Механизм рынка совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и рассмотрение механизма рынка совершенной конкуренции.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие рынка, его сущность, виды, а так же его механизм;
- изучить классификацию рыночных структур;
- изучить понятие конкуренции, сущность, виды, формы и классификацию;
- рассмотреть роль и место конкуренции в рыночной системе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
РЫНОК КАК КАТЕГОРИЯ МИКРОЭКОНОМИКИ……………………..4
Рынок: понятие, сущность и виды………………………………………….4
Классификация рыночных структур……………………………………...11
КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ……………………………14
Понятие, сущность и виды………………………………………………..14
Роль и место конкуренции в рыночной системе…………………………19
МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РЫНКА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ…………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..31

Файлы: 1 файл

механизм рынка совершенной конкуренции.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)

Чаще всего рынок в зависимости от его конкурентности делят на две разновидности — рынок свободной конкуренции (совершенной конкуренции) и рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся на монополистический рынок, олигополистический и рынок монополистической конкуренции.

 

 

    1. Классификация рыночных структур  

Для пояснения классификации рыночных структур с точки зрения соотношения конкуренции и монополии рассмотрим схему. В ней представлены теоретически возможные и типичные варианты рыночной организации в зависимости от численности и силы носителей (субъектов) спроса и предложения, то есть производителей и потребителей. Схема классификации рыночных структур4:

1. Совершенная конкуренция при множестве продавцов и покупателей на практике встречается не очень часто, например, в сфере розничной торговли товарами повседневного спроса. Монополистическая конкуренция отнесена с некоторой степенью условности к той же категории рынка. Хотя круг участников монополистической конкуренции не столь широк по сравнению с конкуренцией совершенной, все же он довольно значителен. И со стороны предложения, и со стороны спроса в рыночном процессе взаимодействует много субъектов, например в производстве одежды.

2. Распространенная форма  организации на рынках потребительских  товаров (автомобили, фототехника, бытовая  электроника). Рыночная дуополия  есть частный случай олигополии, при которой количество фирм-производителей сокращается до двух.

3. Если это не естественная монополия, то в наше время такая ситуация возникает обычно как временная «монополия различий». Одна фирма в стране или в мире может изготавливать недоступный (например, из-за патентного контроля) другим фирмам товар, пользующийся повышенным спросом.

4. Подобное сочетание  многих производителей, продавцов  с ограниченным числом потребителей  распространено не очень широко. Например, дорогие рестораны, ведущие  конкурентную борьбу за богатых, избранных клиентов.

5. Достаточно типичный  случай олигополии, характеризуемый наличием нескольких продавцов и покупателей на рынке, широко распространен в сфере сбыта товаров производственного назначения.

6. Наличие одного производителя, удовлетворяющего спрос нескольких  потребителей, возможно в редких, исключительных случаях. Например, в конце 60-х годов практически все специальное оборудование для печатания бумажных денег для казначейств различных стран мира поставлялось одной швейцарской фирмой «Джиори Де Ля Ри»5. На этом узком рынке объем поставок исчислялся несколькими десятками штук в год — каждая уникальная машина изготовлялась в строгом соответствии со спецификациями покупателя.

7. Сочетание на рынке  множества продавцов с одним  покупателем представляет скорее  теоретическую ситуацию. Термин  «монопсония» определяет господство на рынке единственного покупателя, имеющего в силу этого возможность диктовать цены рынку. К примеру, знаменитая фирма «Де Бирс» диктует условия покупки алмазов производителям этого товара в разных странах. Такая ситуация может складываться на рынке труда. Гипотетический пример — работа многих фермеров на единственную государственную организацию, осуществляющую скупку, переработку и экспорт мясо-молочной продукции.

8. На практике рынок  нескольких продавцов и одного  покупателя встречается не так уж редко, например, при выполнении машиностроительными фирмами военных заказов, то есть работа на казну.

