Модернизация РФ: сущность, цели, сценарии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:06, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является исследование проектов модернизации экономики России
Задачи исследования:
- исследовать сущность модернизации экономики России;
- рассмотреть направления модернизации экономики России;
- исследовать перспективы модернизации.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………….…………………5
1 Модернизация экономики ……………………………………………………6
1.1 Предпосылки и сущность модернизации …………………………………..6
1.2 Цели и средства модернизации ……………………………………………..7
1.3 Стратегия модернизации РФ ……………………………………………….9
2 Основные направления модернизации экономики ………………………...15
2.1 Модернизация оборонной промышленности …………………………….15
2.2 Реформа ЖКХ ………………………………………………………………17
2.3 Модернизация образования ……………………………………………….19
2.4 Развитие инновационной экономики ……………………………………..21
2.5 Модернизация здравоохранения …………………………………………..23
2.6 Модернизация АПК ………………………………………………………..26
3 Перспективы модернизации экономики РФ ………………………………..34
Заключение ………………………………………………………………………38
Список используемых источников……………………………………………..40

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

предусмотреть развитие законодательной базы здравоохранения, для чего каждую статью Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан развить  в закон прямого действия; разработать  законопроекты о правах и ответственности  пациентов и о защите прав врачей в виде страхования рисков профессиональной врачебной деятельности.

В нашей стране сложился и продолжает усиливаться выраженный перекос в сторону узкоспециализированных и дорогостоящих видов медицинской  помощи, которую получает ограниченное число пациентов. Это осуществляется в ущерб массовым профилактическим и оздорови тельным мероприятиям, что делает здравоохранение неэффективным: затраты растут, а здоровье населения в целом не улучшается. Возможно, это связано с тем, что в нашей стране, в отличие от ряда других стран, в здравоохранении и клинической практике пока не нашли должного применения методы экономического анализа, а многие действия не всегда хорошо продуманы и просчитан

Распоряжением Правительства  Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. № 2511-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения».

Целью Государственной  программы является обеспечение  доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских  услуг, объемы, виды и качество которых  должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям науки.

Общий объем финансового  обеспечения Государственной программы  в 2013-2020 годах в текущих ценах  составляет 30,3 трлн. рублей. Предполагаемый объем финансирования Государственной программы составляет: за счет средств федерального бюджета 2,7 трлн. рублей, средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 10,5 трлн. рублей, средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования 17,1 трлн. рублей. Дополнительная потребность в средствах федерального бюджета заявлена в объеме 3,4 трлн. рублей.

В рамках Государственной  программы предусмотрено 11 подпрограмм, которыми определены основные векторы  развития системы здравоохранения: профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи, совершенствование оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения, охрана здоровья матери и ребенка, развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортное лечение, в том числе детей, кадровое обеспечение системы здравоохранения, развитие международных отношений в сфере охраны здоровья, экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья, медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан.

В результате реализации Государственной программы к 2020 году планируется достигнуть следующих  значений показателей:

1. Смертность от болезней  системы кровообращения 622,4 случаев на 100 тыс. населения.

2. Смертность от новообразований  (в том числе от злокачественных) 190,0 случаев на 100 тыс. населения.

3. Смертность от туберкулеза  11,2 случаев на 100 тыс. населения.

4. Смертность от дорожно-транспортных  происшествий 10,0 случаев на 100 тыс. населения.

5. Младенческая смертность 6,4 на 1 тыс. родившихся.

6. Снижение потребления  алкогольной продукции (в перерасчете  на абсолютный алкоголь) до 10,0 литров  на душу населения.

7. Распространенность  потребления табака среди взрослого населения 25%.

8. Распространенность  потребления табака среди детей  и подростков 15%.

9. Материнская смертность 15,5 случаев на 100 тыс. населения.

10. Ожидаемая продолжительность  жизни при рождении 74,3 лет.

11. Соотношение врачей  и среднего медицинского персонала 1:3

12. Средняя заработная  плата врачей и работников  медицинских организаций, имеющих  высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование,  представляющих медицинские услуги (обеспечивающих представление медицинских  услуг) от средней заработной платы в соответствующем регионе 200%.

