Механизм повышения эффективности форм собственности в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей инновационного развития экономики и ее влияния на государственную политику.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи исследования:
Изучить сущность и показатели инновационной экономики;
Рассмотреть нормативно-правовое регулирование инновационным развитием Российской Федерации;
Проанализировать инновационную экономику в России на современном этапе;
Выявить проблемы инновационного развития экономики России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 6
1.1 Сущность и показатели инновационной экономики 6
1.2 Нормативное регулирование инновационным развитием Российской Федерации 10
Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 16
2.1 Анализ становления инновационной экономики в России 16
2.2 Проблемы инновационного развития экономики России 24
2.3 Направления совершенствования государственного регулирования инновационного развития России 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

КУрИнновацРазвитЭконГосПолит.docx

— 141.68 Кб (Скачать файл)

Основной  целью создания национальной инновационной  системы России является обеспечение  условий для устойчивого развития экономики страны на основе эффективного использования интеллектуального  потенциала, генерации, распространения  и реализации новых знаний. В России со стороны государства предприняты значительные меры, связанные со стимулированием процессов интеграции науки и образования.

Основы проведения государственной научной политики установлены Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 884 "О  доктрине развития российской науки"7. Приоритетом государственной научно-технической политики является объединение ресурсов научного и образовательного потенциалов с целью наиболее эффективного их использования, призвана сыграть роль рычага, способствующего созданию в России сбалансированного научно-образовательного комплекса. Такой комплекс обеспечит решение важнейших социально-экономических задач, стоящих перед Российской Федерацией.

В целях интенсификации поддержки  науки и инноваций, переход на инновационную модель экономического роста были приняты следующие документы8:

  • разработаны Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. (утверждена распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662);
  • инновационный раздел представлен в проекте новой стратегии социально-экономического развития, которая по поручению Премьер-министра Российской Федерации от 19.01.2011 № ВП-П13-209 разрабатывалась ведущими российскими и зарубежными специалистами (материалы экспертной группы № 5 «От стимулирования инноваций к росту на их основе»)9;
  • доклад по ситуации в инновационной сфере России представлен экспертами ОЭСР [27];
  • функционируют координационные органы самого высокого уровня (Комиссия при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России, Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям);
  • созданы и развиваются (хотя и с различной степенью эффективности) институты развития (Российская венчурная компания, государственные фонды поддержки науки и инноваций, «Сколково», Российский фонд технологического развития и др.), объекты инновационной инфраструктуры;
  • реализуются конкретные меры по поддержке научной и инновационной деятельности университетов, использованию «кнута» (принуждения) и «пряника» (стимулирования, в том числе за счет налоговых льгот) компаний реального сектора экономики к инновациям и взаимодействию с отечественными научными организациями и вузами, внедрению таких современных инструментов регулирования, как территориальные инновационные кластеры, технологические платформы и др.

В 2009-2011 гг. было принято более 30 нормативных правовых актов (уровня постановлений либо распоряжений Правительства РФ и выше), направленных непосредственно на регулирование различных процессов, отношений в сфере науки и инноваций10.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" определяет задачу повышения экономической привлекательности работы в сфере науки и фиксирует необходимость повышения к 2018 году средней заработной платы научных работников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе через поддержку научных коллективов государственных организаций науки, демонстрирующих высокие результаты научно-публикационной активности.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 "О мерах по реализации государственной  политики в области образования  и науки" определяет следующие задачи11:

  • систематизацию научной деятельности и определение приоритетов ее развития через формирование Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период и развитие механизмов ее финансирования, нацеленных на достижение к 2015 году внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77 процента валового внутреннего продукта;
  • развитие конкурсных механизмов поддержки научных исследований через расширение деятельности государственных научных фондов и увеличение к 2018 году их финансирования до 25 млрд. рублей;

 

  • интернационализацию и распространение результатов научной деятельности российских исследователей через увеличение к 2015 году доли их публикаций в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WebofScience), до 1 процента.

Создание  российской инновационной системы  только начинается. В настоящее время  в России созданы такие элементы инновационной системы как: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фонд развития инновационного центра Сколково, российские особые экономические зоны промышленно-производственного и технико-внедренческого типа, Государственная венчурная компания, Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий, Ассоциация бизнес-ангелов “Стартовые инвестиции”, Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования, есть решение о создании государственных корпораций как структур, которые должны продвинуть на внутренний и внешний рынок наукоемкую инновационную продукцию.

При Президенте Российской Федерации образован Совет по модернизации экономики и инновационному развитию России, в задачи которого входит определение основных направлений и механизмов модернизации экономики и инновационного развития России, а также мер государственной поддержки в данной сфере деятельности и координация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, предпринимательского и экспертного сообщества в данной области.

Таким образом, инновация - это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях. Инновации выполняют следующие функции: воплощают в жизнь научно-технических результаты, расширяют круг производимых товаров и услуг, вовлекают в производство новые производительные силы, концентрируют инновации в той или иной сфере.

