Механизмы рыночного ценообразования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 05:35, курсовая работа

Описание работы

Важная роль цен в экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов. В условиях рыночной экономики успех любого предприятия во многом зависит от того, как правильно оно будет устанавливать цены на свои товары и услуги.Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой. Но это не просто сделать, потому что на цены оказывают влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов.Проблема ценообразования занимает особое место в системе рыночных отношений.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1Механизм рыночного ценообразования. Анализ. ……..…….……..5
2 Разработка стратегии ценообразования. Методы обоснования…12
Заключение……………………………………………………………..23
Глоссарий………………………………………………………………
Список использованных источников…………………

Файлы: 1 файл

курс.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Современная  Гуманитарная Академия

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Экономическая теория

Тема

Механизмы рыночного  ценообразования

Фамилия студента

Кузьмина

Имя студента

Елена

Отчество студента

Константиновна

№ контракта

10700100301008


 

Содержание

Введение………………………………………………………………..3

1Механизм рыночного ценообразования. Анализ. ……..…….……..5

2 Разработка стратегии ценообразования. Методы обоснования…12

Заключение……………………………………………………………..23

Глоссарий………………………………………………………………

Список использованных источников…………………………………

Приложение……………………………………………………….…..

Введение

Цены и ценообразование  является одной из основных дисциплин  при подготовке экономистов всех специальностей. Этот предмет высшего образования, как и все другие дисциплины в переходный период к рыночной экономике, наиболее актуален при участии в регулировании воспроизводственного процесса всестоимостных экономических категорий, и в том числе и цены.

Важная роль цен в  экономической жизни определяется тем, что они являются основой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов.  В условиях рыночной экономики успех любого предприятия во многом зависит от того, как правильно оно будет устанавливать цены на свои товары и услуги.Установление определенной цены на товар или услугу служит для последующей их продажи и получения прибыли. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она не оказалась слишком высокой или слишком низкой. Но это не просто сделать, потому что на цены оказывают влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов.Проблема ценообразования занимает особое место в системе рыночных отношений. Проведенная в России либерализация цен на товары и услуги привела к сокращению воздействия государства на процесс регулирования цен и колоссальному росту цен. С помощью искусственно поднятых высоких цен производители возмещают любые производственные затраты, и при этом они не заинтересованы в повышении качества товара. С 1992 года система ценообразования сведена к применению свободных, рыночных цен, величина которых определяется спросом и предложением на рынке товаров. Государственное регулирование цен используется для узкого круга товаров, производимых  монопольными государственными предприятиями.

В настоящее время  значительная часть предпринимателей России не имеет необходимых теоретических и практических знаний сложного механизма ценообразования.

Поэтому овладение современной методологией ценообразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.

Основная часть

1 Механизм рыночного ценообразования. Анализ

Цена является основным регулятором экономической системы, поскольку она влияет на распределение факторов производства. Цена на товары и услуги — главный показатель рыночного спроса; воздействуя на конкурентное положение предприятия и его долю рынка, цена оказывает решающее влияние на доход и прибыль предприятия. Взаимосвязь понятий “цена” и “прибыль” очевидна. Чем больше цена, тем больше прибыль, чем меньше цена, тем меньше прибыль. С другой стороны, дешевый товар или услугу легче продать, и за тот же промежуток времени они будут продаваться в большем объеме, чем дорогие аналоги. Таким образом, важно установить взаимосвязь между ценой продукта и количеством продаваемых его единиц. Общепризнанное определение такой сложной экономической категории, как цена, отсутствует  по настоящее время.( Концепция цены, то есть суть ее понимания различными экономистами трактуется неоднозначно. В рамках рыночного подхода приемлемо следующее определение:” Цена- это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена”.  В такой формулировке выделяются два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар, так что вне рынка, без купли-продажи о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок. Иные позиции в отношении сути цены свойственны производственному подходу, опирающемуся на связь цен с факторами - производства в целом и с главным фактором-трудом. ”Цена - денежное выражение стоимости товара”.Основой стоимости является труд, а его величина определяется теми затратами времени, которые общество при данных условиях признает необходимым. Цена может отклонятся от стоимости под воздействием спроса и предложения. Но в основе цены лежит стоимость товара. Следовательно, цена имеет объективную основу – стоимость.

