Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:15, курсовая работа
Целью работы является исследование особенностей инновационного развития экономики и ее влияния на государственную политику.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи исследования:
Изучить сущность и показатели инновационной экономики;
Рассмотреть нормативно-правовое регулирование инновационным развитием Российской Федерации;
Проанализировать инновационную экономику в России на современном этапе;
Выявить проблемы инновационного развития экономики России;
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 6
1.1 Сущность и показатели инновационной экономики 6
1.2 Нормативное регулирование инновационным развитием Российской Федерации 10
Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 16
2.1 Анализ становления инновационной экономики в России 16
2.2 Проблемы инновационного развития экономики России 24
2.3 Направления совершенствования государственного регулирования инновационного развития России 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
В 2011 году внутренние затраты на исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями выросли на 22,6% по сравнению с 2010 годом до 26086,0млн.руб.
Проведенный анализ свидетельствует о постоянном незначительном росте показателей инновационной деятельности промышленного производства в экономике России.
Проанализируем число организаций, выполнявших научно-исследовательские исследования и разработки в таблице 2.1.3.
Таблица 2.1.3
Число организаций, выполнявших исследования и разработки14
2005г. |
2010г. |
2011г. | |
Число организаций – всего |
3566 |
3492 |
3682 |
в том числе: |
|||
научно-исследовательские |
2115 |
1840 |
1782 |
конструкторские бюро |
489 |
362 |
364 |
проектные и проектно-изыскательские |
61 |
36 |
38 |
опытные заводы |
30 |
47 |
49 |
образовательные учреждения высшего |
406 |
517 |
581 |
научно-исследовательские, проектно- |
231 |
238 |
280 |
прочие |
234 |
452 |
588 |
В отечественной научно-
Также мало промышленных предприятий, выполняющих исследования и разработки, что свидетельствует о низкой заинтересованности бизнеса в инновациях (см. табл. 2).
Таблица 2.1.4
Организации, выполняющие исследования и разработки, по типам15
2005 |
2010 |
2011 | |
Число организаций – всего |
3566 |
3492 |
3682 |
в том числе: |
|||
научно-исследовательские |
2115 |
1840 |
1782 |
конструкторские бюро |
489 |
362 |
364 |
проектные и проектно-изыскательские |
61 |
36 |
38 |
опытные заводы |
30 |
47 |
49 |
образовательные учреждения высшего |
406 |
517 |
581 |
научно-исследовательские, проектно- |
231 |
238 |
280 |
прочие |
234 |
452 |
588 |
Таким образом, среди организаций, занятых исследованиями и разработками, преобладают организации, находящиеся в государственной собственности, что свидетельствует о незаинтересованности в инновациях частного и других форм негосударственного бизнеса, а также об издержках налоговой политики, не способствующей повышению заинтересованности предпринимательского сектора в исследованиях и разработках.
Возрастная структура
Важным фактором ускорения научно-технического развития является формирование эффективной системы финансирования науки из средств федерального бюджета(табл.2.1.5)
Таблица 2.1.5
Финансирование науки из средств федерального бюджета16
2009г. |
2010г. |
2011г. | |
Расходы федерального бюджета, млн. руб. |
219057,6 |
237644,0 |
313899,3 |
в том числе: |
|||
на фундаментальные |
83198,1 |
82172,0 |
91684,5 |
на прикладные научные исследования |
135859,5 |
155472,0 |
222214,8 |
в процентах: |
|||
к расходам федерального бюджета |
2,27 |
2,35 |
2,87 |
к валовому внутреннему продукту |
0,56 |
0,53 |
0,57 |
За рассматриваемый период происходит, с одной стороны, рост средств из федерального бюджета в абсолютном выражении, а с другой стороны, резкое снижение их доли в 2010г. в структуре валового внутреннего продукта. В 2011 г. затраты на науку составили 2,87% к расходам федерального бюджета и лишь 0,57% в структуре ВВП. В развитых странах расходы на финансирование науки колеблются в пределах 2-3 % к ВВП.
В целом все
это свидетельствует о
Рассмотрим внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования в таблице 2.1.6.
Таблица 2.1.6.
Внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования, (млн.руб.)17
2009г. |
2010г. |
2011г. | |
Все затраты в том числе по источникам |
485834,3 |
523377,2 |
610426,7 |
финансирования: |
|||
средства бюджета |
315928,7 |
360334,2 |
400235,7 |
собственные средства научных организаций |
35312,3 |
47407,6 |
73293,5 |
средства внебюджетных фондов |
7952,7 |
10140,0 |
8808,5 |
средства организаций |
94529,9 |
85863,3 |
99408,1 |
средства образовательных |
327,2 |
508,2 |
1568,8 |
средства частных некоммерческих организаций |
377,3 |
556,5 |
966,5 |
средства иностранных |
31406,1 |
18567,5 |
26145,5 |
Таким образом, значительная часть патентных заявок и заявок на промышленные образцы в России заявлена иностранными источниками, что приводит к высокой зависимости в этой сфере, и многие из внедряемых передовых технологий в России - импортируемые.
