Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение международной миграции рабочей силы в целом, а также её отдельных аспектов, направлений и проблем миграции. Для достижения поставленной цели, предусмотрено выполнение следующих задач: 1. Раскрыть сущность международной миграции рабочей силы
2. Выявить основные направления миграции
3. Рассмотреть способы государственного регулирования миграции рабочей силы
4. Выявить проблемы миграции рабочей силы
5. Предложить пути решения выявленных проблем

Содержание работы

Введение 3
Теории международной миграции рабочей силы 5
Сущность миграции рабочей силы: понятия, виды, формы 5
Направления миграции рабочей силы 9
Государственное регулирование миграции рабочей силы 11
Особенности международной миграции рабочей силы 15
Анализ особенностей миграции трудовых ресурсов 15
Выявление проблем миграции 16
Пути решения проблем 24
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.08 Кб (Скачать файл)

Существует миграция рабочей  силы из промышленно развитых стран  в развивающиеся страны. В основном это поток квалифицированных  кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (достаточно высокие заработки у преподавателей учебных заведений, инженеров, инструкторов и других специалистов, например, в странах ОПЕК), так и житейские (узнать мир, попробовать свои силы и т. п.).

Особо следует сказать  о миграции в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. Известно, что СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. С возникновением Российского государства  к числу этих стран добавились рабочие из Китая. В настоящее  время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы имеет место  стихийный приток мигрантов из Китая  на территорию России. По некоторым  данным существует опасность колонизации  российского Дальнего Востока и  Сибири его многонаселенным соседом.

Помимо миграции рабочей  силы существует проблема беженцев и  вынужденных переселенцев. По оценкам  экспертов ООН 7 млн. человек в  республиках бывшего СССР покинули в 1991-1995 гг. места своего постоянного  проживания. В России по различным  оценкам насчитывается от 500 до 700 тыс. беженцев из дальнего зарубежья. Многие из них находятся на территории России незаконно, а количество беженцев и  вынужденных переселенцев из стран  СНГ, по оценкам специалистов, достигает 5 млн. человек. В странах СНГ проживает  около 25 млн. русских. При неблагоприятной  экономической и политической конъюнктуре  в этих странах многие из них также  могут оказаться в числе мигрантов.8

1.3. Государственное регулирование  миграции рабочей силы

Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных  стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна – к открытой экономике, и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая – к протекционизму и ограничениям в области международной миграции. [7]

Большинство развитых стран  проводит определенную миграционную протекционистскую  политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции с 1995 г. в страну ежегодно допускается  не более 675 тыс. чел. Закон вводит также  квоту для лиц, выезжающих из США  в поисках работы, – 140 тыс. чел. в  год.

В связи с ростом политической и демографической нестабильности в 90-х годах, усложнением процесса адаптации и трудоустройства  иммигрантов многие европейские  страны также ужесточили свои иммиграционные законодательства. Например, в 1993 г. Франция  ограничила въезд новых иммигрантов; ФРГ приняла решение не предоставлять  вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям  мигрантов, работающих по контракту, преимущественно  турецкого происхождения, что ранее  было предусмотрено законом. Аналогичные  ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия. [7]

Демократизация общественной и экономической жизни в СССР, а затем в России коснулась  и некогда жестко регламентируемой сферы выезда граждан за рубеж. С 1 января 1993 г. вступил в силу закон, предоставивший каждому гражданину возможность выезжать, жить и работать за границей и являющийся правовой основой для международной миграции российских граждан, в том числе  и в целях трудоустройства  за рубежом.

Все граждане страны, в соответствии с данным законом, имеют право  на получение заграничного паспорта сроком на пять лет. Исключение составляют лишь лица, осведомленные в области  государственных тайн, имеющие невыполненные  обязательства перед государством (например, обязательная воинская служба), а также уголовные преступники. [7]

Регулирование миграционных потоков в России осуществляет федеральная  миграционная служба, созданная Указом Президента РФ.

