Механизм повышения эффективности форм собственности в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:15, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование особенностей инновационного развития экономики и ее влияния на государственную политику.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи исследования:
Изучить сущность и показатели инновационной экономики;
Рассмотреть нормативно-правовое регулирование инновационным развитием Российской Федерации;
Проанализировать инновационную экономику в России на современном этапе;
Выявить проблемы инновационного развития экономики России;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ 6
1.1 Сущность и показатели инновационной экономики 6
1.2 Нормативное регулирование инновационным развитием Российской Федерации 10
Глава II. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 16
2.1 Анализ становления инновационной экономики в России 16
2.2 Проблемы инновационного развития экономики России 24
2.3 Направления совершенствования государственного регулирования инновационного развития России 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

КУрИнновацРазвитЭконГосПолит.docx

— 141.68 Кб (Скачать файл)

В 2011 году внутренние затраты на исследования и разработки, связанные с нанотехнологиями выросли на 22,6% по сравнению с 2010 годом до 26086,0млн.руб.

Проведенный анализ свидетельствует о  постоянном незначительном росте показателей инновационной деятельности промышленного производства в экономике России. 

Проанализируем  число организаций, выполнявших  научно-исследовательские исследования и разработки в таблице 2.1.3.

Таблица 2.1.3

Число организаций, выполнявших исследования и разработки14

 

2005г.

2010г.

2011г.

Число организаций – всего

3566

3492

3682

в том числе:

     

научно-исследовательские организации

2115

1840

1782

конструкторские бюро

489

362

364

проектные и проектно-изыскательские  
организации

61

36

38

опытные заводы

30

47

49

образовательные учреждения высшего  
профессионального образования

406

517

581

научно-исследовательские, проектно- 
конструкторские подразделения в организациях

231

238

280

прочие

234

452

588


 

В отечественной научно-инновационной  сфере сложился перекос в распределении  организаций, выполняющих исследования и разработки, по стадиям научно-инновационного цикла.   Количество проектных и    проектно-изыскательских организаций и конструкторских бюро явно недостаточно, что делает невозможным доведение результатов отечественных научных исследований до состояния, соответствующего потребностям производства.

Также мало промышленных предприятий, выполняющих исследования и разработки, что свидетельствует о низкой заинтересованности бизнеса в инновациях (см. табл. 2).

Таблица 2.1.4

Организации, выполняющие  исследования и разработки, по типам15

 

2005

2010

2011

Число организаций – всего

3566

3492

3682

в том числе:

     

научно-исследовательские организации

2115

1840

1782

конструкторские бюро

489

362

364

проектные и проектно-изыскательские  
организации

61

36

38

опытные заводы

30

47

49

образовательные учреждения высшего  
профессионального образования

406

517

581

научно-исследовательские, проектно- 
конструкторские подразделения в организациях

231

238

280

прочие

234

452

588


 

Таким образом, среди организаций, занятых исследованиями и разработками, преобладают организации, находящиеся в государственной собственности, что свидетельствует о незаинтересованности в инновациях частного и других форм негосударственного бизнеса, а также об издержках налоговой политики, не способствующей повышению заинтересованности предпринимательского сектора в исследованиях и разработках.

Возрастная структура кадрового  потенциала в сфере исследований и разработок неэффективна: снижается  доля наиболее активных слоев работников в возрасте от 40 до 50 лет, имеющих  более высокий потенциал продуктивной деятельности, чем исследователи  старших и младших возрастных групп. Возрастная структура кадрового потенциала в сфере исследований и разработок неэффективна: снижается доля наиболее активных слоев работников в возрасте от 40 до 50 лет, имеющих более высокий потенциал продуктивной деятельности, чем исследователи старших и младших возрастных групп.

Важным фактором ускорения научно-технического развития является формирование эффективной системы финансирования науки из средств федерального бюджета(табл.2.1.5)

Таблица 2.1.5

Финансирование науки  из средств федерального бюджета16

 

2009г.

2010г.

2011г.

Расходы  федерального бюджета, млн. руб.

