Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:10, курсовая работа
Отечественной кредитно-денежной системе не повезло. К сожалению, на протяжении длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во-второстепенные, а кредитная система полностью не соответствовала кредитным системам промышленно развитых стран. Говоря об этой теме, нельзя не упомянуть те проблемы, с которыми сталкивается наша экономика на переходном периоде тотального регулирования к рыночному механизму. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Возникновение монетаризма 5
1.2 Основные постулаты 7
1.3. Уравнение обмена И. Фишера 10
2. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 13
2.1 Монетарная политика 13
2.2 Преимущества и недостатки монетарной политики 15
3. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 22
3.1 О резервах монетарной политики Республики Казахстан 22
3.2 Перегрев экономики и регулирование инфляционного процесса 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Согласно несколько
Ирвинг Фишер (1867—1947) писал: «Складывая вместе все индивидуальные уравнения купли-продажи, мы получим уравнение обмена для неизвестного периода в данном обществе... Уравнение обмена относится ко всем покупкам, совершаемым при помощи денег...» [16. с. 14] Это уравнение содержит в левой части два показателя: количество денег М и скорость их обращения V. Правая часть уравнения содержит две группы величин: количество обмениваемых благ, или реальный объем производства V (объем товарооборота I) и уровень цен Р. Уравнение может быть записано в виде: МV = РV. Оно получило название уравнения обмена И. Фишера, который уточнил формулу классиков. Фишер расширил представление о средствах обращения, включив в состав М и безналичные деньги, дополнил формулу показателем V, отражающим скорость обращения денег.
Уравнение Фишера представляет тождество. Оно отражает тот факт, что практически всегда устанавливается соответствие платежных средств и товарно-денежных операций. Навстречу потоку денег двигается поток товаров. Формула Фишера позволяет яснее представить функциональные связи. При изменении одной составляющей изменяются и другие.
«Классики» считали, что V и Y не зависят от колебаний М (денежной массы). «В частности, многие сторонники классической школы полагали, — говорится в работе, излагающей основы денег и денежного обращения, — что скорость обращения денег в, движении доходов и реальный объем производства (выпуск продукции) имеют тенденцию стремиться к некоему естественному уровню и не зависят от воздействия денег и денежной политики (следовательно, могут рассматриваться как константы). Они считали, что реальный объем производства определяется состоянием трудовых ресурсов государства, его производственными мощностями и так далее, а скорость обращения определяется факторами, схожими с количеством ежегодных выплат жалованья рабочим». [4. с. 257]
Считалось, что рыночная экономика стремится выровнять до «естественного» уровня основные параметры: объемы производства, скорость обращения денег. Выравниваются и процентные ставки (цена денег). Это происходит в соответствии с эффектом Фишера. Согласно эффекту Фишера в случае увеличения денежной массы спрос на деньги падает и процентная ставка снижается. Но в связи с ростом цен спрос на деньги вновь возрастает и уровень ставки повышается. Подобные колебания приведут в конечном счете к естественной норме процентной ставки.
Фишер считал наиболее важным влияние изменений в левой части уравнения МV на правую часть — цены Р и ценовое выражение «торгового оборота» Y. Возможно, это было связано с оценкой последствий притока золота из Америки, вызвавшего «революцию цен». Реальные связи между составными элементами уравнения обмена более сложные и многоаспектные. Формула Фишера несколько упрощает картину. Она не учитывает, что на цены воздействуют и другие переменные — уровень дохода, ожидания, изменения занятости, технологические сдвиги. Она не в полной мере отражает сложность «слагаемых», скажем, торговый оборот включает не всю массу товаров, имеющихся в национальной экономике. Изменение денежной массы оказывает на экономические проценты более существенное влияние, чем это представлялось классикам.
Представители неоклассической школы модифицировали уравнение Фишера. В их интерпретации оно приняло следующий вид: М= кРY, где М — количество денег; Y — реальный доход; к — коэффициент, выражающий пропорцию между номинальным доходом и частью дохода, хранимого в денежной форме. Показатель к — величина, обратная V (скорости обращения денег). Это естественно, ибо скорость обращения денег зависит от того, какое количество денег хранится в виде «денежных остатков», денежного запаса, предназначенного для совершения сделок. Если денежный запас невелик или сокращается, то скорость обращения денег возрастает.
Монетарная политика
базируется на регулировании количества
денег в обращении как способе
стабилизации экономики. Проведение монетарной
политики — обязанность Федеральной резервной системы.
Существует прямая взаимосвязь между
количеством денег в обращении и уровнем
деловой активности. Когда предложение
денег увеличивается, вместе с ним возрастают
затраты потребителей и производственные
затраты. Отсюда также следует, что во
времена сокращения или спада производства
увеличение предложения денег помогает
оздоровлению экономики.
В противоположной ситуации экономика
во время бума взвинчивает цены в инфляционной
спирали, уменьшение денежной массы ведет
к сокращению спроса и понижению цен.
Каким образом Федеральная резервная система регулирует денежное предложение. Федеральная резервная система обладает целым набором инструментов, который она может использовать для регулирования предложения денег.
Операции на открытом
рынке. Операции на открытом рынке представляют
собой покупку и продажу Федеральным комитетом
открытого рынка государственных ценных
бумаг, таких, как облигации казначейства
и казначейские векселя. Когда Комитет
открытого рынка покупает у банков и других
инвесторов государственные ценные бумаги,
происходит выброс денежной массы в экономику.
Деньги депонируются покупателями на
чековых счетах. Со своей стороны банки
будут стараться предоставить своим вкладчикам
новые кредиты. Более того, в процессе
перемещения этих новых займов по каналам
банковской системы совокупное денежное
предложение возрастет на величину, определяемую
депозитным мультипликатором.
Когда Комитет открытого рынка продает
государственные ценные бумаги, он изымает
деньги из экономики. Банковские резервы
сокращаются, так как покупатели ценных
бумаг осуществляют оплату их чеками,
впоследствии предъявляемыми государству.
Сокращение резервов также уменьшает
возможности банков предоставлять денежные
средств в кредит. Это замедляет рост денежного
предложения.
Изменение учетной ставки. Так же как предпринимательские фирмы обращаются в банки, когда нуждаются в займах, сами банки обращаются в свой Федеральный резервный банк (ЦБ) в случае, если им необходимы средства. Подобно другим заемщикам, банки выплачивают процент по займам Федеральной резервной системе. Учетная ставка представляет собой процент по займам, взимаемый Федеральной резервной системой с банков и других финансовых институтов.
Когда совет управляющих увеличивает учетную ставку, банки поднимают процент, взимаемый со своих клиентов. Аналогично, при уменьшении учетной ставки банковский процент за кредиты сокращается. Низкий процент поощряет получение займов, в то время как высокий процент оказывает обратное воздействие. При росте займов денежное предложение расширяется. При сокращении займов денежное предложение сужается.
Изменение нормы резервов.
От банков требуется держать определенный
процент от их депозитов (известный
как норма резервов) в качестве
резерва в окружном Федеральном
резервном банке. Оставшиеся средства банки могут предоставлять
в качестве займов своим клиентам.
Поднимая норму резервов, совет управляющих
тем самым уменьшает возможности банков
предоставлять деньги в кредит. При понижении
нормы резервов коммерческие банки могут
свободнее распоряжаться большей частью
своих вкладов, что, в свою очередь, будет
повышать денежное предложение.
Ограниченность монетарной
политики. Монетарная политика эффективнее
всего в самой высокой и
самой низкой точках цикла деловой
активности. Когда покупатели и продавцы полны оптимизма, а цены растут,
Федеральная резервная система может
предпринять попытку удержать расходы
(а также цены), повышая процентные ставки.
