Место олигополии в современной отечественной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

По определению - это организованная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Содержание работы

Введение.............................................................. ……………………………3
Глава 1. Сущность олигополии……………………………...……………..5
1.1. Понятие олигополии……………………...….………………….………5
1.2. История развития олигополии………………….………………………10
1.3. Особенности олигополистического рынка…..…………………. ……14
Глава 2. Модели олигополии…….…............................................................16
2.1. Картель и его типы…………………………………………..….………17
2.2. Модель ломаной кривой спроса ……………………………..…..….....20
2.3. Ценовое лидерство......................................... …………………..…...…23
2.4. Модель Курно…………………………………………………………...25
Глава 3. Место олигополии в современной рыночной экономике……….27
3.1. Эффективность олигополии………………………………..………..…28
3.2. Последствия олигополии…………………………………………..…...29
Заключение…………………………………………………………………...33
Список использованной литературы.........................

Файлы: 1 файл

оп!!!.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

3.1 Эффективность олигополии 

В современной  экономике выявились  различные точки зрения на экономические последствия олигополии и ее эффективность. Традиционная точка зрения полагает, что, поскольку олигополия близка по структуре к монополии, следует ожидать, что она действует приблизительно аналогичным образом. Предполагается, что олигополия с характерными для нее барьерами для вступления в отрасль других фирм приводит к ограничению выпуска раньше, чем достигаются наименьшие  издержки на единицу продукции и соответствующая  рыночная цена. Это приносит значительные, если не максимальные, экономические прибыли. Неофициальное тайное соглашение между олигополистами может дать в результате цены и объемы производства, подобные тем, к которым приводит чистая монополия, хотя при этом сохранится внешняя видимость конкуренции нескольких независимых фирм. Поэтому  олигополия является фактически менее желательной, чем чистая монополия по той простой причине, что чистая монополия в различных странах  подвергается более жесткому государственному  регулированию в целях уменьшения злоупотребления рыночной властью. [9]

Традиционная  точка зрения оспаривается концепцией Шумпетера-Гэлбрейта, в соответствии с которой крупные олигополистические фирмы с рыночной властью необходимы для достижения быстрых темпов научно-технического прогресса. Полагается, во-первых, что современная научно-исследовательская деятельность по разработке новых продуктов и производственных технологий является невероятно дорогостоящей. Поэтому только крупные олигополистические фирмы способны финансировать обширную работу в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Во-вторых, существование барьеров для вступления дает олигополисту некоторую уверенность в том, что он будет получать прибыли, определенную часть которых можно направить на НИОКР. 

Точка  зрения  Шумпетера – Гэлбрейта  предполагает еще, что с течением времени олигополистические отрасли будут способствовать быстрому улучшению качества продукта, снижению издержек производства на единицу продукции, установлению более низких цен и, может быть, большему объему производства и занятости в той же самой отрасли, чем если бы она была организована на конкурентных началах. 

Следует подчеркнуть, что обе точки зрения правомерны, имеют место в реальной экономике, поскольку сложные экономические процессы, в том числе ускоряющие научно-технический прогресс, многогранны.  
 

 

3.2 Последствия олигополии 

Как мы видим, олигополия является важной рыночной структурой современной экономики. Каковы же последствия  олигополии для хозяйственного развития? Рассмотрим конкретный пример - раздел и контроль нефтяного рынка странами ОПЕК. Он позволит нам не только проиллюстрировать важнейшие аспекты деятельности картелей, но и сделать более общие выводы о последствиях любого вида группового контроля над отраслью.

В 1960 году крупнейшие нефтедобывающие страны мира объединились в ОПЕК (Организацию стран - экспортеров  нефти). Их целью являлось достижение соглашения о ценах и объемах  производства нефти, то есть фактически - соглашения о создании картеля. Однако вплоть до 1973 года ОПЕК не могла действовать как картель, поскольку на нефтяном рынке существовало множество стран и компаний, добывающих нефть на арабской земле. Ослабление этих компаний стало важным шагом на пути создания эффективного картеля: с 1969 по 1973 гг. концессии на добычу нефти в арабских странах стали постепенно отменяться.

В 1973 году в связи  с арабо-израильской войной члены  ОПЕК на несколько месяцев ввели эмбарго (запрет) на экспорт ближневосточной нефти в США и другие симпатизировавшие Израилю страны, что привело к росту нефтяных цен. [19, 116]

После окончания  срока эмбарго члены ОПЕК ограничили общий объем 
производства нефти, введя квоты на выпуск нефти для каждого участника. В 
результате этих действий ОПЕК произошел громадный скачок цен на нефть: с 2 долларов США за баррель накануне введения эмбарго до 11,25 долларов после него. Повышение цен повлекло за собой резкое увеличение прибыли стран ОПЕК и падение реальных доходов в странах-импортерах нефти.

