Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 13:16, курсовая работа
По определению - это организованная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Введение.............................................................. ……………………………3
Глава 1. Сущность олигополии……………………………...……………..5
1.1. Понятие олигополии……………………...….………………….………5
1.2. История развития олигополии………………….………………………10
1.3. Особенности олигополистического рынка…..…………………. ……14
Глава 2. Модели олигополии…….…............................................................16
2.1. Картель и его типы…………………………………………..….………17
2.2. Модель ломаной кривой спроса ……………………………..…..….....20
2.3. Ценовое лидерство......................................... …………………..…...…23
2.4. Модель Курно…………………………………………………………...25
Глава 3. Место олигополии в современной рыночной экономике……….27
3.1. Эффективность олигополии………………………………..………..…28
3.2. Последствия олигополии…………………………………………..…...29
Заключение…………………………………………………………………...33
Список использованной литературы.........................
Содержание:
Введение......................
Глава 1. Сущность олигополии……………………………...…………….
1.1. Понятие олигополии……………………...….…………………
1.2. История развития олигополии………………….………………………10
1.3. Особенности олигополистического рынка…..…………………. ……14
Глава 2. Модели олигополии…….…................
2.1. Картель и его типы…………………………………………..….………17
2.2. Модель ломаной кривой спроса ……………………………..…..….....
2.3. Ценовое лидерство.....................
2.4. Модель Курно…………………………………………………………...
Глава 3. Место олигополии в современной
рыночной экономике……….27
3.1. Эффективность олигополии………………………………..………..…
3.2. Последствия олигополии…………………………………………..….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы....................
Введение
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший механизм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению - это организованная структура, где «встречаются» производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Одним из вариантов соотношения количества покупателей и продавцов является олигополия.
Актуальность настоящей работы обусловлена большим интересом к олигополии, поскольку олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике и занимает практически все технически сложные отрасли промышленности.
Так как вопрос олигополии носит актуальный характер, то целью данной работы стало изучение сущности такой структуры рынка как олигополия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования выступает рыночная структура - олигополия.
В ходе работы использовались следующие методы:
Теоретической и методологической основой исследовательской работы являются труды отечественных и зарубежных ученых в области структуры отраслевых рынков и исследований олигополистических рынков, а также материалы научно-практических конференций, отраслевых периодических изданий.
Глава 1. Сущность
олигополии
1.1. Понятие олигополии
Наряду с
монополистической
Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру. На 1 схематически отражены основные черты олигополистического рынка.[3; 28]
Рис. 1. Черты олигополии
Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Не следует думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.
По концентрации продавцов на одном и том же рынке олигополии подразделяются на «плотные» и «разряженные» олигополии. К «плотным» олигополиям условно относят такие отраслевые структуры, которые на рынке представлены от 2 до 8 продавцами. Структуры рынка, которые включают в себя более 8 хозяйственных субъектов относятся к разряженным монополиям. Подобного рода градация позволяет по-разному оценивать поведение предприятий в условиях «плотной» и «разряженной» олигополии. В первом случае в силу весьма ограниченного числа продавцов возможны различного рода сговоры в отношении согласованного их поведения на рынке, тогда как во втором случае это делается практически невозможным.
Исходя из критерия характера предлагаемой продукции, олигополии можно подразделить на ординарные и дифференцированные. Ординарная олигополия связана с производством и предложением стандартизированных продуктов. Многие стандартизированные продукты выпускаются в условиях олигополии - это сталь, цветные металлы, строительные материалы и т.п. Дифференцированные олигополии формируются на основе выпуска многообразного ассортимента одних и тех же продуктов, то есть в тех отраслях, в которых возможно разнообразить производство предлагаемых товаров и услуг. Уровень плотности олигополической структуры рынка измеряется количеством форм в той или иной отрасли и их долей в совокупных продажах отрасли в рамках национальной экономики. Таким образом, варьируя количеством фирм, можно определить степень концентрации производства, а следовательно и предложения в исследуемой отрасли общественного производства.
В то же время следует подчеркнуть, что было бы неосмотрительно ориентироваться на масштабы только национальной экономики.
Олигополические структуры могут формироваться как на региональном, так и местном уровнях хозяйствования. Так, например, в силу специфики возможностей потребления готового бетона на локальных рынках (района, небольших городов) также формируются олигополистические структуры, равным образом как и на региональном уровне в области предложения, например, кирпича. Однако на каком бы уровне мы не рассматривали олигополии, следует не забывать о двух важных моментах: межотраслевой конкуренции и импорте продукции. Сила олигополии уменьшается под воздействием предложения продуктов предприятиями других отраслей, которые обладают приблизительно равными потребительскими свойствами с продукцией олигополистов (например, газ и электроэнергия как источник тепла, медь и алюминий как сырье для изготовления электропроводов).
Ослаблению олигополии содействует и импорт аналогичных товаров или их заменителей из других стран. Оба этих фактора могут содействовать формированию более конкурентных структур по сравнению с чисто отраслевыми рыночными структурами. В основе исторической тенденции образования олигополий лежит механизм рыночной конкуренции, который с неотвратимой силой вытесняет из рынка слабые предприятия путем либо их банкротства, либо поглощения, либо слияния. Банкротство может быть вызвано как слабой предпринимательской активностью руководства предприятия, так и под воздействием усилий, предпринимаемых конкурентами против определенного предприятия.
Поглощение осуществляется на основе финансовых операций, направленных на приобретения того или иного предприятия либо полностью, либо частично путем скупки контрольного пакета акций или значительной доли капитала. Это отношение между сильным и слабым конкурентами.
Слияние, как правило, носит добровольный характер. Хотя подобного рода централизация капитала и производства может быть экономически вынужденной как выбор третьего из двух зол: либо полная утрата самостоятельности, либо изматывающая экономическая «война» В основе процессов поглощения и слияния лежит стремление отдельных конкурентов умножить свою рыночную силу. Такая централизация капитала, а затем его концентрация позволяет существенно увеличить свою долю продажи на соответствующем рынке, контролировать рынок и цену своей продукции, а также существенно снизить затраты на ресурсы, благодаря крупным закупкам сырья и материалов. Рост рыночной власти нескольких корпораций делает бессмысленным ценовую конкуренцию, которая может превратиться в войну цен и привести к истощению всех его участников. Поэтому в рамках олигополистических структур ценовая политика отдельных фирм не может проводиться без должного учета реакции на нее конкурентов.
Другим существенным фактором, создающим объективные предпосылки для формирования олигополистических структур рынка, является научно-технический прогресс, с которым связано существенное расширение производства с целью реализации эффекта масштаба производства. В процессе совершенствовании техники и появления новых технологий существенно расширялись технологическая концентрация производства, оптимальные размеры предприятия достигали таких масштабов, которые становились существенным препятствием для вхождения в отрасль новых фирм.
Если обратиться
к статистике, то в России отчетливо олигополистический
характер носят сырьевые отрасли, черная
и цветная металлургия, то есть почти
все отрасли, которым удалось выстоять
в нынешнем кризисе и на которые пока опирается
отечественная экономика.
Концентрация производства в руках 8 ведущих
фирм здесь колеблется от 51 до 62%. Бесспорно
олигополизированы и основные подотрасли
химии и машиностроения (производство
удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая
промышленность и др.)
Резким контрастом к ним выступают легкая и пищевая промышленность. В этих отраслях на долю крупнейших 8 фирм приходится не более 10%. Состояние рынка в этой сфере можно уверенно характеризовать как монополистическую конкуренцию, тем более что дифференциация продукта в обеих отраслях исключительно велика (вспомним хотя бы многообразие сортов конфет, которые производит даже не вся пищевая отрасль, а только одна из ее подотраслей - кондитерская промышленность).
Конечно, установление количественной границы между олигополией и монополистической конкуренцией во многом условно. Ведь два названных типа рынка имеют и качественные отличия друг от друга.
При монополистической конкуренции решающей причиной несовершенства рынка является дифференциация продукта. В условиях олигополии этот фактор тоже имеет значение. Есть олигополистические отрасли, в которых дифференциация продукта значительна (например, автомобилестроение). Но существуют и отрасли, где продукт является стандартизированным (цементная, нефтяная промышленность, большинство подотраслей металлургии).
Главной же причиной
формирования олигополии является экономия
на
масштабах производства. Отрасль приобретает
олигополистическую структуру в том случае,
если крупный размер фирмы обеспечивает
существенную экономию издержек и, следовательно,
если крупные фирмы в ней имеют значительные
преимущества над мелкими.
Дело в том,
что крупных фирм в отрасли
никогда не может быть много. Уже
многомиллиардная стойкость их заводов служит надежным барьером
на пути проникновения новых компаний
в отрасль. При обычном развитии событий
фирма укрупняется постепенно и к тому
моменту, когда
в отрасли складывается олигополия, узкий
круг крупнейших
фирм уже фактически определен. Чтобы
вторгнутся в него, «чужаку» надо сразу
выложить такую сумму, которую олигополисты
постепенно инвестировали в дело за десятилетия.
Поэтому история знает лишь очень небольшое
число случаев, когда фирма-гигант создавалась
«на пустом месте» путем единоразовых
огромных инвестиций (АвтоВАЗ в СССР и
Фольксваген в Германии). Характерно, что
в обоих случаях инвестором выступало
государство, то есть в формировании этих
фирм большую роль играли неэкономические
факторы).
Но даже если бы нашлись средства на сооружение большого числа гигантов, те не смогли бы в дальнейшем прибыльно работать. Ведь емкость рынка ограничена. Потребительского спроса вполне хватает, чтобы поглотить продукцию тысяч мелких пекарен или авторемонтных мастерских. Однако никому не нужен металл в тех количествах, которые могли бы выплавить тысячи домен-гигантов. [6; 103]
Информация о работе Место олигополии в современной отечественной экономике