Механизм повышения эффективности форм собственности в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей инновационного развития экономики и ее влияния на государственную политику.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи исследования:
Изучить сущность и показатели инновационной экономики;
Рассмотреть нормативно-правовое регулирование инновационным развитием Российской Федерации;
Проанализировать инновационную экономику в России на современном этапе;
Выявить проблемы инновационного развития экономики России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 6
1.1 Сущность и показатели инновационной экономики 6
1.2 Нормативное регулирование инновационным развитием Российской Федерации 10
Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 16
2.1 Анализ становления инновационной экономики в России 16
2.2 Проблемы инновационного развития экономики России 24
2.3 Направления совершенствования государственного регулирования инновационного развития России 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

КУрИнновацРазвитЭконГосПолит.docx

— 141.68 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

Специальность: 080100. 62 «Экономика»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по экономической  теории на тему: «Механизм повышения  эффективности форм собственности  в российской экономике»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студентка 1 курса дневного                           

отделения группы 20701

 

 

Научный руководитель:

канд.экон.наук., доцент

 

 

 

 

 

 

 

Набережные Челны

2013

 


 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 6

1.1  Сущность и показатели инновационной экономики 6

1.2  Нормативное регулирование инновационным развитием Российской Федерации 10

Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ                                    16

2.1 Анализ становления инновационной экономики в России 16

2.2 Проблемы инновационного развития экономики России 24

2.3  Направления совершенствования государственного регулирования инновационного развития России 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В ХХI веке все развитые и новые индустриальные страны рассматривают инновации не только как важнейший фактор социально-экономического развития, но и как определяющее условие конкурентного позиционирования страны в системе мирохозяйственных связей. Перед Российской Федерацией стоит приоритетная задача перехода экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития, при этом технологическое обновление и модернизация экономики является главным фактором устойчивого социально-экономического развития России в средне- и долгосрочной перспективе.

Это обуславливает  особую актуальность государственной политики стимулирования инновационных процессов в российской экономике, интеграции науки и образования.

Приоритеты, связанные с ускорением технологических изменений определены в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, в Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Приоритетом государственной научно-технической политики является объединение ресурсов научного и образовательного потенциалов с целью наиболее эффективного их использования, с целью создания в России сбалансированного научно-образовательного комплекса для решения важнейших социально-экономических задач, стоящих перед Российской Федерацией. На современном этапе инновационная деятельность внесена в число основных приоритетов государства,  а активизация инновационной деятельности возведена в статус национального проекта.

Вопросами инновационной экономики, исследованиями инноваций как фактора повышения конкурентоспособности страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей занимались следующие экономисты:                 В.В. Климова, В.А. Шумаев, Т.Г. Философова, А.А. Гретченко и др.

Решение проблем повышения эффективности функционирования экономики России тесно связано с ускоренным развитием инновационной сферы. От практической реализации данной задачи напрямую будет зависеть укрепление конкурентных позиций российских предприятий на мировом рынке и повышение качества жизни населения страны.

Объектом  исследования в работе является национальная инновационная система России.

Предметом исследования являются экономические отношения, связанные со становлением инновационной экономики.

Целью работы является исследование особенностей инновационного развития экономики и ее влияния на государственную политику.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие  задачи исследования:

  1. Изучить сущность и показатели инновационной экономики;
  2. Рассмотреть нормативно-правовое регулирование инновационным развитием Российской Федерации;
  3. Проанализировать инновационную экономику в России на современном этапе;
  4. Выявить проблемы инновационного развития экономики России;
  5. Определить направления совершенствования государственного регулирования инновационного развития России.

В процессе подготовки исследования были использованы материалы научные, статистические, аналитические и информационные данные, публикуемые в научных  трудах, периодических изданиях, размещенные  в сети Интернет, статьи отечественных  ученых.

Теоретическую базу исследования составили законодательные  и нормативные акты Российской Федерации, Банка России, российская  монографическая  литература, диссертационные исследования, статьи в экономической периодике (журналы:«Вопросы экономики», «Инвестиции в России», «Вопросы статистики» и др.)

Информационной  базой исследования послужили статистические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ,  материалы диссертационных исследований, информация из периодической печати, Internet - ресурсы.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и трех приложений.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ВОПРОСЫ АНАЛИЗАГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Сущность и показатели инновационной экономики

 

Основой динамичного  развития любой экономической системы выступает инновационная деятельность, обеспечивающая высокий уровень ее конкурентоспособности. Инновационная сфера создает основу устойчивого экономического роста, является необходимым условием полноправного участия страны в мировом разделении труда.

В экономической  науке до сих пор не сформировалось единое общепринятое определение инноваций. Инновации рассматриваются с  разных точек зрения: технологической, коммерческой, социальной, экономической, политической. Термин "инновация" происходит от латинского "innovato", что означает "обновление" или "улучшение". Хотя сам термин "инновация" встречается в научных исследованиях XIX века, новую жизнь он получил в начале XX века в научных работах Йозефа Шумпетера, посвященных анализу "инновационных комбинаций" и изменений в развитии экономических систем. Большинство западных специалистов сходятся во мнении, что инновация – это процесс, а отечественные экономисты придерживаются точки зрения, что инновации – это результат нововведений, имеющий коммерческое значение.

Инновация – это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях1.

В научной  литературе сложились объектный  и процессный подходы к понятию  «инновация»:

  •      объектный подход – в качестве инноваций выступают объекты: новые виды продукции (услуги), новые методы и способы производства, новшества в научно-исследовательской, организационной, финансовой, торговой и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии:
  •     процессный подход – инновация определяется как комплексный процесс создания и использования новых потребительских ценностей (товаров, техники, технологии и т.п.).

