Модернизация РФ: сущность, цели, сценарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является исследование проектов модернизации экономики России
Задачи исследования:
- исследовать сущность модернизации экономики России;
- рассмотреть направления модернизации экономики России;
- исследовать перспективы модернизации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………….…………………5
1 Модернизация экономики ……………………………………………………6
1.1 Предпосылки и сущность модернизации …………………………………..6
1.2 Цели и средства модернизации ……………………………………………..7
1.3 Стратегия модернизации РФ ……………………………………………….9
2 Основные направления модернизации экономики ………………………...15
2.1 Модернизация оборонной промышленности …………………………….15
2.2 Реформа ЖКХ ………………………………………………………………17
2.3 Модернизация образования ……………………………………………….19
2.4 Развитие инновационной экономики ……………………………………..21
2.5 Модернизация здравоохранения …………………………………………..23
2.6 Модернизация АПК ………………………………………………………..26
3 Перспективы модернизации экономики РФ ………………………………..34
Заключение ………………………………………………………………………38
Список используемых источников……………………………………………..40

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

приобретение транспортных средств для перевозки учеников.

В случае неисполнения или  ненадлежащего исполнения своих  обязательств размер субсидии для данного  субъекта Российской Федерации может быть сокращен.

Выполнение данной инициативы Председателя Партии В.В. Путина наряду с ФЦПРО на 2011-2015 годы и Национальным проектом «Образование» на 2011-2013 годы должно обеспечить достижение ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Механизм реализации:

Постановление Правительства  Российской Федерации от 31 мая 2011 г. №436 «О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования»

Федеральный бюджет выделяет регионам субсидии на модернизацию общего образования – 120 млрд. рублей (20 млрд. рублей в 2011 г. , 60 – в 2012 г., 40 – в 2013 г.). Размер субсидии субъекту Российской Федерации определяется на основе количества школьников и уровня бюджетной обеспеченности региона.

Высвобождаемые средства региональных и местных бюджетов будут направлены на повышение уровня заработной платы учителей. Уже с 1 сентября 2011 года во всех регионах должен быть увеличен фонд оплаты труда учителей .

Проект реализуется в 67 регионах

 

2.4. Развитие инновационной экономики

 

Инновационная экономика (экономика знаний, интеллектуальная экономика) — тип экономики, основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическом совершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции с очень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что при этом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационная сфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и не концентрация финансов (капитала).

Для развития инновационной экономики и стимулирования процесса формирования новых рынков необходимо создавать особую инновационную инфраструктуру и институты поддержки инновационного процесса:

  1. Развитие конкуренции с целью формирования спроса и предложения инноваций и их избыточности.
  2. Создание эффективных наукоемких производств, секторов и отраслей.
  3. Формирование процессов диффузии технологий к их потребителям.
  4. Модернизация экономики и инфраструктуры.
  5. Модернизация и повышение эффективности человеческого капитала в направлении повышения его креативности и инновационности.
  6. Независимая экспертиза исследовательских проектов, направлений исследований, а также научных и инженерных коллективов.
  7. Законодательство, регулирующие отношения в сфере инновационной экономики.
  8. Форсайт-центры, форсайт-проекты, создание дорожных карт, которые позволяют снизить риски внедрения новых продуктов и координировать усилия коллективов-разработчиков.
  9. Разнообразные экспертные и научные прогнозные организации, сообщества и сети, позволяющие формировать видение будущего.
  10. Специализированные образовательные центры (например, Массачусетский технологический институт, Стэнфордский университет), институты и школы, позволяющие готовить не только учёных и инженеров, но и предпринимателей, способных к продвижению инновационных проектов.
  11. Центры коммерциализации технологий и разработок.

 

2.5. Модернизация  здравоохранения

 

Национальная модель здравоохранения и наличие добровольного частного медицинского страхования дает гражданам возможность выбора. Именно поэтому в большинстве западных стран в наши дни ищут новую структуру, позволяющую уравновесить государственное финансирование за счет налогов и за счет медицинского страхования, не рассчитывая, как у нас, на личные средства граждан. Более того, пришедшие от страховщиков принципы “оплата за пролеченного больного” и “деньги следуют за пациентом” наносят неоценимый вред здоровью наших граждан и всему обществу, определяя принципиально неверный вектор развития здравоохранения в стране. Исходя из этих принципов, в системе здравоохранения была полностью утрачена заинтересованность в увеличении числа здоровых людей.

