Модели смешанной экономической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности и особенностей смешанной экономической системы.
Для выполнения цели поставлены следующие задачи:
установить сущность понятия «экономическая система»
рассмотреть различные классификации экономических систем;
изучить существующие теоретические модели смешанной экономики;
выявить особенности шведской модели смешанной экономики;
рассмотреть смешанную экономику в США;

Содержание работы

Введение
Сущность экономической системы………………………………………5
Понятие экономической системы……………………………………….5
Классификация экономических систем……............................................8
Модели смешанной экономической системы…………………………...14
Теоретические модели…………………………………………………...14
Национальные модели смешанной экономики………………………...16
Шведская модель…………………………………………………..16
Американская модель……………………………………………...19
Германская модель…………………………………………………22
Японская модель…………………………………………………...24
Особенности российской модели экономики……………………………26
Заключение……………………………………………………………………...29
Библиографический список…………………………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Российский экономический  университет имени Г.В. Плеханова»

Факультет менеджмента

Кафедра экономической  теории

Курсовая работа

по учебной  дисциплине «Экономическая теория»

ТЕМА: « Модели смешанной экономической системы».

Выполнила:

Комаревцева Виктория,

Студентка группы 1110

Проверила:

Казаринова Е.Б., к.э.н., доцент

 

 

 

 

Москва, 2013

Оглавление

Введение

  1. Сущность экономической системы………………………………………5
    1. Понятие экономической системы……………………………………….5
    2. Классификация экономических систем……............................................8
  2. Модели смешанной экономической системы…………………………...14
    1. Теоретические модели…………………………………………………...14
    2. Национальные модели смешанной экономики………………………...16
      1. Шведская модель…………………………………………………..16
      2. Американская модель……………………………………………...19
      3. Германская модель…………………………………………………22
      4. Японская модель…………………………………………………...24
  3. Особенности российской модели экономики……………………………26

Заключение……………………………………………………………………...29

Библиографический список…………………………………………………..31

 

 

Введение.

В основе одной из классификаций  экономических систем лежит тот  факт, что каждое общество стоит перед проблемой выбора решения следующих вопросов. Что производить? Поскольку ресурсы ограничены, общество не может произвести все желаемые товары и услуги в неограниченном количестве. Необходимо решить, какие товары необходимы немедленно, с производством чего можно подождать, а от чего можно вообще отказаться. Увеличение производства любой продукции возможно при сокращении другой. Например, наращивание военной продукции возможно при сокращении гражданской. Как производить? Один и тот же продукт может быть произведен путем разной комбинации ресурсов. Новые технологии позволяют сберечь ресурсы: труд, сырье, энергию и прочее. Также необходимо ответить на вопрос, на предприятиях с какой организационно-правовой формой будет производиться продукция.   
Для кого производить? Проблема распределения общественного продукта является одной из самых главных, поскольку количество создаваемых товаров и услуг ограниченно. От способа решения этой проблемы зависят экономическая динамичность системы и социальная стабильность. 
Различные экономические системы по-разному решают эти проблемы.

В процессе формирования и развития экономики выявились  существенные недостатки уже существующих экономических систем: рыночной и плановой. Каждая из этих моделей имела свои недостатки и не могла полностью удовлетворить потребности общества. Это и послужило толчком к созданию новой модели, которая сочетала бы в себе качества вышеуказанных двух и более успешно справлялась с поставленными задачами. В то же время, смешанная экономика – это не строго определенное понятие. Ведь государства, использующие смешанную экономику, отличаются между собой менталитетом, историей, государственным устройством. Все это накладывает определенный отпечаток на модель экономики и придает ей свои, сугубо индивидуальные для каждой страны, особенности.

Целью данной курсовой работы является исследование сущности и особенностей смешанной экономической системы.

Для выполнения цели поставлены следующие задачи:

  • установить сущность понятия «экономическая система»
  • рассмотреть различные классификации экономических систем;
  • изучить существующие теоретические модели смешанной экономики;
  • выявить особенности шведской модели смешанной экономики;
  • рассмотреть смешанную экономику в США;
  • изучить основные черты германской модели смешанной экономики;
  • выявить аспекты смешанной экономики в Японии;
  • выяснить особенности российской модели экономики.

 

1. Сущность экономической  системы.

