Международная миграция рабочей силы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 09:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение международной миграции рабочей силы в целом, а также её отдельных аспектов, направлений и проблем миграции. Для достижения поставленной цели, предусмотрено выполнение следующих задач: 1. Раскрыть сущность международной миграции рабочей силы
2. Выявить основные направления миграции
3. Рассмотреть способы государственного регулирования миграции рабочей силы
4. Выявить проблемы миграции рабочей силы
5. Предложить пути решения выявленных проблем

Содержание работы

Введение 3
Теории международной миграции рабочей силы 5
Сущность миграции рабочей силы: понятия, виды, формы 5
Направления миграции рабочей силы 9
Государственное регулирование миграции рабочей силы 11
Особенности международной миграции рабочей силы 15
Анализ особенностей миграции трудовых ресурсов 15
Выявление проблем миграции 16
Пути решения проблем 24
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 77.08 Кб (Скачать файл)

Для адаптации мигрантов  на новом месте жительства в большинстве  принимающих стран создаются  специальные курсы. Помимо государства, в социальной интеграции мигрантов  участвуют общественные организации, в том числе и международные.

Межкультурный центр в  Австрии с 1989 г. проводит повышение  квалификации специалистов по курсу  ”Интеркультурная компетенция”. Краткосрочные  курсы предназначены, в том числе, для работников детских садов, школ, молодежных центров. В Испании создана  сеть специальных центров приема и обучения иммигрантов, где дети школьного возраста проходят предварительную  подготовку (перед школой) в течение  трех-четырех месяцев (изучая язык, обычаи и т.п.).

При Институте образования  взрослых Петровской академии наук и  искусств в Санкт-Петербурге в 2009 г. был создан Межрегиональный центр образования мигрантов из государств-участников СНГ. Центр занят разработкой и осуществлением образовательных программ для трудовых мигрантов по ознакомлению с национальными правовыми, культурными и социальными аспектами пребывания на территориях государств-участников СНГ.

Казалось бы, в России, где около 70% иностранных граждан  — выходцы из бывших советских  республик, адаптация этих людей  могла бы проходить легче. Но знание русского языка у въезжающих в  нашу страну молодых мигрантов становится все хуже, что осложняет их привыкание к новым условиям.11

По данным социологических  опросов и исследований, проводимых в целом по стране и отдельным  регионам (Москва, Астрахань), часть  россиян негативно относится  к иностранным работникам и проявляет  по отношению к ним откровенную  ксенофобию. Для радикального изменения  ситуации недостаточно усилить пропаганду идей толерантности и интернационализма. Важно, чтобы она стала элементом миграционной политики и увязывалась с проводимыми в стране общими мерами социально-экономического характера. О том, насколько это непросто, свидетельствует, например, опыт жилищного обустройства мигрантов.

Во многих регионах нашей страны локальные рынки труда уже сейчас испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. К 2015 году трудовые ресурсы страны сократятся на 8 миллионов человек, а к 2025-му – на 18–19 миллионов. На рисунке 2.1 видно, максимальное сокращение численности населения трудоспособного возраста произойдет в 2009–2017 годах, когда среднегодовая убыль населения этой возрастной группы будет превышать 1 млн. человек [5].

Рис. 2.1 Изменение (прирост/убыль) общей численности населения и численности населения в трудоспособном возрасте в 1990-2007 гг. и по прогнозу на 2008-2025 гг.

Все категории населения, которые будут входить в трудоспособный возраст в первой четверти XXI века, уже родились, поэтому компенсировать провал за счет наметившегося повышения рождаемости невозможно. Частично восполнить трудовые ресурсы России в этот период можно с помощью мер, направленных на сокращение смертности в трудоспособных возрастах, на общее улучшение здоровья населения с последующим расширением возрастных границ занятости. Однако подобные меры, даже если окажутся сравнительно эффективными, не могут немедленно принести осязаемый результат. Миграция более эластична, то есть более гибко реагирует на внешние факторы, и поэтому способна дать быстрый и масштабный ответ на вызовы ближайшего десятилетия. [5]

