Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 09:43, курсовая работа
Одним из закономерных следствий механизма совершенной конкуренции является дифференциация субъектов рынка, связанная с разорением одних, обогащением и преуспеванием других.
Продуктом совершенной конкуренции является монополия, вырастающая из свободной конкуренции, сосуществующая рядом с ней и становящаяся ее антиподом.
Возникновение, а затем и господство монополий, вмешательство государства в экономику приводят к переходу от совершенной (свободной, не ограниченной) к несовершенной (ограниченной) конкуренции, изменяющей механизмы взаимодействия субъектов экономики.
Введение
1. Теоретические аспекты сущности и содержания монополистической конкуренции
1.1 Понятие монополистической конкуренции
1.2 Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
1.3 Признаки и периоды рынка монополистической конкуренции
2. Монополистическая конкуренция в экономике России
2.1 Монополистическая конкуренция и общество
2.2 Особенности рынка монополистической конкуренции в России
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Основные признаки, характеризующие монополистическую конкуренцию
Таким образом, основные признаки, характеризующие монополистическую конкуренцию, отразим в приложении А.
Каждая фирма на рынке монополистической конкуренции во многом подобна монополии. Так как продукция её отличается от производимой другими фирмами, она сталкивается с убывающей кривой спроса. В отличие от неё совершенно конкурентная фирма имеет дело с горизонтальной кривой спроса. Таким образом, монопольно-конкурентная фирма следует правилу максимизации прибыли монополистом: она выбирает объём выпуска, при котором предельный доход равняется предельным издержкам, а затем использует кривую спроса, чтобы установить цену, соответствующую этому объёму.
Если фирмы на рынке получают прибыль, она стимулирует к входу на рынок конкурентов, что приводит к увеличению числа видов предлагаемой продукции и снижению спроса для всех соперничающих компаний. Другими словами, прибыльная работа фирм поощряет конкурентов к вхождению на рынок, что, в свою очередь, сдвигает влево кривые спроса действующих на рынке фирм. По мере того как спрос действующих на рынке фирм падает, начинается снижение уровня прибыли. И наоборот, убытки, которые несут фирмы, подталкивают их к выходу с рынка. Так фирмы покидают рынок, количество видов предлагаемой продукции сокращается, уменьшение числа фирм ведет к увеличению спроса на товары оставшихся на рынке фирм. Другими словами, убытки поощряют выход фирм с рынка, что приводит к сдвигу вправо кривых спроса оставшихся компаний. По мере того как спрос остающихся на рынке фирм растет, прибыль возрастает (в форме снижения убытков). Таким образом, на рынке монополистической конкуренции фирма выбирает объём выпуска и цену точно, так же как это делает монополия. В краткосрочном периоде эти два типа структуры рынка сходны.
Процесс «миграции» фирм продолжается до тех пор, пока экономическая прибыль не достигнет нулевой отметки.
В этом случае новые фирмы не имеют побудительных мотивов к входу на рынок, а существующие – не имеют стимулов к выходу.
Так как прибыль от реализации единицы продукции – это разность между ценой и средними совокупными издержками, максимальное значение прибыли равно нулю в том случае, когда две кривые касаются друг друга, но не пересекаются.
Подводя итог, отметим, что долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции характеризуется двумя основными свойствами:
1) как и на монопольном рынке, цена товара превышает предельные издержки фирмы. Данный вывод следует из того, что максимизация прибыли требует равенства предельного дохода предельным издержкам, а вследствие отрицательного наклона кривой спроса предельный доход меньше цены.
2) Как и на конкурентном рынке, цена равняется средним совокупным издержкам, так как свободный вход и выход фирм с рынка ведет к установлению нулевой экономической прибыли.
Второе свойство показывает отличие монополистической конкуренции от монополии. Так как монополия – единственный поставщик продукции, не имеющей близких заменителей, она имеет возможность получать положительную экономическую прибыль в долгосрочном периоде. В условиях монополистической конкуренции (свободный вход и выход с рынка) экономическая прибыль устанавливается на нулевом уровне.
Между монополистической и совершенной конкуренцией имеются два интересных различия: избыточная мощность и наценка.