219057,6

237644,0

313899,3

в том числе:

     

на фундаментальные исследования

83198,1

82172,0

91684,5

на прикладные научные исследования

135859,5

155472,0

222214,8

в процентах:

     

к расходам федерального бюджета

2,27

2,35

2,87

к валовому внутреннему продукту

0,56

0,53

0,57


 

За рассматриваемый  период происходит, с одной стороны, рост средств из федерального бюджета в абсолютном выражении, а с другой стороны, резкое снижение их доли в 2010г. в структуре валового внутреннего продукта. В 2011 г. затраты на науку составили 2,87% к расходам федерального бюджета и лишь 0,57% в структуре ВВП. В развитых странах расходы на финансирование науки колеблются в пределах 2-3 % к ВВП.        

В целом все  это свидетельствует о неудовлетворительном уровне финансирования науки из средств  федерального бюджета.

Рассмотрим внутренние затраты на исследования и разработки по источникам финансирования в таблице 2.1.6.

Таблица  2.1.6.

Внутренние затраты  на исследования и разработки по источникам финансирования, (млн.руб.)17

 

2009г.

2010г.

2011г.

Все затраты в том числе по источникам

485834,3

523377,2

610426,7

финансирования:

     

средства бюджета

315928,7

360334,2

400235,7

собственные средства научных организаций

35312,3

47407,6

73293,5

средства внебюджетных фондов

7952,7

10140,0

8808,5

средства организаций предпринимательского сектора

94529,9

85863,3

99408,1

средства образовательных учреждений  
высшего профессионального образования

327,2

508,2

1568,8

средства частных некоммерческих организаций

377,3

556,5

966,5

средства иностранных источников

31406,1

18567,5

26145,5


 

Таким образом, значительная часть патентных заявок и заявок на промышленные образцы в России заявлена иностранными источниками, что приводит к высокой зависимости в этой сфере, и многие из внедряемых передовых технологий в России - импортируемые.

Уровень инновационной активности предприятий России очень низкий: даже в наиболее современной и оснащенной отрасли связи, включающей в себя современные коммуникационные технологии, инноваторы составляют менее чем одну восьмую. А в более традиционных отраслях их доля не доходит до одной двадцатой части18.

Затраты на технологические инновации  на промышленных предприятиях в сопоставимых ценах практически не растут. Удельный вес затрат на технологические инновации остается крайне низким во всех отраслях. Доля инновационных товаров в общем объеме продукции также остается крайне низкой.

Удельный вес отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в разы меньше, чем в развитых странах. В  России он составляет чуть более 30%, в  то время как в Германии - почти 90%, Швеции и Великобритании - более 70%, по Франции и Португалии - почти 70%.

Уровень затрат на информационно-коммуникационные технологии в 2011 г не соответствует современным требованиям, причем большая их часть в сфере НИР используется для приобретения вычислительной техники и программных средств, а затраты на обучение сотрудников очень малы. Это свидетельствует о том, что возможности использования информационно-коммуникационных технологий реализуются не полностью и эффект от их использования очень мал. При этом в целом по экономике менее трети работников имеют персональные компьютеры.

Доля России на мировом рынке  высокотехнологичной продукции  составляет около трети процента, а доля стран ЕС в 100 раз больше, США - в 50 раз, Китая - в 20 раз, что свидетельствует о неудовлетворительных позициях России на мировом рынке высокотехнологичной продукции. Доля высокотехнологичной продукции в экспорте промышленной продукции России мала и продолжает снижаться. Наряду с экспортом топливно-энергетических ресурсов и другой конкурентоспособной продукции на мировом рынке Россия также «экспортирует» высококвалифицированных специалистов, на подготовку которых страна несет огромные затраты.

2.2 Проблемы инновационного развития экономики России

 

Основной целью формирования национальной системы  инновационного развития России является модернизация экономики, т.е. всестороннее технологическое обновление производственных мощностей на основе внедрения передовых научно-технических разработок, создание конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, что будет способствовать переходу экономики на инновационный путь развития, формирование у населения и предприятий модели инновационного поведения. Это позволит преодолеть научное и технологическое отставание России от других стран мира по ряду направлений и обеспечить ее конкурентные преимущества и национальную техническую безопасность.

Проанализируем состояние  инфраструктуры инновационного развития экономики.  На территории России созданы технопарки, некоторые из них успешно развиваются, и начинают оказывать влияние на социально-экономическую среду региона, в котором они расположены19. Финансирование и другая поддержка технопарков осуществляются не только из средств госбюджета, но и в значительной мере негосударственными организациями и малыми предприятиями. Технопарки в своей деятельности опираются не только на университеты, но и на научные, конструкторские учреждения, промышленные предприятия и предпринимательские структуры. Технопарки испытывают потребность в квалифицированных кадрах, способных создавать и обеспечивать работу малых инновационных предприятий. В ряде регионов России местные и региональные власти оказывают поддержку технопаркам, однако финансовая поддержка с их стороны пока недостаточна.

Назрела необходимость  решения в законодательном порядке  таких вопросов, как землепользование, различные налоговые и тарифные льготы

для технопарков, а также  общественное их признание как субъектов  рыночной среды сектора наукоемкого предпринимательства.

Наиболее часто технопарки в России испытывают отсутствие поддержки  органов власти и управления. Эта проблема является актуальной для всех технопарков России, начиная от вновь образованных до действующих в течение 5 и более лет. Проблема финансирования является первоочередной лишь для вновь организованных технопарков. Для технопарков, успешно работающих 5 и более лет, основными проблемами являются поиск фирм-клиентов, кадровые вопросы и обеспеченность рабочими помещениями.

На современном этапе  для повышения конкурентоспособности  и инновационности российской экономики постановлением Правительства РФ в 2006 г. была запущена государственная программа "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий". Программа предусматривала общее государственное финансирование строительства сети технопарков в 7 регионах РФ в объеме до 29 млрд. руб. (свыше 1,1 млрд. долл. США в ценах 2006 г.) в течение 4 лет с 2007 до 2010 г.20

Однако планируемых  показателей к 2010 г. так и не удалось достичь из-за следующих причин21:

1. Технопарки не развиваются  согласно приоритетам, заложенным  в Программе.

2. У регионов отсутствуют четкие концепции создания технопарков.

3. Имеет место избыточность проектов и смещение акцентов на создание инженерной инфраструктуры.

Поэтому срок действия программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий" был продлен до 2014 г. Министерство коммуникаций и связи России назначено ответственным за координацию работ по реализации данной Программы.

 

Создание суперсовременного  инновационного центра "Сколково" является наиболее приоритетным проектом по модернизации экономики страны. Правительство России отдает большой приоритет этому проекту и вливает в него значительные средства. В центре созданы льготные налоговый и правовой, а также миграционный и визовый режимы, ведется обширное международное сотрудничество. В России существуют следующие проблемы в организации инновационных процессов:

  1. проблемы постановки регулярного, производственного и инновационного проблемы постановки регулярного, производственного и инновационного менеджмента;
  2. сложившаяся конъюнктура рынка: невосприимчивость к инновациям, отсутствие внутреннего рынка инновационных продуктов, низкий уровень правого обеспечения, отсутствие системы финансовых институтов, наличие традиционно рентабельных сырьевых отраслей снижающих инвестиционную привлекательность инновационной деятельности;
  3. крупные предприятия России медленно подключаются к глобальным инновационным процессам, так как они в основном ориентированы на внутренний рынок, который характеризуется низкой платежеспособностью, невысокими требованиями к продукции, но большим объемом;
  4. преодоление разрыва между наукой и бизнесом22;
  5. продолжается структурный уклон экономики в сторону добывающей промышленности (прежде всего, нефтегазовой и горнодобывающей);
  6. почти полное отсутствие высокотехнологичных отраслей промышленности, производящих товары массового потребления;
  7. государственный контроль над основными технологически сложными отраслями (предприятия аэрокосмического комплекса, атомной энергетики и оборонного сектора);
  8. ограниченное число малых инновационных компаний и высокотехнологичных старт-апов;
  9. доля принципиально новых разработок в затратах на технологичные инновации составляет примерно 18% (в странах ОЭСР - 33%);
  10. из числа использованных передовых технологий запатентованы всего 2,6%;
  11. более 90% машинотехнической продукции неконкурентоспособно по сравнению с иностранными аналогами;
  12. удельный вес инновационно активных организаций составляет менее 10%, а доля затрат на технологические инновации в общем объёме их отгруженной продукции - чуть более 4%23.

Информация о работе Механизм повышения эффективности форм собственности в российской экономике