Монополистическая конкуренция на примере конкретного рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

По точке зрения неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке. Й. Шумпетер считал, что основное в конкурентной борьбе – внедрение нововведений, «созидающее разрушение» отжившего; сама же конкуренция вовсе не идеал, технологический прогресс нередко обеспечивает монополия. Рассматривая процесс конкуренции, один из столпов неолиберального направления Ф.Хайек делает упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей.

Файлы: 1 файл

Монополистическая конкуренция на примере конкретного рынка.doc

— 216.00 Кб (Скачать файл)

      МИНСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

      ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

      ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

      «КАЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

      ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ»

      Кафедра микроэкономики

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      по  дисциплине Микроэкономика

                                 (название)

      Тема: Монополистическая конкуренция на примере конкретного рынка

      Автор курсовой работы                                                            Е.И. Кормилицин

      Группа                                                                                                                 126

      Руководитель работы                                                                         О.А. Орлова

      Казань 2008

    Содержание

 

      Введение

 

     Конкуренция – это  соперничество между участниками  рынка. В то же время по поводу существа конкуренции имеются различные  трактовки в зависимости от позиций, занимаемых теоретиками.

     По  точке зрения неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке. Й. Шумпетер считал, что основное в конкурентной борьбе – внедрение нововведений, «созидающее разрушение» отжившего; сама же конкуренция вовсе не идеал, технологический прогресс нередко обеспечивает монополия. Рассматривая процесс конкуренции, один из столпов неолиберального направления Ф.Хайек делает упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей.

     Достоинство конкуренции в том, что она  ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических  аргументов соревнующихся. Победить в  конкурентной борьбе можно, предлагая  блага (экономические ресурсы и  продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене.

     Поэтому роль конкуренции состоит в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся  по равновесной цене благ [3, с.99].

     Рынок не мыслим без конкуренции точно  так же, как и конкуренция за пределом рынка не может проявить своих адекватных функций. Однако если одни экономисты доказывают необходимость  содействия развитию конкурентных основ, то другие разрабатывают методы ограничения конкуренции. В частности, создана отрасль экономической науки, обеспечивающая цивилизованные методы торговли, - маркетинг.

     Конкуренция – общественная форма взаимного  соперничества, состязания агентов  рыночного хозяйства в процессе реализации их экономических интересов. В результате конкуренции достигается максимизация прибыли выгоды с помощью организации, использования лучших факторов производства и условий реализации товаров. Это с одной стороны, а с другой – конкуренция сопровождается воздвижением преград для общего доступа к факторам развития производства, и в конечном итоге конкуренция вызывает монополию.

     Монополистическая конкуренция является чуть ли не самой  распространенной моделью современного рынка. В особенности это касается товаров народного потребления. Поэтому каждый из нас, как покупатель, чаще всего встречается с производителем или продавцом, ориентированным в своем поведении на монополистическую конкуренцию. Познание модели этого поведения и составляет главную цель темы. Ее достижение даст возможность не только получить определенные профессиональные знания, но и лучше понять своего контрагента на рынке в повседневной жизни.

     Цель курсовой работы – определить сущность конкуренции  и рассмотреть ее виды, а также  провести анализ рынка зубной пасты.

     Задачи  курсовой работы:

     - рассмотреть теоретическую  модель монополистической конкуренции;

     - рассмотреть развитие монополистической конкуренции в России;

     - привести пример монополистической  конкуренции на конкретном рынке.

     Структура курсовой работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. 
 
 
 
 
 
 

 

     1. Теоретическая модель монополистической конкуренции

     В российское законодательство понятие  «конкуренция» было впервые введено  Законом РФ от 22 марта 1991 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (действует в редакции Федерального закона от 6 мая 1998 года. Далее - Закон о конкуренции). Согласно абз.6 ст.4 этого Закона под конкуренцией понимается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке [1, Ст.4].

     С объективной стороны конкуренция  - это особая ситуацию на рынке (структуру рынка), при которой отдельные субъекты предпринимательства не могут оказывать решающего воздействия на общие условия обращения товаров (работ, услуг) на данном рынке.

     Российское  антимонопольное законодательство выделяет следующие первостепенные признаки конкурентной ситуации (среды):

     - на рынке должны функционировать имущественно и организационно независимые поставщики товаров в количестве, достаточном для возникновения состязательности между ними. Независимые поставщики рассматриваемого товара могут быть независимыми производителями этого товара, или продавцами товара независимых производителей, или независимыми продавцами товара одного производителя;

     - на рынке должны функционировать имущественно и организационно независимые покупатели товаров в количестве, достаточном для формирования некоторого уровня платежеспособного спроса. Независимые покупатели могут быть конечными потребителями того или иного товара либо посредниками при его реализации;

     - на рынке должны отсутствовать экономические и другие препятствия в доступе к сырью, материалам, комплектующим изделиям, капиталам, трудовым ресурсам, технологиям, информации, барьеры для входа на рынок в виде территориальных, правовых, имущественных и других экономических ограничений;

     - конкурентный рынок характеризуется  независимым экономическим поведением  поставщиков и потребителей (отсутствием  сговоров и горизонтальных соглашений).

     Итак, конкуренция – это соперничество  субъектов рынка за получение  наибольшей выгоды от использования ограниченных ресурсов. Цены на продукцию конкурентного рынка устанавливаются в результате стихийного взаимодействия между спросом и предложением. Это обстоятельство ведет: к рациональному расходованию ресурсов; к активному применению достижений научно-технического прогресса; к снижению цен на товары и услуги, повышению их качества.

     Несмотря  на многообразие рыночных структур, обычно выделяют следующие четыре их типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из названных структур выделяется степенью конкурентности рынка, то есть способностью фирм воздействовать на рынок, и, прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок.

     Согласно теории Э. Чемберлина, вместо нереальной, являющейся искусственной абстракцией, категории «чистая конкуренция» правомерно вести речь о конкуренции монополистической, когда продавцы при этом всегда сохраняют возможность конкурировать между собой, манипулируя с ценой и контролируя её уровень, и быть хозяином «на своём рынке» [14, с.74].

     Введённое им понятие «монополистическая конкуренция» стало альтернативой понятию  «чистая конкуренция». Ведь при монополистической  конкуренции рыночная структура  представлена достаточно большим числом продавцов и на деятельность одной фирмы не влияет эффективность деятельности другой соперничающей с ней фирмы; покупатели предпочитают ту продукцию, разнородность которой обусловлена торговой маркой и прочими качественными характеристиками конкретного продавца; «дифференцированный продукт», т. е. ту или иную марку продукта, являющегося близким субститутом, имеет возможность производить любой «новый» продавец или, как говорят, «вход» в отрасль или в рынок товаров не ограничен.

     Если  прежде «классики» и «неоклассики» решающим условием экономического роста считали чистую конкуренцию и конкурентная борьба допускалась только на слитом воедино рынке, то, по теории Э. Чемберлина, конкуренция имеет место в условиях монополии на базе «дифференциации продукта, когда у товаров одного и того же вида возникают особые свойства и покупатель получает возможность выразить своё предпочтение одному из товаров этого вида.

     Э. Чемберлин полагает, что неверно, чтобы монополия и конкуренция  рассматривались как антитезы и  взаимоисключающие начала, считая, что «учёт обоих является в большинстве случаев непременным условием рационального объяснения цен». И, несмотря на то, что по сложившемуся стереотипу «даже само выражение «монополистическая конкуренция» кажется многим парадоксом, жонглированием словами», необходимо, пишет он, понимать следующее: «При чистой конкуренции рынок каждого продавца сливается с рынками его соперников; при условиях же, с которыми мы имеем дело сейчас (условия монополистической конкуренции), приходиться считаться с тем, что этот рынок в известной мере обособлен от других, так что все в совокупности представляют собой не единый рынок многих продавцов, а сеть взаимосвязанных рынков, распределённых между продавцами по одному на каждого».

     В соответствии с теорией чистой конкуренции рынок отдельного продавца сливается с общим рынком, и любой продавец может сбыть столько товаров, сколько ему заблагорассудиться, но только по действующей цене. Когда же в силу монополистической конкуренции рынок отдельного продавца в известной степени обособлен от рынков его соперников, объём сбыта товаров «лимитирован и определяется тремя новыми факторами: 1) ценой, 2) особенностями продукта и 3) затратами на рекламу».

     Гарвардский профессор убеждён, что в предложенной классификации факторов монополистической конкуренции на базе дифференциации продукта имеют место такие факторы, которые инициируются продавцами для влияния на потребительские решения покупателей. В их числе он особо выделяет факторы, препятствующие снижению цены, и, как пример, называет, в частности, присущую потребителю склонность рассматривать более низкую цену как показатель более низкого качества продукта.

     К специфической особенности монополистической  конкуренции Э. Чемберлин относит  то обстоятельство, что она устраняет  ценовую конкуренцию, из-за чего постоянным и обычным явлением становится феномен избытка мощности, который «безнаказанно» нарастает в течение длительных периодов благодаря покрытию ценами, всегда превышающими издержки. На его взгляд, данный феномен, свидетельствующий о степени овладения «известными частями общего рынка», поддерживается не только отдельными патентами и торговыми марками, но и такими явлениями, как репутация, мастерство, особые дарования.

     В последствии Э. Чемберлин и сторонники теории монополистической конкуренции выдвинули положение о сохранении конкуренции при «групповой монополии», в соответствии с которым речь идёт о разделе сфер влияния на рынке между партнерами-конкурентами с целью реализации неоднородной (дифференцированной) продукции без снижения цены до уровня предельных издержек. Другой характерной особенностью современной редакции теоретических положений Э. Чемберлина является выдвижение наряду с идеей о «дифференциации продукции» ещё и дополнительных неценовых условий усиления монополистической конкуренции, как-то: техническое усовершенствование, достигнутое отдельным товаропроизводителем; особое обслуживание покупателей, обеспечивающее фирме респектабельную репутацию.

     Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной  конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм вырабатывает взаимозаменяемые товары и услуги [5, с.92].

     Большинство производителей пытается убедить покупателя, что их товар является уникальным в данной товарной группе. Примером могут служить рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла, безалкогольных напитков. Фирмы, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции.

     Товары  группы одного назначения являются близкими заменителями (субститутами): один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителям самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и, в этом смысле, монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.

Информация о работе Монополистическая конкуренция на примере конкретного рынка