13. Средняя заработная  плата среднего медицинского (фармацевтического)  персонала (персонала, обеспечивающего  условия для предоставления медицинских  услуг) от средней заработной  платы в соответствующем регионе 100%.

14. Средняя заработная  плата младшего медицинского  персонала (персонала, обеспечивающего  условия для предоставления медицинских  услуг) от средней заработной  платы в соответствующем регионе  100%.

 

 

2.6. Модернизация АПК

 

Основными целями подпрограммы являются:

повышение эффективности  и конкурентоспособности продукции  сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической  модернизации производства;

создание благоприятной  экономической среды, способствующей инновационному развитию и привлечению инвестиций в отрасль;

выход агропромышленного  комплекса России на лидирующие позиции  в области сельскохозяйственной и пищевой биотехнологии.

Основными задачами подпрограммы являются:

стимулирование  приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования;

повышение инновационной  активности сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширение масштабов развития сельского хозяйства на инновационной  основе;

создание и  развитие институциональной среды, необходимой для разработки и широкомасштабного использования инноваций;

создание инфраструктуры развития биотехнологии в сельском хозяйстве.

Целевыми индикаторами и показателями подпрограммы являются:

объемы реализации новой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям (тракторы, зерноуборочные комбайны, кормоуборочные комбайны);

количество  реализованных инновационных проектов;

рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений  в растениеводстве;

удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологии.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:

реализация  производителями сельскохозяйственной техники сельскохозяйственным товаропроизводителям 127,9 тыс. тракторов и 52,8 тыс. комбайнов, в том числе (с оказанием мер государственной поддержки) новых моделей тракторов - 12,6 тыс. штук, зерноуборочных комбайнов - 5,3 тыс. штук, кормоуборочных комбайнов - 1,3 тыс. штук;

увеличение  количества реализованных инновационных  проектов - до 420;

рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений  в растениеводстве (в процентах  к 2010 году) - до 32,2 процента;

удельный вес  отходов сельскохозяйственного  производства, переработанных методами биотехнологии - 11,5 процента.

Реализация  подпрограммы предусматривается в 2013 - 2020 годах.

3. Перспективы модернизации экономики РФ

 

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации базируется на двух основаниях — новой модели экономического роста и новой социальной политике. Новая модель роста необходима, поскольку исчерпала себя прежняя модель, опиравшаяся на быстрый рост внутреннего спроса и цен на товары российского экспорта. Без новой модели роста невозможна и новая социальная политика: России необходимы темпы роста экономики как минимум на 5 % в год. При этом это должен быть рост, не основанный на экспорте сырья и государственном перераспределении ресурсов из сырьевого сектора в сектора экономики с низкой эффективностью и высокой занятостью.

Одна из основных идей Стратегии 2020 — маневр, который позволяет задействовать неиспользованные ранее факторы конкурентоспособности — высокое качество человеческого потенциала, научный потенциал. Новая социальная политика должна учитывать не только интересы незащищенных слоев населения, но и тех, которые способны реализовать потенциал инновационного развития. Это средний класс, который с экономической точки зрения характеризуется возможностью выбирать модели трудового поведения и потребления.

Новая модель роста может быть выстроена при последовательном снижении инфляции и принятии бюджетных правил, регулирующих расходы бюджета в зависимости от долгосрочной цены нефти. Это необходимо для того, чтобы бюджет был стабилен и сбалансирован, чтобы остановить неоправданный и неэффективный рост расходов. Второй комплекс мер, связанных с формированием новой модели, связан со снятием институциональных барьеров для экономического роста. Это попытка сделать внешнюю среду менее агрессивной по отношению к бизнесу, улучшить деловой климат, развить конкурентную среду. Стратегия-2020 выделяет основные проблемы и препятствия в госрегулировании, сдерживающие экономический рост и спрос экономики на инновации.