Вместе с  тем оно вызвало к жизни  и долгосрочные факторы, препятствующие дальнейшему росту богатства  этих стран. Высокие цены и высокие  прибыли, полученные картелем ОПЕК, привели  к быстрому росту предложения  нефти со стороны стран, не входящих в ОПЕК. Если в 1973 году на долю ОПЕК приходилось более 70% мирового производства нефти, то в 1979 году его доля была уже меньше 60%, а в 1985 году составляла всего 30%. Нефтяные поступления с Северного моря, из Мексики, Советского Союза, США и Канады постепенно заполнили тот “вакуум”, который образовался после ограничения производства странами ОПЕК. Высокие цены сделали рентабельной разработку многих ранее убыточных месторождений, и мировая добыча нефти стала возрастать.

Одновременно  с ростом предложения произошло  снижение спроса на нефть и нефтепродукты. Первоначально это выражалось в простой экономии 
энергоресурсов. Со временем снижение потребления энергии стало весьма 
ощутимым. Было введено в эксплуатацию новое, менее энергоемкое 
оборудование, а вместо нефтепродуктов стали использоваться другие виды 
энергоносителей. Потребители также стали покупать новые, более компактные и более экономичные автомобили. Домовладельцы начали переходить с мазута на более дешевые виды топлива - газ, например. Интенсифицировались исследования и разработки новых технологий, использующих солнечную энергию и энергию моря. Все это привело к значительному сокращению спроса на нефть.

Снижение спроса и увеличение предложения нефти  не позволяло ОПЕК и далее взвинчивать  цену. Более того, поддержание прежней цены стало возможным лишь путем дальнейшего снижения производства и экспорта нефти членами картеля. Это привело к падению доходов ОПЕК и возникновению серьезных разногласий между участниками картеля: некоторые из них стали превышать установленные квоты на производство нефти и снижать цену ниже уровня, установленного картелем.

Дальнейшее  падение спроса и рост предложения  нефти другими странами заставили ОПЕК 14 марта 1983 года впервые за 23-летнюю историю своего существования снизить цену с 34 до 29 долларов за баррель.

В декабре 1985 года страны ОПЕК оказались не в состоянии достичь соглашения по вопросу о квотах. Квоты были отменены, а каждый член картеля стал самостоятельно принимать решения об объемах производства. Это привело к дальнейшему падению цен. К началу 90-х годов цена сырой нефти была ниже 9 долларов за баррель. Ее относительная цена (по отношению к среднему индексу цен всех других товаров) находилась на уровне начала 70-х годов. Рассмотрение конкретного примера ОПЕК позволяет сделать более общие выводы о деятельности как картеля, так и олигополии в целом.

Первый вывод.

Ограничение объема производства ниже того уровня, который  существовал бы при совершенной  конкуренции, в краткосрочной перспективе  может привести к громадному увеличению прибыли участников олигополии. Это означает, что у фирм-участников олигополии всегда существуют мощные стимулы для координации своей деятельности с целью реализации возможностей по контролю над рынком.

Второй вывод.

Сговор и  ограничение предложения оказываются особенно успешными в случае: высокой рыночной концентрации предложения товара (в 1973 году на долю ОПЕК приходилось более 70% мирового предложения нефти); быстрого роста спроса на него; низкой эластичности спроса и предложения товара; высоких барьеров для вступления на рынок.

Третий вывод.

Контролировать  рынок со временем становится все  труднее и труднее. 
Это связано с тем, что, по мере того как новые компании, привлеченные 
высокой прибылью, преодолевают барьеры для вхождения в отрасль, предложение на рынке увеличивается. Одновременно снижается и спрос, так как растет экономия, а также появляются новые заменители данной продукции.

Четвертый вывод.

Компании, контролирующие рынок, всегда будут сталкиваться с  проблемой выбора между увеличением прибыли в течение короткого и длительного периодов. Чем ближе устанавливаемые цены к уровню монопольных цен, тем выше и прибыль в течение короткого периода времени. Однако в долгосрочной перспективе это усиливает ответную реакцию рынка: появляется больше новых производителей аналогичной продукции, возникает больше товаров-заменителей.

Пятый вывод.

Искусственное ограничение объема производства с  помощью соглашения между несколькими  фирмами достаточно трудно поддерживать в течение длительного периода. Это особенно верно в тех случаях, когда снижающийся спрос и растущая конкуренция со стороны новых производителей ведут к падению доли рынка, принадлежащей участникам олигополии.