Выезд из России граждан  на постоянное место жительства в 90-е  годы не стал массовым, хотя и был достаточно заметным (среднегодовая численность эмигрантов составляла не более 100–150 тыс. чел.). Эта цифра не включает выезжающих на временную работу (часто без соответствующего оформления), число которых, по оценкам, достигает нескольких десятков тысяч человек в год. По некоторым данным, например, только в Польше уже проживает более 300 тыс. выходцев из стран СНГ (в основном из России), выехавших на временную работу или по гостевой визе. [7]

Десятки тысяч наших сограждан  работают, таким образом, в Венгрии, тысячи - в Германии и США. (Легально выехавших в США гораздо больше. Только в Нью-Йорке проживает несколько сотен тысяч русскоязычных иммигрантов.) Попытки регламентировать трудовую миграцию с помощью межправительственных соглашений серьезного влияния на данный процесс не оказывают. Так, соглашение с ФРГ предоставило России ежегодную квоту в 17 тыс. человек, с Финляндией и Бельгией – по 500 человек. Реальные миграционные потоки значительно превышают эти цифры. [7]

Исходя из уже проявившихся миграционных тенденций, а также  принимая во внимание внутриэкономические  и социально-экономические процессы, происходящие в России и других странах  СНГ, можно утверждать, что эмиграционный  потенциал этих стран еще не исчерпан. В частности продолжается традиционная этническая эмиграция: в СНГ проживает  около 3 млн. евреев, 2 млн. немцев, 1,2 млн. поляков, часть из которых имеют  стремление к воссоединению с  «исторической родиной» или национальными  общинами в развитых странах Запада. Вместе с тем, в последние годы этническая эмиграция из России и  других стран СНГ заметно сокращается. На первый план выходит экономическая  эмиграция, обусловленная ухудшением экономического положения, неясностью перспектив экономических реформ, неэффективностью системы социальной защиты населения, падением жизненного уровня. В 90-х годах возникло такое принципиально новое для России явление, как бизнес-эмиграция, т.е. эмиграция предпринимателей, связанная не с экономическими трудностями и лишениями, а со стремлением к политической и экономической стабильности, с опасением потери достигнутого уровня благосостояния и отсутствием перспектив для бизнеса. [7]

Помимо проблемы внешней  миграции весьма серьезно в настоящее  время встала для России проблема иммиграции, преимущественно из стран  ближнего зарубежья, а также из некоторых  развивающихся стран Азии и Африки. В 2004 г. за пределами России проживало  более 17% русских, в том числе на Украине – 11,4 млн. чел., или 22% от численности  населения. В бывших советских республиках  Средней Азии и Казахстане проживают  еще 10 млн. русских, около 3 млн. – в  странах Балтии и Молдавии, 1,3 млн. в Белоруссии, около 800 тыс. – в  Закавказье. Большинство русских  в этих диаспорах хорошо интегрированы  и имеют глубокие корни. Вместе с  тем в ряде стран, особенно в странах  Балтии и Средней Азии, рост националистических настроений может привести (и уже  приводит) к оттоку русскоязычного населения. [7]

Таким образом, в каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства – это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту. [7]

 

ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ  МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

2.1 Анализ особенностей  миграции трудовых ресурсов

В середине XIX века было отмечено самое значительное явление в  истории, современной миграции населения. В 40-е годы XIX столетия произошел  взрыв эмиграции из Ирландии в  США как следствие "картофельного  голода".

Широкомасштабная миграция в начале 80-х годов XIX века из Италии и стран Восточной Европы в  США была связана с падением цен  на европейскую пшеницу. Поток миграции резко замедлился вследствие ухудшения  экономической конъюнктуры в  США и снова набрал силу в ходе экономического оживления.

Причинами широкомасштабной миграции рабочей силы стали аграрное перенаселение в некоторых европейских  странах, безработица, более благоприятные  условия работы в США и, конечно, благоприятные условия для широкого развития собственного дела, повышения уровня жизни.

Новая волна миграции из Европы в США отмечена в 20-е годы. К уже упомянутым причинам следует  добавить трудности послевоенной жизни  в Европе.

После второй мировой войны  отмечают три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это "утечка умов", устойчивый поток  высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) после подавления антикоммунистического  восстания, и из Вьетнама (1974-1975 гг.) после победы "северян" над "южанами", а также с Кубы (1980 г.). В-третьих, самым крупным потоком этого  периода является наплыв рабочей  силы из Мексики, стран Карибского бассейна и Азии. В 90-е годы 84% всех иммигрантов  приехали из этих регионов. 9

Если в первых двух случаях  причины были главным образом  политические, переселенческие, то в  последнем случае - чисто экономические. Так, число желающих мигрировать  из Мексики точно соответствует  спросу на дополнительных рабочих в  США при плате 4 доллара в час.

Особую роль в процессах  трудовой миграции XIX-XX вв. играет миграция населения из Китая в страны Юго-Восточной  Азии и Северной Америки. Она носит  в основном переселенческий характер и оценивается от 70 до 100 млн. человек.