Таким образом, понятие «инновация» неоднозначно, а сами инновации могут охватывать практически все сферы деятельности общества и иметь технологическую, организационную или процессную составляющие, иметь революционный или эволюционный характер.

Роль инноваций  определяется их функциями в общественном развитии (таблица 1.1.2.).

Таблица 1.1.2.

Функции  инноваций в общественном развитии2

Название функции

Содержание функции

Воплощение в жизнь научно-технических результатов

Интеллектуализация трудовой деятельности, повышение ее наукоемкости

Расширение круга производимых товаров и услуг

Улучшение качества товаров и услуг, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей (закон возвышения и дифференциации потребностей).

Вовлечение в производство новых производительных сил

Уменьшение затрат труда, материалов, энергии на производство товаров  и услуг (закон экономии труда).

Концентрация инноваций в той или иной сфере

Приводят в соответствие структуру  воспроизводства со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды (закон пропорциональности развития).


 

 

Таким образом, инновации выполняют следующие  функции: воплощают в жизнь научно-технические результаты, расширяют круг производимых товаров и услуг, вовлекают в производство новые производительные силы, концентрируют инновации в той или иной сфере.

Для инновации важны три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Инновацию как результат рассматривается с учетом инновационного процесса. Инновационный процесс определяется как создание, распространение и применение продукции и технологий, обладающих научно-технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности3. Посредством инноваций может быть обеспечено снижение себестоимости, цен, рост прибыли, создание новых потребностей, приток денег повышение имиджа (рейтинга) новых продуктов, открытие и захват новых рынков, в т.ч. и внешних. Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Инновационная экономика основывается на непрерывном  потоке инноваций, на постоянном технологическом  совершенствовании, на производстве и  экспорте высокотехнологичной продукции  с очень высокой добавочной стоимостью, самих технологий и на особых методах  финансирования. В такой экономике  прибыль создает в основном интеллект  новаторов и ученых, информационная сфера, а не материальное производство и не концентрация финансового капитала.

В инновационной  экономике происходит замещение  физического и природного капиталов  человеческим капиталом, причем такое  замещение капиталов происходит несколько раз. В инновационной  экономике еще несуществующие разработки или идеи, большинство из которых не имеют практического значения сами по себе, заранее закладываются в основу новых рынков инновационных продуктов, в результате на новых рынках идей, разработок, интеллектуальной собственности, инновационных продуктов они меняют старую структуру экономики. Создание рынка всевозможных разработок новых организационных форм для компаний и структур инновационной экономики (в частности, технопарки при университетах, корпоративные учебные центры, кластеры малого бизнеса, бизнес-инкубаторы для инновационных компаний, центры трансфера технологий при исследовательских институтах и др.)4.

Для характеристики инновационной экономики и степени  ее развитости используют разнообразные показатели (Приложение 1).

Глобальный  индекс инновационности является обобщенным показателем инновационной активности в стране, разработанный Бостонской консалтинговой группой (БКГ), Национальной ассоциацией производителей (НАП) и Институтом Производства (ИП), независимым научно-исследовательским центром, аффилированным с НАП. Этот показатель является наиболее всеобъемлющим глобальным индексом в этой области.

Другим популярным показателем является индекс экономической свободы, с 1995 г. ежегодно рассчитываемый газетой Wall Street Journal и исследовательским центром Heritage Foundation по большинству стран мира. По состоянию на 01.12.2012 г. по данному показателю в тройку лидеров входят Гонконг, Сингапур и Австралия, соответственно. По данному показателю Россия занимает 143-е место, набрав 50,5 баллов5.

Кроме различных  индексов (представляющих собой комплексную  оценку) показателями уровня инновационности экономики могут выступать доля инновационных предприятий (свыше 60-80% для инновационной экономики), доля инновационной продукции, а также уровень развития образования и науки (который определяется исходя из наличия в экономике той или иной страны четко налаженной гибкой системы опережающей подготовки и переподготовки кадров-профессионалов в области инновационной деятельности, эффективно реализующих комплексные проекты восстановления и развития отечественных производств и территорий) и качество человеческого капитала (в данном случае человеческий капитал понимается как интенсивный производительный фактор развития экономики, общества и семьи, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование ЧК как производительного фактора развития).

Показателем уровня инновационности экономики также может служить возможность на основе использования автоматизированного доступа к системам телекоммуникаций получить необходимую информацию о новых или известных знаниях, инновациях (новых технологиях, материалах, машинах, организации и управления производством и т.п.), инновационной деятельности, инновационных процессах и др.

1.2 Нормативное регулирование инновационным развитием Российской Федерации

 

Развитые  страны мира (США, Япония, Германия) во второй половине ХХ века начали активный переход к инновационной экономике  и достигли уже в 1990-е годы значительных результатов в этой области, обеспечивая  приросты ВВП на 60-70% за счет научно-технических  достижений. В России даже в начале XXI века доля инновационной продукции (включая нематериальные и информационные технологии) в общем объеме промышленной продукции не превышает 6-8%. При этом удельный вес российской наукоемкой продукции, реализуемой на мировых рынках, не достигает 1%, в то время как доля США превышает 30%,  Японии – 20%, Германии – 16%, т.е. более 2/3 наукоемкой продукции и информационных технологий приходится на развитые страны мира6. Как свидетельствует мировой опыт, научно-техническая деятельность является решающим фактором экономического развития. На долю новых знаний, используемых при разработке технологий, создании оборудования и организации производства, в промышленно развитых странах приходится до 75-80% прироста ВВП.

Информация о работе Механизм повышения эффективности форм собственности в российской экономике