Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:16, курсовая работа
По определению - это организованная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Введение.............................................................. ……………………………3
Глава 1. Сущность олигополии……………………………...……………..5
1.1. Понятие олигополии……………………...….………………….………5
1.2. История развития олигополии………………….………………………10
1.3. Особенности олигополистического рынка…..…………………. ……14
Глава 2. Модели олигополии…….…............................................................16
2.1. Картель и его типы…………………………………………..….………17
2.2. Модель ломаной кривой спроса ……………………………..…..….....20
2.3. Ценовое лидерство......................................... …………………..…...…23
2.4. Модель Курно…………………………………………………………...25
Глава 3. Место олигополии в современной рыночной экономике……….27
3.1. Эффективность олигополии………………………………..………..…28
3.2. Последствия олигополии…………………………………………..…...29
Заключение…………………………………………………………………...33
Список использованной литературы.........................
Рис. 2. Квазиконкурентная фирма
Теперь предположим, что все фирмы объединились в картель, оптимальным выпуском которого будет Qм, а оптимальной ценой – Рм (рис. 3). Поскольку QM < QC, каждой вошедшей в картель фирме будет определена квота выпуска продукции qk < qc (рис. 2). При выпуске, равном установленной квоте, прибыль фирмы будет равна площади CkPMMF (рис. 2). Следовательно, ее прибыль, с одной стороны, сократится на KNAB, а с другой – увеличится на сумму площадей PCPMMN и CkCcKF. Поскольку сумма площадей PCPMMN и CkCcKF больше площади KNAB, фирма окажется заинтересованной во вхождении в картель.
Рис. 3. Картель
Картели, регулирующие размежевание рынка.
Когда две картелированные фирмы одинаковы по уровню и структуре издержек, рыночные доли могут быть распределены поровну (q1 = q2 = 0,5Q) при единой монопольной цене. В том случае, когда издержки фирм значительно разнятся, производственные квоты и соответственно рыночные доли будут различны и нестабильны. Тогда рыночные доли установятся в процессе торга, возникающего между олигополистами. И решение о размежевании рынка будет зависеть не только от уровня издержек входящих в картель фирм, но и от их способности к выторговыванию квоты и доли рынка.
Другой способ размежевания рынка предполагает региональную дифференциацию цен и качества продукции. Подобный метод сегментации рынка имеет место и на межотраслевом уровне.
Модель картеля, регулирующая размежевание рынка, – это закрытая модель олигополии. Когда прибыль, извлекаемая фирмами, входящими в картель, высока, она поощряет вход новых фирм на данный рынок, но не вступление их в картель. Наоборот, установив более низкую цену в сравнении с ценой картеля, они смогут захватить определенную долю рынка.
С целью сохранения своей доли рынка картель вынужден будет несколько снизить цену или начать ценовую войну против новичка.
Правительства многих развитых стран не только не ограничивают, но, наоборот, стимулируют деятельность международных картелей. Картели используются для укрепления экономических позиций крупнейших фирм за счет интересов и средних и мелких конкурентов.
2.2. Модель ломанной кривой спроса
Модель была разработана в 1939 г. экономистом Полем Суизи (Paul Sweezy). Основная задача автора модели - объяснить жесткость цен в условиях некооперируемой олигополии.
Предположим, что три крупных фирмы А, В и С производят практически однородный товар и владеют каждая 1/3 рынка. Все три фирмы продают свою продукцию по общей цене P*. Объем продаж фирмы А при данной цене составляет Q*. Как отреагируют олигополисты В и С, если фирма А в одностороннем порядке решит изменить цены на свою продукцию?
Если фирма А понижает свои цены ниже уровня сложившейся цены Р*, то ее конкуренты скорее всего последуют ее примеру, чтобы не потерять своих покупателей и не допустить укрепления фирмы А за их счет.
Если фирма А повышает свои цены выше сложившейся в отрасли цены Р*, то скорее всего фирмы В и С не последуют ее примеру, поскольку, в этом случае они, ничего не предпринимая, расширят свои доли рынка за счет части покупателей фирмы А.
Можно предположить, что если на олигопольном рынке конкуренты игнорируют повышение цен, но реагируют соответствующим образом на понижение цен, то кривая спроса фирмы А будет иметь различный наклон выше и ниже уровня преобладающей цены. Перегиб кривой спроса в точке преобладающей цены имеет своим следствием разрыв кривой предельного дохода на участке ВС, как это представлено на рис.4.
