Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:15, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей инновационного развития экономики и ее влияния на государственную политику.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи исследования:
Изучить сущность и показатели инновационной экономики;
Рассмотреть нормативно-правовое регулирование инновационным развитием Российской Федерации;
Проанализировать инновационную экономику в России на современном этапе;
Выявить проблемы инновационного развития экономики России;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 6
1.1 Сущность и показатели инновационной экономики 6
1.2 Нормативное регулирование инновационным развитием Российской Федерации 10
Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 16
2.1 Анализ становления инновационной экономики в России 16
2.2 Проблемы инновационного развития экономики России 24
2.3 Направления совершенствования государственного регулирования инновационного развития России 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Таким образом, сохраняется отставание России от большинства развитых и многих быстроразвивающихся государств, что подтверждается динамикой показателей, характеризующих уровень развития сектора исследований и разработок (ИР), национальной инновационной системы (НИС) в целом.
Для обеспечения необходимых условий перехода экономики страны к инновационной модели развития необходим современный механизм эффективного управления инновационными процессами. Система государственной поддержки инновационно-ориентированной деятельности российских компаний направлена на усиление прямой финансовой и прочей поддержки наиболее приоритетных инновационных сфер, создании благоприятных условий для стимулирования инновационной деятельности. Поддержка инноваций требует скоординированных усилий многих министерств и ведомств федерального и регионального уровней.
Россия сопоставима с мировыми научно-технологическими лидерами лишь по масштабам вложений в науку из средств бюджета государства и численности занятых в ней. По остальным индикаторам науки и (особенно) инноваций она располагается далеко позади всех развитых и многих развивающихся государств. Задача повышения эффективности государственной политики в сфере внедрения действенных механизмов создания знаний, их распространения и материализации в конкурентоспособных продуктах и услугах имеет приоритетный статус как для мировых лидеров, так и для стран, реализующих стратегии догоняющего развития. Более того, требования к содержанию этой политики, качеству задействованных механизмов и инструментов становятся весьма жесткими.
России также важно ускорить продвижение по этому пути. Для этого руководством страны должны быть четко и однозначно обозначены соответствующие цели и задачи; идентифицированы барьеры и меры по их устранению; продемонстрированы намерения выбрать и форсированно внедрять в практику регулирования наиболее действенные инструменты.
Принятая Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.24 установила стратегические целевые показатели инновационной деятельности (Приложение 3).
В Концепции развития России до 2020 г. намечены следующие основные показатели достижения инновационного развития25:
Для того чтобы обеспечить достижение перечисленных показателей, необходимо создать условия для формирования инновационной модели бизнеса, характеризующейся постоянным увеличением объема инвестиций в инновационную деятельность, обновлением технологий и продукции, завоеванием новых рынков. Государство должно сосредоточиться на наращивании потенциала для будущего развития путем придания инновационного характера системе образования, модернизации сектора научных исследований, осуществления целевой поддержки отдельных направлений технологического развития, выделяемых в качестве приоритетных, а также создания системы стимулов для повышения инновационной активности.
Человеческий фактор является решающим в сфере НИОКР. Без хорошо обученных кадров чрезвычайно трудно ассимилировать иностранные технологии, которые свободно доступны на мировых рынках.
Лишь открытая инновационная система позволяет использовать все выгоды глобализации мирохозяйственных связей. Может быть интересен успешный зарубежный опыт в данной области. Например, основным средством повышения технического уровня производства в Японии, Китае и других странах Тихоокеанского региона считается покупка лицензий, а не прямой импорт техники и технологий в форме иностранных инвестиций, таким образом, приоритет отдавался освоению знаний, процессов, а не приобретению конечного продукта26. Преобладание среди менеджеров этих компаний специалистов с инженерной подготовкой обеспечивало высокую восприимчивость к новым техническим идеям и методам организации производства. Важную роль в инновационном развитии западных стран, а также стран Тихого океана сыграла традиционная этика производственных отношений и уникальные системы мотивации труда. Рабочие активно и эффективно участвуют в контроле за технологическими процессами и качеством продукции, что особенно важно для системы массового производства.
В России основная часть исследований проводится в государственном секторе, тогда как применяться полученное знание должно в основном в частном секторе. Развитые страны решают эту проблему на основе частно-государственного партнерства (ЧГП), механизмы которого уже доказали свою эффективность. В России существуют отдельные примеры использования этих механизмов, но на практике проблемы законодательного, административного и психологического порядка мешают развитию успешного партнерства27.
Для того чтобы стимулировать
Необходимо повысить эффективность и качество стратегического планирования экономического и социального развития и разработку механизма доведения результатов его реализации до всего сообщества, уделить особое внимание развитию фондового рынка, банковской системы и системы финансовых посредников с целью улучшения инвестиционного климата.
Монетарная и фискальная политика должна быть ориентированной на реализацию инновационной стратегии и включать в себя поддержку фундаментальных и поисковых исследований отечественных предприятий, стимулирование массового обновления основного капитала как аналога массовой инновации, развитие финансовых инструментов поддержки инновационной деятельности (лизинга, льготного кредитования).
Важны государственная помощь в стимулировании создания отраслевых комплексов, кластеров как площадки реализации инновационных программ, информационная, структурная, финансовая поддержка разработки инновационных программ со стороны бизнеса в области создания конкурентоспособной продукции, технологий производства.
Создание и становление
Таким образом, без поддержки государством фундаментальной науки и пионерных исследований невозможно генерирование непрерывного потока инноваций, создание новых рыночных потребностей.
На основе всего вышеизложенного, сделаем выводы по работе.
Инновацией является усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях. Инновации воплощают в жизнь научно-технические результаты, расширяют круг производимых товаров и услуг, вовлекают в производство новые производительные силы, концентрируют инновации в той или иной сфере.
Инновационная экономика основывается на непрерывном потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью, самих технологий и на особых методах финансирования. В такой экономике прибыль создает в основном интеллект новаторов и ученых, информационная сфера.
Для характеристики
инновационной экономики и
В России целях поддержки науки и инноваций, перехода на инновационную модель экономического роста были приняты следующие документы: Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №884 "О доктрине развития российской науки", Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
В работе проанализированы основные итоги научно-технического развития России за годы рыночных преобразований по следующим показателям: показателям инновационной деятельности; численности исследователей и затратам на исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями, организациям, выполняющим исследования и разработки, по типам, финансированию науки из средств федерального бюджета; внутренним затратам на исследования и разработки по источникам финансирования. Проведенный анализ свидетельствует о постоянном незначительном росте показателей инновационной деятельности промышленного производства в экономике России.
В 2011 г. затраты на науку составили 2,87% к расходам федерального бюджета и лишь 0,57% в структуре ВВП. В развитых странах расходы на финансирование науки колеблются в пределах 2-3 % к ВВП. В целом все это свидетельствует о неудовлетворительном уровне финансирования науки из средств федерального бюджета. Значительная часть патентных заявок и заявок на промышленные образцы в России заявлена иностранными источниками, что приводит к высокой зависимости в этой сфере, и многие из внедряемых передовых технологий в России - импортируемые.
Уровень инновационной активности предприятий России очень низкий: даже в наиболее современной и оснащенной отрасли связи, включающей в себя современные коммуникационные технологии, инноваторы составляют менее чем одну восьмую. А в более традиционных отраслях их доля не доходит до одной двадцатой части.
Затраты на технологические инновации на промышленных предприятиях в сопоставимых ценах практически не растут. Удельный вес затрат на технологические инновации остается крайне низким во всех отраслях. Доля инновационных товаров в общем объеме продукции также остается крайне низкой.
Удельный вес отгруженных
Уровень затрат на информационно-коммуникационные технологии в 2011 г не соответствует современным требованиям. Доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции составляет около трети процента, а доля стран ЕС в 100 раз больше, США - в 50 раз, Китая - в 20 раз, что свидетельствует о неудовлетворительных позициях России на мировом рынке высокотехнологичной продукции. Доля высокотехнологичной продукции в экспорте промышленной продукции России мала и продолжает снижаться.
В результате анализа периодической печати и монографии выявлены следующие проблемы в организации инновационных процессов в России: проблемы постановки менеджмента, невосприимчивость к инновациям, отсутствие внутреннего рынка инновационных продуктов, отсутствие системы финансовых институтов, наличие традиционно рентабельных сырьевых отраслей снижающих инвестиционную привлекательность инновационной деятельности; крупные предприятия России медленно подключаются к глобальным инновационным процессам; разрыв между наукой и бизнесом; уклон экономики в сторону добывающей промышленности; почти полное отсутствие высокотехнологичных отраслей промышленности, производящих товары массового потребления; государственный контроль над основными технологически сложными отраслями; ограниченное число малых инновационных компаний и высокотехнологичных старт-апов; доля принципиально новых разработок в затратах на технологичные инновации составляет примерно 18% (в странах ОЭСР - 33%);из числа использованных передовых технологий запатентованы всего 2,6%;более 90% машинотехнической продукции неконкурентоспособно по сравнению с иностранными аналогами; удельный вес инновационно активных организаций составляет менее 10%, а доля затрат на технологические инновации в общем объёме их отгруженной продукции - чуть более 4%.
Автором курсовой работы выработаны следующие предложения по совершенствованию государственного регулирования инновационного развития России.
Государство должно сосредоточиться на наращивании потенциала для будущего развития путем придания инновационного характера системе образования, модернизации сектора научных исследований, осуществления целевой поддержки отдельных направлений технологического развития, выделяемых в качестве приоритетных, а также создания системы стимулов для повышения инновационной активности, создании эффективного правового регулирования; снижении уровня коррупции; предоставлении больших «стартовых» прав для предпринимателей; устранении административных барьеров; проведении эффективной антимонопольной политики для повышения уровня конкуренции, особенно на региональных рынках; формировании правовых основ взаимодействия государства и бизнеса в области науки.
Информация о работе Механизм повышения эффективности форм собственности в российской экономике