9. Рынок одного продавца  и одного покупателе — в  основном теоретический вариант. Примером могут быть случаи  разовых поставок уникального оборудования по индивидуальному заказу.

Видно, что на практике наблюдается преобладание олигополистической организации рынка, то есть сравнительно узкая группа производителей работает на достаточно широкий круг потребителей.

Подвиды такой организации в свою очередь зависят от степени дифференциации прочих равных условий, чем сильнее дифференциация продукта и соответствующая сегментация рынка, тем больше численность производителей и теснее их конкурентная «ниша» на отраслевом рынке6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.КОНКУРЕНЦИЯ  В РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ

 

2.1. Понятие, сущность  и виды конкуренции

 

Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.

Конкуренция – это общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

Конкуренция в экономике выполняет ряд функций7:

  1. выявляет и устанавливает рыночную стоимость товара;
  2. сводит конкретный труд к общественно необходимому;
  3. содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и прибыли  в зависимости от производительности труда и эффективности управления производством.

Посредством конкуренции происходит распределение не только  факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов.

Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка8.

Существуют разные типы конкурентного поведения рыночных субъектов:

  • креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
  • приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
  • обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.

С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.

Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной.  Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.

В промышленно развитых странах, где рыночные отношения имеют давнюю историю, конкуренция приобретает самые разные формы. Прежде всего, выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

Таблица 1.

Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция9

Признаки

Внутриотраслевая конкуренция

 Межотраслевая конкуренция

Субъекты

предприятия одной отрасли

предприятия разных отраслей

Объекты

лучшие условия  производства и сбыта

сферы наиболее прибыльного вложения капитала

Предпосылки

различие индивидуальной стоимости однородных товаров

различие нормы прибыли в отраслях экономики

Результат

рыночная цена и рыночная стоимость на однородные товары

средняя прибыль и цена производства


 

В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т. д. Так появилась внутрифирменная (бухгалтерская) конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.

В зависимости от способа поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Неценовая конкуренция уменьшает значение цены как фактора потребительского спроса.

Неценовая конкуренция - это борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий  покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов.

Конкуренция очень сильно зависит от  количества производителей-продавцов и покупателей. В экономической теории различают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь10.

Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:

  1. монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя);
  2. олигополия - власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей);
  3. монополистическая конкуренция - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.

Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных структур показаны в таблице 2.

Таблица 2.

Формы конкуренции и  типы рыночных ситуаций11

основные черты

Совершенная

конкуренция

Чистая монополия

Олигополия

Монополистическая конкуренция

количество фирм на рынке

множество независимых

одна крупная

несколько крупных

достаточно много

Тип продукта

стандартизиро-

ванный

уникальный

стандартизиро-ванный

дифференциро-ванный

контроль над ценой

отсутствует

полный контроль

Влияние ценового лидера

влияние ограничено

вход в отрасль

Относительно легкий

очень трудный

трудный

вход и выход возможны


 

Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства. 

В России началом создания антимонопольного законодательства  стал "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".  Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции, а именно: 

  • распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту;
  • введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, его потребительских качеств и свойств;
  • некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
  • самовольное использование товарного знака, фирменного наименования.

Монополии - крупные хозяйственные объединения, контролирующие отрасли и рынки  за счет высокой степени концентрации производства и капитала и установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей12.

Монополизм - это исключительное положение одного из хозяйствующих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.

Основные направления демонополизации и содействия развитию конкуренции в России предполагают:

  • контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
  • контроль за крупными продажами и покупками акций, которые могут привести к доминирующему положению хозяйствующих субъектов (свыше 35 %);
  • предоставление льготных кредитов, а также уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок;
  • финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
  • привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, создание и развитие свободных экономических зон.

В антимонопольном законе предусматривается и ответственность за его нарушение - возможность применения штрафных санкций, а в крайних случаях и уголовной ответственности.

Информация о работе Механизм рынка совершенной конкуренции