Монетарная политика Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 16:10, курсовая работа

Описание работы

Отечественной кредитно-денежной системе не повезло. К сожалению, на протяжении длительного времени административное, зачастую непрофессиональное мышление подменяло экономический подход, в результате подлинные экономические функции кредитных учреждений из главных превращались во-второстепенные, а кредитная система полностью не соответствовала кредитным системам промышленно развитых стран. Говоря об этой теме, нельзя не упомянуть те проблемы, с которыми сталкивается наша экономика на переходном периоде тотального регулирования к рыночному механизму. Поэтому необходимо учитывать опыт, накопленный развитыми странами в этой сфере.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНЕТАРНОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1 Возникновение монетаризма 5
1.2 Основные постулаты 7
1.3. Уравнение обмена И. Фишера 10
2. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 13
2.1 Монетарная политика 13
2.2 Преимущества и недостатки монетарной политики 15
3. МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 22
3.1 О резервах монетарной политики Республики Казахстан 22
3.2 Перегрев экономики и регулирование инфляционного процесса 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Файлы: 1 файл

Монетарная политика.doc

— 213.00 Кб (Скачать файл)

Потеря национальным банком контроля над предложением денег в условиях зависимости монетарной политики от фискальной политики правительства. В этом случае предложение денег также превращается из экзогенной величины в эндогенную. Если деятельность  национального банка направлена на решение бюджетных проблем, т.е. обеспечение финансирования роста государственных расходов (при проведении правительством стимулирующей фискальной политики) или финансирования дефицита государственного бюджета, то монетарная политика становится полностью подчиненной решению проблем фискальной политики. Как известно, увеличение государственных расходов и дефицит государственного бюджета могут финансироваться за счет: а) покупки центральным банком государственных  ценных  бумаг  или  прямой  эмиссии  денег  (так называемой монетизации дефицита государственного бюджета); б) покупки государственных ценных бумаг населением (внутренний долг) и в) займов у иностранного сектора (внешний долг). Если по каким-то причинам долговое финансирование невозможно (как правило, в экономиках развивающихся стран и в переходных экономиках) или считается нецелесообразным, то правительство использует эмиссионный способ, что, с одной стороны, провоцирует инфляцию, а, с другой, лишает центральный банк самостоятельности в определении направлений монетарной политики. Монетарная политика становится «заложницей» решения фискальных проблем.

Кроме того, монетарная политика национального банка не может быть независимой, а предложение денег экзогенной величиной в открытой экономике при режиме фиксированных валютных курсов, поскольку изменение предложения национальной валюты (валютные интервенции нац. банка), особенно в условиях абсолютной мобильности капитала,  подчинено цели поддержания на неизменном уровне валютного курса национальной денежной единицы.

 

 

3. Монетарная политика в Республике Казахстан

3.1 О резервах монетарной политики Республики Казахстан

 

Главная задача государственного регулирования экономики состоит в том, чтобы выработать и поддержать такие правила взаимодействия субъектов экономики на рынках капитала, труда, товаров и услуг, при которых экономика функционировала бы и развивалась эффективно. Экономика только тогда будет эффективной, если проводится такая экономическая политика государства, в которой согласованы как социально-экономические ожидания общества, так и производственные и финансово-инвестиционные ресурсы страны. Надо, чтобы через такие рычаги, как налог, тариф, госзакупка, инвестиция, курс валют, процентная ставка, льготы и другие, государство управляло субъектами экономики в рамках стратегии Президента страны "Казахстан-2030".

Анализ действующей  денежно-кредитной политики страны показывает, что рост бюджетных расходов, например, кредитов для реальной экономики якобы способствует увеличению количества денег в обращении (при прочих равных условиях), что может порождать рост инфляции. В данном случае, на наш взгляд, учитывается самая простая модель инфляции, основывающаяся на показателе скорости оборота денег и их количестве в обращении. При этом игнорируется возможное увеличение объемов производства, которое является главным источником стабилизации экономики страны. Поэтому следует анализировать и рассчитать взаимосвязи роста ВВП на душу населения в зависимости от объема государственных расходов, инвестиции всего, из них инвестиции частного сектора, от уровня потребления и накопления и т.д..