 

 

Заключение

 

 

В результате выполнения данной курсовой работы была достигнута поставленная цель, заключавшаяся в изучении такой структуры рынка как олигополия, рассмотрены модели олигополии, особенности олигополистического рынка, а также описана роль олигополии в современной рыночной экономике, ее эффективность.

Таким образом, можно сформулировать основные моменты работы.

Олигополия  представляет собой тип рыночной структуры, для которого характерен контроль со стороны нескольких фирм над основными объемами 

производства  и реализации продукции в отрасли.

Главной причиной формирования олигополии является экономия на  
масштабах  производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

Уровень плотности  олигополической структуры рынка  измеряется количеством форм в той  или иной отрасли и их долей  в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики.

Основными особенностями  олигополистического рынка являются: ограниченное количество фирм, значительная концентрация производства у отдельных фирм, ограниченный доступ в отрасль, стратегическое поведение фирм.

Существует  много моделей олигополии, и ни одну из них нельзя считать универсальной. Огромную роль при определении модели олигополии играет характер взаимоотношений между конкурирующими на рынке фирмами. В этом состоит уникальная особенность олигополии.

Подводя итог, можно  сказать, что, несмотря на некоторые недостатки олигополии, такие как использование рыночной власти для ограничения конкуренции и повышение цен, олигополия имеет множество преимуществ и является одной из самых распространенных структур рынка, поэтому и занимает одно из важнейших мест  в современной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Базелер У. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика. Германский опыт и российский путь. – М.: Изд-во «Питер», 2008. – 497 с.
  2. Базылев Н.И. Микроэкономика. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 327 с.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. – М.: Юрист, 2006.

       – 568 с.

  1. Гальперин, В. М. Микроэкономика: в 2-х т. Текст. / Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. / Общая редакция Гальперина В. М. СПб.: Экономическая школа. 2008. – 289с.
  2. Гальперин, В. М. Микроэкономика: в 2-х т. Текст. / Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. / Общая редакция Гальперина В. М. СПб.: Экономическая школа. 2010. – 372с.
  3. Губко, М. В. Микроэкономика. Текст. / Губко М. В., Новиков Д. А. Учебное пособие. Серия «Управление организационными системами». - М.: СИНТЕГ, 2009. - 348 с.
  4. Голубева Е.С. Особенности олигополии в российской экономике. // Проблемы новой политической экономии. – 2010. - № 3. – с. 82-86.
  5. Долан Э. Дж. Микроэкономика. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2005. – 384 c.
  6. Ильин С.С. Основы экономики. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 268 с.
  7. Камаев В. Д. и др. Учебник по основам экономической теории (экономика). - М.: Владос, 2007. – 280 c.
  8. Корниенко О.В. Микроэкономика. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 394 с.
  9. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. Микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика. Уч. пос. / Под рук. А.В. Сидоровича. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Изд. «Дис», 2008. – 736 с.
  10. Микроэкономика. Теория и российская практика. Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: ИТД «КноРус», Изд-во ГНОМ и Д, 2008. – 497 с.
  11. Основы экономики: Учебник для вузов. /Под редакцией М. А. Горелик и Е. А. Голубицкой. М.: Радио и связь, 2008. - 224 с.
  12. Томпсон А., Формби Дж. Экономика фирмы. 2-е изд. – М.: ЗАО «Изд-во БИНОМ», 2008. – 569 с.
  13. Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Проспект, 2009. – 448 с.
  14. Верещагин А.А. Институты партнерства и сотрудничества конкурентов на отраслевом рынке олигополии // Новая российская экономика: движущие силы и факторы: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов. Ярославль, 4 декабря 2009 г. – Ярославль: ЯрГУ, 2010.
  15. Верещагин А.А. Проблемы теоретического исследования рыночного поведения олигополистов // Новая российская экономика: движущие силы и факторы: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых и аспирантов. Ярославль, 4 декабря 2009 г. – Ярославль: ЯрГУ, 2010.
  16. Войтинский, В. Рынок и цены: Теория потребления, рынка и рыночных цен. / Войтинский В: СПб., 2008 – 243с.
  17. Верещагин А.А. Моделирование поведения олигополистов на рынке сотовой связи // Международная научная конференция молодых ученых и аспирантов Новая российская экономика: движущие силы и факторы. – Ярославль: ЯрГУ, 2009.
  18. Г.Н. Вечканова, Г.С. Вечканов. Микроэкономика. 8-е изд.: Питер; СПб.; 2010 – 166c.

Информация о работе Место олигополии в современной отечественной экономике