Действительно, чем больше будет больных, тем больше денег по ступит в учреждения здравоохранения. В росте числа больных заинтересовано не только здравоохранение, но и фармацевтические производители и посредники, поскольку при этом будет неизбежно расти потребление лекарственных средств. Поэтому отмеченные принципы не просто ошибочны, но по настоящему вредны для нашей страны.

По сути, на территории Российской Федерации столько систем здравоохранения, сколько в ней  субъектов: на каждой территории разрабатываются  свои стандарты (по примеру Кемеровской  области), оказываются разные объемы медицинской помощи с существенными отличиями по источникам финансирования (в структуре расходов средства ОМС составляют от 10 до 63,6%). Это свидетельствует об отсутствии единой концепции развития здравоохранения.

Такая концепция должна состоять из нескольких частей. В первой части целесообразно представить необходимость создания новой стратегии, которая учитывала бы сложившуюся ситуацию, мировой прогрессивный опыт и основывалась бы на анализе результатов предыдущей концепции. Вторая часть должна включать в себя конечные цели для десятилетней реализации стратегии и модель будущего здравоохранения.

В числе важных целей  в сохранении здоровья должны быть те, которые зависят от здравоохранения: например, увеличение средней продолжительности здоровой жизни; снижение преждевременной и предотвратимой смертности в первую очередь от тех причин, от которых общество несет наибольшие потери, исходя из среднего возраста умер ших и числа лет недожития до средней продолжительности жизни; от несение на более пожилой возраст пика смертности от хронических болезней; увеличение рождаемости здоровых детей, улучшение репродуктивного здоровья и т. п.

Третья часть – целевая, в которой могут быть представлены дерево целей стратегии, критерии их достижения и дерево укрупненных мероприятий или направлений с учетом научно обоснованных приоритетов. Самый главный приоритет на ближайшее десятилетие – несомненно, развитие профилактики, расходы на которую должны быть доведены до 70% всех расходов на здравоохранение, в т. ч. на первичную профилактику и массовое оздоровление – 50%. Это позволит снизить заболеваемость и увеличить число здоровых людей. На вторичную профилактику и возможно более раннее выявление заболеваний следует выделить 20% расходов, что в значительной степени снизит потребность в дорогостоящем лечении и уменьшит нагрузку на специализированную медицинскую помощь и высокие технологии. Соответственно должна значительно измениться и роль первичной медико-санитарной помощи (Primary Health Care) именно как первичной заботы о здоровье.

Для борьбы с алкоголизмом, курением и наркоманиями, в первую очередь среди подростков и молодежи, необходимо организовать досуг, приблизить к местам компактного проживания спортивные площадки разного назначения, прогулочные маршруты, стадионы, спортивные группы, летние оздоровительные лагеря, разнообразные кружки по интересам, бассейны и т. п. Одновременно это будет способствовать патриотическому воспитанию молодежи. Необходимо также восстановить и развить школьную медицину с ее профилактикой, периодическими об следованиями физического и психического здоровья, стоматологическими обследованиями и последующим оздоровлением школьников. Кроме того, требует своего восстановления вся профилактическая, оздорови тельная и лечебно реабилитационная работа на производстве (медико-санитарные части, врачебные здравпункты, цеховые врачи и т. д.).

Особое внимание в  стратегии должно быть уделено информационному  обеспечению санитарно просветительской работы с населением, что позволит повысить уровень санитарной культуры и санитарного образования людей, научить их простейшим методам самопрофилак тики, самообследования и самопомощи в необходимых случаях. Для этого потребуются организация групп здоровых пациентов и выпуск специальной литературы. Необходимо также расширить работу с населением, что позволит повысить степень доверия людей к медицине и ее представителям. Это нужно сделать еще и потому, что те люди, которые на протяжении последних 15 лет разрабатывали основы стратегии развития здравоохранения (видимо, других специалистов в стране просто нет), видят его проблемы и их решение только с чисто экономических позиций, не соизмеряя их с потребностями и возможностями большей части населения.

В этой части можно  предусмотреть создание при каждом медицинском учреждении попечительского или наблюдательного совета, создание групп по работе с пациентами (школы здоровых, школы по диабету, гипертензии, бронхиальной астме, остеохондрозу, по преодолению зависимостей и т. д.), организацию массовых дней здоровья и т. п. Особо следует рассмотреть вопрос о создании долгосрочной программы по оздоровлению девочек подростков; организацию соответствующих центров.

Хочется напомнить определение, сформулированное в ч. 1 ст. 1 Основ  законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487 1: “Охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья”.

