукцию; производители в условиях монополистической конкуренции выпускают разновидности данного продукта. При этом дифференциация продукта может принимать ряд различных форм:
1. Качество продукта (различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы);
2. Услуги (обходительность и услужливость служащих магазина, репутация фирмы по обслуживанию покупателей или обмену ее продуктов);
3. Размещение (на основе размещения и доступности);
4. Стимулирование сбыта и упаковка (посредством рекламы, упаковки и использования торговых знаков и торговых марок).
Потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию, чтобы удовлетворить свои предпочтения. Продавцы и покупатели больше не связаны стихийно, как на рынке чистой конкуренции.
В условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, что со временем они могут быть изменены и что черты дифференциации продукта каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов.
Вступить в отрасли с монополистической конкуренцией относительно легко. То, что производители в условиях монополистической конкуренции являются типично небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и в относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба и требующийся капитал невелики. С другой стороны, по сравнению с чистой конкуренцией могут быть некоторые дополнительные финансовые барьеры, порожденные потребностью получения продукта, отличающегося от продукта конкурентов, и обязательством рекламировать этот продукт. Существующие фирмы могут владеть патентами на свою продукцию и авторскими правами на свои фабричные клейма и торговые знаки, что увеличивает трудности и издержки их успешного копирования.
Вклад американского экономиста Э. Чемберлина заключается в том, что он был первым, кто ввел понятие ''монополистической конкуренции''. Согласно взгляду Чемберлина, большинство экономических ситуаций представляют собой явления, включающие и конкуренцию, и монополию. Чемберлиновская модель предполагает структуру рынка, в которой соединены элементы конкуренции (большое число фирм, их независимость друг от друга, свободный доступ на рынок) с элементами монополии (покупатели отдают явное предпочтение ряду продуктов, за которые они готовы платить повышенную цену). При этом предполагается, что предприниматель в своем стремлении к получению максимальной прибыли стремиться захватить контроль над предложением товара, что позволит ему диктовать цену на рынке. Поэтому он стремиться создать товар, который хоть чем-то отличается от товара конкурента. Каждая фирма добившись некоторой дифференциации продукта становиться монополистом на рынке его сбыта. В связи с этим фирма начинает обладать частично рыночной властью. Это означает, что увеличение цен на ее продукцию не обязательно приведет к потере всех покупателей, что было бы верно, по крайней мере, в теоретическом плане в условиях совершенной конкуренции, полной однородности продукта и, как следствие, бесконечной эластичности спроса по цене. При этом дифференциация продукта по Чемберлину трактуется достаточно широко: она включает не только различные свойства продукта, но и все условия реализации и услуги, сопутствующие продаже, а также пространственное нахождение. Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства (фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки) и таких, как индивидуальные особенности (качество, форма, цвет или стиль). Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товаров. В розничной торговле, например, эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает. Поскольку эти и всякие иные неосязаемые факторы варьируются от продавца к продавцу, то продукт выступает в каждом случае различным, ибо покупатели в большей или меньшей степени учитывают эти вещи, и можно сказать, что они покупают их наравне с самим товаром. Там, где продукт дифференцирован, продавец одновременно является и конкурентом и монополистом. Пределы же власти этой группы монополистов ограничены, поскольку контроль над предложением товаров частичный: вследствие существования товаров заменителей и возможной эластичности спроса по цене. Монополизм, обусловленный дифференциацией продукта означает, что коммерческий успех зависит не только от цены и потребительских качеств продукта, но и от того, сумеет ли продавец поставить себе в привилегированное положение на рынке.
Проблему спроса Чемберлин ставит по-новому. В отличие от неоклассической модели, где объем спроса и его эластичность выступают как нечто изначально данное, в модели Чемберлина они выступают как параметры, на которые монополист может оказывать воздействие через формирование наших вкусов и предпочтений. То есть цены не являются решающим инструментом конкуренции, поскольку в создании спроса основной акцент делается на рекламу, качество товара, обслуживание потребителей. Это означает, что в условиях монополистической конкуренции эластичность спроса по цене падает при возрастании эластичности по качеству.
Что касается рекламы, то ей свойственно двойственное воздействие на спрос. Подразумевается ее влияние как на формирование потребностей, так и на их изменения. С одной стороны влияние рекламы на увеличение спроса на продукт увязывается с возможностью продавца сбывать большое количество своего продукта независимо от назначаемой цены, чем без помощи рекламы, т.е. добавочные затраты на рекламу увеличивают доходы. Однако, с другой стороны, высказывается напоминание о том, что доход от повторения рекламы увеличивается не бесконечно, так как сопротивление, вызывающее уменьшение дохода все время усиливается по мере того, как расширяются затраты по сбыту.
