Монополия и антимонопольное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование монополизма и антимонопольного законодательства.
Для достижения этой цели было поставлено ряд задач:
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Анализ статистических данных.
3. Изучение теоретической основы проблемы монополизма и антимонопольного законодательства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1.Монополия……………………………………………………………………5
1.1. Определение и сущность монополии…………………………..........5
1.2. Общие черты несовершенной конкуренции…………………...........9
1.3. Классификация монополии и их характеристика………………....15
1.4. Монопольное ценообразование……………………………………..18
1.5. Российские монополии и перспективы их развития ………………21
2.Российское антимонопольное законодательство………………………….26
2.1. Российские монополии и специфика их развития…………………...26
2.2.Методы антимонопольного регулирования…………………………..29
3.Анализ и оценка состояния конкурентной среды……………… .……….31
Заключение…………………………………………………………………….34
Библиографический список………………………………………………......36
Приложения……………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

курсовая- МОНОПОЛИЯ.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОРАЗОВАНИЮ

   ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    « ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

« Монополизм  в экономике и антимонопольное законодательство».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          

Студентки Бакулевой  Екатерины Юрьевны

Шифр группы Мн – 21

Научный руководитель кандидат

         экономических наук, доцент

Фадеева Наталия Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

КИРОВ

2007

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..3

1.Монополия……………………………………………………………………5

    1. Определение и сущность монополии…………………………..........5
    2. Общие черты несовершенной конкуренции…………………...........9
    3. Классификация  монополии и их характеристика………………....15
    4. Монопольное ценообразование……………………………………..18

   1.5.  Российские монополии и перспективы их развития ………………21

2.Российское антимонопольное законодательство………………………….26

     2.1. Российские монополии и специфика их развития…………………...26

          2.2.Методы антимонопольного регулирования…………………………..29

3.Анализ и оценка  состояния конкурентной среды……………… .……….31

Заключение…………………………………………………………………….34

Библиографический список………………………………………………......36

Приложения……………………………………………………………………37

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Монополистические  явления существуют вот уже  несколько веков в разных формах  и проявляются на всех этапах  развития рыночных процессов,  сопровождая их.

   Новейшая история  монополизма начинается в последней трети XIX века. Конец XIX века в экономической истории чаще всего называют периодом монополистического капитализма.

   В конце XIX столетия  рынок чуть ли не впервые  за всю свою историю развития  столкнулся с проблемами появления  на рынках монополий. Тогда возникла реальная угроза для функционирования конкуренции - этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Это был период расцвета монополизма.

   Проблема монополизма не утратила актуальности и по сей день, являясь сегодня одной из наиболее актуальных проблем экономики. Как и конкуренция на товарных рынках, монополии привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических и правовых  решений по актуальным вопросам.

Предметом исследования  данной работы является  монополизм и антимонопольное законодательство. Объект – экономика России. В  курсовой работе  были использованы аналитические, сравнительные, монографические методы исследования.

Информационной базой  является следующая литература:  учебные пособия, статьи из российских журналов, монографии.

Целью данной работы является исследование монополизма и антимонопольного законодательства. Для достижения этой  цели  было поставлено ряд задач:

  1. Изучение литературы по данной теме.
  2. Анализ статистических данных.
  3. Изучение теоретической основы  проблемы монополизма и антимонопольного законодательства.

   Если обратить  внимание, например, на промышленное производство, то монополии - это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий или же хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

   Проблема монополий  в России носит более острый  характер, чем в развитых странах  Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял  более 90% всей экономики. Крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент перестроить на рыночные отношения.

Монопольное положение  является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как  оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом  в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

 

 

 

 

 

1.1. Определение и сущность монополии

 

 Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой – либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы монополиста.

Не следует отождествлять  чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Последняя означает возможность для фирмы  влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыт. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующим на этом рынке.

Монополист полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающих более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать  цену своей продукции.

Поскольку фирма –  монополист, так же как и любая  другая фирма, стремиться к получению  высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

Принятие решения об объеме выпуска основывается на том  же принципе, что и в случае конкуренции, т.е. на равенстве предельного дохода и предельных издержек.

  Итак, Монополия  (от Mono - один и Polis – продаю) – это исключительное право государства, организации или фирмы на продажу товаров или услуг. Фактически, монополия - это рыночная структура, где действует один продавец и множество покупателей.

  Основной объективной  причиной существования монополий  является существование препятствий,  затрудняющих доступ новых фирм  на рынок. Речь идет о проблеме  входных барьеров, рассмотренной  впервые в работах американского экономиста Джо Бейна.

Входной барьер при вступлении на рынок – это условие, которое  затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы»  данной отрасли. К основным видам  входных барьеров относят следующие  факторы:

  1. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги). Многие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий;
  2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Классическим примером является власть компании «De Beers» на рынке алмазов. Или, например, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию конкурирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами;
  3. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии;
  4. Эффект масштаба, то есть преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции. Так, на рынок автомобилестроения нелегко войти новым фирмам, не обладающим значительными капиталами для создания крупномасштабного производства;
  5. Вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения (мафиозные структуры).

Входные барьеры позволяют  лучше понять, почему так различна концентрация рынка в различных  сферах хозяйственной деятельности.

Фактически, монополия - это рыночная структура, где действует один продавец и множество покупателей. Когда на рынке имеется только один продавец, то принято говорить, что продавец обладает монополией.

   Монополиями могут  быть крупные хозяйственные объединения  (картели, синдикаты, тресты, концерны  и так далее), осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Если обратить внимание на промышленное производство, то это монополиями могут быть отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли. Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение  является желанным для каждого предпринимателя  или предприятия. Оно позволяет им избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

   Явление монополизма связано со следующими основными факторами:

- монопольно высокими  ценами;

- ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Итак, можно привести следующие признаки монополии:

1.  Монополистический  рынок представлен одним продавцом  и множеством покупателей.

2. Производимая продукция  является уникальной (то есть  отсутствуют товары-субституты).

3. Вход новых фирм  на рынок фактически невозможен  из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких  барьеров, например:

- крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств;

- система лицензий на выполнение  отдельных типов работ, избранно  выдаваемых государством;

- монопольное право собственности  на использование определённых  ресурсов, связанное с производством  редкого блага (например, бриллиантов);

- нечестная конкуренция, то есть  воздействие на покупателей нечестными  по отношению к конкуренту  способами за счёт большого  бюджета и масштабов предприятия-монополиста  в целом. 

4. Сложность в получении полной  информации обо всём рынке.

[4,с.110-195].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Общие черты несовершенной конкуренции

     По - другому монополию еще называют несовершенной конкуренцией.  Свое название она получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действует на них  несовершенно. В частности, часто нарушается принцип  отсутствия в экономике  излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро, какие – то блага избыточны, а каких – то нахватает, уже нельзя утверждать, что все имеющие ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.

Предпосылками несовершенной конкуренции является:

  1. значительная доля рынка у отдельных производителей;
  2. наличие барьеров проникновения в отрасль;
  3. неоднородность продуктов;
  4. несовершенство рыночной информации.

Как убедимся в дальнейшем, каждый из этих факторов в отдельности  и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равновесия спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции           (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов – тем просто больше негде взять этот продукт.

Как и в случае совершенной конкуренции, на несовершенных рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или иной рынок к этой категории. Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

Информация о работе Монополия и антимонопольное законодательство