1.1. Понятие  экономической системы.

В своей жизни люди очень часто используют понятие  «система», а экономисты, в свою очередь, термин «экономическая система». Однако не все люди достаточно четко понимают, что же на самом деле имеется в виду. Само понятие «экономическая система» сегодня размыто и неточно. Возможно, это и является причиной того, что на сегодняшний день существует огромное множество различных классификаций экономических систем.

Основной принцип системы  – это целостность. Но целое - это не просто совокупность частей. Как и человек – это не простая совокупность конечностей, туловища, головы, внутренних органов, органов чувств и тому подобное. Если все эти части сложить вместе, человека не получится, поскольку нужна какая-то структура, элементы системы должны быть объединены вполне определенным образом. Причем отсутствие одного из элементов не всегда ведет к потере целостности системы. Человек без руки, например,  – тоже человек; в то время как отсутствие головного мозга уже ставит целостность системы под сомнение.

В результате правильного  соединения элементов системы возникает  некоторое свойство – системное  свойство. Откуда и как появляется это свойство на сегодняшний день никому не известно. Ученые используют понятие «синергетический эффект» (от греч. synergos — вместе действующий) – существенное возрастание эффективности деятельности в результате соединения, интеграции, слияния отдельных компонентов в единую систему за счет так называемого системного эффекта по сравнению с простой суммой эффективностей отдельных компонентов. [20]

Из всего вышесказанного можно сформулировать определение понятия «система». Система – это совокупность элементов, соединенных таким образом, что у совокупности появляется такое свойство, которое отсутствует в каждом отдельно взятом элементе.

У экономической системы  таким свойством оказывается  выгода, которую приобретают люди в процессе перераспределения экономических благ между экономическими субъектами. Таким образом, экономическая система – это форма перераспределения экономических ресурсов на определенной территории, приносящая выгоду экономическим субъектам.

Также можно отметить, что отдельные звенья экономики, такие как предприятия, министерства, бюджетные учреждения, отдельные отрасли, можно рассматривать и как самостоятельные системы и как части системы более высокого уровня. Но при этом сама система и ее закономерности будут определяющими по отношению к подсистемам. Как, например, Конституция РФ является главенствующей на территории всей страны, несмотря на то, что субъекты РФ также имеют свои конституции. [2]

Экономическая система, как и любая другая система, имеет  индивидуальные, только ей присущие свойства. Важным свойством экономических систем является наличие цели. А элементы системы направляют свою деятельность на достижение этой цели. Например, цель экономической системы – удовлетворение потребностей общества. Фирмы и предприятия направляют свою деятельность на выполнение этой цели, одновременно преследуя свой собственный интерес – максимизацию прибыли. Интересно, что, преследуя свои собственные интересы, фирмы часто служат интересам общества (если в обществе нет ограничения на свободную конкуренцию). Еще Адам Смит отмечал это в своей книге «Богатство народа». Например, предположим, что какого-то необходимого продукта нет в достаточном количестве Естественно, что цена его возрастет, а более высокая цена даст больше прибыли тем, кто этот товар производит. Из-за высоких прибылей другие производители будут также стремиться произвести этот товар. Возникший в результате этого рост производства позволит сократить первоначальную нехватку. И более того, увеличение запасов товара в сочетании с конкуренцией между различными производителями приведет к сокращению цены товара до «естественной цены», т. е до себестоимости. Не нужны никакие принудительные меры для того, чтобы помочь обществу ликвидировать эту нехватку, как бы там ни было, а проблема решена. Говоря словами Смита, каждый человек «руководствуется только собственной выгодой», но он «невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные цели, он часто более действенным образом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится делать это». [13] [8]

Следующее свойство экономических  систем заключается в том, что  сложные экономические системы  с многообразием внутренних и  внешних связей требуют управления ими. Управление обеспечивает координацию  элементов системы и поддержание структурной целостности для поддержания нормального хода воспроизводства. Управление экономикой заключается в косвенном воздействии на экономические субъекты с помощью следующих стимулов: налоговых ставок, величины оплаты труда, административных санкций, правовых и других норм.