Несмотря на кажущуюся  сложность этого определения, оно  наиболее полно отражает существо системы охраны здоровья, ее комплексность, межведомственность (межсекторальность) и государственность. Эта система выходит далеко за пределы рамок собственно здравоохранения как отрасли. Все это соотносится с не потерявшим своей актуальности высказыванием Н.И. Пирогова о том, что главное предназначение врача состоит в научении людей быть здоровыми и в лечении тех, кого не удалось обучить этому.

В четвертой части стратегии должна быть подробно представлена система здравоохранения, полностью ориентированная на выполнение определенных целей и приоритетов. В пятой части стратегии должны содержаться развернутые конкретные планы ее реализации с указани ем исполнителей и финансирования.

В процессе реализации стратегии  необходимо:

повысить престижность и привлекательность врачебной профессии, используя для этого все средства массовой информации (заказные фильмы, теле и радиопередачи, журнальные статьи и т. п.), с тем чтобы вернуть доверие к врачам и повысить их авторитет;

ввести тестовую систему  отбора по врачебным профессиям, по скольку не из каждого человека может получиться хороший врач;

перестроить систему  до дипломного образования (в направлении от предметного к проблемно предметному обучению и от получения набора быстро устаревающих знаний к развитию клинического мышления);

восстановить систему  непрерывного медицинского образования  на последипломном уровне (начиная  от повышения квалификации на рабочих  местах, двух и трехзвеньевой системы  и заканчивая специальными образовательными курсами), а при обучении врачей без отрыва от производства акцент делать на умении работать с пациентами, особенно на психологических особенностях такого общения;

развить отечественный  принцип этапности оказания медицинской  помощи, предложенный еще Н.И. Пироговым  и показавший свою высокую эффективность в годы Великой Отечественной войны (военно-медицинская доктрина), а также разработать маршруты движения пациентов исходя из соответствующих показаний;

более полно использовать возможности медицинских сестер как самостоятельных медицинских работников, которые могут и должны работать не только в медицинских учреждениях в качестве помощников врачей. Они должны оказывать самостоятельную (не только патронажную) помощь на дому, вызывая врача в случае необходимости, организовывать работу интегральной медицинской помощи, замыкающей весь цикл оказания лечебно профилактической и реабилитационной помощи пациентам;

предусмотреть существенное увеличение заработной платы медицинским  работникам, особенно занятым в стационарах, и работникам первичного звена, не попавшим под предыдущие постановления;

пересмотреть табели оснащения и укрепить материально  техническую базу, в первую очередь  – в муниципальном звене здравоохранения;

постепенно устранить  имеющие место структурные диспропорции между различными видами медицинской помощи и уровня ми ее оказания;

повысить ответственность (моральную, правовую и финансовую) врачей общей практики (ВОП) за своих пациентов, где бы те ни находились, постепенно перераспределив врачей таким образом, чтобы к концу десятилетия в первичном звене здравоохранения было сосредоточено не менее 40% всех врачей;

активно содействовать  развитию врачебного самоуправления профессиональной медицинской деятельностью как  составной части построения в  стране гражданского общества;

существенно расширить  применение компьютеров в работе врачей, что предоставит им доступ к современным медицинским базам  данных, основанным на принципах доказательной  медицины, систематизированным обзорам  по отдельным клиническим проблемам  и тем самым позволит снизить частоту врачебных ошибок, распространенность и тяжесть которых в нашей стране пока не изучена;

осуществить переход  от оценки и контроля качества медицинской  помощи (эксперты должны быть обучены  и иметь соответствующую лицензию) к его обеспечению в соответствии с разработанными стандартами лечения пациентов, ориентированными на конкретные результаты;

предусмотреть со временем концентрацию платных услуг, разлагающих  государственное здравоохранение, преимущественно в частных медицинских учреждениях, поскольку во всех остальных между врачом и пациентом не должно быть денежных отношений. Из медицинской помощи нельзя извлекать прибыль. Легализация платных услуг ничего не даст, так как даже в условиях частных клиник, например стоматологических, врач направляет в кассу не каждого пациента;

осуществить постепенный  переход на международно сопоставимые критерии в области лицензирования и аккредитации, медицинской демографии, здравоохранения, номенклатуры медицинских  учреждений и врачебных специальностей; определить понятия, что такое больница, врач и т. д.;

закрыть вопрос о возможности  рынка в здравоохранении, по скольку  здоровье человека не имеет рыночной стоимости, а медицинская помощь не является товаром и предметом  конку рентной торговли;

Информация о работе Модернизация РФ: сущность, цели, сценарии