Механизм рынка совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и рассмотрение механизма рынка совершенной конкуренции.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие рынка, его сущность, виды, а так же его механизм;
- изучить классификацию рыночных структур;
- изучить понятие конкуренции, сущность, виды, формы и классификацию;
- рассмотреть роль и место конкуренции в рыночной системе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
РЫНОК КАК КАТЕГОРИЯ МИКРОЭКОНОМИКИ……………………..4
Рынок: понятие, сущность и виды………………………………………….4
Классификация рыночных структур……………………………………...11
КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ……………………………14
Понятие, сущность и виды………………………………………………..14
Роль и место конкуренции в рыночной системе…………………………19
МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РЫНКА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ…………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..31

Файлы: 1 файл

механизм рынка совершенной конкуренции.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3

  1. РЫНОК КАК КАТЕГОРИЯ МИКРОЭКОНОМИКИ……………………..4
    1. Рынок: понятие, сущность и виды………………………………………….4
    2. Классификация рыночных структур……………………………………...11
  2. КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ……………………………14
    1. Понятие, сущность и виды………………………………………………..14
    2. Роль и место конкуренции в рыночной системе…………………………19
  3. МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РЫНКА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ…………………………………25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В экономической теории совершенной конкуренцией называют такой тип организации рынка, при котором исключены все виды соперничества, как между продавцами, так и между покупателями.

Совершенная конкуренция - тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

Совершенная конкуренция представляет собой научную абстракцию, идеальный тип рыночной структуры, служит эталоном для сравнения с другими типами рыночных структур.

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

При рассмотрении необходимо учесть, что установление равновесия на рынке совершенной конкуренции происходит тогда, когда средние издержки предприятий равны средней цене на производимый продукт, этим и вызвана актуальность данной темы.

Целью данной курсовой работы является изучение и рассмотрение механизма рынка совершенной конкуренции.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие  рынка, его сущность, виды, а так  же его механизм;

- изучить классификацию  рыночных структур;

- изучить понятие конкуренции, сущность, виды, формы и классификацию;

- рассмотреть роль и  место конкуренции в рыночной системе.

 

1.РЫНОК КАК  КАТЕГОРИЯ МИКРОЭКОНОМИКИ

 

1.1. Рынок: понятие, сущность и виды

 

Рынок как категория микроэкономики выражает совокупность отношений по поводу купли-продажи отдельных видов товаров. Из этого определения видно, что микроэкономика имеет дело с конкретными рынками, например, с рынками хлеба, молока, автомобилей и т.д. На каждом из этих рынков возникают отношения купли-продажи между разными субъектами, выступающими либо в роли продавцов, либо в роли покупателей1.

Продавцом на соответствующем рынке может быть как физическое, так и юридическое лицо, предлагающее товар. Причем он может быть как производителем товара, так и просто посредником, прежде бывшим покупателем данного товара. Но так или иначе продавец представляет производство и его главного субъекта предприятие.

Покупателем на рынке также может быть физическое и юридическое лицо, приобретающее товар. Он может быть и посредником и в качестве такового после покупки товара становится продавцом. Но так или иначе покупатель стоит на стороне потребления.

Вот почему рынок предстает как сфера взаимодействия не только продавцов и покупателей, но и производства и потребления, то есть как важнейшая часть более широкой сферы обмена.

Взаимодействие между покупателями и продавцами и, соответственно, между производством и потреблением осуществляется через взаимодействие спроса и предложения. И то, и другое представлено определенным количеством товара: спрос количеством товара, которое могут приобрести покупатели, предложение, количеством товара, которое готовы предложить продавцы.

Распределение ресурсов в рыночной экономике осуществляется с помощью рынка.

Рынок – это экономический механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей.

Рынок базируется на трех основных элементах:

1) цене;

2) спросе и предложении;

3) конкуренции.

Он имеет сложную структуру. Существуют рынки различных типов, но все они тесно связаны между собой (рис. 1).

Рис. 1. Структура рынков

 

Есть и другие классификации рынков. Так, например, в зависимости от особенностей ценообразования и характера конкуренции можно выделить следующие типы рынка:

1) рынок совершенной конкуренции (много продавцов и много покупателей);

2) монопольный рынок (один продавец и много покупателей);

3) рынок олигополии (мало продавцов и много покупателей);

4) рынок монополистической конкуренции (рынок, сочетающий элементы монополии и совершенной конкуренции);

5) рынок монопсонии (много продавцов и один покупатель).

В зависимости от территориальных границ и масштаба необходимо различать местный рынок, национальный рынок и международный рынок; в зависимости от масштабов торговли – оптовый рынок и розничный рынок и т.п.

Основными функциями рынка являются:

1) Информационная (предоставление  объективной информации о действительной ценности товаров и услуг);

2) Посредническая (рынок устанавливает экономические связи между субъектами экономики);

3) Ценообразующая (формирование рыночной цены);

4) Координирующая (обеспечение  сбалансированности и пропорциональности общественного производства);

5) Контролирующая (контроль  за эффективностью использования экономических ресурсов).

Развитой рынок способствует эффективному использованию ограниченных ресурсов, быстрому устранению дефицита товаров и услуг, разработке и внедрению новейшей высокопроизводительной техники и технологии, координации экономической деятельности без административного принуждения, свободному экономическому выбору.

