Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 12:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и рассмотрение механизма рынка совершенной конкуренции.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие рынка, его сущность, виды, а так же его механизм;
- изучить классификацию рыночных структур;
- изучить понятие конкуренции, сущность, виды, формы и классификацию;
- рассмотреть роль и место конкуренции в рыночной системе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
РЫНОК КАК КАТЕГОРИЯ МИКРОЭКОНОМИКИ……………………..4
Рынок: понятие, сущность и виды………………………………………….4
Классификация рыночных структур……………………………………...11
КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ……………………………14
Понятие, сущность и виды………………………………………………..14
Роль и место конкуренции в рыночной системе…………………………19
МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РЫНКА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ…………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..31
Особое значение в антимонопольной практике имеет регулирование деятельности естественных монополий.
Естественная монополия имеет место тогда, когда все рыночное предложение товаров и услуг сосредоточено в руках одного продавца и создание конкурентной среды экономически неэффективно. На общенациональном уровне к области естественных монополий можно отнести, например, железные дороги и нефтепроводы, на региональном уровне – систему водо- и газоснабжения, телефонную связь, общественный транспорт и т. п.
2.2.Роль и место конкуренции в рыночной системе
Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. В силу специфического положения таких монополий в экономике России единственной силой, способной им противостоять является государство.
Поэтому, государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства, в частности в области тарифной политики (например, на организацию ценовой конкуренции между различными видами энергоносителей), ограничение неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу государства, а также на согласование действий федеральных и региональных решений.
Недостаточно четкое разграничение прав и ответственности федеральных органов власти и местных администраций по регулированию естественных монополий приводит к ценовым диспропорциям на услуги их отраслей между регионами, к разрыву межрегиональных связей.
При отсутствии скоординированной политики федеральных властей и регионов и высокой дифференциации цен и тарифов между отдельными потребителями деятельность ряда регионов страны в едином экономическом пространстве осложняется.
Для стимулирования конкуренции на монопольном рынке мировая практика предлагает использовать следующие меры:
Различают конкуренцию:
В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:
Такая структура называется олигополией и порождает так называемую несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок представлен относительно большим числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической конкуренции;
При этом единый потребитель приобретает весь объем предложения товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса).
Основные черты различных конкурентных
структур:
Основные черты сходства и отличия различных
рыночных конкурентных структур14.
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.
Основные методы добросовестной конкуренции15:
Основные методы недобросовестной конкуренции:
Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это обеспечивается при условии, когда Р = МС. А так как МR = МС, а АR = Р, то Р = АR = МR. Фирма максимизирует прибыль в точке Е кривых предельной выручки МR и предельных издержек МС.
Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность.
Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
Основным критерием оценки того или иного
действия, как эффективного, так и неэффективного,
является критерий Калдора-Хикса.
Согласно этому критерию, экономическое действие является эффективным, если положительные результаты от него в виде потребительского излишка и прибыли производителей превышают его возможные отрицательные результаты.
Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса.
В условиях совершенной конкуренции цена спроса является для фирмы заданной величиной. Фирма может продать по этой цене любое количество товара.
Кривая спроса с точки зрения фирмы выглядит как кривая рыночной цены или МR (см. рис. 2). Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены (АС>Р), то любая продукция была бы экономически убыточной, и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль.
Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и соответственно цены (АС < Р), это означало бы, что кривая средних издержек пересекла кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет.
Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.
Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости — это проявление центробежных сил.
С другой — стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т. д.
Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий16.
Конкуренция и монополизм — это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.
3.МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ
И ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РЫНКА
В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ
Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.
Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия17.
Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной, или совершенном конкуренции, т. е. когда ситуация на рынке характеризуется множеством покупателей и продавцов, однородностью продаваемой продукции, свободным доступом фирм на рынок.
При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену.
Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой, тем не менее, необходим как первый шаг для уяснения принципов функционирования рыночного механизма.
Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений18.
При рассмотрении предложенной темы необходимо обратить внимание, что рынок совершенной конкуренции обладает определенными свойствами.
К ним можно отнести многообразие продавцов и покупателей, свободный вход и выход с рынка экономических субъектов, свободное установление цены на основе спроса и предложения.
Так как на рынке присутствует 2 типа субъектов: продавцы и покупатели, то можно предположить, что каждый из субъектов будет вести себя по-особому.
Покупатели могут выбирать товары по цене и качеству, приемлемым для них, так как многообразие предлагаемых стандартизированных товаров дает им возможность такого выбора. В свою очередь, продавцы должны в своей деятельности учитывать интересы покупателей, иначе их товар не будет продан.
Следовательно, удовлетворить собственный интерес в получении дохода они смогут только в случае удовлетворения потребностей покупателей. Кроме того, производителям необходимо учитывать цену на товар, установившуюся под воздействием рыночного механизма, что заставляет их находить наиболее приемлемые технологии, позволяющие сокращать издержки, или наиболее рационально использовать имеющиеся ресурсы.
Необходимо обратить внимание на то, что рынок совершенной конкуренции обладает большой приспособляемостью по ряду причин19.
Во-первых, объемы капитала, занятые в производстве, не очень велики,
объемы производства также не охватывают значительной доли рынка.
Малые предприятия в сложившихся условиях достаточно легко переходят на производство другого ассортимента.
Во-вторых, малые предприятия-участники рынка совершенной конкуренции близко связаны со своими потребителями, что дает им возможность реагировать не изменяющиеся вкусы.
В-третьих, фирмы, производящие стандартизированную продукцию
стремятся придать своему товару особые специфические свойства, чтобы
занять свою рыночную нишу.
Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, проявлению тенденций монополизма (от греческих слов "monos" – единственный, один и "poleo" – продаю)20. Монополизм понимают двояко: