Монетарная политика Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Отечественной кредитно-денежной системе не повезло. К сожалению, на протяжении длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во-второстепенные, а кредитная система полностью не соответствовала кредитным системам промышленно развитых стран. Говоря об этой теме, нельзя не упомянуть те проблемы, с которыми сталкивается наша экономика на переходном периоде тотального регулирования к рыночному механизму. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Возникновение монетаризма 5
1.2 Основные постулаты 7
1.3. Уравнение обмена И. Фишера 10
2. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 13
2.1 Монетарная политика 13
2.2 Преимущества и недостатки монетарной политики 15
3. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 22
3.1 О резервах монетарной политики Республики Казахстан 22
3.2 Перегрев экономики и регулирование инфляционного процесса 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Монетарная политика.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

3

   1. Теоретические основы монетарной  политики

5

      1.1 Возникновение  монетаризма

5

      1.2 Основные  постулаты

7

      1.3. Уравнение  обмена И. Фишера 

10

   2. монетарная политика государства 

13

      2.1 Монетарная политика

13

      2.2 Преимущества  и недостатки монетарной политики

15

   3. Монетарная политика в Республике Казахстан

22

      3.1 О резервах монетарной политики Республики Казахстан

22

      3.2 Перегрев экономики и регулирование инфляционного процесса

31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

36

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

38


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная курсовая работа посвящена теме «Монетарная политика Республики Казахстан». Ведь экономическое состояние страны зависит от состояния денежно-кредитной системы.

Отечественной кредитно-денежной системе не повезло. К сожалению, на протяжении длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во-второстепенные, а кредитная система полностью не соответствовала  кредитным системам промышленно развитых стран. Говоря об этой теме, нельзя не упомянуть те проблемы, с которыми сталкивается наша экономика на переходном периоде тотального регулирования к рыночному механизму. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере.

«Политика» - это «то, что относится к государству», «государственные дела», государственная  деятельность. Поэтому монетарная (денежно-кредитная политика) - это особая деятельность государства. Она заключается в разработке и осуществлении системы мероприятий, с помощью которых регулируются денежно-кредитные процессы страны.

Сразу возникает вопрос: а почему, собственно, государство  вмешивается в денежно-кредитные отношения?  Ведь известно, что рыночная экономика – это саморегулирующаяся система, все элементы которой постоянно находятся под воздействием спроса и предложения. В поисках ответа можно предположить, что денежно-кредитные отношения занимают особое место в системе рыночных отношений. И это действительно так: без денег и кредита рыночной экономики не существует.  Денежно-кредитные отношения – основа всех рыночных связей, это особые слишком важные отношения, чтобы их функционирование можно было отдать на «откуп» требованиям только законов спроса и предложения.

Объект: Монетарная политика.

Цель: изучить особенности  монетарной политики Республики Казахстан.

В этой связи актуализируются  следующие  задачи:

  1. Изучить теоретические основы монетарной политики;
  2. Рассмотреть особенности монетарной политики государства;
  3. Проанализировать возможности монетарной политики Республики Казахстан.

В курсовой работе была использована литературы отечественных (Нуреев, Р. М.) и зарубежных авторов (Макконнелл, Кэмпбелл Р., Фридмен М., Сэвидж Л.)и статьи из казахстанских журналов («Банки Казахстана», «Деловой Усть-Каменогорск», «Промышленность Казахстана»).

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНЕТАРНОЙ  ПОЛИТИКИ

1.1 Возникновение монетаризма

 

Монетарный — значит денежный (тпопеу — деньги, топе-тгу — денежный по определению Бернара Ива и Колли Жан-Клода,  монетаризм — течение экономической мысли, отводящее деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. [2. c. 231]

 Монетаризм — наука  не только о деньгах. В центре внимания представителей этой школы находятся денежные категории, денежно-кредитные инструменты; однако их интересуют не просто денежный механизм, банковская система, денежно-кредитная политика, валютные отношения. Монетаристы рассматривают эти процессы, чтобы выявить связь между денежной массой и объемом производства. По их мнению, банки — ведущий инструмент регулирования, с помощью или при непосредственном участии которого изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг.

Можно сказать, что монетаризм — это наука о деньгах и их роли в процессе воспроизводства. Это целостная, «общая» теория, представляющая специфический подход к регулированию экономики с помощью кредитно-денежных инструментов.

Внимание к монетаристской теории возросло со второй половины 70-х — начала 80-х гг. В тот период обнаружилось, что кейнсианские методы дают сбои; начался поиск новых подходов к восстановлению экономического равновесия. Если у Кейнса наиболее острой проблемой, поставленной в центр анализа, была безработица, обеспечение занятости и экономического роста, то примерно с середины 70-х гг. ситуация изменилась. Теперь на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции.

Рост потребительских  цен в странах Запада перешагнул десятипроцентную отметку, составив в 1974—1975 гг. в Великобритании 16—24, Японии 24—12, США 9—11%. Инфляционные процессы в США — экономическом и финансовом центре капиталистического мира — инициировали всплески цен в других странах. Инфляция нарастала при одновременном падении производства, углублении структурных диспропорций. Бюджетные манипуляции могли только усилить инфляцию, что и происходило на самом деле.

Стремительным и опасным  оказался взрыв цен на топливо  и сырье. Если раньше цены на энергоресурсы  и сырьевые товары падали, от чего выигрывала обрабатывающая промышленность, то теперь начался обратный процесс. Страны ОПЕК подняли в четыре раза цены на нефть, экспортируемую в страны Запада. Дефициты платежных балансов, образовавшиеся в большинстве индустриально развитых стран, покрывались переводом долларов в страны Ближнего Востока. Экономика Западной Европы, Японии, США, «сидевшая» на внешних источниках энергии, испытывала нефтяной шок. Удорожание энергии привело к резкому падению инвестиций в условиях, когда надо было срочно модернизировать производство, перестраивать его структуру. «Старые» отрасли, потреблявшие много энергии (автомобильная, сталелитейная, химическая промышленность, черная и цветная металлургия), теряли конкурентоспособность, нуждались в финансовой поддержке.

Промышленное производство в странах ОЭСР упало на 13%, сократился торговый оборот. Многомиллионная безработица  при одновременном росте инфляции и падающем или застойном производстве означали появление нового, неизвестного ранее феномена, получившего название стагфляции (стагнация плюс инфляция). Создался своего рода замкнутый круг. Государственная поддержка убыточных предприятий не способствовала ни выходу из кризисного состояния, ни структурной перестройке производства. Инвестиционные средства, в которых нуждались новые производства, расходовались понапрасну. Не хватало денег для социальных программ, которые нельзя было ужимать в условиях спада и безработицы. Новые налоговые вливания тормозили экономический рост.

В спорах и дискуссиях экономистов возникали самые различные трактовки причин инфляции и стагфляции. Выдвигались противоречивые рецепты выхода из создавшейся ситуации. Многие по-прежнему считали, что надо регулировать спрос, но расходились относительно того, как это делать. Меры, направляемые на текущий ремонт хозяйственного механизма, игнорировали или отодвигали в сторону задачи долгосрочной политики и капитального переустройства. Достичь целей экономической политики, выражаемой формулой «магического треугольника» (темпы, занятость, устойчивые цены), никому не удавалось. Началась переоценка ценностей, поиск новых рецептов.

 

1.2 Основные постулаты

Среди экономистов стал популярен  лозунг «назад к Смиту», что означало отказ от методов активного государственного вмешательства и регулирования, поспешную разработку новой доктрины. Публикаций, мнений, рекомендаций в тот период было немало. Наибольшее же внимание привлекли взгляды и предложения теоретиков монетаристской школы и сторонников теории «экономики предложения». Следует, правда, заметить, что с монетаристскими концепциями сторонники этого направления и их признанный глава Милтон Фридмен (род. 1912) выступали гораздо раньше, еще в 50-х гг., но тогда их предложения и выводы особой популярностью не пользовались.

Монетаризм и экономика предложения оказали наибольшее влияние на формирование официальных доктрин и экономическую политику западных держав.

Чтобы представить  концепцию Фридмена, попытаемся выделить ее, исходные положения, в той или иной степени, разделяемые его сторонниками.

Первый тезис — признание  устойчивости рыночного хозяйства. Рыночная экономика, по мнению монетаристов, сама в силу внутренних тенденций и условий стремится к стабильности, саморегулированию. Система рыночной конкуренции обеспечивает высокую стабильность. Цены выполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия. Возникновение отклонений, диспропорций обычно является результатом внешнего вмешательства, ошибок государственного регулирования, а не внутренних причин. Рынок обладает возможностями амортизировать, успокоить шоковые импульсы.