Проблема заключается в том, что радужные
перспективы ослепляют предпринимателей
и многие фирмы будут продолжать брать
займы, несмотря на высокую стоимость
кредитов. Фирмы будут делать это в ожидании
повышения цен и объемов продаж, что должно
перекрыть их расходы на получение кредитов.
В самой низкой точке глубокого спада
или депрессии Федеральная резервная
система будет снижать процентные ставки
с целью облегчить доступ к кредиту. В
такие периоды, однако, сокращение процентных
ставок может оказаться недостаточным
для привлечения требуемого объема займов
и поощрения расходов. Причина в том, что
объем продаж находится на таком низком
уровне, что многие фирмы предпочтут “лечь
на дно”, [14. с. 115-116] а не расширять свои
операции, что связано для них с дополнительным
риском
К преимуществам монетарной политики можно отнести:
Отсутствие внутреннего
лага. Внутренний лаг представляет
собой период времени между моментом
осознания экономической
Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей фискальной политики стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег) обусловливает снижение ставки процента, что ведет не к вытеснению, а к стимулированию инвестиций и других чувствительных к изменению ставки процента автономных расходов и к мультипликативному росту выпуска.
Эффект мультипликатора.
Монетарная политика, как и фискальная
политика, имеет мультипликативный
эффект воздействия на экономику, причем
действуют два мультипликатора.
Банковский мультипликатор обеспечивает
процесс депозитного
Недостатки монетарной политики следующие:
Возможность инфляции.
Стимулирующая монетарная политика,
т.е. рост предложения денег, ведет
к инфляции даже в краткосрочном,
а тем более в долгосрочном
периоде. Поэтому представители
кейнсианского направления
Наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения центральным банком по изменению величины предложения денег) до момента появления результата их воздействия на экономику (который выражается в изменении величины выпуска). Покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется быстро, т.е. быстро изменяются кредитные возможности коммерческих банков. Однако механизм денежной трансмиссии долгий и состоит из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой.
Если чувствительность
инвестиционного спроса к динамике
ставки процента высока, и инвестиционные
расходы увеличились в
Таким образом, нарушение в любом звене передаточного механизма могут свести на нет или существенно ослабить воздействие монетарной политики на экономику.
Более того, наличие у монетарной
политики значительного внешнего лага,
т.е. запаздывания воздействия изменения
предложения денег на экономику,
обусловленного многоступенчатостью
денежного передаточного
Наличие побочных эффектов, вызываемых изменением предложения денег, которые также снижают эффективность монетарной политики. Так, если центральный банк увеличивает денежную массу, то ставка процента падает, т.е. снижаются альтернативные издержки хранения наличных денег. В этих условиях население может предпочесть перевести средства с депозитов в наличность, что уменьшит норму депонирования. Одновременно падение ставки процента (цены кредита) снижает заинтересованность коммерческих банков выдавать кредиты, увеличивая их избыточные резервы (excess reserves), что сказывается на величине нормы резервирования. Рост нормы депонирования и нормы резервирования ведет к снижению величины денежного мультипликатора, что существенно ослабляет эффект воздействия монетарного импульса на экономику.
В результате монетарная политика может привести к дестабилизации экономики. Если национальный банк для стабилизации экономики ставит своей задачей не контроль предложения денег, а поддержание на неизменном уровне ставки процента, то рост дохода (выпуска) в период подъема приведет к росту трансакционного спроса на деньги и, следовательно, общего спроса на деньги, что при неизменном предложении денег вызовет увеличение ставки процента. Для снижения ставки до первоначального уровня национальный банк вынужден увеличивать предложение денег, что в результате может создать дополнительный импульс для роста экономики, превращая здоровый подъем в инфляционный бум. В период спада политика по поддержанию неизменной ставки процента приведет к тому, что центральный банк для предотвращения падения ставки процента, вызванного снижением общего спроса на деньги в результате снижения деловой активности, должен сократить предложение денег, что будет иметь следствием еще большее сокращение совокупного спроса и усиление спада.
Информация о работе Монетарная политика Республики Казахстан