Вместе с тем рынок не является идеальным механизмом. Он не способен ликвидировать безработицу и инфляцию, обеспечить производство общественных благ (оборона, общественный транспорт, общее образование и медицинское обслуживание), социальную защищенность и расслоение общества на богатых и бедных, защитить общество от алчности монополистов и отрицательных внешних эффектов (защита окружающей среды), решить многие другие экономические и социальные проблемы.

Каждый субъект рынка представляет какую-то долю спроса или предложения. Эта доля во многом определяет положение субъекта на рынке.

Каждый субъект, будучи рациональным, стремится занять выгодное для себя положение на рынке. Соперничество субъектов рынка за выгодное положение на нем характеризует конкуренцию. Конкуренция идет:

а) между продавцами;

б) покупателями;

в) продавцами и покупателями.

Объектом конкурентной борьбы между продавцами являются деньги покупателей. Каждый стремится продать свой товар, получив взамен его денежный эквивалент. Борьба особенно остра, когда предложение превышает спрос.

Объектом борьбы между покупателями является товар, каждый стремится обменять свои деньги на нужный ему товар в нужном количестве. Такая борьба особенно отчетливо себя проявляет при превышении спроса над предложением.

Объектом конкуренции между продавцами и покупателями является цена на соответствующий товар. Смысл борьбы понятен, продавец стремится продать подороже, а покупатель купить подешевле.

Цена, как мы уже знаем, является особенно важным элементом рынка. Прежде всего, цена выступает в роли носителя необходимой для субъектов рынка информации. Благодаря ей, они принимают соответствующие решения. Причем, несмотря на полную самостоятельность субъектов рынка, благодаря цене их решения оказываются согласованными.

Например, высокая цена при превышении спроса над предложением заставляет товаропроизводителей расширять производство и предложение товара, а покупателей ограничивать свой спрос на него. Тем самым цена предстает как фактор, определяющий состояние рынка и поведение его субъектов, как центральное звено рыночного механизма, помогающего дать ответы на кардинальные вопросы экономики: что, сколько и как производить, что, где, сколько и когда покупать? Говоря о рынке как о сфере взаимодействия покупателей и продавцов, спроса и предложения, не следует рассматривать рынок как какое-то физическое место, где такое взаимодействие происходит.

В современных условиях сделки купли-продажи осуществляются по телефону, через Интернет с поставкой товаров с помощью транспортных компаний и переводом денег через банковскую систему. Все это означает, что за понятием «рынок» скрывается не физическое, а экономическое содержание.

Рынок - это целая система сложных экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи товаров. Причем, эти отношения могут иметь пространственные границы, в связи, с чем выделяют локальные (местные), региональные, национальные и международные рынки.

Единое понятие «рынок» часто подразумевает совокупность многих типов и видов рынков, отличающихся друг от друга разнообразными признаками.

Несмотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно разделить на группы по определенным признакам: организационному, функциональному, пространственному.

По этим признакам рынки подразделяются на следующие группы2.

По организационному признаку, то есть по степени ограничения конкуренции, выделяют четыре основные модели:

- рынок совершенной конкуренции;

- рынок монополистической конкуренции;

- олигополистический рынок;

- чисто монополистический рынок.

По пространственному признаку рынки делятся на местные, региональные, национальные и международные, объединяемые термином «мировой рынок».

По функциональному признаку или по экономическому назначению объектов рыночных отношений рынок подразделяется на четыре основные группы:

- рынок товаров и услуг;

- рынок факторов производства;

- финансовый рынок;

- информационный рынок.

Помимо этой основной классификации рынок может подразделяться:

  1. по характеру продаж: оптовый, розничный, фьючерсный;
  2. по степени регулируемости — регулируемый и нерегулируемый;
  3. по уровню насыщения — равновесный, избыточный, дефицитный;
  4. по соответствию законодательным нормам — легальный, «черный» рынок.

Рассмотрим последовательно представленную классификацию, уделив при этом внимание проблемам формирования и трансформации указанных рынков в России.

Экономисты выделяют несколько основных моделей рынка по степени ограничения конкуренции, то есть по степени монополизированности. Конкурентность рынка — это очень важный фактор, воздействующий на поведение производителей и потребителей.

Конкурентность определяется тем, в какой степени его участники могут оказывать влияние на цены реализуемых товаров. Чем меньше подобное влияние, тем конкурентнее считается рынок.

Краткая характеристика этих моделей может быть отражена следующими моментами: в условиях чистой конкуренции (совершенной конкуренции) существует очень большое количество мелких фирм, производящих стандартизированный продукт, и отсутствуют всякие барьеры проникновения в отрасль, то есть выпуска продукта любой желающей фирмой.

Напротив, чистая монополия предполагает наличие одной фирмы в качестве продавца, недифференцированный продукт и разнообразные барьеры на пути проникновения в отрасль.

Монополистическая конкуренция характеризуется сравнительно большим числом крупных фирм, производящих дифференцированный продукт, и сравнительно свободным вхождением в отрасль.

Олигополия отличается небольшим количеством крупных продавцов, имеющих возможность воздействия на цену товаров, объем предложения, а также трудностью вступления в отрасль.

Прежде чем рассмотреть эти типы рынков подробнее, нужно отметить, что такая классификация основана на поведении и количестве продавцов. Но, как известно, на рынке два субъекта — продавцы и покупатели3.

Так вот с точки зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополию одного покупателя), когда на рынке господствует один покупатель и множество продавцов (ситуация достаточно неординарная и встречающаяся крайне редко); олигопсонию — наличие нескольких крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество покупателей.

Информация о работе Механизм рынка совершенной конкуренции