Монополия и антимонопольное законодательство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование монополизма и антимонопольного законодательства.
Для достижения этой цели было поставлено ряд задач:
1. Изучение литературы по данной теме.
2. Анализ статистических данных.
3. Изучение теоретической основы проблемы монополизма и антимонопольного законодательства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1.Монополия……………………………………………………………………5
1.1. Определение и сущность монополии…………………………..........5
1.2. Общие черты несовершенной конкуренции…………………...........9
1.3. Классификация монополии и их характеристика………………....15
1.4. Монопольное ценообразование……………………………………..18
1.5. Российские монополии и перспективы их развития ………………21
2.Российское антимонопольное законодательство………………………….26
2.1. Российские монополии и специфика их развития…………………...26
2.2.Методы антимонопольного регулирования…………………………..29
3.Анализ и оценка состояния конкурентной среды……………… .……….31
Заключение…………………………………………………………………….34
Библиографический список………………………………………………......36
Приложения……………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

курсовая- МОНОПОЛИЯ.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

Расчленение таких гигантов как РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», МПС и других, не только не оживит конкуренцию, но и создаст условия для образования многочисленных посреднических структур, что приведет к росту цен и разрастанию криминализации бизнеса. Возможны и другие негативные тенденции. Для укрепления в России мощного корпоративного звена нужно сделать еще очень много совместными усилиями законодательных и исполнительных органов власти. В связи с этим возрастает роль государства.   Специальное право («золотая акция») – 631, 700 пакетов приходится на топливно-энергетический комплекс, 1300 – транспорт, 370 – на ВПК. Государство осуществляет полный контроль примерно четверти обществ с госдолей, в остальных же действует обычный акционер.

   В условиях  дефицита финансового капитала  важно сконцентрировать имеющиеся  капиталовложения на главных  стратегических направлениях экономического развития. Консолидация монополий, создание крупных корпораций при наличии законодательной базы, участие и контроль за этими процессами государства – таким может быть оптимальный путь становления и развития экономики России на ближайшее время. [7,с.95-205].

 

 

 

2.1.Антимонопольная  политика в России и ее эффективность

 

Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых  фабрикантов и др.). Своеобразие  развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-03 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности. Возникали и объединения трестовского типа (Товарищество «Бр. Нобель», ниточный трест и др.).

Государство  стремиться регулировать деятельность монополии  и важным средством для этого  выступает антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство – это пакет законов являющиеся средством поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией. Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики, появился в России в 1991 году – закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года. С 1991 года по 1999 год было введено большое количество объективно необходимых законов, составивших организационно-правовую базу для  регулирования монополий. К примеру, законы "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г., "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г., "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., "О рекламе" от 18 июля 1996 г., "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и другие, а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства. Но в 1999 году, через восемь лет после начала реформ, антимонопольное законодательство остро нуждалось в совершенствовании, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Появилась необходимость в обновлении всей правовой базы, чтобы она позволила надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг. В результате такой необходимости, российским правительством в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике, которому, по-моему, не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды. Но, несмотря на все предпринятые меры, уровень развития конкуренции в России явно недостаточен.

Специалисты называют причины невысокого уровня развития конкуренции в Российской Федерации:

  • приватизация  не привела, как ожидалось,  к появлению эффективных собственников,  которые заботились бы о развитии  предприятия; 

  • принудительная  реорганизация (реструктуризация) предприятий не была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образование новых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов;

  • малый бизнес  так и не получил должного  развития.

 Во многих странах именно малый бизнес является естественной основой формирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных технологических и экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясь с одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников выше чувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе.

Специалисты по антимонопольной  политики предлагают следующие меры для демонополизации экономики  и развития конкуренции:

   а) наладить  антимонопольный контроль за  проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

   б) ввести жесткие  меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей России;

   в) совершенствовать  правовое регулирование использования  государственных средств для  расширения конкурентной среды,  снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

   г) согласовать  антимонопольное законодательство  стран СНГ, адаптировать их  конкурентную политику к международным принципам и правилам.

Россия не избежала и  негативного воздействия отраслей - естественных монополий в условиях рынка. В российской промышленности на данный момент существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500.Примером естественных монополистов в России можно уверено считать, прежде всего, РАО «ЕЭС России», «Газпром» и Министерство путей сообщения. Их судьба вызывает очень острые и важные дискуссии. Таким образом, в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования. [5,с.90-182].

 

2.2.Методы антимонопольного регулирования

   Выделяют два метода антимонопольного регулирования: прямой и косвенный. Прямой метод регулирования включает меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. А к мерам косвенного регулирования относятся преимущественно финансово-кредитные методы предупреждения и преодоления монополистических явлений в экономике.

   Таким образом,  суть фактически любой антимонопольной  политики заключается в использовании выгод крупномасштабной экономики и в нейтрализации её побочных последствий, связанных с ослаблением конкуренции на товарных и иных рынках.

   Базовыми методами  борьбы с монополизмом являются:

   1) Предупреждение монополистической деятельности, применяя комплекс мер, принимаемых антимонопольным органом по созданию экономических, организационных и правовых условий, в которых появление монополизма и концентрация рыночной власти у отдельных хозяйствующих субъектов становятся невозможными в силу особенностей товарного рынка (демонополизация экономики, устранение барьеров входа на рынок, либерализация внешней торговли, деконцентрация рынков и расширение их географических границ);

   2) Ограничение монополистической деятельности - процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного органа как ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35 процентов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства;

   3) Пресечение монополистической деятельности - собственно правоприменительная деятельность антимонопольного органа по выявлению фактов нарушения запретов и иных ограничений, установленных антимонопольным законодательством, возбуждение и рассмотрение дел, и принятие по ним решений, обязательных для нарушителей, контроль над исполнением решении и предписаний.[5,с.90-182].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Анализ и оценка состояния конкурентной среды

Изучив сущность  монополии  и антимонопольного  законодательства, необходимо оценить деятельность  монополии на практике.

Проанализируем уровень концентрации, который показывает рыночную власть  отдельных субъектов  и степень конкуренции,  на разных типах предприятия.

Проведенные исследования за 2000- 2006 г. показали, что доля малых предприятий в общем числе организаций промышленности сократились на 16,4%.

 Количество  средних  предприятий увеличилось  в 2 раза. В целом группа малых и средних предприятий увеличилось на 7,3т.ед., объем производства вырос на 75,5 млрд. руб.

Объем продукции, выпускаемой  крупными предприятиями, вырос в  целом по стране  за исследуемый  период на 350,2 млрд. руб., обеспечив почти весь общерусский прирост общерусский прирост  добычи нефти, угля, железной руды, выработки электроэнергии. Имея  незначительный удельный вес (17,7%) в общем количестве  предприятий, данная группа промышленных объединений смогла сконцентрировать в своих руках почти весь (около 80%) ресурсный потенциал страны – финансовый, материальный, трудовой, научный, информационная.

Таким образом, рассмотрев таблицу 2, мы можем сказать, что крупные предприятия имеют большую возможность занять монополистическое положение и диктовать свои условия. Это связано с более высокими показателями объема производства, а как мы знаем предприятие, которое будет выпускать больше всех, имеет и  больше возможностей повлиять и на цены и на других участников рынка. (см. приложение Е).

Очень важно проанализировать  уровень концентрации  монополии  между двумя разными странами, а потом сравнить степень  сосредоточения экономически значимых признаков в  руках незначительного количества субъектов, например  России и США. Сравнив данные концентрации производства  РФ и США в таблице 7 (см. приложение Ж) можно сказать, что в России более высокий уровень концентрации производства в отличие от США. То есть в России эта проблема  носит более острый характер. Очень большое количество продукции сосредоточено  в руках незначительного  количества субъектов: древесная масса, машиностроение, линии для  деревообработки, машины швейные промышленные, подошвенная резина и т.д.

В РФ постоянно отслеживаются степени монополизации рынков органами государственной статистики. Первая оценка степени концентрации по отдельным товарным рынкам была проведена в 1991 году. В настоящее время антимонопольное законодательство России ведет постоянный мониторинг  уровня концентрации  и состояния конкурентной среды на рынках, наиболее критических с позиции монополизации и имеющих повышенную социальную значимость.

Таким образом,  в соответствии  с анализом таблицы мы приходим к  выводу, что в России наблюдается  более высокий уровень концентрации производства в отличие от США, то есть   в России  большинство видов продукции сконцентрировано в руках небольшого количества субъектов, что тормозит   развитие научно -  технического прогресса, снижает жизненный уровень населения. Одна из причин высокого уровня концентрации  этого - низкие  показатели развития малого бизнеса в отличие от США. Америка имеет большой опыт по отношению к монополистической конкуренции и довольно успешно ведет борьбу с ней. И последние результаты анализа  уровня концентрации продукции  дают нам понять, что  в России монополизм один из важнейших  проблем, который необходимо решать уже сейчас.

Рассмотрев и проанализировав  действие  монополии на разных группах  предприятия, сравнив данные концентрации производства в России и США, необходимо оценить  влияние монополизма и на динамику цен. За период 1997 – 2006 г.  проводился анализ изменения цены  на масло животное. В таблице 8 (см. приложение Ж) до 1998 года  концентрация рынка снижалась за счет увеличения количества предприятий и более равномерного распределения объемов производства. С 1999 наметилась тенденция укрепления предприятия за счет слияния мелких. И уже   к 2006 г. вектор развития экономических процессов на исследуемом рынке направлен в сторону усиления концентрации и степени роста неравномерности  между хозяйствующими субъектами.

Таким образом, к 2006 году в России увеличился роль крупных  предприятий, которые  сконцентрировали в своих руках почти весь потенциал данного вида продукции. Анализ показал, что  влияние монополии на экономику России очень велико.  Поэтому РФ необходимо уделить большое внимание этой проблеме и как можно быстрее найти пути  ее решения. Одним, из которых является развитие малого бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 Исследовав явление монополизма, его сущность, виды и методы борьбы с этим явлением, можно сделать некоторые заключительные выводы.

   Во-первых, следует  отметить, что основной отрицательной  стороной монополизации является  избыточная власть фирм-монополистов. Круг тех, кто может вести  бизнес, неуклонно сужается и делает монополистичной всю экономику. Новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции, результате чего у компаний нет стимула к повышению эффективности труда. При монополизме расцветает паразитизм в экономике, мнение о том, что деньги можно заработать только при «особом» отношении с властью. Монополизм в экономике способствует коррупции. Все это не способствует развитию экономики в целом, тормозит возникновению и развитию новых конкурентоспособных предприятий. Отсутствие эффективной налоговой и юридической систем тоже не способствует развитию бизнеса. В итоге многие компании работают в расчете на краткосрочные перспективы, уводят деньги за границу, неохотно инвестируют их в производство. Все это негативно оказывается на экономике страны. Сказывается также и «кадровый монополизм», когда все ключевые посты в бизнесе и государстве занимают люди, мыслящие категориями советской системы, не имеющие навыков работы в рыночных условиях и не желающие эти условия создавать. Все это усугубляет проблемы, с которыми столкнулась Россия. В таких условиях способны выжить лишь те предприятия, которые имеют уникальный бизнес. У монополии есть и положительные стороны, но их очень мало.

Информация о работе Монополия и антимонопольное законодательство