К числу наиболее часто  используемых определений цены можно  отнести следующие:

-цена — издержки производителя + искусство менеджера:

-цена — количество денег, уплачиваемых за данный товар.

Под ценообразованием понимается процесс формирования уровней, структуры, динамики цен, образующих единую систему, в целях обеспечения общественного воспроизводства теми темпами и пропорциями, которые соответствуют требованиям законов развития экономики в каждом конкретном периоде времени. Эта проблема решается в единстве макро - и микроуровней экономики, ибо предполагает реализацию экономических интересов всех участников воспроизводства.

Рассматривая методологию  ценообразования, необходимо обратить внимание на сочетание элементов  рыночной и регулируемой государством экономики. Хотя окончательная цена определяется рынком, на каждом предприятии  проводятся тщательные расчеты предполагаемой или первоначальной цены, которая может совпасть или не сравняться с рыночной.  В понятие "ценообразование" входит совокупность организационных и методологических мер по определению цен на товары, вступающие после их производства в сферу обращения. Следует обратить внимание на сложность процесса ценообразования, поскольку в нем участвует большое количество торговых и торгово-посреднических организаций на всем пути товара от производителя к потребителю. В любых условиях фирма не может позволить себе одного - устанавливать цены без серьезного анализа возможных последствий каждого из вариантов такого решения. Более того, анализ деятельности преуспевающих фирм показывает, что они, как правило, обладают и четкой политикой цен, и определенной стратегией ценообразования.

Под политикой понимаются общие принципы, которых компания собирается придерживаться в сфере  установления цен на свои товары и  услуги. Под стратегией понимается набор методов, с помощью которых  эти принципы можно реализовать на практике. Механизм ценообразования включает следующие технологические стадии: изучение допустимого уровня цены и качества товара на различных рынках; определение уровня издержек производства и реализации товара в зависимости от объема производства и с учетом фактора времени, а также уровня цен на оборудование, сырье и материалы; оценка возможной массы прибыли и чистой прибыли при различных объемах продаж с учетом выплаты налогов, процентов за кредит и других обязательных платежей из прибыли; оценка конкурентоспособности данного товара; согласование уровня надбавок и скидок к цене с основными покупателями товара; постоянное изучение конъюнктуры рынка и эффективности цены, своевременное ее снижение для расширения масштабов спроса. Механизм ценообразования требует наличия достаточного объема ценовой информации и компетенции работников.

На современном этапе  рыночных отношений еще не сложился приоритетный метод ценообразования. Рыночные цены осуществляются стихийно, в процессе конкуренции между различными товаропроизводителями. Однако, наметившаяся тенденция роста объема выпуска отечественных товаров, уменьшения затрат труда на единицу продукции выступает основным фактором понижения, действующих на рынке цен .

Экономистами определены четыре типа рынков, каждый из которых предъявляет свои требования к ценообразованию. Совершенная (чистая) конкуренция – это соперничество многочисленных производителей, при котором влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию рынка настолько мало, что им можно пренебречь. В условиях совершенной конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт. Основными чертами совершенной конкуренции являются:

1) Очень большое число  независимо действующих продавцов,  обычно предлагающих свою продукцию на высоко организованном рынке. Примером служат фондовая биржа и рынок иностранных валют;

2) Стандартизированная  продукция. Конкурирующие фирмы  производят стандартизированную,  или однородную продукцию. При  данной цене потребителю безразлично, у какого продавца покупать продукт. На конкурентном рынке продукты фирм B, C, D  и так далее рассматриваются потребителем как точные аналоги продукта фирмы А. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для неценовой конкуренции, то есть конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта;

3) «Соглашающийся с  ценой». На чисто конкурентном  рынке  отдельные фирмы осуществляют  незначительный контроль над  ценой продукции.

4) Свободное вступление  и выход из отрасли. Новые фирмы могут свободно входить, а существующие фирмы – свободно покидать чисто конкурентные отрасли. В частности, не существует никаких серьезных препятствий – законодательных, технологических, финансовых и других, - которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.

В результате всего этого  на таком рынке ни один из продавцов  и покупателей не способен оказать  решающего влияния на цену и масштабы продаж. В условиях чистой конкуренции для фирмы спрос полностью эластичен от цены. Зависимость между спросом и ценой на рынке свободной конкуренции для отрасли – обратно пропорциональная, т.е. снижение цены способствует увеличению спроса, а кривая спроса монотонно убывает. Если предложение товаров в отрасли возрастет, то цена снизится, причем для всех фирм, независимо от объема производства.

Рынок монополистической  конкуренции состоит из многих фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне.

Продукция не вполне взаимозаменяема и различается не только по физическим характеристикам, качеству, оформлению, но и по потребительским предпочтениям. Разница между изделиями оправдывает широкий диапазон цен. Для этого рынка характерны три основные черты: - острая конкурентная борьба между фирмами;- дифференциация товаров; -легкость проникновения на рынок.

Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего  рынка, поэтому она имеет очень  ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, наличие сравнительно большого числа мелких фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные их действия, с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен, почти невозможен. Наконец, при многочисленности малых фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними. В этих условиях необходимо определить специфические потребности покупателей из разных сегментов рынка. Большая роль отводится рекламе, присвоению товарам марочных наименований.

Обрисуем несколько детальней  механизм рыночного ценообразования, исходя из предположения, что рассматривается рынок, в условиях которого действует закон спроса и закон предложения. Такие условия имеют место на свободном конкурентном рынке, признаки которого уже рассматривались выше.

 Смотр. рис1.

Изобразим путем совмещения на одном  графике кривые спроса D и предложения S на определенный товар; при этом будем иметь в виду рыночный спрос и рыночное предложение, то есть спрос и предложение всех участников рынка на данный товар.

Покажем, что на рынке автоматически  устанавливается равновесная цена P0, при которой величина спроса QD0 равна величине предложения QS0, то есть QD0=QS0=Q0 это значение цены соответствует точке E0 пересечения кривых спроса и предложения, называемой точкой равновесия.

Действительно, если покупатели пожелают купить товар по цене P1, которая ниже равновесной, то величина спроса QD1 окажется большей, чем величина предложения QS1, возникает дефицит товара, измеряемый разностью QD1 – QS1, и цена вследствие этого будет возрастать до тех пор, пока предложение не уравняется со спросом.

Если же продавцы пожелают продавать  товар по цене P2, которая выше равновесной, то величина предложения QS2 окажется выше величины спроса QD2, образуется избыток товара, равный (QS2 – QD2), и вследствие этого цена станет уменьшаться до тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся.

Таким образом, на конкурентном рынке  в условиях, когда спрос на товар  и предложение товара зависят  только от цены, устанавливается равновесная  рыночная цена, соответствующая выравниванию спроса и предложения, то есть точке пересечения кривых спроса и предложения.

Олигополистическая конкуренция характерна для немногих крупных фирм, которые предлагают товары как однородные и взаимозаменяемые, так и отличные друг от друга (электроника, автомобили). Проникнуть на этот рынок крайне трудно.

На олигополистическом рынке проникновение в отрасль  ограничивается как величиной капитала, необходимого новой фирме для  внедрения в отрасль, так и  контролем действующих производителей над новейшей техникой и технологией  производства.  Каждый участник рынка внимательно следит за маркетинговой деятельностью конкурентов, осторожно относится к изменению цен на свою продукцию. Фирмы находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми, поведение любой из них оказывает непосредственное воздействие на конкурентов и само испытывает на себе влияние с их стороны.

Информация о работе Механизмы рыночного ценообразования