Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 12:14, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение и рассмотрение механизма рынка совершенной конкуренции.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие рынка, его сущность, виды, а так же его механизм;
- изучить классификацию рыночных структур;
- изучить понятие конкуренции, сущность, виды, формы и классификацию;
- рассмотреть роль и место конкуренции в рыночной системе.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
РЫНОК КАК КАТЕГОРИЯ МИКРОЭКОНОМИКИ……………………..4
Рынок: понятие, сущность и виды………………………………………….4
Классификация рыночных структур……………………………………...11
КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ……………………………14
Понятие, сущность и виды………………………………………………..14
Роль и место конкуренции в рыночной системе…………………………19
МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РЫНКА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ…………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..31
Значение конкуренции:
- способствует развитию производства и повышению его эффективности;
- благодаря конкуренции
создаются огромное
- создает условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей;
- конкуренция стимулирует
деятельность субъектов
Негативные стороны конкуренции21:
- обостряет противоречия экономических интересов;
- чрезвычайно усиливает
экономическую дифференциацию
- побуждает создание монополий;
- отрицательно сказывается
на защите окружающей среды, не
стимулирует развитие
При рассмотрении необходимо учесть, что установление равновесия на рынке совершенной конкуренции происходит тогда, когда средние издержки предприятий равны средней цене на производимый продукт22.
Это означает, что отрасль перестает быть привлекательной для вторжения капитала из других отраслей. Более того, предприятия, у которых средние издержки выше средней цены, покидают отрасль.
Оставшееся в отрасли неизменное число производителей полностью
удовлетворяет потребность в товаре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкуренция – в переводе с латинского означает "сталкиваться". В самом общем виде конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли или продажи товаров. Конкуренция – это экономический закон рыночного хозяйства. Она происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди покупателей. Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, проявлению тенденций монополизма. Значение конкуренции:
- способствует развитию производства и повышению его эффективности;
- благодаря конкуренции
создаются огромное
- создает условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей;
- конкуренция стимулирует
деятельность субъектов
Негативные стороны конкуренции:
- обостряет противоречия экономических интересов;
- чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе;
- побуждает создание монополий;
- отрицательно сказывается
на защите окружающей среды, не
стимулирует развитие
В целом современные экономисты считают конкуренцию одной из главных причин эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства. Функции конкуренции:
Типы конкуренции:
1) по принадлежности к отрасли:
- внутриотраслевая конкуренция
– это конкуренция между
- межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
2) в зависимости от уровня конкуренции:
- совершенная конкуренция
означает такое состояние
- несовершенная конкуренция
– конкуренция, при которой не
соблюдается хотя бы один из
признаков совершенной
Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Ермишин П.Г.Основы экономической теории: Курс лекций./ 2005.
2 Райзберг Б. А. Курс экономики. // — М., 2004, стр. 244.
3 Ермишин П.Г.Основы экономической теории: Курс лекций./ 2005.
4 Носова С. С. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М., 2004.
5 Ермишин П.Г.Основы экономической теории: Курс лекций./ 2005.
6 Носова С. С. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М., 2004.
7 Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебн.- практ. пособие. — М., 2006.
8 Маслова О. Л. Становление и развитие конкурентной среды в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. канд. дисс. — М., 2006.
9 Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебн.- практ. пособие. — М., 2006.
10 Маслова О. Л. Становление и развитие конкурентной среды в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. канд. дисс. — М., 2006.
11 Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебн.- практ. пособие. — М., 2006.
12 Ермишин П.Г.Основы экономической теории: Курс лекций./ 2005.
13 Журавлева Г. П. Экономика. — М., 2001, стр. 181
14 Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебн.- практ. пособие. — М., 2006.
15 Ермишин П.Г.Основы экономической теории: Курс лекций./ 2005.
16 Ермишин П.Г.Основы экономической теории: Курс лекций./ 2005.
17 Маслова О. Л. Становление и развитие конкурентной среды в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. канд. дисс. — М., 2006.
18 Ермишин П.Г.Основы экономической теории: Курс лекций./ 2005.
19 Носова С. С. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М., 2004.
20 Маслова О. Л. Становление и развитие конкурентной среды в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. канд. дисс. — М., 2006.
21 Ермишин П.Г.Основы экономической теории: Курс лекций./ 2005.
22 Носова С. С. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М., 2004.