В обществе есть мнение о  том, что инфляция оказывает губительное  влияние на производство ведет к сокращению ВВП. Это мнение вполне оправдано при галопирующей инфляции. Однако умеренная, регулируемая инфляция, как доказывал Кейнс, может быть лучшим способом стабилизации экономики с последующим ее ростом, особенно в условиях переходного этапа.

Исходя из этого в  принципиальном плане можно поддержать переход на "плавающий курс" национальной валюты. [7. с.97] Позитивными моментами данного шага, на наш взгляд, являются: во-первых, экономия золотовалютных резервов страны, расходовавшихся для удержания фиксированных курсов национальной валюты.). Теперь определенную сумму из резерва   золотовалютного запаса рекомендуем использовать для подъема экономики приоритетных отраслей в виде долгосрочных кредитов; во-вторых, часть золотовалютных ресурсов направить на погашение внешнего долга страны, вместо предусмотренных в республиканском бюджете в сумме 21,4 млрд. тенге; в-третьих, при определенных условиях есть возможность улучшить платежный баланс страны. Для этого, надо добиваться увеличения или хотя бы стабилизации экспорта с обязательным уменьшением импорта. С этим связано улучшение рынка сбыта товаров отечественных производителей; в-четвертых, в увязке с перечисленными рекомендуется снизить до минимума "теневой" завоз импортных товаров и уход капитала из страны; в-пятых, посредством роста потребительских цен на товары при относительной стабилизации цен на услуги внутри страны в какой-то степени можно решить проблему оплаты долгов перед бюджетными организациями.

Вместе с этим данная мера способствует возникновению новых проблем, суть которых вкратце заключается в следующем. Самое основное - это то, что введение режима свободного плавания национальной валюты провоцирует снижение уровня жизни большинства населения, особенно низкооплачиваемых слоев населения и пенсионеров. Ситуация углубляется еще и тем, что все еще не погашены долги по заработной плате перед бюджетниками. Свободный валютный курс негативное влияние оказал, и видимо, будет оказывать на население, у которого фиксированный доход, т.е. на работников, получающих зарплату в тенге (получатели госсоцпособия, пенсионеры и студенты).

До введения "свободного курса" национальной валюты Правительством и Нацбанком Республики Казахстан осуществлялась жесткая денежно-кредитная линия, и в основном использовались такие рычаги, как фиксированный курс национальной валюты, сдерживание инфляции, дефицит бюджета, платежный баланс, пределы (лимит) внешнего долга и займов. Теперь после известных событий от 5 апреля т.г. все перечисленные рычаги оказались слабо управляемыми, за исключением внешних долгов и объема займов, которые в комплексе с дефицитом бюджета должны корректироваться в соответствии с Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете». Отсюда, чтобы сохранить стабильность в макроэкономике, надо было постепенно отпускать курс национальной валюты к твердой валюте и искусственно не сдерживать. Тем более, Нацбанку и Правительству в этом деле никто и ничего не мешало, без всяких "рекламных актов".

Наряду с этим, для  оказания действенного влияния на совокупный спрос и совокупное предложение, исполнительному органу следовало бы обратить особое внимание на регулирование денежной массы. В качестве доказательства основополагающего влияния количества валюты, находящейся в обращении, на цикличность экономического развития можно провести следующие факты из истории денежного обращения в США: в 1920, 1931, 1937 годах Федеральной резервной системой (ФРС) США было проведено повышение учетной ставки и удвоение норм обязательных банковских резервов, что привело к сокращению денежной массы в обращении. За этими мерами последовали три глубоких спада промышленного производства: на 30, 24 и 34%. Таким образом, сокращение количества денег, находящихся в обращении, привело американскую экономику к падению объема национального производства.

На основании этого имеется смысл, и необходимость законодательного установления монетарного правила, согласно которому денежное предложение должно расширяться ежегодно темпами, соответствующими потенциальным темпам роста валового национального продукта. Более конкретные монетаристические рекомендации связаны с разработкой механизма воздействия на величину денежной массы и соответствующего реформирования банковской системы. В качестве ключевого звена рассматривается деятельность банка как организатора и контролера денежного обращения, при этом число государственных регуляторов (прежде всего, имеются в виду фискальные методы) сокращаются до минимума. Позитивным вкладом монетаризма можно считать разработку механизма, показывающего взаимосвязь между денежной массой, находящейся в обращении, и важнейшими параметрами функционирования товарного, валютного рынков и рынка труда.

Одной из сложных проблем  в стабилизации экономического развития страны является оптимальное наличие в обороте количества национальной валюты (тенге). Изменение статического количества тенге в экономической системе может оказывать сильное воздействие на выбор решений частными хозяйствами, компаниями и фирмами. Поэтому создание условий, которые делают возможными осуществление стабильной денежной системы, являются приоритетной задачей государства. Примером может служить опыт работы США, где в зависимости от объема национального дохода и нормой банковских процентов определяется спрос на деньги (табл. 1).

Таблица 1. Спрос на деньги в США в зависимости от номинального объема                    национального дохода и нормы банковского процента

Норма процента (%%)

 

Номинальный национальный доход (млрд. долл.)

200

400

600

800

1000

1200

2

120

240

360

480

600

720

3

80

160

240

320

360

480

4

60

120

180

240

300

360

6

40

80

120

160

200

240

8

30

60

90

120

150

180

10

24

48

72

96

120

144

12

20

40

60

80

100

120

16

15

30

45

60

75

90


 

Данные таблицы показывают величину спроса на деньги при определенном значении нормы банковского процента (строки) и величину спроса на деньги при определенной величине номинального национального дохода (столбцы). Данные, расположенные в столбцах, показывают, что происходит с количеством денег, на которое представляется спрос, при изменении нормы банковского процента и неизменном номинальном национальном доходе, при некотором заданном значении нормы банковского процента. С другой стороны, каждая строка таблицы показывает реакцию спроса на деньги и изменение величины национального дохода. Рассмотрим, например, строку таблицы, которая соответствует 12-процентному значению нормы. Мы видим, что когда величина номинального национального доход;: составляет 400 млрд., потребность в деньгах составляет 40 млрд. долларов

Спрос на деньги в США  в зависимости от номинального объема национального дохода и нормы банковского процента и т.д. Следовательно, для 12-процентной ставки отношение номинального национального дохода к величине спроса на деньги (т.е. скорость обращения денег в движении доходов) составляет 10:1 для всех уровней номинального национального дохода. Рассматривая другие строки таблицы, мы видим, что скорость обращения денег определяется как 5:1, когда норма процента равна 6% и как 2,%:1, когда норма процента составляет 3 процента, и т.д.

Итоги группировки 130 стран мира (табл. 2) по уровню превышения темпов прироста денежной массы (ДМ) над темпами прироста ВВП показывает, что для данного переходного этапа наиболее оптимальным является достижение среднегодового темпа прироста ВВП на 1 человека в пределах 1,3-1,5%. Для этого нужно добиваться среднегодового превышения темпов прироста денежной массы над темпами прироста ВВП в среднем 21,6% (аналогично в 30 странах мира). При этом следует отметить нецелесообразность превышения темпов прироста ДМ над темпами прироста ВВП на 35% и более, так как в этом случае среднегодовые темпы кризиса ВВП на 1 человека становятся отрицательными.

Таблица 2. Данные группировки стран мира по приросту денежной массы (ДМ) и темпов прироста ВВП на душу населения

Показатели

Кол-во стран

Среднегодовое превышение темпов прироста ДМ над темпами прироста ВВП

Среднегодовые темпы  прироста ВВП на 1 чел.

1. Уровень превышения  темпов прироста ДМ над темпами  прироста ВВП: а) всего

 

 

 

 

 

130

 

 

 

 

 

21.8

 

 

 

 

 

1.2

б) до 7,0

22

5.6

2.3

в) 7,1-10,0

26

3.2

1.8

г) 10,1-15,0

34

12.3

1.3

д) 15,1-35,0

30

21.6

0.9

е) 35,1-100,0

13

49.4

-0.1

ж) 100,1 и более

5

156.2

-2.4

2. Темпы прироста ВВП

     

на душу населения:

     

а) всего

130

21.8

1.2

6)0

37

38.

-1.5

в) 0,1-1,0

27

19.1

0.5

г) 1,1-2,5

36

15.4

1.7

Д) 2,6-5,0

19

12.8

3.7

е) 5,1 и более

11

9.8

5.9

Информация о работе Монетарная политика Республики Казахстан