Монетарная политика Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Отечественной кредитно-денежной системе не повезло. К сожалению, на протяжении длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во-второстепенные, а кредитная система полностью не соответствовала кредитным системам промышленно развитых стран. Говоря об этой теме, нельзя не упомянуть те проблемы, с которыми сталкивается наша экономика на переходном периоде тотального регулирования к рыночному механизму. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Возникновение монетаризма 5
1.2 Основные постулаты 7
1.3. Уравнение обмена И. Фишера 10
2. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 13
2.1 Монетарная политика 13
2.2 Преимущества и недостатки монетарной политики 15
3. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 22
3.1 О резервах монетарной политики Республики Казахстан 22
3.2 Перегрев экономики и регулирование инфляционного процесса 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Монетарная политика.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

 

Исходя их этого, допустим, что уполномоченный госорган увеличивает количество денежной массы через операции на открытом рынке. Увеличение денежной массы в стране создает благоприятные условия банкам второго уровня и дилерам для покупки гособлигации. Наряду с этим банки, обладающие большими количествами денег, будут стремиться к увеличению объема кредитных ресурсов, что способствует снижению банковского процента и облегчает потребителям получение ссуды. В связи с облегчением и удешевлением кредита в стране увеличатся инвестиции. Увеличение инвестиции способствует подъему экономики и увеличению дохода. Описанные выше меры по увеличению дохода через регулирование кредитно-денежного механизма можно описать вкратце следующим образом: Рост ДМ (денежная масса) - падение БП (банковского процента) - рост И (инвестиции) - рост Д (доходы).

Особый интерес представляет выделение средств из бюджета на возвратной основе в форме ссуд, что связано, на наш взгляд, со следующими условиями:

- высокий уровень инфляции  привел к обесцениванию собственных оборотных средств и накопительных финансовых ресурсов предприятий, что вызвало резкий рост взаимной задолженности и, соответственно, рост за-

Данные группировки  стран мира по приросту денежной массы (ДМ) и темпов прироста ВВП на душу населения и задолженности по платежам в бюджет;

-  рыночные преобразования  и вызванная ими структура перестройки экономики привели к кардинальным изменениям в структуре спроса на продукцию производственно-технического назначения и товары народного потребления;

-  физически и морально  изношенное оборудование не позволяет в ряде случаев продолжить производство продукции и товаров, удовлетворяющих потребностям рынка, что вызывает резкий рост спроса на инвестиционные ресурсы;

Необходимо отметить, что бремя внутреннего долга качественно и количественно отличается от бремени внешнего долга. При этом следует учесть, что проценты в по внутреннему долгу страна платит казахстанцам. Поэтому, даже небольшой внешний долг причиняет казахстанцам значительно больше беспокойства, чем большой внутренний долг. Еще одно различие между внешним и внутренним долгом связано с тем, что когда дефицит бюджета финансируется займами, а не внутренними ресурсами, истинное экономическое бремя фактически перекладывается на будущее поколение.

Негативное влияние  окажет существование большого госдолга на норму банковского процента, что сделает кредит труднодоступным для потребителей. Но этот процесс можно регулировать путем покупок и продаж на оптовом рынке государственных ценных бумаг. Но при большом объеме гособлигации в руках банков второго уровня Правительство весьма склонно к облегчению кредита с целью удержания процента по долгу на низком уровне. Если курс гособлигаций не может понижаться, то норма процента не может быть повышена. Тем более, физические лица, дилеры и банки второго уровня всегда могут превратить свои облигации в наличные деньги, необходимые им для расходов на потребления и инвестиции. Тем самым, управление госдолгом через оптимальную политику операции на открытом рынке с гособлигациями различной срочности значительно может повысить стабилизацию экономики страны.

В случае снижения цен  и избыточности рабочих мест, регулирующий орган уменьшает денежную массу и кредитные ресурсы. Есть определенные пути уменьшения денежной массы и кредитных ресурсов, суть которых вкратце заключена в следующем:

  1. принять  меры  к увеличению нормы обязательных банковских резервов;
  2. увеличение банковских резервов вызывает пятикратное сокращение (по опыту других стран) денежной массы;
  3. уменьшение денежной массы обычно ведет к сокращению кредитных ресурсов, что способствует их дороговизне и в связи с этим меньшей доступности для массовых потребителей. Сокращение денежной массы способствует росту банковских процентов кредитов и делает кредит менее доступным;
  4. в результате труднодоступное инвестирование кредитных ресурсов в стране будет сокращаться, отсюда спад производства.

В условиях спада производства и низкой экономической активности для подъема экономики и стабилизации производства нами рекомендуется:

  1. сократить минимальные банковские резервы:
  2. сокращение банковских резервов будет способствовать росту денежной массы в соотношении до 5:1 (как отмечено выше);
  3. рост денежной массы обеспечит низкие банковские проценты но кредитным ресурсам;
  4. низкие банковские проценты способствуют росту инвестиций и совокупного спроса;
  5. рост инвестиций и доступность кредитов обеспечивают стабилизацию производства и увеличению доходов населения, способствуют сокращению безработицы   в стране.

