Механизм рынка совершенной конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 12:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и рассмотрение механизма рынка совершенной конкуренции.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие рынка, его сущность, виды, а так же его механизм;
- изучить классификацию рыночных структур;
- изучить понятие конкуренции, сущность, виды, формы и классификацию;
- рассмотреть роль и место конкуренции в рыночной системе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………....3
РЫНОК КАК КАТЕГОРИЯ МИКРОЭКОНОМИКИ……………………..4
Рынок: понятие, сущность и виды………………………………………….4
Классификация рыночных структур……………………………………...11
КОНКУРЕНЦИЯ В РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ……………………………14
Понятие, сущность и виды………………………………………………..14
Роль и место конкуренции в рыночной системе…………………………19
МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ И ПОВЕДЕНИЕ СУБЪЕКТОВ РЫНКА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ…………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..31

Файлы: 1 файл

механизм рынка совершенной конкуренции.doc

— 214.50 Кб (Скачать файл)
  • как господство на рынке товаров и услуг одного производителя, продавца или сравнительно небольшой группы производителей, продавцов, объединившихся в целях захвата рынков, вытеснения конкурентов, продающих данный или аналогичный товар, контроля цен;
  • как действия хозяйствующих субъектов, органов управления, направленные на устранение конкуренции, установление доминирующего положения одного участника рынка.

Значение конкуренции:

- способствует развитию  производства и повышению его  эффективности;

- благодаря конкуренции  создаются огромное разнообразие  товаров и услуг и богатые  возможности выбора для потребителей;

- создает условия по  оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей;

- конкуренция стимулирует  деятельность субъектов рыночных  отношений.

Негативные стороны конкуренции21:

- обостряет противоречия  экономических интересов;

- чрезвычайно усиливает  экономическую дифференциацию в  обществе;

- побуждает создание монополий;

- отрицательно сказывается  на защите окружающей среды, не  стимулирует развитие производства  товаров и услуг коллективного  пользования (дороги, общественный  транспорт), сохранение невоспроизводимых  ресурсов (лес, дикие животные, полезные ископаемые).

При рассмотрении необходимо учесть, что установление равновесия на рынке совершенной конкуренции происходит тогда, когда средние издержки предприятий равны средней цене на производимый продукт22.

Это означает, что отрасль перестает быть привлекательной для вторжения капитала из других отраслей. Более того, предприятия, у которых средние издержки выше средней цены, покидают отрасль.

Оставшееся в отрасли неизменное число производителей полностью

удовлетворяет потребность в товаре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Конкуренция – в переводе с латинского означает "сталкиваться". В самом общем виде конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли или продажи товаров. Конкуренция – это экономический закон рыночного хозяйства. Она происходит между продавцами и покупателями, среди продавцов и среди покупателей. Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, проявлению тенденций монополизма. Значение конкуренции:

- способствует развитию  производства и повышению его  эффективности;

- благодаря конкуренции  создаются огромное разнообразие  товаров и услуг и богатые  возможности выбора для потребителей;

- создает условия по оптимальному использованию достижений научно-технического прогресса в области изготовления новых видов товаров, вызывает необходимость гибко реагировать на изменения в производстве и реализации товаров, нацеливает производителей на повышение качества товаров, обеспечивает свободу выбора и действий продавцов и покупателей;

- конкуренция стимулирует  деятельность субъектов рыночных  отношений.

Негативные стороны конкуренции:

- обостряет противоречия  экономических интересов;

- чрезвычайно усиливает  экономическую дифференциацию в обществе;

- побуждает создание монополий;

- отрицательно сказывается  на защите окружающей среды, не  стимулирует развитие производства  товаров и услуг коллективного пользования, сохранение невоспроизводимых ресурсов.

В целом современные экономисты считают конкуренцию одной из главных причин эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять научно-технические достижения, совершенствовать технологию производства. Функции конкуренции:

  1. обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего невозможно получить прибыль;
  2. стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее "выживание" производителей;
  3. дифференциация товаропроизводителей;
  4. давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;
  5. ликвидация неконкурентоспособных предприятия, их продажа, слияние или поглощение другими и т.п.;
  6. стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

Типы конкуренции:

1) по принадлежности к  отрасли:

- внутриотраслевая конкуренция  – это конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства  и сбыта, за получение сверхприбыли.

- межотраслевая конкуренция  – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за более выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

2) в зависимости от  уровня конкуренции:

- совершенная конкуренция  означает такое состояние экономической  системы, когда влияние каждого участника хозяйственного процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь;

- несовершенная конкуренция  – конкуренция, при которой не  соблюдается хотя бы один из  признаков совершенной конкуренции. 

Другими словами это такой тип рыночной структуры, где рыночное поведение продавцов и покупателей заключается в приспособлении к равновесному состоянию рыночных условий.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Акулов В.Б., Акулова О.В. Экономическая теория: Учебное пособие/ Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.
  2. Авдашева С., Розанова И. Подходы к классификации рыночных структур в экономике России. // Вопросы экономики, 1997, № 6.
  3. Беляев М.И., "Совершенная конкуренция", 2006г.
  4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория – 2005.
  5. Волков П.И. Экономическая теория.- 2005.
  6. Журавлева Г. П. Экономика. — М., 2001, стр. 181
  7. Райзберг Б. А. Курс экономики. // — М., 2004, стр. 244.
  8. Ермишин  П.Г. "Основы экономической теории", - 2005.
  9. Ермишин П.Г.Основы экономической теории: Курс лекций./ 2005.
  10. Интернет ресурс: http://ru.wikipedia.org/wiki
  11. Камаев В.Д. Экономическая теория – 2002.
  12. Маслова О. Л. Становление и развитие конкурентной среды в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. канд. дисс. — М., 2006.
  13. Носова С. С. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М., 2004.
  14. Цыганова А.Г. Конкуренция и антимонопольное регулирование. М., 2004
  15. Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебн.- практ. пособие. — М., 2006.

 

1 Ермишин П.Г.Основы экономической теории: Курс лекций./ 2005.

2 Райзберг Б. А. Курс экономики. // — М., 2004, стр. 244.

3 Ермишин П.Г.Основы экономической теории: Курс лекций./ 2005.

4 Носова С. С. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М., 2004.

5 Ермишин П.Г.Основы экономической теории: Курс лекций./ 2005.

6 Носова С. С. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М., 2004.

7 Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебн.- практ. пособие. — М., 2006.

8 Маслова О. Л. Становление и развитие конкурентной среды в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. канд. дисс. — М., 2006.

9 Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебн.- практ. пособие. — М., 2006.

10 Маслова О. Л. Становление и развитие конкурентной среды в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. канд. дисс. — М., 2006.

11 Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебн.- практ. пособие. — М., 2006.

12 Ермишин П.Г.Основы экономической теории: Курс лекций./ 2005.

13 Журавлева Г. П. Экономика. — М., 2001, стр. 181

14 Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика. Учебн.- практ. пособие. — М., 2006.

15 Ермишин П.Г.Основы экономической теории: Курс лекций./ 2005.

16 Ермишин П.Г.Основы экономической теории: Курс лекций./ 2005.

17 Маслова О. Л. Становление и развитие конкурентной среды в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. канд. дисс. — М., 2006.

18 Ермишин П.Г.Основы экономической теории: Курс лекций./ 2005.

19 Носова С. С. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М., 2004.

20 Маслова О. Л. Становление и развитие конкурентной среды в условиях перехода к рыночной экономике: Автореф. канд. дисс. — М., 2006.

21 Ермишин П.Г.Основы экономической теории: Курс лекций./ 2005.

22 Носова С. С. Экономическая теория: Учебник для вузов. — М., 2004.

 

 


Информация о работе Механизм рынка совершенной конкуренции