Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:15, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей инновационного развития экономики и ее влияния на государственную политику.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи исследования:
Изучить сущность и показатели инновационной экономики;
Рассмотреть нормативно-правовое регулирование инновационным развитием Российской Федерации;
Проанализировать инновационную экономику в России на современном этапе;
Выявить проблемы инновационного развития экономики России;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 6
1.1 Сущность и показатели инновационной экономики 6
1.2 Нормативное регулирование инновационным развитием Российской Федерации 10
Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 16
2.1 Анализ становления инновационной экономики в России 16
2.2 Проблемы инновационного развития экономики России 24
2.3 Направления совершенствования государственного регулирования инновационного развития России 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Основной
целью создания национальной инновационной
системы России является обеспечение
условий для устойчивого
Основы проведения
государственной научной
В целях интенсификации поддержки науки и инноваций, переход на инновационную модель экономического роста были приняты следующие документы8:
В 2009-2011 гг. было принято более 30 нормативных правовых актов (уровня постановлений либо распоряжений Правительства РФ и выше), направленных непосредственно на регулирование различных процессов, отношений в сфере науки и инноваций10.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" определяет задачу повышения экономической привлекательности работы в сфере науки и фиксирует необходимость повышения к 2018 году средней заработной платы научных работников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе через поддержку научных коллективов государственных организаций науки, демонстрирующих высокие результаты научно-публикационной активности.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" определяет следующие задачи11:
Создание российской инновационной системы только начинается. В настоящее время в России созданы такие элементы инновационной системы как: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд развития инновационного центра Сколково, российские особые экономические зоны промышленно-производственного и технико-внедренческого типа, Государственная венчурная компания, Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий, Ассоциация бизнес-ангелов “Стартовые инвестиции”, Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования, есть решение о создании государственных корпораций как структур, которые должны продвинуть на внутренний и внешний рынок наукоемкую инновационную продукцию.
При Президенте Российской Федерации образован Совет по модернизации экономики и инновационному развитию России, в задачи которого входит определение основных направлений и механизмов модернизации экономики и инновационного развития России, а также мер государственной поддержки в данной сфере деятельности и координация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, предпринимательского и экспертного сообщества в данной области.
Таким образом, инновация - это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях. Инновации выполняют следующие функции: воплощают в жизнь научно-технических результаты, расширяют круг производимых товаров и услуг, вовлекают в производство новые производительные силы, концентрируют инновации в той или иной сфере.
Инновационная экономика основывается на непрерывном потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью, самих технологий и на особых методах финансирования. В такой экономике прибыль создает в основном интеллект новаторов и ученых, информационная сфера.
Для характеристики
инновационной экономики и
В России целях поддержки науки и инноваций, перехода на инновационную модель экономического роста были приняты следующие документы: Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №884 "О доктрине развития российской науки", Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
В условиях
глобализации и постоянной трансформации
экономической среды
В России инновационная составляющая входит в программные установки развития национальной экономики и получает от государства финансовую и организационную поддержку. Рассмотрим основные итоги научно-технического развития России за годы рыночных преобразований по следующим показателям:
Таблица 2.1.1.
Основные показатели инновационной деятельности12
(млн. руб.)
2005 г. |
2010 г. |
2011г. | |
Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе организаций), % |
- |
10,8 |
11,1 |
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе организаций, % |
9,3 |
9,3 |
9,6 |
Продолжение таблицы 2.1.1. | |||
Удельный вес инновационных |
5,0 |
4,9 |
6,1 |
Затраты на технологические инновации, млн. руб.: |
|||
в фактически действовавших ценах |
125678,2 |
349763,3 |
469442,2 |
Удельный вес затрат на технологические инновации, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, процентов |
1,2 |
1,5 |
1,5 |
Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации в отчетном году, в общем числе организаций, процентов |
- |
3,4 |
3,5 |
Удельный вес малых |
1,6 |
- |
5,1 |
Удельный вес инновационных |
0,3 |
- |
1,48 |
Затраты на технологические инновации малых предприятий, млн. руб.: 1) |
|||
в фактически действовавших ценах |
1952,5 |
- |
9479,3 |
в постоянных ценах 2000 г. |
887,7 |
- |
2113,5 |
Из статистических данных, представленных в таблице 2.1.1, следует вывод о том, что по сравнению с 2005 годом, в котором отсутствовала инновационная активность, в 2010 году она увеличилась на 10,8%, а удельный вес предприятий, внедряющих инновации в общем числе предприятий не изменился и составил 9,3%.
По сравнению
с 2005 годом в 2010 году удельный вес
инновационных товаров, услуг в
общем числе предприятий
По сравнению с 2005 годом в 2010 году вырос удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации с 0 до 3,4%.
В 2010 году технологические инновации малыми предприятиями не осуществлялись, а в 2011 году удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, по сравнению с 2005 годом вырос на 4,5% до 5,1%.
По сравнению с 2010 годом в 2011 году инновационная активность организаций увеличилась на 0,3% до 11,1%, а также увеличился удельный вес предприятий, внедряющих инновации в общем числе предприятий незначительно на 0,3% до величины 9,6%.
По сравнению с 2010 годом в 2011 году удельный вес инновационных товаров, услуг вырос на 1,2% до 6,1%, а затраты на технологические инновации остались на прежнем уровне -1,5%.
По сравнению с 2010 годом в 2011 году вырос удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации на 0,1% и составил 3,5%.
В 2010 году технологические инновации малыми предприятиями не осуществлялись, а в 2011 году удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, вырос до 5,1%.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что инновационная активность в экономике России в 2011 году повысилась по сравнению с 2005 и 2010 годами.
Таблица 2.1.2
Численность исследователей и затраты на исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями13
Показатель |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Число организаций, выполнявших исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями |
465 |
480 |
485 |
Численность исследователей, выполнявших исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями, человек |
14500 |
17928 |
21166 |
Внутренние затраты на исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями, млн. руб. |
15113,1 |
21283,7 |
26086,0 |
Из статистических данных, представленных в таблице 2.1.2, следует вывод о том, что по сравнению с 2010 годом в 2011 году число организаций, выполнявших исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями увеличилось на 1% до 485 единиц, численность исследователей, выполнявших исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями выросло на 18% до 21166 чел.
Информация о работе Механизм повышения эффективности форм собственности в российской экономике