Постулат об устойчивости рыночного  хозяйства направлен против утверждения  Кейнса о необходимости государственного вмешательства, которое, дескать, нарушает естественный процесс.

Второй тезис — приоритетность денежных факторов. Среди Различных  инструментов, воздействующих на экономику, предпочтение следует отдавать денежным инструментам. Именно они (а не административные, не ценовые методы, не налоговая система) способны наилучшим образом обеспечить экономическую стабильность как главную цель регулирования.

Если Кейнс оценивал бюджетную  политику как инструмент достаточно точный, быстрый и предсказуемый  по результатам, то в отличие от него Фридмен характеризует подобным образом денежно-кредитную политику.

Деньги — это особый товар; их основное свойство заключается в ликвидности. Имея деньги, их можно всегда реализовать, приобрести на них любой товар. Деньги реализуют особую функцию, они способны выполнять регулирующую, стабилизирующую роль. Они влияют на экономику через институционную структуру, банковскую систему, создающую деньги и формирующую финансовую политику. Деньги влияют на иены, потребительский спрос, уровень издержек, объем и структуру производства.

Фридмен исходит из того, что между движением денег (темпами роста денежной массы) и динамикой валового национального продукта существует достаточно тесная корреляционная связь. Ускорение или замедление темпов роста денежной массы сказывается на развитии деловой активности, циклических колебаниях производства (об этом подробнее говорится в следующем параграфе).

Третий тезис — регулирование должно ориентироваться не на текущие, а на долгосрочные задачи. Дело в том, что последствия колебаний денежной массы сказываются на основных экономических параметрах не сразу, а с некоторым разрывом во времени. Обычно лаг (временной разрыв) составляет несколько месяцев. Он неодинаков по странам, зависит от состояния конъюнктуры, других факторов.

Анализ лагов приводит Фридмена к выводу о требованиях к проводимой денежной политике. Текущие коррективы с целью воздействия на конъюнктуру обычно запаздывают. Результаты оказываются противоположными ожидаемым. Прогнозы на сколько-нибудь длительный период ненадежны. Обстановка и основные экономические параметры быстро меняются. Поэтому денежная политика призвана ориентироваться не на текущие эффекты и краткосрочные изменения, а носить долгосрочный характер.

Четвертый тезис — необходимость  изучения мотивов поведения людей. «Рынок есть взаимозаинтересованность. Суть рынка в том, что люди собираются и достигают соглашения». [16. с.5] Важны личная инициатива, условия для ее активизации. Необходимы учет и анализ действий участников экономического процесса. На основе такого анализа можно строить прогнозы, что и является задачей экономиста. Справедливость прогнозов служит проверкой правильности теоретических выводов и постулатов.

Сошлемся в качестве примера  на рассмотрение и оценку поведения  людей при выборе альтернативных вариантов с различной степенью риска. Обращает на себя внимание то, что выбор среди различных степеней риска имеет место не только в страховании или азартных играх, где он весьма нагляден, но и «явно присутствует и является важным в гораздо более широкой сфере экономических альтернатив». [18. с. 208]  Он присутствует при выборе профессии. В одних профессиях предполагаемый доход будет находиться в весьма узких пределах (работа бухгалтера), в других — доход может существенно варьироваться (профессия артиста), в третьих — перспективы крупного успеха ожидаются из-за незнания реальной ситуации. «Главные экономические решения человека, в которых важную роль играет риск, касаются использования имеющихся у него возможностей: какой профессией заняться, в какой предпринимательской деятельности участвовать, как инвестировать капитал...». [18. с. 215]  Фридмен — экономист-математик, предпочитающий точность оценок и формулировок; теоретические обобщения и «математическое изящество» стремится сочетать с изучением реальных побуждений людей, с объяснением «наблюдаемого поведения». Он считает, что люди упрямы, их мотивы зависят от многих факторов, в том числе от степени информированности, ожиданий, предвидения действий правительства.

 

1.3. Уравнение обмена И. Фишера                 

Концепция Фридмена опирается на количественную теорию данег, хотя его интерпретация  отличается от традиционной. Количественная теория говорит о том, что существует прямая связь между количеством  денег и уровнем цен, что цены определяются количеством денег, находящихся в обращении, а покупательная способность денег обусловливается уровнем цен. Увеличивается денежная масса — растут цены, и наоборот, сокращается денежная масса — снижаются цены, т. е. при прочих равных условиях товарные цены изменяются пропорционально количеству денег.

Информация о работе Монетарная политика Республики Казахстан