Большинство трудовых мигрантов  имеют временную занятость, преобладающую в частном секторе экономики. Последние исследования дают подтверждение тому, что во многих регионах России уже сложились «мигрантские» сектора занятости. Только 8% мигрантов отметили, что на месте работы их окружают в основном представители местного населения. В мигрантской среде работают 60%, около 30% – в смешанной (Рис 2.2). [5]

Рис. 2.2 Относительный состав мигрантов на рабочем месте

Только четверть опрошенных чувствует конкуренцию со стороны  местных работников. Половина мигрантов  утверждает, что местные работники  на их место не претендуют; еще 22% затруднились ответить на соответствующий вопрос. При этом в Москве, где рынок  мигрантского труда складывался  на протяжении долгого времени и  является более структурированным  и устойчивым, степень конкуренции  мигрантов с местными работниками  самая низкая. [5]

Рис. 2.3 Ощущение мигрантами конкуренции со стороны местных работников

На основе предложенных данных можно сделать вывод, что большая часть мигрантов занимает рабочие места, на которые не претендуют местные работники. Впрочем, реальность гораздо сложнее.

Интересно проанализировать различия в зарплате мигрантов по регионам, а также «разрывы» между  мигрантами и местными работниками. Средняя зарплата мигрантов в  Московском регионе в 1,6 раза выше, чем  в Астраханской области и Карелии. Между тем средняя зарплата в  Москве в июле 2006 года составляла 20,6 тыс. руб., что в два раза выше среднероссийской, – иначе говоря, дифференциация доходов мигрантов по регионам несколько  более сглажена, чем соответствующий  показатель для россиян. Разрыв в  зарплате между мигрантами и местными работниками различается по регионам не столь сильно, но все же в Москве он несколько выше (1,5 раза), чем в  Астрахани и Карелии (1,3 раза). Примерно о том же говорят и субъективные оценки.

По данным опроса, примерно половина мигрантов считает, что  им платят столько же, сколько платили  бы местным за такой же труд, т.е. не отмечают дискриминации в оплате труда (Рис. 2.4). [5]

Рис. 2.4 Одинаково ли платят за одинаковый труд местным работникам и мигрантам

Но нельзя забывать, что  работают мигранты за эти деньги значительно  больше.

Таким образом, данные опроса показывают, что расхожее мнение о  мигрантах как «дармовой рабочей силе» в значительной мере является стереотипом, не всегда имеющим под собой реальную основу. Средняя зарплата мигрантов действительно несколько ниже. Однако разрыв не столь велик, чтобы говорить о даровом труде.

Феномен «дешевого труда» – более сложное экономическое  явление, чем обычно представляют. Природа  этого явления станет яснее, если рассуждать с позиции работодателя. Для него реальную выгоду дает не экономия на зарплате, а возможность неформального  характера занятости и ухода  от налогов, которая гораздо выше в случае найма мигрантов, чем  местных работников, так как последние гораздо реже соглашаются на неформальный труд. Согласие работать «по-черному», таким образом, является козырем мигрантов в конкурентной борьбе за рабочие места между собой и с местными работниками.

Важен и субъективный момент. Многие мигранты получают в России вполне устраивающие их деньги. Зарплата мигрантов в России в среднем  в три (а в Москве почти в  пять) раз выше, чем она могла  бы быть на родине, не говоря уже о  том, как трудно получить в странах  выезда хоть какую-нибудь оплачиваемую работу. Так или иначе, более 70% мигрантов  считают свой выезд на работу выгодным и собираются продолжать эту деятельность. Не стоит игнорировать и гуманитарную составляющую трудовой миграции, о  которой часто забывают, увлекаясь  подсчетами экономических выгод  и потерь. Огромному количеству населения  соседних с Россией стран эта  миграция позволяет достойно жить. Не будет преувеличением сказать, что  она формирует средний класс  этих стран, тем самым способствуя  поддержанию социальной стабильности во всем евразийском регионе. [6]

2.3 Пути решения проблем

Попытаемся предложить ряд  рекомендаций по совершенствованию  миграционной политики и законодательства.

Необходимо переориентировать  приоритеты российской миграционной политики в сторону более активного  содействия постоянной иммиграции, которая  полезна как в демографическом, так и в экономическом плане. Пока наладить стройную систему управления миграционными потоками не удается, поскольку миграционная политика является полем деятельности самых разных ведомств. В пределах своей компетенции  ее формируют ФМС России, Минздравсоцразвития  России, Минэкономразвития России, Минрегион России, ФСБ России, которые  зачастую действуют несогласованно.

Представляется разумным устранить излишние административные барьеры, а значит, и условия для  коррупции в сфере миграции. Эти  простейшие идеи приходится повторять  из года в год, поскольку политические заявления, обещающие либерализацию, на практике нивелируются ужесточением других механизмов контроля.

Постоянно проживающие иностранные  граждане и члены их семей должны иметь более широкий доступ к  социальным благам, в частности к  общему и профессиональному образованию.

Повышение миграционной привлекательности  России — это первый шаг, который  должен быть сделан, если мы хотим изменить состав приезжающих в страну мигрантов. Этот шаг самый сложный, поскольку  требует повышения качества жизни  российских граждан до уровня, который  будет способен конкурировать с западноевропейским.

Необходимо совершенствовать механизмы привлечения иностранных  работников для временной трудовой деятельности. Действующая процедура  квотирования и оформления разрешительных документов должна стать более прозрачной. При том, что четкая регламентация  отдельных процедур и критериев  позволит исключить возможность  злоупотреблений со стороны отдельных  должностных лиц, уполномоченных принимать  решения. В то же время устранение избыточных административных барьеров не должно трактоваться как упрощение  системы, действующей в отношении  мигрантов. Права и обязанности  всех участников административного  процесса, связанного с приглашением и регистрацией мигранта, должны быть сбалансированы таким образом, чтобы  не провоцировать нарушений законодательства со стороны всех заинтересованных сторон — трудовых мигрантов, работодателей, российских граждан. [8]

Трудовых мигрантов в  зависимости от срока пребывания и продолжительности трудовой деятельности целесообразно распределять по категориям — временные, кратковременные и  сезонные (три года, один год, несколько  месяцев). Более квалифицированные  иностранные работники должны иметь возможность работать в России до трех лет. Неквалифицированная иностранная рабочая сила может привлекаться для сезонных работ на более короткие сроки.

Необходимо продолжить работу по противодействию нелегальной  миграции, ужесточив ответственность  работодателей за нарушение трудовых прав иностранных работников. Нарушение  норм трудового законодательства, выражающееся в уклонении от заключения трудового  договора, следовало бы наказывать не менее строго, чем использование  иностранной рабочей силы без  разрешения на ее привлечение или  без разрешения на работу. Вместе с  тем считаем полезным проведение миграционных амнистий.

Для ускорения социальной интеграции и адаптации мигрантов  необходима реализация специальных  программ как важной части миграционной политики. Полномочия по нормативно-правовому  регулированию в сфере социальной интеграции мигрантов должны быть отнесены к компетенции Министерства здравоохранения  и социального развития РФ (а не Федеральной миграционной службы). К реализации мероприятий по социальной интеграции мигрантов следует привлекать общественные организации, в том  числе на основе предоставления грантов  и софинансирования.

За счет средств федерального бюджета целесообразно организовать подготовку специалистов по социальной работе с мигрантами с последующим  трудоустройством в системе органов  местного самоуправления. [8]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя общий итог курсовой работы, следует отметить, что миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.

В трудоемких отраслях и  тех видах производств, которые  не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению  «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства.

В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов велик. Зачастую, при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики, например строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.

Иммигранты позволяют  промышленно развитым странам в  период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение  трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам  в связи с НТР или процессом  интеграции. Перелив национальной рабочей  силы в наиболее динамичные сектора  экономики ведет к росту ее квалификации. В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом – иностранной.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы