Механизм монополистической конкуренции, ее сущность и формы конкурентной борьбы в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 09:43, курсовая работа

Описание работы

Одним из закономерных следствий механизма совершен­ной конкуренции является дифференциация субъектов рын­ка, связанная с разорением одних, обогащением и преуспе­ванием других.
Продуктом совершенной конкуренции является моно­полия, вырастающая из свободной конкуренции, сосуще­ствующая рядом с ней и становящаяся ее антиподом.
Возникновение, а затем и господство монополий, вме­шательство государства в экономику приводят к переходу от совершенной (свободной, не ограниченной) к несовершенной (ограниченной) конкуренции, изменяющей механиз­мы взаимодействия субъектов экономики.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты сущности и содержания монополистической конкуренции
1.1 Понятие монополистической конкуренции
1.2 Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
1.3 Признаки и периоды рынка монополистической конкуренции
2. Монополистическая конкуренция в экономике России
2.1 Монополистическая конкуренция и общество
2.2 Особенности рынка монополистической конкуренции в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Основные признаки, характеризующие монополистическую конкуренцию

Файлы: 1 файл

10052509(о) кур.р. Микроэкономика дораб.01.07.doc

— 190.00 Кб (Скачать файл)

16. Куликов В. Социальные императивы предложения экономического ре­формирования // Российский экономический журнал. - 2005. – С. 52.

17. Курс экономической теории./Под ред. Чепурина М.Н. – Киров: АСА, 2008. – С. 721

18. Кэмпбелл. Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю Экономикс (1) / Кэмпбелл. Р. Макконнелл. Стенли Л. Брю. – М.: изд-во «Республика», 2008. – 540 с.

19. Маренков Н.Л. Цены и ценообразование. - М.: Инфра-М, 2009. – 359 с.

20. Микроэкономика: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. А.С Селицев – СПб ЭКСПО, 2006. – 456 с.

21. Миронов В., Зимогляд А., Яковлев А. Российский монополизм и приватизация// Экономист. – 2006. - № 6. с.5-7.

22. Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа. – М.: Экономика, 2007. – 390 с.

23. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2007. – 572 с.

24. Общая экономическая теория: Учебник / Под ред. Л.Г. Симкина – М.: ИНФРА, 2007. – 315 с.

25. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. – М.: Экономика, Дело, 2008. – 435 с.

26. Райзенберг Б.А. Курс экономики. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 526 с.

27. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. - М.: Прогресс, 2007. – С. 238

28. Рузавин Г., Мартынов В. Монополии и несовершенная конкуренция. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 526 с.

29. Савицкая Е.В. Курс лекций по микроэкономике // http://economics.fizteh.ru/f_tlirm/a_yygym.esp

30. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Издательская группа Норма - Инфра-М, 2006. - 456с.

31. Современная экономика./Под ред. Мамедова О.Ю. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 862 с.

32. Солюшин С. Роль рекламы в условиях несовершенной конкуренции // http://www.e-xecutive.ru/publications/specialization/article_1503/#_ftn3

33. Стародубровская Н. Основы антимонопольной политики. //Вопросы Экономики 2008. - №6. – С. 21-24

34. Сухотин Ю.В., Богачев В.Н. и др.; Монополизм и антимонопольная политика. – М.: Дело, 2007. – 376 с.

35. Тотьев К. Государственная и естественная монополии. – Спб.: Питер, 2007. – 325 с.

36. Уразова С. Рынок света и тепла // БОСС Спецвыпуск. – 2007. – С.15-26.

37. Уткин Э.А. Цены, ценообразование, ценовая политика. - М., 2007 . – 261 с.

38. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. Со 2-го изд. – М. Дело, 2007. – 864 с.

39. Чемберлин Э. Х. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. – М.: Экономика, 2006. – 154 с.

40. Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. - М.: Логос, 2004. – 362 с.

41. Чувилин Е, Дмитриева В. Государственное регулирование и контроль цен //Финансы и статистика. - 2007. -№5. – С. 12-15

42. Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 640 с.

43. Экономическая теория: Учебник / Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П Журавлевой, Л.С. Тарасевич – М.: ИНФРА-М, 2008. – 714 с – (“Серия высшее образование”)

44. Экономическая теория. Учебник / Под ред. акад. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – 527 с

45. Экономическая теория: Учебное посиобие. Часть 2 / Н.М. Ломова, О.Н. Петрушенко, А.В. Корицкий, Л.С.Грушецкая, Л.П. Буфетов. – Новосибирск: СибУПК, 2006. – 212 с.

46. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2006. - 896с.

47. Экономика./Под ред. А.Н. Архипова. – М.: Проспект, 2008. – 263 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              Приложение А

Основные признаки, характеризующие монополистическую конкуренцию

Признаки монополистической конкуренции

Описание признака

Количество фирм в отрасли

Для монополистической конкуренции характерно присутствие в отрасли довольно значительного количества небольших по объему фирм, выпускающих однотипные, но не одни и те же товары.

В отличие от совершенной конкуренции, где количество фирм-производителей может исчисляться сотнями и тысячами, в отрасли с монополистической конкуренцией действует несколько десятков фирм. Из этого следует, что каждая фирма обладает лишь небольшой долей рынка и поэтому контроль за ценами у нее ограничен, хотя дифференциация товара делает этот контроль возможным.

Во-вторых, так как фирм-производителей много, то тайный сговор между ними практически невозможен.

В-третьих, каждая фирма, являясь полностью самостоятельной, сама определяет свое поведение на рынке, не учитывая поведения других фирм.

 

Дифференциация товара

При монополистической конкуренции фирмы отрасли имеют определенную возможность выпускать товар, не схожий с производимыми конкурентами.

Под дифференцированным продуктом понимается такой, качественные характеристики которого отличаются от производимого конкурентом. Дифференцированный продукт может включать группу каких-либо товаров, достаточно схожих, чтобы называться одним товаром, но и столь отличных друг от друга, чтобы производитель каждого из них имел некоторую возможность влиять на цену своего товара.

Например, все кондитерские фабрики выпускают печенья, но продукция одной фирмы отличается по ингредиентам, вкусу, упаковке, названию («Юбилейное», «Курабье», «Овсяное»).

В условиях дифференциации товара, отдельные фирмы отрасли обладают ограниченной монопольной властью над собственным товаром, то есть может повышать цену товара, даже если все остальные фирмы отрасли не делают этого, без риска потерять рынок сбыта.

В большинстве случаев дифференциация товаров объясняется качеством изготавливаемого продукта, из-за отличия в технологии, видах используемого сырья, дизайна и так далее. Дифференциации товара могут вызвать условия его реализации:

-         быстрое обслуживание;

-         доставка на дом;

-         продажа в кредит;

-         иное.

К причинам дифференциации товара относят так же местоположение фирмы.

Неценовая конкуренция

Все перечисленные условия дифференциации создают возможность существования еще одного признака монополистической конкуренции – неценовой конкуренции. То есть, фирмы в отрасли используют в конкурентной борьбе такие неценовые факторы, как реклама, изменение качественных характеристик товара и условий продажи продукции

Свобода входа в отрасль и выхода из нее

Так как продукт дифференцирован, то достаточно создать новую его разновидность и иметь первоначальный капитал, чтобы вступить в конкурентную борьбу за потребителя.

Однако эта свобода не абсолютная, поскольку при монополистической конкуренции дополнительные расходы, связанные с необходимостью выделить свой товар, могут стать барьером для входа в отрасль новой фирмы.

 



[1] Пиндайк Р. Монополистическая конкуренция и олигополия. - М.: Экономика, 2008. – с. 78.

[2] Тотьев К. Государственная и естественная монополии. – Спб.: Питер, 2007. – с. 98.

[3]Чемберлен Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости. – М.: Экономика, 2006. – 154 с.

 

[4] Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. - М.: Логос, 2004. – с. 44.

[5] Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2007. – 572 с.

 

[6] Миронов В., Зимогляд А., Яковлев А. Российский монополизм и приватизация// Экономист. – 2006. - № 6. с.5-7

[7] Российский статистический ежегодник. Год 2007. М.:Госкомстат РФ, 2007 с.49

[8] Абдулгамидов Н., Губанов С. Российская экономика в системе мировых связей // Экономист. - 2007. – № 3. – С. 38 – 51.


Информация о работе Механизм монополистической конкуренции, ее сущность и формы конкурентной борьбы в российской экономике