Теперь на примере  можно показать, как на деле снижение нормы минимальных резервных требования Нацбанка ведет к увеличению кредитных ресурсов. Например, допускаем, что при требуемой норме резервов в 15%, банки второго уровня имеют депозиты в отношении 6,6:1, а в случае снижения до 10% у них депозиты составят 10,0:1, и в данном случае будет иметь место существенное увеличение всех депозитов названных банков.

Особое значение имеют вопросы о ставке рефинансирования Нацбанка, которая в отчетном году повысилась до 25%, отсюда растут интересы банков второго уровня, где она уже равняется в пределах 28-35%. Непонятно, почему большие интересы банков, хотя в принципе известно, что банковская ставка устанавливается с учетом возможного риска девальвации национальной валюты и инфляции.

В части инвестиций можно отметить, что по оценкам имеющиеся потенциальные ресурсы для инвестиции в 1,3 раза превышают планируемый общий уровень инвестиции и в 2,9 раза - величину внутренних инвестиций, которые в совокупности оказывают отрицательное влияние на величину чистого экспорта через стимулирование импорта и дополнительное финансирование производства товаров зарубежных стран.

В области денежной политики считаем возможным при определенных условиях несколько дифференцировать или увеличить соотношение денежной массы к ВВП с 9,4% до 15%. При этом рекомендуется увязать между собой дефицит бюджета, уровень инфляции, дефлятор ВВП, курс национальной валюты, уровень денежной массы, доходность населения и уровень безработицы, а также других макроиндикаторов, так как у нас в какой-то степени учитывались и жестко ограничивались только дефицит бюджета, уровень инфляции и курс национальной валюты без взаимной увязки с другими рычагами и индикаторами.

В республике для обеспечения  баланса товаров и денег общей суммы денежной массы с учетом ее оборачиваемости за год должно хватать, чтобы можно было выкупить произведенные за год товары и услуги или ВВП. При этом оборот тенге в год, если составляет три раза (расчетно), тогда объем денежной массы (М2) должен составлять 33% от общей суммы ВВП. Известно, что если денег мало, как в нашем случае, то растут неплатежи, бартер и т.д.

 

3.2 Перегрев экономики и регулирование инфляционного процесса

Ряд тенденций в казахстанской экономике свидетельствует о признаках «перегрева» экономики. Главным признаком «перегрева» является неспособность производства удовлетворить по-требительский спрос при росте покупательской способности.

Сырьевой сектор Казахстана является как источником вы-сокого роста экономики, доходов населения, инфляционных процессов, так и причиной ее перегрева.

По результатам первого  полугодия 2005 года товарно-денежный дисбаланс остается существенным. Однако даже если бы он сократился, то не отразился бы моментально на уровне (в сторону понижения) инфляции, ввиду того, что высокий рост денежных агрегатов на фоне существенных поступлений экспортных доходов производит эффект «долгосрочной памяти» на уровень цен в экономике, особенно при таком широком товарно-де-нежном дисбалансе, как в Казахстане. Инфляцию спроса создает нефтяной сектор.

Монетизация экономики  остается низкой 21% от ВВП в 2004 году, создавая впечатление, что рост денежных агрегатов недостаточен и потенциальный рост ВВП еще выше. Однако, для казахстанской экономики дан-ноеутверждение неверно. Высокий рост ВВП обеспечивается благодаря нефтегазовому сектору, который также является важным источником инфляционного давления, насыщая экономику резервами и деньгами.

Ввиду того, что обрабатыващая промышленность менее развита - особенно производство потребительских товаров, то, учитывая рост реальных денежных доходов населения (опять таки на фоне развития нефтегазового сектора) и, следовательно, растущий потребительский спрос, инфляционное давление по причине товарно-денежного дисбаланса форми-руется именно в секторе потребительских товаров. Инфляционное давление будет сохраняться при условии недостаточного роста обрабатывающей промышленности для удовлетворения потребительского спроса. Следовательно, поощрение расширения денежной массы приведет к еще более сильным инфляционным процессам.

Доходы населения и  увеличивающийся неудовлетворенный  потребительский спрос позволяют наращивать объемы импорта – потребительских товаров, в частности.

Тем не менее, экспорт  растет более высокими темпами, чем импорт, приводя к существенному росту торгового баланса по статистическим дан-ным. На самом деле в связи с тем, что экспортная выручка «недопоступает», то это привело к более медленным темпам роста валютных резервов НБРК и в результате к меньшим темпам роста денежных агрегатов.