Также экономические системы отличает наличие институтов. Понятие «институты» включает в себя правила и нормы, по которым взаимодействуют экономические субъекты, формальные (закрепленные в Конституции, Гражданском кодексе, других законах, указах, постановлениях органов государственной власти) и неформальные (например, «бартерные отношения»). Также понятие «институты» включает в себя все организации и учреждения, которые каким-либо образом регламентируют деятельность экономических субъектов.

Экономическая система  взаимодействует с внешней средой, то есть со всем тем, что находится  вне системы, но изменяет ее и изменяется само под ее влиянием. Так, например, национальная экономика одной страны находится во взаимодействии с экономиками других стан через международное разделение труда. К внешней среде можно отнести природную среду (климат, наличие/отсутствие полезных ископаемых и прочее) и социальную среду (общественное устройство, вид политической власти, система законов, регулирующих экономическую деятельность). [8]

 

1.2. Классификация экономических  систем.

Экономические системы  непостоянны. Они находятся в  постоянном движении и развитии. Одна система сменяет другую, и это  является естественным процессом в историческом развитии общества. Существует несколько подходов к классификации экономических систем.

Одним из самых известных  является формационный подход, который  позволяет выявить закономерные ступени в историческом развитии общества и выделить пять способов материального производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический) на основе утверждения принадлежности главенствующей роли непосредственно к процессу или способу производства. В основе каждой формации лежит определенный способ производства, представляющий единство производительных сил и производственных отношений. [1]

В настоящее время  формационный подход не находит широкого круга сторонников в научном  мире. Это связано с тем, что  в ряде стран, прежде всего азиатских, эта классификация вообще не применима к процессу исторического развития. Более того, за пределами формационного подхода остается человек с его потребностями и ценностями. Все это приводит к  поиску новых критериев, посредством которых можно провести анализ общественного развития.

Формационному подходу  противопоставлен цивилизационный. Название цивилизационного подхода происходит от латинского «civilis», что значит гражданский, общественный. В нем развитие общества рассматривается как естественный, эволюционный процесс. В центре внимания этой  теории находится человек с его постоянно растущими потребностями, научные, экономические, культурные ценности. [15]

Стадийный подход возник в рамках исторической школы одного из направлений экономической мысли XIX в Германии. В ХХ веке теорию стадий экономического роста развил американский экономист Уолтер Ростоу. Критерием выделения стадий служат преимущественно технико-экономические характеристики: уровень развития техники; отраслевая структура хозяйства; структура потребления и т. д. Согласно его теории, общество в своем развитии проходит через пять стадий:

  • «Традиционное общество», которое характеризуется преобладанием сельского хозяйства в экономике, примитивной техникой и господством крупных землевладельцев. Производительность труда на этой стадии низкая.
  • «Переходное общество», когда происходит переход к индустриальной экономике  в связи с развитием ремесел и экономики.
  • Экономика типа «сдвиг». В этой стадии происходит промышленная революция, значительно возрастает производительность труда, развиваются связь и транспорт.
  • «Экономическая зрелость». Быстрое развитие всех отраслей экономики в связи с НТР, рост экономической эффективности.
  • «Экономика массового потребления». Где приоритетная роль отводится сфере услуг, производству потребительских товаров.

В своей более поздней  работе «Политика и стадии роста» (1971) Ростоу добавляет шестую стадию – «поиск качества жизни», в которой на первый план выдвигаются вопросы духовного развития общества. [6]

Заслуживает внимания и  историческая классификация экономических систем, предложенная представителями постиндустриального общества. Согласно этой классификации выделяются следующие экономические системы: доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. Разделяет эти системы между собой промышленная научно-техническая революция.

Доиндустриальное общество характерезуется господством натурального хозяйства и включенность человека в биологические циклы. Изготовление человеком орудий позволяет ему преодолеть зависимость от природы, что создает предпосылки для переходя от естественных производительных сил к общественным. Развитие системы орудий труда и техники, а после и промышленная революция переводят нас к индустриальному обществу. Однако при кажущейся личной свободе индивидов складываются аспекты господства вещи над человеком, что приводит к переходу от индустриального общества к постиндустриальному. Наука стоит во главе общественного прогресса, бурно развивается непроизводственная сфера, лидирующим фактором становится информация. Постиндустриальное общество способствует развитию индивидуальной свободы. [6]

Информация о работе Модели смешанной экономической системы