Объем выпуска, минимизирующий средние совокупные издержки, называется эффективным масштабом производства фирмы. В долгосрочном периоде при совершенной конкуренции производство фирм находится на уровне эффективного масштаба, в то время как объем выпуска монопольно-конкурентных фирм – ниже этого уровня. В этом случае говорят, что в условиях монополистической конкуренции фирмы имеют избыточную мощность. Иными словами, монопольно-конкурентная фирма, в отличие от фирмы в условиях совершенной конкуренции, могла бы увеличивать объем производства и снизить средние совокупные издержки.
Надбавка на предельные издержки. Второе различие между совершенной и монополистической конкуренцией – соотношение цены и предельных издержек.
Как наценка над предельными издержками согласуется со свободным входом и нулевой прибылью? Нулевая прибыль означает, что цена равняется средним совокупным издержкам, но отнюдь не предельным издержкам. Действительно, в долгосрочном равновесии монопольно-конкурентные фирмы находятся на убывающем участке кривых средних совокупных издержек, так что предельные издержки ниже средних совокупных издержек. Таким образом, чтобы цена равнялась средним совокупным издержкам. Она должна быть выше предельных издержек.
Такое соотношение цены товара и средних совокупных издержек суть основного отличия фирм, работающих на рынке совершенной конкуренции, и фирм на рыке монополистической конкуренции.
Подводя итог данной части исследования, можно сказать, что под монополистической конкуренцией подразумеваются отрасли, состоящие из относительно большого числа фирм, которые действуют в производстве дифференцированных продуктов, не вступая между собой в тайные союзы. Согласно взглядам Чемберлина рынок любого единичного единственного производителя в условиях монополистической конкуренции определяется и лимитируется тремя основными факторами: ценой продукта, особенностями своего продукта, расходами по сбыту. Отмечая, что дифференцированный продукт имеет большую цену (которая является следствием ограничения предложения), он считает ее неизбежной платой за дифференцированное потребление.
В период монополистической конкуренции основными ее формами выступают: научно-техническое соперничество; промышленно-производственное соперничество; торговое соперничество.
Научно-техническое соперничество. Борьба за повышение конкурентоспособности фирм проводится путем:
Разработки новых продуктов; внедрения современных технологических процессов;
Накопления и использования научно-технической информации; приобретения и использования патентов. При научно-техническом соперничестве обычно используются две модели:
1. Конкурентная модель – основывается на том, что конкурирующие фирмы используют наиболее эффективную из известной производственной техники; прибыли от НТП могут быть недолговечными, так как конкурирующие фирмы копируют любую техническую новинку; прибыль от нововведений получают после внедрения новаций все конкурирующие фирмы, но затраты на техническое исследование несут только разработчики.
2. Монополистическая модель – основывается на том, что чистый монополист имеет возможность постоянно получать значительные прибыли за счет нововведений. Он имеет большие финансовые ресурсы для НТП, чем конкурирующие фирмы, но стимулы разрабатывать новую технику или продукцию ослабевают в силу монополизированного рынка. Монополисты, чтобы избежать потерь за счет морального износа машин и оборудования, могут скрывать вновь созданные технику и продукцию.
Промышленно-производственное соперничество проявляется в виде наращивания производственных мощностей, освоения новых видов продукции и снижения издержек производства. В условиях совершенной конкуренции производственная эффективность достигается за счет того, что свободный вход на рынок и выход фирм с рынка заставляют фирмы работать при оптимальной норме выработки, когда удельные издержки производства являются минимальными. При этом цены на продукцию устанавливаются на низшем уровне и согласуются со средними валовыми издержками. В условиях чистой монополии фирма может уменьшить объем выпуска продукции, назначить более высокие цены, снизить за счет этого расход ресурсов и максимизировать прибыли. Однако в условиях конкуренции положение осложняется за счет издержек, которые могут увеличиваться или снижаться. При этом используются два подхода – эффект масштаба и понятие «Х-неэффективности».
Торговое соперничество. Эта форма соперничества основана на использовании цен. При этом цены формируются в результате трехстороннего соперничества: во-первых, между продавцами за сбыт по более высоким ценам; во-вторых, между покупателями за приобретение товаров по более низким ценам; в-третьих, между продавцами и покупателями за сбыт по более высоким и за приобретение товаров по более низким ценам.[5]
Как оценивает результат работы рынка монополистической конкуренции общество? Могут ли политики улучшить результат рынка? Простых ответов на эти вопросы не существует.
Один из источников неэффективности рынка монополистической конкуренции – надбавка над предельными издержками, что приводит к тому, что некоторые потребители, оценивающие товар выше предельных издержек (но ниже цены), воздерживаются от его приобретения. Таким образом, рынок монополистической конкуренции характеризуется типичной безвозвратной потерей монопольного ценообразования.
Простого решения данной проблемы не существует. Принудительное ценообразование на основе предельных издержек означает необходимость государственного регулирования производства всех фирм-производителей дифференцированной продукции. Однако товары подобного рода настолько распространены, что административное бремя правительственного регулирования было бы просто неподъемным.
Более того, попытка вмешательства в деятельность монопольно-конкурентных фирм повлекла бы за собой все те проблемы, которые возникают при регулировании естественных монополий. В частности, поскольку фирмы на монополистически-конкурентном рынке итак получают нулевую прибыль, требование снизить цены до уровня предельных издержек означает убыточность предприятия. Чтобы сохранить фирмы в бизнесе, правительство должно будет покрыть убытки, а значит, повысить налоги. Очевидно, что, выбирая между непопулярными мерами и движением по воле волн, политики предпочтут смириться с неэффективностью монопольного ценообразования.
Еще одна причина низкой эффективности монополистической конкуренции с общественной точки зрения – проблема числа фирм на рынке. Стоит рассмотреть эту проблему в терминах внешних эффектов, связанных с вхождением в рынок. Всякий раз, когда новая фирма анализирует целесообразность вступления на рынок, она оценивает исключительно уровень потенциальной прибыли. Однако её вхождение на рынок сопровождается внешними эффектами:
1) внешний эффект увеличения разнообразия продукции. Поскольку в связи с появлением на рынке новой продукции возникает некоторый потребительский излишек, имеет место положительный внешний эффект, связанный с вхождением на рынок.
2) Внешний эффект «перехвата» покупателей. Появление на рынке новых конкурентов означает утрату «старожилами» части потребителей и снижение прибыли, имеет место отрицательный внешний эффект.
Таким образом, вхождение на рынок монополистической конкуренции новых фирм сопровождается как положительным, так и отрицательным внешними эффектами. В зависимости от их значения на рынке монополистической конкуренции предлагается либо слишком много, либо слишком мало видов товаров.
Величина внешних эффектов обусловливается условиями монополистической конкуренции. Внешний эффект разнообразия продукции возникает вследствие того, что новая фирма предлагает продукт, отличающийся от товаров, функционирующих на рынке фирм. Внешний эффект «перехвата» покупателей связан с установлением фирмами цен выше предельных издержек, которые всегда стремятся к реализации дополнительных единиц продукции. Напротив, поскольку в условиях совершенной конкуренции фирмы производят идентичные товары и устанавливают цену равной предельным издержкам, внешние эффекты разнообразия продукции и «перехвата» покупателей отсутствуют.
Россия не избежала негативного воздействия отраслей естественных монополий в условиях рынка монополистической конкуренции.
С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услуги отраслей - естественных монополий, за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В результате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счет себестоимости и прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.
Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних групп потребителей за счет других. Низкие тарифы для населения и бюджетных организаций субсидировались за счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном транспорте убытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов.
«В конце 90-х гг., начале 21 века отраслевые цены российских естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики. Они приблизились к уровню мировых, а в некоторых случаях (например, международные телефонные тарифы) превзошли их. Потребители стали оказывать давление на правительство вплоть до выдвижения требования замораживания цен.»[6]
Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обоснованности издержек (расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную деятельность) и о соответствии качества предлагаемых продукции и услуг уровню цен.
Учитывая основообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что рост цен на производимую ими продукцию явился мощнейшим фактором макроэкономической инфляции, которая справедливо охарактеризована экономистами как инфляция издержек.