Рис.4. Модель ломаной кривой спроса (рост издержек)
Предположим, что кривая предельных издержек МС фирмы проходит через разрыв ВС. Как видно из приведенного рисунка, оптимальный объем производства равен Q*, а оптимальная цена Р*. Если по каким-то причинам издержки возрастают и кривая МС смещается вправо в пределах отрезка ВС (например, в положение МС`), то ни оптимальный объем, ни оптимальная цена не поменяются.
Аналогичным образом можно рассмотреть ситуацию, когда меняется рыночный спрос. Как видно на рис. 5, увеличение рыночного спроса и соответствующее смещение кривой предельного дохода вызовут прирост оптимального объема, но сохранят неизменной рыночную цену.
Рис. 5 Модель ломаной кривой спроса
(рост спроса)
Модель ломаной кривой спроса, по мысли ее создателя, позволяет объяснить причину стабильности цен на олигопольном рынке при небольшом изменении издержек или рыночного спроса на продукцию. Очевидно, что если конкуренты ожидают адекватной реакции на свои действия, то они постараются воздерживаться от одностороннего повышения или понижения цен. [16, 259]
Исключением может быть ситуация, когда издержки олигополистов существенно отличаются друг от друга, и фирма с наименьшими издержками может назначить более низкую цену, чтобы использовать данное преимущество. Более того, поскольку покупатели могут достаточно легко поменять продавца, выбирая того, у кого цены ниже, конкуренция заставляет олигополистов продавать свою продукцию по одинаковым или почти одинаковым ценам. Исключением является дифференцированная олигополия. Если фирма сформировала высокую приверженность своей торговой марке среди покупателей, то они будут готовы платить более высокую цену за покупку более качественного товара.
Практические наблюдения не противоречат выводам из данной модели. Результаты исследований показывают, что в чистой или слабо дифференцированной олигополии существует тенденция к выравниванию цен (рынок алюминия, цемента, стали), в отраслях же сильно дифференцированных олигополисты взимают сопоставимые цены.
Вместе с тем допущение о возможной реакции конкурентов не всегда справедливо.
Понижение цены одним из олигополистов может быть расценено не как попытка ценовой конкуренции, а следствием того, что: товар устарел, и возникли проблемы с его сбытом; фирма находится в сложном финансовом положении и пытается расширить рынок сбыта. Соответственно и реакции конкурентов будут зависеть от их видения ситуации. С другой стороны, тенденция игнорирования повышения цены не действует в условиях инфляции, когда в течение некоторого периода наблюдается повышение общего уровня цен в экономике. Или когда в отрасли имеют место серьезные изменения в отраслевых издержках или рыночном спросе.
2.3. Модель ценового лидерства
Несмотря на все преимущества согласованных действий, иногда фирмы не имеют возможности сформировать картель на законных основаниях. В этих условиях осуществляется политика сознательного параллелизма. Стремясь к максимизации своей прибыли в долгосрочном периоде, фирмы координируют свою деятельность так, как если бы соглашение существовало.
Одной из форм сознательного
параллелизма является ценовое лидерство,
которое в отличие от картеля:
не противоречит антимонопольному законодательству,
позволяет сохранять полную независимость
и свободу функционирующих
В условиях ценового лидерства рынок состоит из фирмы-лидера и конкурентного окружения.
|
|
|
|
Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменившимся рыночным условиям, предполагая, что другие фирмы последуют за его решением. Если этого не произойдет, и фирмы-последователи не согласятся с изменением цены, ценовой лидер будет нести потери, до тех пор, пока не вернется к исходному уровню цен. Значительный риск первого шага обуславливает относительную жесткость цен в олигополистических отраслях и их незначительные колебания.
Различают две основные формы ценового лидерства, не основанного на тайном сговоре:
Лидерство фирмы
по цене. Если фирма контролирует значительную
часть производства и продаж и может оказать
воздействие на рынок посредством собственных
решений. Если ее издержки производства
является наименьшим в отрасли (за счет
лучшей технологии, более совершенного
управления, более квалифицированной
рабочей силы и т.д.). Если ее продукция
выгодно отличается в глазах потребителей
(за счет высокого качества, рекламы и
т.д.), то у такой фирмы есть все шансы стать ценовым лидером рынка.
Что же необходимо, для сохранения фирмой
ее лидирующего положения?