Все же инфляционное давление остается по причине эффекта «долговременной памяти» предыдущих периодов, когда выручка поступала более интенсивно.

Таким образом, множество  факторов дополняютдругдруга и усиливают признаки «перегрева». Но для казахстанской экономики классические меры сдерживания перегрева, в первую очередь, посредством монетарной политики в краткосрочном периоде (так как для долгосрочного достижения понижения инфляции необходимы структурные изменения), могут повлечь негативные последствия.

Монетарная политика НБРК не должна основываться исключительно на поднятии ставок в экономике, так как источник инфляционного давления исходит извне. Одной из мер по торможению перегрева может служить административное регулирование потока нефтедолларов с 2007 года, когда нефтяные налоговые платежи будут осуществляться в иностранной валюте и аккумулироваться в Национальном (нефтяном) фонде, не расширяя тенговую денежную массу. Снижение разницы между номинальным предложением денег и их реальным уровнем в экономике сдержит инфляцию. Данные меры, все же, представлены в среднесрочном периоде, вто время как риск роста цен, вероятно, носит краткосрочный характер. На данный момент, риск роста цен исходит из двух источников: приток нефтедолларов в экономику и из-быточная ликвидность банков. По существу, снижение ликвидности банков могло бы стать естественным процессом на пути к борьбе с перегревом экономики, но и тут появляется риск увеличения вероятности неплатежеспособности банков, особенно при текущем «буме» кредитования. Поэтому снижение ликвидности банковского сектора должно осуществляться путем постепенного уменьшения относительного уровня ликвидных активов.

Другим методом «охлаждения» экономики могла бы стать политика планомерного увеличения процентных ставок. Это остужает спрос на кредитные ресурсы у потребителей, уменьшает рост потребления, увеличивает реальную стоимость денег и способно повысить реальный денежный спрос в краткосрочном периоде на фоне ожидания роста реальной ставки для более доходного инвестирования. Однако в Казахстане увеличение процентной ставки не замедлит рост номинальнюго денежного предложения в экономике, так как приток экспортной выручки от нефтега-зового сектора не подвержен влиянию изменения курса национальной валюты и внутренних процентныхставок. Поэтому накопившийся потенциал реального роста процентной ставки будет «съеден» поступающей денежной массой от нефтегазового сектора, продолжая стимулировать кредитованиеэкономики. Иными словами, в условиях, когда денежное предложение не регулируется процентными ставками, сдерживающая монетарная политика, которая осуществляется посредством поднятия ставок, вряд ли может быть эффективной. Здесь также существует опасностьтого, что обрабатывающая промышленность пострадает больше всего в результате п-вышения стоимости кредитования.

На текущий момент, большое предложение кредитования банковским сектором сдерживает ставки по кредитам от роста.

Является ли этот факт сигналом перегрева? Недавно, официальными лицами было высказано утверждение, что стабильный уровень процентных ставок при высоких объемах кредитования как раз указывает на данный фе-номен. Следует уточнить, что данное рассуждение верно, только если предложение кредитования находится на равновесном уровне со спросом на кредитование. Наданный момент, спросна кредитные ресурсы превышает предложение, однако процентная ставка остается стабильной только по причине избыточной ликвидности и роста внешнего долга банковского сектора.

Итак, в Казахстане явственно видны признаки перегрева экономики. Причина - минеральный сектор, который является источником риска роста цен и одновременно источником высокого экономического роста, в то время как обрабатывающий сектор вносит небольшой вклад в рост ВВП. Инфляционное давление будет сохраняться при условии недостаточного роста обрабатывающей промышленности на фоне товарно-денежного дис-баланса. Классические меры воздействия включают сдерживающую монетарную политику, но данная мера не будет работать в условиях казахстанской экономики вследствие зависимости от минерального сектора. Наоборот, высока вероятность того, что произойдет замедление роста обрабатывающей промышленности, а повышение ставок не повлияет на сдерживание роста цен.

Таким образом, мы можем  сделать вывод: денежно-кредитная  политика играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение  ее функционирования может повлечь  катастрофические последствия для  всей экономики. Поэтому во всех странах  она находится под жестким контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, монетарная политика есть регулирование денежной массы и денежного обращения в стране путем непосредственного государственного воздействия или воздействия через центральный банк страны. Монетарная политика обеспечивает надлежащее функционирование денежной системы и денежного оборота, распространяя свое влияние как на деньги, так и на цены.

Монетарная политика ставит цели стабилизации, повышения  устойчивости и эффективности функционирования хозяйственной системы, преодоления  кризисов, обеспечения занятости  и экономического роста.

Соответственно и целевые  задачи монетарной политики обладают своеобразием. Это — стабилизация уровня цен, подавление инфляции, стабилизация покупательной способности и курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение устойчивого денежного обращения в условиях свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством банковской системы.

Информация о работе Монетарная политика Республики Казахстан