Новый подход характеризуется Чемберлином в вопросах цены и стоимости. Если в неоклассической модели не было вопроса регулирования цены заданного продукта, так как цены были заданы извне, регулирование объема продукта при заданной цене, то модель Чемберлина подразумевает оптимальный объем производства и соответственно уровень цен, обеспечивающий фирме максимальную прибыль. Чемберлин допускает, что в условиях монополистической конкуренции фирма максимизирует прибыль при объеме производства меньшем, нежели тот, который обеспечивал бы наивысшую технологическую эффективность. Значит переход к состоянию монополистической конкуренции ведет к тому, что потребители платят за товары дороже, выпуск товаров меньше потенциально возможного и, как следствие, имеет место недозагрузка производственных мощностей и безработица. Однако Чемберлин отрицает несение ответственности монополистов за данное состояние экономики. Он считает, что монополисты несут ее лишь в том случае, если дифференциация их продукта искусственна и не ведет к реальному изменению качества. В этих условиях Чемберлин указывает на то, что для сбыта дополнительной продукции фирме придется либо снизить цену, либо увеличить расходы по стимулированию продаж. Неслучайно поэтому в свою теорию цены Чемберлин вводит понятие "издержки сбыта", которые он рассматривает как издержки приспособления спроса к продукту. "Издержки производства включают все расходы, необходимые для того, чтобы создать товар или услугу, доставить его потребителю и вручить ему этот товар в состоянии пригодном для удовлетворения потребностей. Издержки сбыта включают в себя все затраты, имеющие целью создать рынок или спрос на продукт. Издержки первого вида создают "полезности", служащие удовлетворению запросов. Издержки последнего вида создают и изменяют сами запросы.” По его мнению при увеличении объема выпуска продукции издержки производства сокращаются, но издержки сбыта дополнительной продукции растут. Это стало обоснованием утверждения об отсутствии в условиях монополии по дифференциации продукта избыточно прибыли, так как в долговременном плане, по мнению Чемберлина, цена только покрывает полные издержки (суммарные издержки производства и сбыта).[3]
Подводя итог, можно сказать, что согласно взглядам Чемберлина рынок любого единичного единственного производителя в условиях монополистической конкуренции определяется и лимитируется тремя основными факторами: ценой продукта, особенностями своего продукта, расходами по сбыту. Отмечая, что дифференцированный продукт имеет большую цену (которая является следствием ограничения предложения), он считает ее неизбежной платой за дифференцированное потребление.
Монополистическая конкуренция - это такая рыночная ситуация, при которой сравнительно большое число некрупных фирм (от 20 до 70) проводят дифференцированную продукцию. Примером являются рестораны, станции технического обслуживания, предприятия по производству мыла, шампуней, «сникерсов» и т.п. Вход в такую отрасль сравнительно лёгкий, что способствует появлению конкуренции со стороны новых фирм.
Основные признаки монополистической конкуренции следующие:
1. Обладание каждой фирмой относительно небольшой долей рынка;
2. Ограниченный контроль над рыночной ценой;
3. Невозможность тайного сговора, согласованных действий фирм с целью ограничения объёма производства и искусственного повышения цен;
4. Отсутствие взаимозависимости фирм в отрасли;
5. Самостоятельность фирмы в определении своей стратегии;
6. Свобода входа и выхода;
7. Дифференциация продукта, т.е. производство разновидностей данного продукта, включая функциональные особенности, материалы, дизайн, качество работы.[4]
В условиях монополистической конкуренции особое значение приобретают такие неценовые факторы соперничества, как качество продукции, реклама, послепродажное обслуживание, торговые знаки. Это обусловлено тем, что каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы /женская одежда, обувь, мыло и т.д./. Являясь товарами одной группы, они выступают как близкие заменители, но отличаются друг от друга качеством и т.п. Монополистическая конкуренция стимулирует потребительский спрос, несмотря на повышенные цены.
Основной сферой монополистической конкуренции является розничная торговля. Вот почему в странах с развитой рыночной экономикой магазины отличаются разнообразием товаров и широким набором услуг.
Фирмы в условиях монополистической конкуренции не учитывают реакцию соперников при установлении цен или ориентировочных объёмов продаж. Рост числа фирм, реализующих товар, увеличивает число имеющихся в наличии заменителей. Новые фирмы появляются до тех пор, пока извлекается прибыль. Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции характеризуется тем, что ни одна фирма не получает прибыль, выше нормативной. Вхождение новых фирм снижает спрос и предельный доход.