Фирма, стремящаяся сохранить свой статус ценового лидера, должна избегать краткосрочной максимизации прибыли. А делать установку на долгосрочную максимизацию прибыли (это означает установление относительно низких цен, чтобы предупредить расширение малых фирм и не допустить входа на рынок новых конкурентов). Активно использовать неценовые формы конкуренции (выпуск новой продукции, сокращение издержек, улучшение обслуживания покупателей и т.д.); ориентироваться на многономенклатурное, диверсифицированное производство, чтобы помешать другим фирмам выйти на рынок с аналогичной продукцией.
2.4. Модель Курно.
Впервые попытку создать
теорию олигополии предпринял французский
математик, философ и экономист Антуан
Огюстен Курно (1801 - 1877) еще в 1838 г. Однако
его книга, в которой излагалась эта теория,
осталась незаметной современниками.
В 1863 г. он выпустил новую работу «Принципы
теории богатства», где изложил старые
положения своей теории, но без математических
доказательств. Лишь в 70-е годы XIX в. последователи
стали развивать его идеи.
Модель Курно исходит из того, что на рынке действуют только две фирмы, и каждая фирма принимает цену и объем производства конкурента неизменными, а затем принимает свое решение. Каждый из двух продавцов допускает, что его конкурент всегда будет удерживать свой выпуск стабильным. В модели предполагается, что продавцы не узнают о своих ошибках. Фактически же эти предположения продавцов о реакции конкурента, очевидно, изменяется, когда они узнают о своих предыдущих ошибках. Модель Курно можно проиллюстрировать рис. 6.
Рис.6. Модель Курно
Предположим, что первым начинает производство дуополист 1, который в первое время оказывается монополистом. Его выпуск составляет q1? То при цене P позволяет ему извлекать максимальную прибыль, ибо в этом случае MR=MC=0. При данном объеме выпуска эластичность рыночного спроса равна единице, а общая выручка эластичного спроса равна единице, а общая выручка достигает максимума.
Затем производство начинает дуополист 2. В его представлении объем выпуска сдвинется вправо на величину 0q1 и совместится с линией Aq1. Сегмент AD кривой рыночного спроса DD он воспринимает как кривую остаточного спроса, которой соответствует кривая его предельной выручки, MR2. Выпуск дуополиста 2 будет равен половине неудовлетворенного дуополистом 1 спроса, то есть сегмент q1D, а величина его выпуска равна q1q2, что даст возможность получить максимум прибыли.
Модель Курно многие экономисты считали наивной по следующим основаниям. Модель допускает, что дуополисты не делают никаких выводов из ошибочности своих предположений относительно реакции конкурентов. Модель закрыта, т.е. число фирм ограниченно и не меняется в процессе движения к равновесию. Модель ничего не говорит о возможной продолжительности этого движения. И наконец, нереальным представляется предложение о нулевых операционных издержках.
Глава 3. Место олигополии в
современной рыночной экономике
Современный этап развития экономики привлекает пристальное внимание ученых и широкой общественности именно к олигополистическим структурам. При анализе новейших тенденций многие ученые приходят к выводу о том, что конкурентная олигополия постепенно формирует так называемое «ядро» современной структуры рынков (в большинстве основных отраслей промышленности, за исключением новейших), имеющее перспективы к дальнейшему укреплению. Данное «ядро» можно рассматривать как предпосылку начала устойчивости и одновременно динамизма, состязательности развития экономики.
Процессы, происходящие в экономике, политике, идеологии современной России, несомненно, многомерны и несводимы к какой-то одной простой и всем понятной формуле. Тем не менее, общий вектор равнодействующей сил просматривается достаточно четко — на территории нашей страны выстраивается система «олигополий».
В олигополию входят
крупные промышленные организационные
структуры: крупные корпорации, корпоративные
сети и группы, финансово-промышленные
группы и так далее. Данные организации
стремятся к активной экспансии, размножению
своей внутренней структуры в многонациональном,
а сегодня уже глобальном экономическом
пространстве. В России выращивание –
на базе отечественных компаний – подобных
структур, сравнимых по масштабам экспансии,
сталкивается с трудностями. С другой
стороны, эти структуры сами приходят
к нам, создавая в нашей стране свои предприятия
(в том числе, производственные), тем самым,
интегрируя Россию в мировую экономику
таким способом.
Как было сказано выше, современная экономика
выявляет разные точки зрения на экономические
последствия олигополии и ее эффективность.
Информация о работе Место олигополии в современной отечественной экономике