Инновационная экономика основывается на непрерывном  потоке инноваций, на постоянном технологическом  совершенствовании, на производстве и  экспорте высокотехнологичной продукции  с очень высокой добавочной стоимостью, самих технологий и на особых методах  финансирования. В такой экономике  прибыль создает в основном интеллект  новаторов и ученых, информационная сфера.

Для характеристики инновационной экономики и степени  ее развитости используют разнообразные  показатели: глобальный индекс инновационности,  индекс экономической свободы, доля инновационных предприятий (свыше 60-80% для инновационной экономики), доля инновационной продукции, а также уровень развития образования и науки, доступ к информационным технологиям и др.

В России целях поддержки науки и инноваций, перехода на инновационную модель экономического роста были приняты следующие документы: Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №884 "О доктрине развития российской науки", Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

 

 

Глава II.РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1Анализ инновационной экономики в России

 

В условиях глобализации и постоянной трансформации  экономической среды функционирования промышленных предприятий внедрение  инноваций в производство является важным фактором повышения эффективности  деятельности предприятий.

В России инновационная  составляющая входит в программные  установки развития национальной экономики  и получает от государства финансовую и организационную поддержку.  Рассмотрим основные итоги научно-технического развития России за годы рыночных преобразований по следующим показателям:

    • основным показателям инновационной деятельности;
  • численности исследователей и затратам на исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями.
    • финансированию науки из средств федерального бюджета
  • внутренним затратам на исследования и разработки по источникам финансирования.

Таблица 2.1.1.

Основные показатели инновационной  деятельности12

(млн. руб.)

 

2005 г.

2010 г.

2011г.

Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации в отчетном году, в общем числе организаций), %

-

10,8

11,1

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в  отчетном году, в общем числе организаций, %

9,3

9,3

9,6

Продолжение таблицы 2.1.1.

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг  в общем объеме отгруженных  товаров, выполненных работ, услуг, процентов

5,0

4,9

6,1

Затраты на технологические инновации,

млн. руб.:

     

в фактически действовавших ценах

125678,2

349763,3

469442,2

Удельный вес затрат на технологические  инновации, в общем объеме отгруженных  товаров, выполненных работ, услуг, процентов

1,2

1,5

1,5

Удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации в  отчетном году, в общем числе организаций, процентов

-

3,4

3,5

Удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации  в отчетном году, в общем числе  малых предприятий, процентов

1,6

-

5,1

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных  товаров, выполненных работ, услуг  малых предприятий, процентов

0,3

-

1,48

Затраты на технологические инновации  малых предприятий, млн. руб.: 1)

     

в фактически действовавших ценах

1952,5

-

9479,3

в постоянных ценах 2000 г.

887,7

-

2113,5


 

Из статистических данных, представленных в таблице  2.1.1,  следует вывод о том, что по сравнению с 2005 годом, в котором отсутствовала инновационная активность, в 2010 году она увеличилась на 10,8%, а удельный вес предприятий, внедряющих инновации в общем числе предприятий не изменился и составил 9,3%.

По сравнению  с 2005 годом в 2010 году удельный вес  инновационных товаров, услуг в  общем числе предприятий снизился на 0,1% до 4,9%, а затраты на технологические  инновации выросли на 0,3% до 1,5%.

По сравнению  с 2005 годом в 2010 году вырос удельный вес организаций, осуществлявших организационные  инновации с 0 до 3,4%.

В 2010 году технологические  инновации малыми предприятиями  не осуществлялись, а в 2011 году удельный вес  малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, по сравнению с 2005 годом вырос на 4,5% до 5,1%.

По сравнению с 2010 годом в 2011 году инновационная активность организаций увеличилась на 0,3% до 11,1%, а также увеличился удельный вес предприятий, внедряющих инновации в общем числе предприятий незначительно  на 0,3% до величины 9,6%.

По сравнению с 2010 годом в 2011 году удельный вес инновационных товаров, услуг вырос на 1,2% до 6,1%, а затраты на технологические инновации остались на прежнем уровне -1,5%.

По сравнению  с 2010 годом в 2011 году вырос удельный вес организаций, осуществлявших организационные инновации на 0,1% и составил 3,5%.

В 2010 году технологические инновации малыми предприятиями не осуществлялись, а в 2011 году удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, вырос до 5,1%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что инновационная активность в экономике России в 2011 году повысилась по сравнению с 2005 и 2010 годами.

Таблица 2.1.2

Численность исследователей и затраты  на исследования и разработки, связанные  с нанотехнологиями13

Показатель

2009г.

2010г.

2011г.

Число организаций, выполнявших исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями

465

480

485

Численность исследователей, выполнявших  исследования и разработки, связанные  с нанотехнологиями, человек

14500

17928

21166

Внутренние затраты на исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями, млн. руб.

15113,1

21283,7

26086,0


 

 

Из статистических данных, представленных в таблице  2.1.2,  следует вывод о том, что по сравнению с 2010 годом в 2011 году число организаций, выполнявших исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями увеличилось на 1% до 485 единиц, численность исследователей, выполнявших исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями выросло на  18% до 21166 чел.

Информация о работе Механизм повышения эффективности форм собственности в российской экономике