Уровень инновационной активности предприятий России очень низкий: даже в наиболее современной и оснащенной отрасли связи, включающей в себя современные коммуникационные технологии, инноваторы составляют менее чем одну восьмую. А в более традиционных отраслях их доля не доходит до одной двадцатой части18.
Затраты на технологические инновации на промышленных предприятиях в сопоставимых ценах практически не растут. Удельный вес затрат на технологические инновации остается крайне низким во всех отраслях. Доля инновационных товаров в общем объеме продукции также остается крайне низкой.
Удельный вес отгруженных
Уровень затрат на информационно-коммуникационные технологии в 2011 г не соответствует современным требованиям, причем большая их часть в сфере НИР используется для приобретения вычислительной техники и программных средств, а затраты на обучение сотрудников очень малы. Это свидетельствует о том, что возможности использования информационно-коммуникационных технологий реализуются не полностью и эффект от их использования очень мал. При этом в целом по экономике менее трети работников имеют персональные компьютеры.
Доля России на мировом рынке высокотехнологичной продукции составляет около трети процента, а доля стран ЕС в 100 раз больше, США - в 50 раз, Китая - в 20 раз, что свидетельствует о неудовлетворительных позициях России на мировом рынке высокотехнологичной продукции. Доля высокотехнологичной продукции в экспорте промышленной продукции России мала и продолжает снижаться. Наряду с экспортом топливно-энергетических ресурсов и другой конкурентоспособной продукции на мировом рынке Россия также «экспортирует» высококвалифицированных специалистов, на подготовку которых страна несет огромные затраты.
Основной целью формирования национальной системы инновационного развития России является модернизация экономики, т.е. всестороннее технологическое обновление производственных мощностей на основе внедрения передовых научно-технических разработок, создание конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, что будет способствовать переходу экономики на инновационный путь развития, формирование у населения и предприятий модели инновационного поведения. Это позволит преодолеть научное и технологическое отставание России от других стран мира по ряду направлений и обеспечить ее конкурентные преимущества и национальную техническую безопасность.
Проанализируем состояние инфраструктуры инновационного развития экономики. На территории России созданы технопарки, некоторые из них успешно развиваются, и начинают оказывать влияние на социально-экономическую среду региона, в котором они расположены19. Финансирование и другая поддержка технопарков осуществляются не только из средств госбюджета, но и в значительной мере негосударственными организациями и малыми предприятиями. Технопарки в своей деятельности опираются не только на университеты, но и на научные, конструкторские учреждения, промышленные предприятия и предпринимательские структуры. Технопарки испытывают потребность в квалифицированных кадрах, способных создавать и обеспечивать работу малых инновационных предприятий. В ряде регионов России местные и региональные власти оказывают поддержку технопаркам, однако финансовая поддержка с их стороны пока недостаточна.
Назрела необходимость
решения в законодательном
для технопарков, а также общественное их признание как субъектов рыночной среды сектора наукоемкого предпринимательства.
Наиболее часто технопарки в России испытывают отсутствие поддержки органов власти и управления. Эта проблема является актуальной для всех технопарков России, начиная от вновь образованных до действующих в течение 5 и более лет. Проблема финансирования является первоочередной лишь для вновь организованных технопарков. Для технопарков, успешно работающих 5 и более лет, основными проблемами являются поиск фирм-клиентов, кадровые вопросы и обеспеченность рабочими помещениями.
На современном этапе
для повышения
Однако планируемых показателей к 2010 г. так и не удалось достичь из-за следующих причин21:
1. Технопарки не развиваются
согласно приоритетам,
2. У регионов отсутствуют четкие концепции создания технопарков.
3. Имеет место избыточность проектов и смещение акцентов на создание инженерной инфраструктуры.
Поэтому срок действия программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" был продлен до 2014 г. Министерство коммуникаций и связи России назначено ответственным за координацию работ по реализации данной Программы.
Создание суперсовременного инновационного центра "Сколково" является наиболее приоритетным проектом по модернизации экономики страны. Правительство России отдает большой приоритет этому проекту и вливает в него значительные средства. В центре созданы льготные налоговый и правовой, а также миграционный и визовый режимы, ведется обширное международное сотрудничество. В России существуют следующие проблемы в организации инновационных процессов:
Информация о работе Механизм повышения эффективности форм собственности в российской экономике