Экономика ближайшего будущего будет постиндустриальной, в ее основе — сервисные отрасли, ориентированные на развитие человеческого капитала: образование, медицина, информационные технологии, медиа, дизайн. В этой области у России есть конкурентные преимущества, но они быстро растрачиваются в силу устойчивого недофинансирования социальных систем и неэффективного управления ими. В основе предложений Стратегии-2020 в социальной сфере — стремление восстановить и закрепить сравнительные преимущества страны в сфере образования, культуры, медицины.

Для этого оказание услуг, связанных с развитием человеческого капитала, должно перестать быть государственной квази-монополией, где некоммерческие и частные операторы допускаются лишь к услугам, которые государственная соцсистема предоставить не может. Необходима реструктуризация бюджетной сферы, равенство организаций всех форм собственности (включая некоммерческие организации и частный бизнес) при оказании бюджетных услуг, развитие профессиональных сообществ и передача им части регулирующих функций и, конечно, конкурентоспособная оплата в бюджетном секторе.

Такой подход требует  «бюджетного маневра» — частичной смены приоритетов в расходах бюджета. К 2020 году предлагается увеличить финансирование инфраструктуры и человеческого капитала на 4 % ВВП, для поддержания сбалансированности бюджета сократив при этом другие расходы на 4 % ВВП (в основном за счет расходов на оборону и безопасность, трат на госаппарат и субсидий предприятиям).

Оценивая перспективы  развития каждого из направлений, рассмотренных  в Стратегии, разработчики рассматривали несколько сценариев — инерционные (если реформы не проводятся), сценарии жесткой реформы (при ее проведении проигрывающим сторонам не компенсируются их потери) и сценарии оптимальной реформы, максимально учитывающие интересы различных заинтересованных групп. Таким образом, у политиков, анализирующих стратегию, есть возможность выбора.

 

Заключение

 

Связь инвестиций и модернизации российской экономики носит сложный  и неоднозначный характер. Хотя традиционно  инвестиции и являются ключевым фактором обновления основных фондов, тем не менее, в условиях глобализации и возрастающей конкуренции необходимо учитывать не только абсолютные объемы вложений, но и их качество, характер и направленность. Основной тенденцией в настоящее время выступает рост инвестиций в инновационные разработки, что может привести к удешевлению более производительного и нового оборудования, по сравнению с ранее приобретенным и амортизируемым. Кроме того, ряд инвестиционных проектов реализуется в достаточно длительном периоде и отдача от них не совпадает с фактическими сроками модернизации основных фондов, что требует от сформированных стратегий полноты учета ограничений инвестиционной деятельности.

Инвестиционные процессы модернизации отраслей экономики требует  определение роли и функций инвестиций в реализации инвестиционных стратегий. При этом следует учитывать, что поскольку существующие или предлагаемые варианты «сценариев» модернизации носят во многом теоретический характер или заимствованы из опыта развития других стран, то в конкретных условиях развития российской экономики, необходимо адаптировать их к экономической модели инновационного развития и соответственно, на этой основе, сформировать стратегические направления инвестиционного развития страны. Основополагающими принципами разработки комплексной инвестиционной стратегии модернизации экономики являются: взаимосвязь с целями и задачами экономического развития страны; максимальное использование инвестиционного потенциала; учет особенностей инвестиционного климата на территориях реализации инвестиций; государственное регулирование инвестиционных процессов и определение оптимального уровня государственных инвестиций в инфраструктурные и социальные объекты, с использованием преимуществ государственно-частного партнерства.

Исследование инвестиционных стратегий модернизации российской экономики, позволяет обосновать научное положение, содержание которого заключается в том, что на формирование и реализацию инвестиционной стратегии оказывают влияние, как тенденции финансовой нестабильности мирового масштаба (примером этому является современный глобальный финансовый кризис), так и внутренние условия инвестиционных процессов национальной экономики, базирующиеся на особенностях региональной и отраслевой модернизации российской экономики. При этом, в реалиях современного глобального финансового кризиса, факторы нестабильности международной финансовой среды будут оказывать негативное влияние на инвестиционное развития страны, направленное на модернизацию механизмов государственного и рыночного регулирования инвестиционных процессов для формирования рационального инвестиционного комплекса страны.

Информация о работе Модернизация РФ: сущность, цели, сценарии