В Европе после второй мировой  войны, в особенности с начала 60-х годов, также отмечены достаточно интенсивные процессы миграции рабочей  силы. Рабочая сила из Испании, Португалии, Греции, Югославии активно использовалась в экономике промышленно развитых стран Европы. Эти миграционные потоки рабочей силы, основанные на временной  основе, не сопровождаемые натурализацией в стране-работодателе, становятся определяющими. Использование иностранной  рабочей силы стало немаловажным фактором успешного функционирования хозяйства стран Европейского Союза. Вместе с тем, как свидетельствует  статистическое ведомство Европейского Союза (Евростат), Европа с 1993 г. стала  терять свою притягательную силу для  переселенцев. Многие иммигранты покидают европейские государства. Такая  ситуация складывается в результате усиления регулирующей политики европейских  государств в отношении иммигрантов. Иммиграционная политика приобретает  все более селективный характер.

2.2 Выявление проблем миграции  трудовых ресурсов

Одной из важнейших проблем  в рассматриваемой сфере является нелегальная миграция. В англоязычных странах для обозначения этого  явления используется термин ”нерегулируемая  миграция” (irregular migration), что, в свою очередь, определило наименование мероприятий, направленных на регулирование статуса нелегальных мигрантов как «регуляризация», «регулирование», «нормализация», «амнистия». Такие программы реализовывались в Испании, Италии, Греции. Около 85% из примерно 4 млн. иностранцев, легализованных в Западной Европе в течение последних трех десятилетий, получили право остаться в одной из указанных стран.

Наиболее распространены в мире однократные (разовые) мероприятия, которые могут проводиться в  отношении больших групп мигрантов-нелегалов, либо индивидуально. Такого рода легализация  может осуществляться в гуманитарных целях, а также по экономическим  соображениям.

Постоянно проводится урегулирование статуса нелегальных трудовых мигрантов  в Великобритании. Во Франции, Нидерландах  и Германии оно носило гуманитарный характер; в Испании, Италии и Греции — экономический (и было однократным).

Проведенная в 2002 г. кампания по урегулированию статуса мигрантов  в Италии относилась как к занятым  у работодателей, так и к домашним работникам (прислуге или ухаживающим  за престарелыми или инвалидами). В  обоих случаях заявителем для  амнистии мог быть только работодатель. Крайний срок подачи заявлений об амнистии был ограничен: на всю кампанию отводилось 2,5 месяца. Объектом амнистии стали незаконные рабочие из стран, не входящих в ЕС, проработавшие  до момента вступления в силу законодательства об амнистии не менее трех месяцев. Работодатель мог легализовать одного домашнего работника или неограниченное число наемных работников. Мигранту вручался вид на жительство сроком на один-два года в зависимости  от типа занятости и договора. При  условии, что работодатель уплатил  взносы на социальное обеспечение за три месяца занятости, он получал  амнистию за нарушение правил проживания, труда, налогообложения и социального  обеспечения до дня выдачи вида на жительство.10 Всего было представлено около 702 тысяч заявлений на легализацию, в том числе 190 тыс. — на домашних рабочих, 140 тыс. — на прислугу и около 372 тыс. — других работников. Легализовались 646,8 тыс. работников.

Для России проблема нелегальной  миграции является не менее важной. Отсутствие визового режима с большинством стран СНГ только усугубляет ситуацию. По экспертным оценкам, в теневом  секторе экономики нелегально трудятся от 5 млн. до 10 млн. мигрантов.

С 2007 г. установлены высокие  штрафы (до 800 тыс. руб.) для работодателей, привлекающих мигрантов с нарушением миграционного законодательства, предусмотрено административное удаление иностранных граждан. Одновременно проводился эксперимент по миграционной амнистии. Нелегальным мигрантам, не нарушавшим визового режима, в упрощенном порядке оформлялся набор необходимых документов (миграционная карта, разрешение на работу). Резкое увеличение численности иностранных работников отчасти было связано с процессом легализации.

Для любого мигранта (легального или нелегального) жизненно важной является его адаптация к новым  для него условиям и обычаям.

Проблема дезадаптации и  социальной исключенности, безусловно, является общей для временных  и постоянных мигрантов, иностранных  работников и беженцев. Очевидно также, что социальная интеграция более  успешно проходит у тех мигрантов, которые обладают более высокой  квалификацией. Высококвалифицированные работники лучше адаптируются и к жизни в принимающем социуме, и к месту работы. Но и для них необходимы некоторые меры, упрощающие их допуск на рынок труда, например, признание дипломов, квалификаций. Россия и некоторые страны СНГ заключили соглашения о взаимном признании документов об образовании. Для менее квалифицированных мигрантов может потребоваться доступ к профессиональному обучению или программам повышения квалификации.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы