Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2014 в 01:59, курсовая работа
Одним из необходимых условий эффективного функционирования рыночной экономики является мобильность факторов производства, их способность переходить из отрасли в отрасль в поисках более высокого уровня дохода. Различные факторы производства характеризуются разной степенью мобильности — от нулевой
ВВЕДЕНИЕ……………………………..3
ГЛАВА 1 Сущность и теории международной трудовой миграции
ГЛАВА 2 Формы, мотивы, направления, масштабы и экономические последствия миграции
ГЛАВА 3 Государственное регулирование миграции рабочей силы.
ГЛАВА 4 Республика Беларусь в мировых миграционных потоках
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….31
экономические последствия миграции
Миграция рабочей силы в целом положительно влияет на экономику стран-доноров, и этому есть ряд объяснений:
вследствие оттока части рабочей силы за рубеж снижаются расходы государства на пособия, переквалификацию безработных, организацию для них общественных работ, социальную помощь их семьям;
повышается квалификация соотечественников, работающих за границей, накапливаются профессиональные и организационные навыки без каких-либо затрат страной-донором;
за счет вернувшихся мигрантов устанавливаются личные и деловые контакты с заграницей, что приобщает страну к мировой хозяйственной культуре, повышает интерес к ней как торгово-экономическому партнеру и доверие как к надежному объекту капиталовложений;
накопленные за границей денежные средства служат вернувшимся на родину мигрантам базой для открытия средних и малых фирм. По оценкам экспертов, вернувшиеся на родину мигранты имеют при себе столько же накоплений, сколько ранее перевели через банки;
растет товарооборот между странами, так как увеличивается ввоз товаров из стран происхождения мигрантов для удовлетворения их специальных потребностей в продуктах и товарах культурно-бытового назначения;
возрастают налоги, накладываемые на фирмы по трудоустройству за рубежом, прямые и портфельные инвестиции эмигрантов в экономику родной страны; сокращаются расходы на обучение, здравоохранение и другие социальные расходы, покрывающиеся для эмигрантов другими странами.
Однако у международной трудовой миграции есть и минусы
для страны-донора:
Страны-реципиенты получают следующие выгоды от международной трудовой миграции:
Отрицательных последствий для стран, принимающих иностранную рабочую силу, очень немного:
Говоря о выгодах и недостатках, невозможно однозначно ответить на вопрос, какие страны — доноры или реципиенты — получают исключительные преимущества в процессе миграции. Подход к данным категориям индивидуален и в каждом случае зависит от конкретных обстоятельств.
Проблемы, которые несет с собой международная миграция рабочей силы, повлияли на создание широкой системы государственного и межгосударственного регулирования. Разработка комплекса мер, воздействующих на процессы внешней трудовой миграции, исходит из правовых стандартов, закрепленных в документах международных организаций в форме двух- или многосторонних соглашений. Существенное содействие в подготовке международных конвенций в этой области оказывают такие глобальные организации, как Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (MOM). Региональной структурой, занимающейся защитой прав трудящихся-мигрантов, является западноевропейский Межправительственный комитет по вопросам миграции.
(с464№5)
Ни одна из международных организацийне имеет мандата на регулирование миграции рабочей силы, которое является традиционно прерогативой национальных органов власти. Косвенно в наблюдение и изучение проблем миграции вовлечена Международная организация труда.
@ Международная организация труда
(International Labor Organization) —
Международная организация труда — МОТ
(International Labor Organization — ILO)
Дата создания: 1919 г.
Количество членов: 171.
Основные функции:
• содействие разработке национальных программ для обеспечения полной занятости и роста жизненного уровня;
• создание равных условий для образования и профессиональной подготовки;
• улучшение условий труда, здравоохранения и жизни;
• признание права на коллективное проведение переговоров и сотрудничество между менеджментом и трудом.
Структура:
• Международная конференция по вопросам труда (International Labor Conference) —высший политический орган МОТ, заседающий раз в год, на уровне делегаций стран-членов, состоящих из двух представителей правительства, одного представителя работодателей и одного представителя наемных работников.
• Управляющий орган (Governing Body) — заседающий три-четыре раза в год исполнительный
орган МОТ, состоящий из 56 членов, из которых 28 представляют правительства, 14 — работодателей и 14 — наемных работников. 10 крупных стран имеют постоянное представительство в этом органе, а остальные 18 избираются из числа других членов каждые три года.
• Международная контора по труду (International Labor Office) — постоянно функционирующий секретариат МОТ во главе с Генеральным секретарем.
Главный вклад МОТ в регулирование международного рынка труда заключается в разработке международных стандартов по труду, являющихся рекомендацией национальным правительствам в таких областях, как минимальный уровень оплаты труда, равенство возможностей в области занятости, система социального страхования, охрана материнства, минимальный возраст рабочей силы, защита интересов мигрантов и пр.
Стандарты в области труда находятся под постоянным контролем со стороны МОТ, которая, однако, не имеет рычагов, чтобы заставить страны применять их. Они внедряются странами на добровольной основе и закрепляются в текущем законодательстве и практической работе правительств. Ежегодно страны-члены предоставляют в МОТ отчет о прогрессе в деле внедрения международных стандартов в национальную практику, которые рассматриваются независимым комитетом, состоящим из примерно 20 экспертов, которые, в свою очередь, составляют доклад и представляют его на рассмотрение Международной конференции по вопросам труда. Если правительство страны — члена МОТ не соблюдает те или иные международные стандарты в области труда, которые она ратифицировала в своем законодательстве, организации, представляющие наемных работников, могут сделать представление в МОТ по этому поводу. Получив его. Управляющий орган назначает независимую трехстороннюю комиссию по изучению проблемы, которая выносит свои рекомендации по ее решению. Если с точки зрения какой-либо страны-члена другая страна не выполняет принятые на себя обязательства стандартов в области труда, она может также сделать представление в МОТ по этому поводу. Если рекомендации МОТ игнорируются, то дело может быть вынесено на рассмотрение Международного Суда. Однако основной метод работы МОТ — через согласование интересов и поиск консенсуса на трехсторонней основе между правительствами, работодателями и наемными работниками.(с 294 № 2)
В некоторых промышленно развитых странах, испытывающих большой наплыв иностранной рабочей силы (Германия, Франция и др ), в последние годы стали разрабатываться программы поощрения иностранных рабочих к возвращению на родину. Такие программы могут предусматривать выплату материальной компенсации уезжающим иммигрантам, меры по профессиональной подготовке иностранных рабочих, что облегчит им нахождение высокооплачиваемой работы по возвращении домой. Наконец, реэмиграция может стимулироваться и на межгосударственном уровне путем оказания финансовой помощи странам-экспортерам рабочей силы с целью создания в них новых рабочих мест для реэмигрантов.
Учитывая все перечисленные выше экономические и социальные последствия международной миграции рабочей силы, государство не может не вмешиваться в эту сферу международных экономических отношении Причем если сфера международной торговли в последние десятилетия характеризуется постепенной либерализацией национальных внешнеторговых режимов, снижением уровней тарифных и нетарифных барьеров, то в области миграции трудовых ресурсов государственные ограничения не толь ко не смягчаются, но даже становятся более жесткими.
Международные потоки рабочей силы в настоящее время регулируются и ограничиваются как на национальном уровне, так и на уровне межгосударственных отношении. При этом либо ограничивается приток иностранных рабочих в страну, либо стимулируется их отъезд из страны обратно на родину (реэмиграция).
Важно подчеркнуть, что принимающими странами ограничительная практика применяется по отношению далеко не ко всем категориям иммигрантов. В ряде случаев въезд иностранных рабочих не ограничивается. Это может касаться, например, некоторых категорий неквалифицированных рабочих, которые готовы за небольшую плату выполнять те виды тяжелой, вредной или грязной работы, где существует значительный дефицит рабочей силы. Более того, иммиграция может даже стимулироваться, когда речь идет о высококвалифицированных специалистах или рабочих редких специальностей, крупных ученых, выдающихся музыкантах или спортсменах и т.д
Однако для представителей большинства обычных профессии как правило, национальное законодательство принимающих стран устанавливает существенные ограничения. Эти ограничения могут касаться профессиональной квалификации иммигрантов (требования к уровню образования или стажу работы по специальности), времени их пребывания в стране, национальности или страны происхождения (регулирование географической структуры иммиграции), самой личности иностранного рабочего (требования к состоянию здоровья, отсутствию судимости, непринадлежности к террористическим или экстремистским организациям и т.д.) ( с 115 №6)
Миграция населения является естественным
и закономерным процессом, позволяющим
сбалансировать экономическую, социальную,
политическую и духовную сферы мирового
сообщества. Средства массовой информации,
Интернет позволяют получить информацию
о социальных гарантиях в развитых странах,
установить контакты, подыскать работу,
а развитость транспортных систем способствует
быстрому и относительно недорогому перемещению
людей из одной страны в другую. По данным
Международной организации по миграции,
общее количество мигрантов в мире составляет
около 175 млн человек, то есть почти 3 % населения
планеты проживают в странах, не являющихся
их родиной.
С точки зрения развития человечества миграция является положительным явлением, так как с ее помощью происходит преодоление различий в уровне жизни, удовлетворяются потребности мировой экономики, происходит социокультурный обмен, духовное взаимообогащение. Международная миграция способствует развитию стран происхождения и повышению благосостояния принимающих стран.
В миграционной сфере, как в фокусе, сходятся самые актуальные задачи по развитию человеческого капитала, включая такие, как становление экономики знаний и национальных инновационных систем, а также формирование качественно новой политики социального развития, опирающиеся на принципы самореализации граждан.
В то же время миграционные процессы, международная миграция населения – одна из самых сложных проблем мирового развития. Для многих государств все более актуальными становятся вопросы преодоления отрицательных последствий миграционных процессов, таких как высокий уровень нелегальной миграции, незаконной занятости, торговля людьми и др. Данные явления представляют угрозу национальной безопасности, оказывают крайне негативное влияние на экономику и другие сферы жизни общества.
Проблемы миграции, урегулирования процессов миграции всегда были наиболее актуальными для государств – участников Содружества Независимых Государств. Общая история, сложившаяся за многие десятилетия, культурные связи народов, отсутствие языковых барьеров в общении создают почву для активного перемещения людей.
Принятые Советом глав государств Содружества в октябре 2007 года предложения по согласованной миграционной политике, включая Декларацию о согласованной миграционной политике государств – участников СНГ, создали необходимые условия для обеспечения конструктивных подвижек на этом весьма важном направлении.
Планом основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств предусмотрено совершенствование договорно-правовой базы Содружества и его государств – участников в сфере миграции. Этот вопрос рассматривался Группой для выработки предложений по согласованной миграционной политике стран СНГ. И сегодня уже можно сказать, что созданы реальные предпосылки для преодоления расхождений в национальном законодательстве государств – участников СНГ, повышения организационной составляющей сотрудничества, определения единых подходов к учету мигрантов, налаживания полномасштабного информационного обмена.