Монополия и антимонопольное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование монополизма и антимонопольного законодательства.
Для достижения этой цели было поставлено ряд задач:
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Анализ статистических данных.
3. Изучение теоретической основы проблемы монополизма и антимонопольного законодательства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1.Монополия……………………………………………………………………5
1.1. Определение и сущность монополии…………………………..........5
1.2. Общие черты несовершенной конкуренции…………………...........9
1.3. Классификация монополии и их характеристика………………....15
1.4. Монопольное ценообразование……………………………………..18
1.5. Российские монополии и перспективы их развития ………………21
2.Российское антимонопольное законодательство………………………….26
2.1. Российские монополии и специфика их развития…………………...26
2.2.Методы антимонопольного регулирования…………………………..29
3.Анализ и оценка состояния конкурентной среды……………… .……….31
Заключение…………………………………………………………………….34
Библиографический список………………………………………………......36
Приложения……………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

курсовая- МОНОПОЛИЯ.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

3. Олигополия: Эта ситуация на рынке, когда относительно небольшое количество фирм производит однородную продукцию, имеется частичный контроль над ценами, доступ на рынок затруднен.

4.Монополия, основанная на  диффиринциации   товаров:  Множество производителей выпускают  однородную продукцию при этом, пытаясь убедить покупателя в ее уникальности.  Диффирициация товара позволяет производителю самостоятельно установить цену, но это слабый контроль над ценами.

5.Монопсония: Такая ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и он устанавливает цену. Она устанавливает монопольно низкие  цены на товары, закупаемые у поставщиков.  Понижение цены достигается за счет искусственного создания зоны избытка продукции. В этом случаи  монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, а предложение превышает монополистический спрос. Например, монопсония Западных стран  закупает дешевое сырье у предприятий из Африки, Азии, Латинской Америки. А затем производит из этого сырье: чай,  кофе и др. 

6. Полипсония: на рынке действуют несколько покупателей, которые определяют цены на продукцию.  ( см. приложение А) .[3,с.139-240].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4.Монопольное ценообразование

Не будет преувеличением, что каждый тип несовершенной конкуренции  влияет на динамику цен  и тем самым негативно влияет  на экономику в целом. Такие изменения несут большой переворот в ценообразовании. Можно отметить кардинальные отличительные особенности монополистического ценообразования.

  1. Главная особенность такова. При свободной конкуренции спрос покупателей и предложение продавцов целиком зависят от рыночной цены, на которую никто из участников торговых сделок не может  повлиять. Но фирмы – монополисты сами и по своему усмотрению устанавливают рыночную цену на производимую ими продукцию. Господствующие на рынке фирмы используют в качестве инструмента манипулирования монопольную цену.

Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже  общественной стоимости в целях получения монопольного дохода.   Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательно отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней, так как ее формирует монополист. В этом случае обеспечивается выгода монополиста за счет потребителя, поскольку он переплачивает.  Сущность монопольной цены этим не исчерпывается - она отражает и экономические преимущества крупного, высокотехнического производства, обеспечивая получения сверхизлишнего продукта.

Структура монопольной цены может  быть представлена формулой:

                         Рмон.= Р1 + Р2 + РЗ,                   (2)                            

 

где Р1 — средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободного перемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции;

Р2 -обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляют нововведения;

РЗ - монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного положения.

  Профессора С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р. Шмалензи (США) в учебнике « Экономика» так раскрывают механизм монополистического ценообразования: « монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую спроса как данную и сами выбирают как цену, так и объем выпуска. Поскольку между ценой монополиста и уровнем выпуска не существует никаких взаимосвязей.

  1. Особенность монополистического ценообразования состоит также в том, что компания – продавцы изделии устанавливают монопольно высокие цены на свою продукцию, которая превышает общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объемы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Такое поведение можно проследить на графике. Предположим, что в какой то отрасли до захвата ее рынка монополией цена равновесия Цр образовалась на уровне точки равновесия Р, где пересеклись кривая спроса С и кривая предложения П. При этом равновесный объем выпуска продукции составил величину Кр. Но затем монополия сокращает уровень выпуска продукции до  величины Км. Это позволяет установить монопольно высокую цену (см. рис.4) (см. приложение В).

При каждом повышении  цен монополия, разумеется, учитывает  потери, которые она  несет от уменьшения объема производства и продажи товаров. Чтобы прекратить такую утрату доходов, она устанавливает цену на столь высоком уровне, чтобы выручка от реализации меньшего количества изделий покрыла упущенную выгоду и давала возросшую  сумму дохода.

  1. Иначе поступает фирма, захватывающая рынок, на котором мелкие  товаропроизводители сбывают свою продукцию монопсония устанавливает монопольно низкие цены на товары, закупаемые у  аутсайдеров (предприятия, не вошедшие в монополистические объединения). Понижение цены по сравнению с общественной стоимостью достигается по средствам  искусственного создания зоны избытка продукции. В данном случаи монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, из – за чего их предложение превышает монополистический спрос.

4.     Наибольшие особенности ценообразования наблюдаются в случаи, если по отношению к мелким производителям  одновременно действуют монополии и монопсонии. Тогда образуются так называемые ножницы цен.

Речь идет о монопольно высоких  и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются  друг от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое движение цен основывается на расширении зон избытка и дефицита товара.

    В нашей стране «ножницы цен»  использовались  особенно широко  в период индустриализации народного хозяйства Государство, выполняя роль  монополии и монопсонии, устанавливала относительно высокие цены  на промышленные  изделия  и очень низкие закупочные  цены на  сельскохозяйственное сырье, чем нанесло большой ущерб экономике села. До сих пор такого рода ножницы не устранены. Прежде всего, очевидно, что монополистические объединения ликвидируют равновесную цену и ее регулирующую роль. На смену ей приходит монополистический беспредел в установлении цен.

Таким образом,  поведение  фирм – монополистов наносит ущерб использованию производственных возможностей страны.

[1,с.176-200].

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5.Российские монополии и перспективы их развития

       За последние годы в России создано несколько крупных корпораций. По стратегии и экономическим размерам среди них можно выделить "чемпионов", таких как ГМК «Норильский никель», «ТНК-BP», «РУСАЛ», «ЛУКойл», «УГМК», «ММК», «ЕВРАЗ», «Альфа-групп», группа «МДМ», «Руспромавто», РАО «ЕЭС России», ФПГ «Интерхимпром» и глобальная корпорация ОАО «Газпром». В каждой из этих структур сконцентрирован большой экономический потенциал и действует центр стратегического управления. На их предприятия приходится большая часть ВВП и налоговых платежей. От того, как они будут работать, зависит вся жизнедеятельность государства, вся его экономическая, социальная и, в конечном счете, политическая ситуация. Эти компании неравноценны по своим размерам, по составу предприятий, структуре собственности, по состоянию управления и корпоративному управлению (правлению высшего уровня).

   В 80-е годы, до и во время перестройки, в стране создали несколько десятков всесоюзных производственных объединений и около 25 межотраслевых государственных объединений (МГО), таких как «Энергомаш», «Квантэми», «Технохим» и другие. К лету 1991 года в России существовало 16 МГО, 17 концернов, около 80 консорциумов и 207 хозяйственных ассоциаций. Они могли стать основой формирования системы до 500 промышленных корпораций, способной обеспечить устойчивое развитие экономики страны. Пошло бы пусть медленно, но верное движение экономики вперед по пути развития цивилизованных рыночных отношений. Однако дефолт, после которого смогли выжить, с тем или иным успехом, только немногие компании, те, кто создал положительный баланс:

• основ, заложенных в  советский период;

• результатов государственных решений после 1991 года;

• платежеспособность спроса;

• использование возможностей рынка;

• более и менее  предсказуемого рынка.

   Это относится  к ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС  России», РАО «Норильский никель»,  к ряду вертикально интегрированных нефтяных компаний, таких как «ЛУКойл», «Сургутнефтегаз» и другим финансово – промышленным группам. Немногим в нынешних условиях удается успешно работать. Ни одна из нынешних российских компаний, входящих в мировые рейтинги, не создана чистыми рыночными методами, для этого было слишком мало времени. Иностранные компании ведут свою историю из глубины веков, рыночные отношения отрегулированы и, имея законченную форму, все еще продолжают развиваться и совершенствоваться. Но российские компании показывают колоссальную живучесть, способность приспосабливаться в крайне агрессивной среде.

Крупнейшие российские корпорации не имеют таких вековых  традиций, как в развитых странах Запада. Но уже к 2006 году, в экономике России в среде около 3 млн. предприятий, примерно 150 тыс. акционерных обществ, около 33 тыс. совместных предприятий, большого числа неразвитых мелких предприятий появилось несколько устойчивых крупных финансово – промышленных образований, из которых формируются интегрированные структуры.

   Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные под отрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков. В России нет хороших моделей крупных корпораций, нет и механизмов их формирования. Имеющиеся разработки являются слабо измененными прототипами из прошлого. В российском законодательстве закреплено отрицательное отношение к объединению предприятий и противодействие консолидации корпорации. Это ослабляет конкурентоспособность компаний и вытесняет в среду теневой экономики. Нет серьезной научной базы, нет теории крупных корпораций. Имеющиеся же крупные компании сложились в большей степени стихийно в ходе наступления капитала на социалистическую собственность. России нужны собственные модели современных корпораций – стратегических объединений предприятий как эффективных структур управления. Они нужны в качестве ориентиров промышленной политики, как основа практической работы, они нужны для серьезной реструктуризации промышленности. В России работают разного рода корпорации: Крупные акционерные компании, созданные с участием стратегических предприятий и крупных банков, находящихся под имущественным государственным контролем. ( РАО «ЕЭС России», РАО «Газпром»). В их числе также вертикально интегрированных нефтяных компаний, акции которых переданы в уставные капиталы центральных компаний («ЛУКойл», устойчиво работающую на внутреннем и мировом рынке), ФПГ, образованные по законодательному акту. Некоторые из них успешно работают. Промышленные и торгово-промышленные компании, созданные по законодательству об акционерных обществах. Среди них есть крупные конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынках. Они сотрудничают с ведущими российскими банками.

   В последнее  время созданы банковские холдинги, контролирующие промышленные объекты.  Они имеют крупные пакеты акций промышленных предприятий. Правовая база создания и работы крупных корпораций в России до сих пор находится в фазе становления. Создание условий для подъема российской экономики и развития в большой степени зависит от формирования и успешной работы крупных компаний.

   Произошел развал  крупных производственных и научно-производственных  комплексов. Образовались слабые  хозяйственные субъекты, формировалась  «мнимая» конкурентная среда  как следствие роста числа  неконкурентоспособных субъектов рынка. Это повлекло колоссальные потери. Намечается реформирование системы управления железнодорожным транспортом, но экономика страны может очень много потеряет, нельзя разрушать уже существующую структуру некоторых крупных монополий. Их трудности заключаются не в плохой работе, а в неплатежеспособности потребителей продукции.

Представление о естественной монополии как отрасли, в которой  издержки ниже, если производство осуществляется одной фирмой, а не несколькими, совершенно ясно. Согласно закону 1995 года, к деятельности субъектов естественные монополии относятся транспортировка нефти и газа, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки и т.д. Получается, что согласно закону, ни «Газпром», ни РАО «ЕЭС России», ни МПС как хозяйственные отрасли не относятся к числу естественных монополий, хотя с их деятельностью и связывают все проблемы естественных монополий. О них говорят просто как о монополиях, при этом происходит соединение понятия монополии и естественные монополии. Опасность состоит в том, что это приводит к предложениям о способах разбиения этих отраслей на части с целью ослабить власть монополий, создать конкурентную среду. Но если это произойдет, то неизбежны негативные социально-экономические последствия. Если раздробить единую сеть железных дорог России, отдав управление ими частным лицам, то возможное закрытие железных дорог, например, по чисто экономическим соображениям, может нарушить связность сети. Тогда, при отсутствии других видов сообщения, окажутся разобщенными целые регионы страны, утрачена целостность экономического пространства. Другие негативные последствия могут появиться, если попытаться создать конкурентную среду, образуя параллельные железные дороги. Будет происходить дублирование целого ряда управленческих и хозяйственных подразделений, возрастут издержки из-за увеличения затрат. Вырастут и цены на транспорт. Разбиение этих отраслей может иметь для России разрушительные последствия, неоправданный рост цен на тарифы и услуги. Принятие правительством РФ концепции реформирования этих отраслей содержат программы мероприятий, в которых одновременно ограничивается монопольная власть и укрепляется власть этих отраслевых структур. Устойчивая естественная монополия оказывается неуязвимой при входе на ее рынок других фирм, оптимальная структура отрасли продолжает существовать. Такие тарифы называются устойчивыми ценами. Для обеспечения устойчивости естественных монополий могут использоваться меры прямого государственного регулирования по созданию жестких барьеров входа на данный рынок. Кроме мер государственного вмешательства могут создаваться иные условия для развития и поддержки естественных монополий.

Информация о работе Монополия и антимонопольное законодательство